Художественное ремесло
Искусство Древней Руси — это в первую очередь архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI—XII вв. (разрушенная в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда — куполами. В алтарной части — полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработаннал византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».
числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия — все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.
Оружие
Старинное русское оружие
Ранней осенью 1808 г. в окрестностях старинного русского города Юрьева-Польского местная крестьянка собирала лесные орехи. Случайно ее взгляд привлек лежавший под гнилой корягой блестящий предмет. Им оказались металлический шлем и остатки кольчуги, превратившейся в бесформенный комок ржавого железа. Па шлеме хорошо сохранилась серебряная накладка с надписью. По ней специалистам удалось определить, что доспехи принадлежали переславскому князю Ярославу Всеволодовичу, -отцу Александра Невского. Но как княжеский шлем оказался под корягой?
В 1216 г. на реке Липице близ Юрьева-Польского произошла битва между русскими князьями, в которой участвовал и Ярослав Всеволодович. Он потерпел поражение и, видимо, спасаясь бегством, бросил тяжелую кольчугу и шлем. Ныне шлем этот украшает экспозицию Оружейной палаты Московского Кремля – богатейшего собрания древнерусского оружия.
Средневековая история Руси изобилует войнами и военными конфликтами. Выдающийся историк XIX в. Сергей Михайлович Соловьев подсчитал, что с 1228 по 1462 г. на Руси произошло 302 войны и военных похода, 85 крупных сражений. Совершенствовалось и оружейное дело.
Но не только боевое оружие изготавливали русские оружейники. Для придворных церемоний – торжественных выходов и выездов царя, приемов иностранных послов, на смотрах войск – требовалось парадное оружие.
На коронационных торжествах в XVII в. непременным атрибутом царских регалий, кроме венца, державы и скипетра, были государственный меч и государственный щит. "Большой воинский наряд" царя непременно включал в себя саадачный прибор (налуч, футляр для лука, и колчан для стрел), булатный шлем, зерцальный доспех, щит и саблю.
В древности оружие принято было дарить. Особую ценность представляют посольские дары русским царям – прекрасные образцы парадного западноевропейского и восточного оружия.
Письменность
Если следовать общепринятой версии, письменность у восточных славян появилась только в 9-10 веках. Якобы никакой письменности в Киевской Руси до 9-10 веков не было и не могло быть. Но этот ошибочный и тупиковый вывод опровергали много раз.
Если мы изучим историю других стран, мы увидим, что в то время как появлялась какая-либо государственная система, обязательно была своя письменность. Если есть государство, но при этом нет письменности, то это усложняет, конечно же, все процессы, происходящие в нем. Как могут в государстве происходить какие-либо процессы без письменности? Вам не кажется это странно? Поэтому мнение, что Кирилл и Мефодий, являются основателями нашей письменности, ошибочно, доказательства этому имеются.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 374.