Материальная культура Древней Руси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИДЗ


(5,6) Культура древней Руси

Культура Древней Руси, как и культура любой другой страны, - совокупность духовных ценностей и материальных, которые создало человечество в процессе своей общественно-трудовой практики. Материальная культура — это развитие техники, машин, орудий труда, строительства и т.д. Духовная культура — литература, наука, идеология, искусство, образование.

Культура Древней Руси отличалась высоким уровнем развития. К сожалению, многие памятники не дошли до нас, а погибли в огне пожаров, войн, нашествий. Сохранились преимущественно литература, соборы, иконы, предметы религиозных культов. Основа культуры — культурное наследие, оставшееся от восточнославянских племен. Большое влияние на нее оказали варяги, кочевые народы, принятие христианства, а также страны Западной Европы и, конечно, Византия.


Материальная культура Древней Руси

 

Высокого уровня в развитии достигла архитектура. Сохранилось около 60 архитектурных памятников домонгольского периода. До середины X в. постройки были исключительно деревянными. Именно дерево было главным строительным материалом. Оно использовалось для возведения жилых домов, дворцовых зданий, городских укреплений, церквей. В этих деревянных постройках планировочно-объемная структура определялась крепкой бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами. Но даже при "жесткости" строительной деревянной системы мастера умудрялись пластически ее оживить и композиционно разнообразить.

Одним из самых первых каменных зданий была Десятинная церковь. Позже из камня были сооружены Золотые ворота и Софийский собор, другие храмы. Стены внутри храмов богато украшали фресками, мозаиками, иконами. Во многих землях основным стройматериалом выступал белый камень. Характерными его чертами являются изысканность, богатая декоративность, стройность зданий, устремленность ввысь. Из него строили и жилые дома. С 14 века начали возводить и оборонительные стены в городах.

В каменном культовом строительстве навеки утвердился тип ровного кубического храма с параллельными четырьмя нефами во внутреннем пространстве, шестью крещатыми опорными столбами, что поддерживают купола и своды. При наличии конструктивной и сходной объемной структуры, культовые русские сооружения представляют картину разнообразных объемных форм и размеров, средств обработки декора сооружений. Большинство зданий отличались единством конструктивного решения и органичностью, внутренняя их структура последовательно и четко выражалась во внешних формах.

 

Духовная культура

Духовная  культура Древней Руси развивалась в двух направлениях: народное творчество, фольклор, и церковная музыка.

Древние славяне поклонялись идолам, были язычниками. Они совершали в их честь обряды, сопровождающиеся плясками, песнями, игрой на различных музыкальных инструментах (гуслях, свирели, трещотках).

Яркие представители народного творчества — скоморохи. Это профессиональные странствующие актеры, которые потешали народ песнями и танцами. Своим искусством они активно способствовали развитию некоторых литературных жанров— эпос, драма, поэзия. Скоморохи владели безупречным мастерством затейников — организаторов праздников, народных потешников, выступали в роли актеров или музыкантов. Конечно же, важнейшей областью в музыкальном искусстве того времени оставалась народная песня, особенно та, что связана с праздниками земледельческого календаря. Основной жанр эпоса — былины.

С принятием христианства пришло церковное пение из Византии. Тогда церковная музыкальная культура древней Руси представлялась одноголосным пением. Мелодия песни записывалась сверху над строкой текста при помощи системы особых условных знаков, которые указывали лишь направление мелодии, но не точную высоту звуков.

Христианство отыграло большую роль в формировании как музыкальной, так и всей культуры Древней Руси в целом. Оно определило перспективу ее развития на много веков вперед.

 

Термины

Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому).

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα, др.-греч. εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Язы́чество (от церк.-слав. ꙗ҆зы́цы «народы», формы мн. ч. от ꙗ҆зы́къ «народ», являющегося калькой с др.-греч. ἔθνος) — принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии.

Идол (др.-рус. идолъ, греч. éidōlon) — кумир, фантом, предмет слепого поклонения.

Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека. Нередко обряд отождествляется с ритуалом.

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих») — род литературы (наряду с лирикой и драмой), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве.

Художественное ремесло

Искусство Древней Руси — это в первую очередь архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI—XII вв. (разрушенная в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда — куполами. В алтарной части — полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработаннал византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия — все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

Оружие

Старинное русское оружие

Ранней осенью 1808 г. в окрестностях старинного русского города Юрьева-Польского местная крестьянка собирала лесные орехи. Случайно ее взгляд привлек лежавший под гнилой корягой блестящий предмет. Им оказались металлический шлем и остатки кольчуги, превратившейся в бесформенный комок ржавого железа. Па шлеме хорошо сохранилась серебряная накладка с надписью. По ней специалистам удалось определить, что доспехи принадлежали переславскому князю Ярославу Всеволодовичу, -отцу Александра Невского. Но как княжеский шлем оказался под корягой?
В 1216 г. на реке Липице близ Юрьева-Польского произошла битва между русскими князьями, в которой участвовал и Ярослав Всеволодович. Он потерпел поражение и, видимо, спасаясь бегством, бросил тяжелую кольчугу и шлем. Ныне шлем этот украшает экспозицию Оружейной палаты Московского Кремля – богатейшего собрания древнерусского оружия.
Средневековая история Руси изобилует войнами и военными конфликтами. Выдающийся историк XIX в. Сергей Михайлович Соловьев подсчитал, что с 1228 по 1462 г. на Руси произошло 302 войны и военных похода, 85 крупных сражений. Совершенствовалось и оружейное дело.
Но не только боевое оружие изготавливали русские оружейники. Для придворных церемоний – торжественных выходов и выездов царя, приемов иностранных послов, на смотрах войск – требовалось парадное оружие.
На коронационных торжествах в XVII в. непременным атрибутом царских регалий, кроме венца, державы и скипетра, были государственный меч и государственный щит. "Большой воинский наряд" царя непременно включал в себя саадачный прибор (налуч, футляр для лука, и колчан для стрел), булатный шлем, зерцальный доспех, щит и саблю.
В древности оружие принято было дарить. Особую ценность представляют посольские дары русским царям – прекрасные образцы парадного западноевропейского и восточного оружия.

 








Письменность

Если следовать общепринятой версии, письменность у восточных славян появилась только в 9-10 веках. Якобы никакой письменности в Киевской Руси до 9-10 веков не было и не могло быть. Но этот ошибочный и тупиковый вывод опровергали много раз.

Если мы изучим историю других стран, мы увидим, что в то время как появлялась какая-либо государственная система, обязательно была своя письменность. Если есть государство, но при этом нет письменности, то это усложняет, конечно же, все процессы, происходящие в нем. Как могут в государстве происходить какие-либо процессы без письменности? Вам не кажется это странно? Поэтому мнение, что Кирилл и Мефодий, являются основателями нашей письменности, ошибочно, доказательства этому имеются.

Итоги

История создания славянской письменности долгие века насильно изменялась. Древнюю Русь показывали как государство, долгое время, не имеющее своей письменности, а большинство славян были безграмотны и забиты. Считалось, что женщины вообще, не зависимо к какому слою общества они относились, были безграмотны и темны. А грамотность, якобы, была присуща только высшему сословию: князьям и знатным славянам. Но мы уже сейчас видим, что это далеко не так. Русь никогда не была варварским государством, не имеющим своей письменности.

Когда появилась письменность на Руси , сейчас доподлинно неизвестно. Возможно, когда-нибудь историки и лингвисты приоткроют нам эту тайну. Но она появилась задолго до Кирилла и Мефодия. И это является фактом. Не могли они дать нам то, чем наши предки владели задолго до них. Ведь к 9-10 векам Киевская Русь была уже сформировавшимся и довольно влиятельным государством.

И вполне возможно, что древнерусская письменность, на самом деле, очень древняя. Возможно, правду об это мы когда-нибудь узнаем.

 

(8) Новгородская земля

К XIII в. Новгородская земля оказалась самой зажиточной и культурной областью из всех, входивших ранее в Киевскую Русь. После разгрома Византии крестоносцами в 1204 г. остатки русской внешней торговли переместились на Балтийское море, и Новгород с зависящим от него Псковом занял место Киева как деловой центр страны.

Новгородская земля расположена на северо-западе Руси. Она отличается скудными и болотистыми почвами, а потому условия для земледелия здесь неблагоприятны. Обширные лесные пространства обеспечивали возможность охоты на пушного зверя, а по берегам Белого моря и на морского. Новгород расположен на реке Волхов, непосредственно на пути «из варяг в греки» (Финский залив – Нева – Ладожское озеро – Волхов). Его географическое положение создавало благоприятные условия для торговли с Русью и зарубежьем.

Из-за своего северного положения Новгород не всегда мог обеспечить себя продовольствием и вынужден был закупать зерно в Германии и в междуречье Оки и Волги. Процветание Новгорода зиждилось на тесном сотрудничестве с Ганзейским союзом свободных торговых городов, чьим активным членом он сделался. Немецкие купцы основали постоянные колонии в Новгороде, Пскове, Соли Вычегодской и других городах. Они обязывались новгородскими властями контактировать с производителями товаров только через русских посредников, взамен чего получали полный контроль над всей заморской частью дела, включая перевоз и сбыт. Именно интересы внешней торговли, как считает большинство историков, заставили новгородцев раздвинуть пределы своего государства вплоть до Урала, разведав и колонизовав большую часть севера страны.

Сложившийся в Новгороде порядок правления во всех главных чертах напоминал форму, известную из истории средневековых городов-государств Западной Европы. Новгород состоял из двух сторон (Софийской и Торговой), делившихся на концы. Первоначально концов было три (Славенский, Неревский, Людин), позднее – пять (выделились Прусский и Плотницкий). Первоначально концы представляли собой самостоятельные разноплеменные поселки, слившиеся позднее в единый город. Их населяли ильменские словене, кривичи, меря и, возможно, чудь. Непосредственно «Новгородом» первоначально именовался не весь город, а Кремль, где располагались общая для всех поселков светская администрация и жречество.

Биография Сперанского

Сперанский родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего возраста обучился чтению и, вместе с дедом Василием, постоянно посещал церковь и читал священные книги.

В 1780 году поступает во Владимирскую семинарию, где очень скоро становится одним из лучших учеников благодаря своему уму и способностям к аналитическому мышлению. По окончании семинарии Сперанский продолжает свое образование и становится студентом в этой же семинарии, а затем и в Александро-Невской семинарии в Петербурге. После окончания последней Сперанский остается преподавать.

В 1795 году начинается общественная и политическая карьера Сперанского. Он поступает на пост секретаря князя Куракина. Сперанский быстро продвигался по службе и к 1801 году достигает чина действительного статского советника. В 1806 году он знакомится с Александром 1 и очень быстро входит в расположение у императора. Благодаря своему уму и отличной службе в 1810 году Сперанский становится государственным секретарем – вторым человеком после государя. Сперанский начинает активную политическую и реформаторскую деятельность.

В 1812-1816 годах Сперанский находится в опале из-за проведенных им реформ, которые затрагивали интересы слишком большого количества людей. Однако уже в 1819 году он становится генерал-губернатором Сибири, а в 1821 возвращается в Петербург.

После смерти Александра 1 и восшествия на престол Николая 1 Сперанский возвращает к себе доверие власти и получает должность воспитателя будущего царя Александра 2. Также в это время учреждается «Высшая школа правоведения», в которой Сперанский активно работал.

В 1839 году Сперанский умирает от простуды.

 

Идеи

Сперанский известен, прежде всего, благодаря своим обширным реформам. Он был сторонником конституционного строя, однако полагал, что Россия не готова пока распрощаться с монархией, поэтому необходимо постепенно преобразовывать государственный строй, менять систему управления и вводить новые нормы и законодательные акты. По приказу Александра 1 Сперанский разработал обширную программу реформ, которые должны были вывести страну из кризиса и преобразовать государство.

Программа предполагала:

•Уравнивание всех сословий перед законом;

•Сокращение расходов всех государственных ведомств;

•Установление жесткого контроля над расходованием государственных средств;

•Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, изменение функций министерств;

•Создание новых, более совершенных судебных органов, а также создание нового законодательства;

•Введение новой налоговой системы и преобразования во внутренней экономике и торговле.

В целом, Сперанский хотел создать более демократичную систему с монархом во главе, где каждый человек, вне зависимости от его происхождения, имел равные права и мог рассчитывать на защиту своих прав в суде. Сперанский хотел создать в России полноценное правовое государство.

К сожалению, не все реформы, которые предложил Сперанский, были воплощены в жизнь. Во многом на провал его программы повлиял страх Александра 1 перед столь крупными преобразованиями и недовольство дворянства, которое имело влияние на царя.

 

ИДЗ


(5,6) Культура древней Руси

Культура Древней Руси, как и культура любой другой страны, - совокупность духовных ценностей и материальных, которые создало человечество в процессе своей общественно-трудовой практики. Материальная культура — это развитие техники, машин, орудий труда, строительства и т.д. Духовная культура — литература, наука, идеология, искусство, образование.

Культура Древней Руси отличалась высоким уровнем развития. К сожалению, многие памятники не дошли до нас, а погибли в огне пожаров, войн, нашествий. Сохранились преимущественно литература, соборы, иконы, предметы религиозных культов. Основа культуры — культурное наследие, оставшееся от восточнославянских племен. Большое влияние на нее оказали варяги, кочевые народы, принятие христианства, а также страны Западной Европы и, конечно, Византия.


Материальная культура Древней Руси

 

Высокого уровня в развитии достигла архитектура. Сохранилось около 60 архитектурных памятников домонгольского периода. До середины X в. постройки были исключительно деревянными. Именно дерево было главным строительным материалом. Оно использовалось для возведения жилых домов, дворцовых зданий, городских укреплений, церквей. В этих деревянных постройках планировочно-объемная структура определялась крепкой бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами. Но даже при "жесткости" строительной деревянной системы мастера умудрялись пластически ее оживить и композиционно разнообразить.

Одним из самых первых каменных зданий была Десятинная церковь. Позже из камня были сооружены Золотые ворота и Софийский собор, другие храмы. Стены внутри храмов богато украшали фресками, мозаиками, иконами. Во многих землях основным стройматериалом выступал белый камень. Характерными его чертами являются изысканность, богатая декоративность, стройность зданий, устремленность ввысь. Из него строили и жилые дома. С 14 века начали возводить и оборонительные стены в городах.

В каменном культовом строительстве навеки утвердился тип ровного кубического храма с параллельными четырьмя нефами во внутреннем пространстве, шестью крещатыми опорными столбами, что поддерживают купола и своды. При наличии конструктивной и сходной объемной структуры, культовые русские сооружения представляют картину разнообразных объемных форм и размеров, средств обработки декора сооружений. Большинство зданий отличались единством конструктивного решения и органичностью, внутренняя их структура последовательно и четко выражалась во внешних формах.

 

Духовная культура

Духовная  культура Древней Руси развивалась в двух направлениях: народное творчество, фольклор, и церковная музыка.

Древние славяне поклонялись идолам, были язычниками. Они совершали в их честь обряды, сопровождающиеся плясками, песнями, игрой на различных музыкальных инструментах (гуслях, свирели, трещотках).

Яркие представители народного творчества — скоморохи. Это профессиональные странствующие актеры, которые потешали народ песнями и танцами. Своим искусством они активно способствовали развитию некоторых литературных жанров— эпос, драма, поэзия. Скоморохи владели безупречным мастерством затейников — организаторов праздников, народных потешников, выступали в роли актеров или музыкантов. Конечно же, важнейшей областью в музыкальном искусстве того времени оставалась народная песня, особенно та, что связана с праздниками земледельческого календаря. Основной жанр эпоса — былины.

С принятием христианства пришло церковное пение из Византии. Тогда церковная музыкальная культура древней Руси представлялась одноголосным пением. Мелодия песни записывалась сверху над строкой текста при помощи системы особых условных знаков, которые указывали лишь направление мелодии, но не точную высоту звуков.

Христианство отыграло большую роль в формировании как музыкальной, так и всей культуры Древней Руси в целом. Оно определило перспективу ее развития на много веков вперед.

 

Термины

Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому).

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα, др.-греч. εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Язы́чество (от церк.-слав. ꙗ҆зы́цы «народы», формы мн. ч. от ꙗ҆зы́къ «народ», являющегося калькой с др.-греч. ἔθνος) — принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии.

Идол (др.-рус. идолъ, греч. éidōlon) — кумир, фантом, предмет слепого поклонения.

Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека. Нередко обряд отождествляется с ритуалом.

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих») — род литературы (наряду с лирикой и драмой), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 255.