Целевой компонент учебного занятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

П риложение 1.

Целевой компонент учебного занятия

Обучающие (образовательные) цели - формирование ПК и ОК (формируем или совершенствуем: компоненты компетенций, опыт, умения или знания по указанной компетенции на данном занятии).

Необходимо указать, какой результат будет достигаться на данном занятии: знаниевый (на каком уровне усвоения), деятельностный (какие умения и способы деятельности будут освоены).

Практический опыт формируется на занятиях по учебной практике.

Обучающая цель:

Формирование:

•  нового способа действия (указать конкретно), отработать способ действия;

• умения выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль;

• умения самостоятельно работать со справочной литературой, документами…

• умения обеспечивать безопасность выполнения работ….

• умения самостоятельно выполнить задание (указывается вид)

• умения воспроизводить по предложенному алгоритму ...

Ожидаемые результаты:

• соотносятся с компонентами ОК и ПК;

• включают количественные и качественные показатели;

• имеют конкретный и проверяемый характер;

• формулируются от обучающихся («В результате занятия обучающиеся смогут…»);

• могут быть сформулированы и обсуждены вместе с обучающимися;

• возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

Пример описания результата

В результате проведения занятия обучающиеся смогут:

Ø давать определение понятиям (формулировать) ….

Ø называть не менее 4-х характеристик явления,

Ø приводить не менее 3-х примеров по теме (событию),

Ø назвать не менее 3-х причин события,

Ø сформулировать аргументы или контраргументы по вопросу,

Ø сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме,

Ø нарисовать (изобразить), сделать схему, заполнить сравнительную таблицу,

Ø раскрыть на примерах (показывать, объяснить),

Ø воспроизводить информацию,

Ø занять позицию или высказать собственное мнение,

Ø сделать выбор, сформировать отношение.

Требования к обучающей цели:

• сформулирована на языке результата (формируемых общих и профессиональных компетенций и их составляющих);

• конкретность обучающей цели: необходимо максимально конкретно описать, что должно получиться в результате обучения;

• диагностируема: имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель учебного занятия, существуют показатели, признаки, по которым можно судить о достижении цели;

• скорректирована в зависимости от уровня познавательных возможностей обучающихся конкретной группы;

• должна быть обсуждена с обучающимися и принята ими.

 

Уровень цели Ключевые слова и фразы
1. Знание (эта категория означает запоминание и воспроизведение) Перечислите, сформулируйте, докажите, расскажите, опишите, назовите, установите, соотнесите.
2. Понимание (показателями способности понимать может служить преобразование материала, интерпретация, предложение) Интерпретировать словесный материал, схемы, графики; преобразовать словесный материал в математические выражения, схемы, таблицы; обосновать выявить, выделить, определить; суммируйте, объясните смысл, покажите взаимосвязь.
3. Применение (умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях) Продемонстрируйте, примените, выберите вариант, воспользуйтесь, решите, смоделируйте, спрогнозируйте, сформируйте.
4. Анализ (эта категория означает умение разбить материал на составляющее так, чтобы ясно выступила его структура) Оценить, проанализируйте, найдите ошибки в логике рассуждений, сделайте предложение, объясните причины, сравните, объясните как и почему, классифицируйте.
5. Синтез (эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной) Творческая работа. Сочинение, план решения, проблемы, план эксперимента. Предположите, придумайте, установите причины, предложите закономерности, сделайте вывод, обобщите.
6. Оценка (умение оценивать значение того или иного материала) Оцените: логику построения материала, соответствие выводов имеющимися данным, установите критерии, выберите лучший вариант, выберите лучшее, интересное решение. Выскажите свое мнение обсудите за и против.

 

Развивающие цели:

1. Развитие общих компетенций (указать каких).

2. Развитие мышления, т.е. учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия. В этот процесс необходимо включать и процессы развития воображения, фантазии.

3. Развитие речи - обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнения смысловой функции, усиление коммуникативных свойств, овладение художественными образами, выразительными свойствами).

4. Развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи; овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развитие сноровки, соразмерности движений;

5. Развитие способностей (познавательных, творческих, специальных);

6. Развитие эмоциональной сферы.

Примеры развивающих целей:

1. Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы…

2. Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между…

3. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное…

4. Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях…

5. Способствовать развитию волевых качеств обучающихся при…

6. Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления…

7. Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач…

Воспитательные цели:

1. Формирование ОК (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами…).

2. Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

3. Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

4. Формировать умение анализировать сложившуюся ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознанно принимать решения по трудоустройству; Формирование ОК (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами…).

5. Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

6. Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

7. Формировать умение анализировать сложившуюся ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознанно принимать решения по трудоустройству.

Примеры воспитательных целей

1. Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии…

2. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности…

3. Способствовать воспитанию бережливости и экономии…

4. Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемой учебной дисциплине…

5. Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе…

6. Создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением…

7. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения…

8. Создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков самоконтроля…   

Приложение 2.

Примерная структура каждого типа учебного занятия

1. Структура учебного занятия изучения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

2 Структура занятия комплексного применения знаний и умений (занятие закрепления знаний):

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач учебного занятия . Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Приложение 3.

П риложение 1.

Целевой компонент учебного занятия

Обучающие (образовательные) цели - формирование ПК и ОК (формируем или совершенствуем: компоненты компетенций, опыт, умения или знания по указанной компетенции на данном занятии).

Необходимо указать, какой результат будет достигаться на данном занятии: знаниевый (на каком уровне усвоения), деятельностный (какие умения и способы деятельности будут освоены).

Практический опыт формируется на занятиях по учебной практике.

Обучающая цель:

Формирование:

•  нового способа действия (указать конкретно), отработать способ действия;

• умения выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль;

• умения самостоятельно работать со справочной литературой, документами…

• умения обеспечивать безопасность выполнения работ….

• умения самостоятельно выполнить задание (указывается вид)

• умения воспроизводить по предложенному алгоритму ...

Ожидаемые результаты:

• соотносятся с компонентами ОК и ПК;

• включают количественные и качественные показатели;

• имеют конкретный и проверяемый характер;

• формулируются от обучающихся («В результате занятия обучающиеся смогут…»);

• могут быть сформулированы и обсуждены вместе с обучающимися;

• возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

Пример описания результата

В результате проведения занятия обучающиеся смогут:

Ø давать определение понятиям (формулировать) ….

Ø называть не менее 4-х характеристик явления,

Ø приводить не менее 3-х примеров по теме (событию),

Ø назвать не менее 3-х причин события,

Ø сформулировать аргументы или контраргументы по вопросу,

Ø сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме,

Ø нарисовать (изобразить), сделать схему, заполнить сравнительную таблицу,

Ø раскрыть на примерах (показывать, объяснить),

Ø воспроизводить информацию,

Ø занять позицию или высказать собственное мнение,

Ø сделать выбор, сформировать отношение.

Требования к обучающей цели:

• сформулирована на языке результата (формируемых общих и профессиональных компетенций и их составляющих);

• конкретность обучающей цели: необходимо максимально конкретно описать, что должно получиться в результате обучения;

• диагностируема: имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель учебного занятия, существуют показатели, признаки, по которым можно судить о достижении цели;

• скорректирована в зависимости от уровня познавательных возможностей обучающихся конкретной группы;

• должна быть обсуждена с обучающимися и принята ими.

 

Уровень цели Ключевые слова и фразы
1. Знание (эта категория означает запоминание и воспроизведение) Перечислите, сформулируйте, докажите, расскажите, опишите, назовите, установите, соотнесите.
2. Понимание (показателями способности понимать может служить преобразование материала, интерпретация, предложение) Интерпретировать словесный материал, схемы, графики; преобразовать словесный материал в математические выражения, схемы, таблицы; обосновать выявить, выделить, определить; суммируйте, объясните смысл, покажите взаимосвязь.
3. Применение (умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях) Продемонстрируйте, примените, выберите вариант, воспользуйтесь, решите, смоделируйте, спрогнозируйте, сформируйте.
4. Анализ (эта категория означает умение разбить материал на составляющее так, чтобы ясно выступила его структура) Оценить, проанализируйте, найдите ошибки в логике рассуждений, сделайте предложение, объясните причины, сравните, объясните как и почему, классифицируйте.
5. Синтез (эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной) Творческая работа. Сочинение, план решения, проблемы, план эксперимента. Предположите, придумайте, установите причины, предложите закономерности, сделайте вывод, обобщите.
6. Оценка (умение оценивать значение того или иного материала) Оцените: логику построения материала, соответствие выводов имеющимися данным, установите критерии, выберите лучший вариант, выберите лучшее, интересное решение. Выскажите свое мнение обсудите за и против.

 

Развивающие цели:

1. Развитие общих компетенций (указать каких).

2. Развитие мышления, т.е. учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия. В этот процесс необходимо включать и процессы развития воображения, фантазии.

3. Развитие речи - обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнения смысловой функции, усиление коммуникативных свойств, овладение художественными образами, выразительными свойствами).

4. Развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи; овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развитие сноровки, соразмерности движений;

5. Развитие способностей (познавательных, творческих, специальных);

6. Развитие эмоциональной сферы.

Примеры развивающих целей:

1. Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы…

2. Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между…

3. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное…

4. Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях…

5. Способствовать развитию волевых качеств обучающихся при…

6. Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления…

7. Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач…

Воспитательные цели:

1. Формирование ОК (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами…).

2. Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

3. Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

4. Формировать умение анализировать сложившуюся ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознанно принимать решения по трудоустройству; Формирование ОК (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами…).

5. Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

6. Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

7. Формировать умение анализировать сложившуюся ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознанно принимать решения по трудоустройству.

Примеры воспитательных целей

1. Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии…

2. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности…

3. Способствовать воспитанию бережливости и экономии…

4. Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемой учебной дисциплине…

5. Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе…

6. Создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением…

7. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения…

8. Создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков самоконтроля…   

Приложение 2.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.