Структура общественного сознания, его основные уровни и формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию: 1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины. 2. Общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе. 3. Общественная идеология — концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности. Таким образом, общественная идеология — систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология — сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. В любом своем проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология всегда необходима, обязательна для любого общества — классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития. В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас)выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Это связывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом. Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения: 1.По предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем). 2.По формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов. 3.По выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познавательные, мораль — нравственные и т.п. 4.По общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п. Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в: а) преемственности, сохранении рационального, позитивного содержания старого в новом; б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания; в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия; г) активном обратном воздействии общественного сознания иего форм на общественное бытие (яркий пример тому — активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. Над общественной психологией возвышается идеология.

Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию. Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия, способствует кардинальным его изменениям на основе использования научных данных. Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов.



Нравственное сознание.

Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила взаимоотношений между людьми. Как система, нравственное сознание предполагает наличие двух уровней – обыденного и теоретического. Эти два уровня не противопоставляются, а тесно взаимодействуют, так как в процессе жизни человек стремиться поднять свой базовый теоретический уровень, а вместе с ним совершенствуются его чувства, составляющие основу для обыденного сознания. Большинство людей на протяжении земной жизни пользуются обыденным сознанием.

Связанные и взаимодействующие меду собой, обыденный и теоретический уровни сознания имеют некоторые отличия. Различие заключается в глубине постижения нравственных явлений: на обыденном уровне создаются простые умозаключения, связанные с наблюдениями и оценками, тогда, как теоретический уровень дает возможность понять всю суть, происходящих явлений.

Обыденный уровень нравственного сознания можно представить, как оценку нравственных норм, опирающуюся на будничные, часто повторяющиеся отношения между людьми. Обыденный уровень опирается на традиции, обычаи и нравственные нормы, принятые в обществе.

Теоретический уровень нравственного сознания базируется на нравственных концепциях и понятиях, помогающих постичь суть нравственных проблем. Теоретический уровень – есть способ познания мира через понимание нравственных проблем.

Обыденный уровень нравственного сознания структурно состоит из обычаев, традиций, норм и оценок. Обычай представляет собой хорошо закрепленный в сознании общества элемент нравственного сознания, который отражает реальную действительность, регулирует отношения людей с позиций понимания добра и зла. Обычай тесно связан с обрядом.

Традиция представляет собой прочно закрепленный исторически, долговечный и прочный элемент сознания, связанный с направлением поведения человека во всех отраслях общественной жизни, опирающийся на его эмоциональную сферу.

Нравственная норма представляет собой элемент, позволяющий осознать меру обязательных и допустимых вариантов поведения человека, с помощью которого регулируются отношения между людьми. Нравственная норма опирается на систему знаний человека о добре и зле.

Нравственная оценка – это элемент, позволяющий выявить характер соответствия или его отсутствия в поведении человека, исходя из тех моральных норм, которые приняты в обществе.

В теоретическом уровне нравственного сознания выделяют такие структурные элементы, как смыслы, ценности, нравственные идеалы и ценностные ориентации. Все они являются звеньями, связывающими нравственное сознание и поведение человека.

Главной задачей базового и теоретического уровня нравственного сознания становится осмысленное поведение человека в обществе.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 215.