Единство чувственного и рационального в процессе познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Чувственность" и "рациональное мышление" нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные "способности" познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и тысячью нитей связана со всеми формами практической деятельности. Значит, проблема "чувственности" и "мышления" реально существует как вопрос о специфике и противоречивом взаимодействии двух названных выше типов и уровней деятельности.


17 Проблема истины в философии. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Иными словами, объективная истина представляет собой такое знание, содержание которого таково, как оно "задано" объектом, т.е. отражает его таким, какое он есть. Так, утверждения, что земля шарообразна, что +3 > +2, - это объективные истины. Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий. Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период.

Абсолютная истина - это точное, полное, наиболее исчерпывающее отражение объекта познания. Под АИ надо понимать и те моменты, которые в дальнейшем не будут отброшены как ошибочные. Относительная истина - это неполное отражение, ограниченное достигнутым.


18 Основные законы, принципы и категории диалектики, их содержание и методологическое значение.



Основные законы диалектики

Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления.

В ДИАЛЕКТИКЕ 3 ЗАКОНА.

1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера".

2. Закон единства и борьбы противоположностей - раскрывает источник развития и движения (тождество, противоречие) 1) взаимополагание противоположностей; 2) взаимопроникновение; 3) взаимоисключение.

3. Закон отрицания отрицания, который раскрывает направление и преемственность в развитии (отрицание, диалектическое отрицание, отрицание отрицания). Суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде

(СПИРАЛЬ). Но отрицание есть во всяком процессе превращения старого качества в новое, даже там, где 3 закон не действует (превращение воды в пар).

Всеобщая связь и развитие - 2 основных принципа диалектики.

ДИАЛЕКТИКА КАК МЕТОД рассматривает все предметы и явления в их всеобщей связи и зависимости и используется для получения новых знаний. ДИАЛЕКТИКА КАК НАУКА о развитии и всеобщей связи изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Объективная диалектика: диалектика природы, общества (объективного, реального мира). Она выражает объективные процессы, происходящие в природе и в обществе. Субъективная диалектика: отражение объективной диалектики в сознании человека.

ПРИНЦИПЫ: всеобщей связи и взаимодействия, развития.

ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ явлений - наиболее общая закономерность материального мира, одно из форм бытия движущейся материи. Всеобщность связей означает, что возникновение изменений, развитие, переход в иное качество возможен не изолировано, а во взаимодействии. Принцип всеобщей связи и универсального взаимодействия носит важное значение, поскольку позволяет понять материальное единство мира и вскрыть источники движения как самодвижение и развитие как саморазвитие.

СВЯЗИ: внутренние и внешние, причинно следственные, структурные, функциональные, непосредственные, опосредованные, генетические, необходимые, закономерные, обратные, возможные и действительные.

Столь же многообразны и ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: механические, физические, химические, биологические, социальные. Второй основной принцип диалектики - принцип РАЗВИТИЯ - мир должен рассматриваться не как законченные предметы, а как процесс, где все эти предметы и явления находятся в постоянном изменении и развитии. Одни предметы исчезают, другие возникают.

КАТЕГОРИИ

Категории – отображения объективной реальности; находятся в глубокой связи и образуют систему, вне которой не имеют смысла.

Шесть пар категорий:

1) Общее и единичное, расширенное до всеобщего, общего и единичного. Всеобщее – присущее всем классам. Общее – то, что присуще классу. Особое – подклассу. Единичное - элементу.

2) Причина и следствие.

Причина – то, что порождает другое. Следствие - то, что другим порождается.

3) Сущность и явление.

Явление – выражение сущности вовне. Сущность – главное, устойчивое, определяющее в вещи. Сущность скрыта, на поверхности только явление. Явление богаче сущности. Сущность можно познать с помощью логического познания. Явление явлению, за которым скрывается сущность. Нам даны явления со скрытой в них сущностью.

4) Необходимость и случайность.

Необходимость - то, что должно быть. Случайность - то, что может быть. Фатализм - абсолютизация необходимости.

5) Форма и содержание.

Содержание - все, что содержится в предметах (содержание содержит и форму). Форма - способ связи, организация этих предметов. Форма не может остановить содержание.

6) Возможность и действительность.

Возможность - неосуществимая действительность. Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам. Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов. Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного). Развитие - превращение возможности в действительность.

Если показать методологическую роль и значение каждого принципа, закона и категории, тогда мы и скажем, что Философия - методология, всеобщий метод познания. Мы проанализируем конкретные законы принципы и категории.


 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 213.