8.1. Основные вопросы по курсу
1. Токи проводимости и токи смещения. Какие электрические характеристики вещества они определяют?
2. В чем суть теории характеристических кривых в релаксационной радиоспектроскопии?
3. Электрическая эквивалентная схема бесконтактной емкостной ячейки. Как можно определить ее константу?
4. Электрическая эквивалентная схема индуктивной ячейки. Для чего они применяются?
5. Что такое Q-, Z-, F-метры? Как и для чего они используются?
6. Электронные энергетические уровни и переходы.
7. Сопряжение хромофоров.
8. Источники света в УФ-спектроскопии.
9. В чем физическая сущность явления ядерного магнитного резонанса (ЯМР)? Поясните схему опыта по наблюдению ЯМР.
10. Что такое химический сдвиг в спектроскопии ЯМР? В чем сходство и различие δ-шкалы и τ-шкалы для измерения химического сдвига?
11. Как проявляется спин-спиновое взаимодействие в спектрах ЯМР? Рассмотреть на примере спектра ЯМР этанола.
12. Как проявляются процессы протонного обмена и самодиффузии в спектрах ЯМР? Рассмотреть на примере раствора уксусной кислоты в воде.
13. Как можно измерить химический сдвиг?
14. По каким причинам в качестве реперного вещества при измерении химического сдвига выбран тетраметилсилан (ТМС)?
15. Почему для разных изотопов одного и того же элемента (1H, 2H и др.) для наблюдения ЯМР в постоянном магнитном поле Hc = const требуются разные по частоте переменные магнитные поля Hν?
16. Почему постоянное Hc и переменное Hν магнитные поля должны быть взаимно перпендикулярными?
17. Какова роль постоянного Hc и переменного Hν магнитного полей в спектроскопии ЯМР?
18. Какова угловая частота прецессии протонов 1H (спин I = ½) в магнитном поле с напряженностью Hc = 1 000 Эрстед ?
19. Рассчитать рабочую частоту генератора, питающего колебательный контур детектора сигналов ЯМР дейтерия 2H (спин I = 1). Hc = 3 000 Э.
20. Нарисовать теоретический вид спектров ЯМР ацетона, уксусной кислоты и этанола. Указать положение сигнала эталона (ТМС).
21. В чем сущность явления электронного парамагнитного резонанса ? Поясните схему опыта по наблюдению ЭПР.
22. Что общего и каково различие в экспериментах по наблюдению явлений ЯМР и ЭПР?
23. Можно ли наблюдать сигналы ЯМР и ЭПР с помощью одной и той же установки – спектрометра магнитного резонанса?
24. Какие вещества могут дать спектры ЭПР?
25. Что такое g-фактор в спектроскопии ЭПР, какие значения может принимать эта величина и о чем эти значения свидетельствуют?
26. Что такое тонкая структура (ТС) спектров ЭПР и какую информацию о веществе она содержит?
27. Какие взаимодействия отражает сверхтонкая структура (СТС) спектров ЭПР? Как проявляется СТВ в спектрах ЭПР?
28. Как экспериментально можно определить константу ТС и константу СТС?
29. Рассчитать линейную частоту, при которой может наблюдаться сигнал ЭПР от свободных радикалов (g = 2.002) в магнитном поле Hc = 3 000 Эрстед (Э).
30. При какой напряженности магнитного поля Hc (ν = 8.436.109 Гц) будет наблюдаться сигнал ЭПР, если вклады орбитального и спинового парамагнетизма свободных радикалов составляют соответственно 10% и 90% ?
31. Нарисовать теоретический вид спектров ЭПР свободных радикалов вида >C*H, _С*H2, С*H3.
Примеры контрольных работ
Контрольные работы не предусмотрены. Все баллы за обучение в семестре (60) студент получает за сдачу лабораторных работ.
Образец экзаменационного билета
Вопросы в экзаменационных билетах составлены на основании перечня основных вопросов по курсу путем их объединения в более крупные темы.
№ задания | 1 | 2 | 3 | Σ |
Оценка, балл | 15 | 15 | 10 | 40 |
Образцы экзаменационных билетов
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
1. Ядерная магнитная релаксация.
2. Теория ЭПР: орбитальный и спиновый парамагнетизм неспаренного
электрона.
3. Система автоподстройки частоты спектрометра ЭПР.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
1. Применение методов и устройств СВЧ в радиационно- химических
исследованиях.
2. Определение удельной электропроводности жидкостей бесконтактным
методом.
3. Блок-схема протонного стабилизатора магнитного поля
спектрометра ЯМР.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21
I. Токи смещения и токи проводимости.
2.Делокализационное (обменное) сужение линии сигнала ЭПР.
3. Блок-схема СВЧ импедометра.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
9.1. Рекомендуемая литература.
1. Ермаков В.И., Колесников В.А., Щербаков В.В. Растворы электролитов в электромагнитных полях. М.: “Миттель Пресс” . 2009. 436 с.
2. В. И. Ермаков Электронный парамагнитный резонанс и его применение в радиационной химии: текст лекций: Учебное пособие; РХТУ им. Д.И. Менделеева. - М. : РХТУ. Ч.1. - 1996. - 38 с.
3. В. И. Ермаков Практикум по методам физико-химического исследования: учебное пособие; Ч.1-3 : Хроматография. Кондукто- и диэлкометрия. Высокочастотный химический анализ. Электрометрия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : РХТУ. [б. и.], 2000. - 80 с.
4. Ермаков В. И. Физико-химические методы в радиационно-химических исследованиях: (Кондукто- и диэлкометрия. Высокочастотный химический анализ): текст лекций; РХТУ им. Д.И. Менделеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : РХТУ, 2001. - 60 с. :
5. Ермаков В. И. Методы физико-химического исследования. Практикум: учебное пособие Ч.4. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : [б. и.], 2001. - 88 с.
Дополнительная литература:
1. А.К. Пикаев. Современная радиационная химия. Основные положения. Экспериментальная техника и методы. – М.: Наука, 1985
2. А.К. Пикаев. Современная радиационная химия. Радиолиз газов и жидкостей. – М.: Наука, 1986
3. А.К. Пикаев. Современная радиационная химия. Твердое тело и полимеры. Прикладные аспекты. – М.: Наука, 1987
4. Практикум по радиационной химии: учебное пособие / Фенин А.А., Антропова И.Г., Горностаева С.В. - Москва: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2016. - 64 с.
5 . Экспериментальные методы химии высоких энергии. Под редакцией Мельникова М. Я. М.: Изд-во МГУ, 2009.— 824с.
6. Сергеев Н.М. Спектроскопия ЯМР. М.: МГУ. 1981. 279 с.
7. Блюмих Б. Основы ЯМР. (Мир физики и техники). Техносфера. М.: 2007. 159 с.
9.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
1. Конспект лекций по курсу "Релаксационные методы исследования в радиационно-химических процессах".
2. Лабораторный практикум по релаксационным методам исследования в радиационно-химических процессах, включающий в себя теоретический материал, контрольные вопросы и задачи для подготовки и защите лабораторных работ.
3. Лабораторное оборудование и реактивы, необходимые для экспериментального освоения материала.
Для реализации дисциплины «Релаксационные методы исследования в радиационно-химических процессах» при подготовке специалистов по специальности 18.05.02 «Химическая технология материалов современной энергетики», используются фонды учебной, учебно-методической, научной, периодической научно-технической литературы Информационно-библиотечного центра (ИБЦ) РХТУ им. Д. И. Менделеева. Информационно-библиотечный центр РХТУ им. Д.И. Менделеева обеспечивает информационную поддержку реализации дисциплины, содействует подготовке высококвалифицированных специалистов, совершенствованию учебного процесса, научно-исследовательской работы, способствует развитию профессиональной культуры будущего специалиста.
Структура и состав библиотечного фонда соответствует требованиям Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденного приказом Минобразования и науки от 27.04.2000 г. № 1246. ИБЦ университета обеспечивает обучающихся основной учебной, учебно-методической и научной литературой, необходимой для реализации и качественного освоения студентами образовательного процесса по дисциплине «Релаксационные методы исследования в радиационно-химических процессах».
Общий объем многоотраслевого фонда ИБЦ составляет 1 675 949 экз.
Фонд учебной и учебно-методической литературы укомплектован печатными и электронными изданиями из расчета 50 экз. на каждые 100 обучающихся, а для дисциплин вариативной части образовательной программы - 1 экз. на одного обучающегося.
Фонд дополнительной литературы включает помимо учебной литературы официальные, справочно-библиографические, специализированные отечественные и зарубежные периодические и информационные издания.
Информационно-библиотечный центр обеспечивает самостоятельную работу аспирантов в читальных залах, предоставляя широкий выбор литературы по актуальным направлениям, а также обеспечивает доступ к профессиональным базам данных, информационным, справочным и поисковым системам.
Каждый обучающийся обеспечен свободным доступом из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, к электронно-библиотечной системе (ЭБС) Университета, которая содержит различные издания по дисциплине «Релаксационные методы исследования в радиационно-химических процессах» и сформирована по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
Для более полного и оперативного справочно-библиографического и информационного обслуживания в ИБЦ реализована технология Электронной доставки документов.
10 Методические указания для студентов и преподавателей
10.1 Методические указания для студентов
Самостоятельная работа, выполняемая студентом, является внеаудиторной и проводится без непосредственного участия преподавателя. Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение из рекомендованной литературы и интернет ресурсов.
Ряд вопросов для самоподготовки, направленных на обязательное изучение в рамках данной программы, входит в контрольные вопросы, а часть вопросов, направленных на расширение кругозора и на опережающие знания, контролю не подвергаются.
Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
К лабораторному практикуму
Все работы в лаборатории релаксационных методов исследования в радиационно-химических процессах выполняются студентами индивидуально или в группе. На первом занятии в лаборатории студенты знакомятся с порядком прохождения лабораторного практикума по релаксационным методам исследования в радиационно-химических процессах, правилами работы в лаборатории и её оборудованием, получают инструктаж по технике безопасности.
Работы выполняются в порядке, изложенном в пособии. Чтобы получить допуск к работе, студент обязан ознакомиться с её описанием и начать оформление лабораторного журнала. К выполнению работы студент допускается только после собеседования с преподавателем. К выполнению следующей работы студент допускается только после сдачи предыдущей работы. Всё необходимое оборудование, посуда, реактивы находятся в лаборатории и выдаются преподавателем или старшим лаборантом.
Все результаты измерений заносятся в лабораторный журнал. После завершения работы в лабораторном журнале оформляется краткий отчёт, включающий краткое описание работы, таблицы измерений и расчёта погрешностей, основные расчёты с подстановкой численных величин, обсуждение результатов, делаются соответствующие выводы про проделанной работе.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.