Фонд оценочных средств для проведения промежточной аттестации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

8.1. Основные вопросы по курсу

1. Токи проводимости и токи смещения. Какие электрические характеристики вещества они определяют?

2. В чем суть теории характеристических кривых в релаксационной радиоспектроскопии?

3. Электрическая эквивалентная схема бесконтактной емкостной ячейки. Как можно определить ее константу?

4. Электрическая эквивалентная схема индуктивной ячейки. Для чего они применяются?

5. Что такое Q-, Z-, F-метры? Как и для чего они используются?

6. Электронные энергетические уровни и переходы.

7. Сопряжение хромофоров.

8. Источники света в УФ-спектроскопии.

9. В чем физическая сущность явления ядерного магнитного резонанса (ЯМР)? Поясните схему опыта по наблюдению ЯМР.

10. Что такое химический сдвиг в спектроскопии ЯМР? В чем сходство и различие δ-шкалы и τ-шкалы для измерения химического сдвига?

11. Как проявляется спин-спиновое взаимодействие в спектрах ЯМР?     Рассмотреть на примере спектра ЯМР этанола.

12. Как проявляются процессы протонного обмена и самодиффузии в спектрах  ЯМР? Рассмотреть на примере раствора уксусной кислоты в воде.

13. Как можно измерить химический сдвиг?

14. По каким причинам в качестве реперного вещества при измерении химического сдвига выбран тетраметилсилан (ТМС)?

15. Почему для разных изотопов одного и того же элемента (1H, 2H и др.) для наблюдения ЯМР в постоянном магнитном поле Hc = const требуются разные по частоте переменные магнитные поля Hν?

16. Почему постоянное Hc и переменное Hν магнитные поля должны быть      взаимно перпендикулярными?

17. Какова роль постоянного Hc и переменного Hν магнитного полей в      спектроскопии ЯМР?

18. Какова угловая частота прецессии протонов 1H (спин I = ½) в   магнитном поле с напряженностью Hc = 1 000 Эрстед ?

19. Рассчитать рабочую частоту генератора, питающего колебательный контур детектора сигналов ЯМР дейтерия 2H (спин I = 1). Hc = 3 000 Э.              

20. Нарисовать теоретический вид спектров ЯМР ацетона, уксусной кислоты и этанола. Указать положение сигнала эталона (ТМС).

21. В чем сущность явления электронного парамагнитного резонанса ? Поясните схему опыта по наблюдению ЭПР.

22. Что общего и каково различие в экспериментах по наблюдению явлений ЯМР и ЭПР?

23. Можно ли наблюдать сигналы ЯМР и ЭПР с помощью одной и той же установки – спектрометра магнитного резонанса?

24. Какие вещества могут дать спектры ЭПР?

25. Что такое g-фактор в спектроскопии ЭПР, какие значения может принимать эта величина и о чем эти значения свидетельствуют?

26. Что такое тонкая структура (ТС) спектров ЭПР и какую информацию о веществе она содержит?

27. Какие взаимодействия отражает сверхтонкая структура (СТС) спектров ЭПР? Как проявляется СТВ в спектрах ЭПР?

28. Как экспериментально можно определить константу ТС и константу СТС?

29. Рассчитать линейную частоту, при которой может наблюдаться сигнал ЭПР от свободных радикалов (g = 2.002) в магнитном поле Hc = 3 000 Эрстед (Э).

30. При какой напряженности магнитного поля Hc (ν = 8.436.109 Гц) будет наблюдаться сигнал ЭПР, если вклады орбитального и спинового парамагнетизма свободных радикалов составляют соответственно 10% и 90% ?

31. Нарисовать теоретический вид спектров ЭПР свободных радикалов вида >C*H, _С*H2, С*H3.

Примеры контрольных работ

Контрольные работы не предусмотрены. Все баллы за обучение в семестре (60) студент получает за сдачу лабораторных работ.

 

Образец экзаменационного билета

Вопросы в экзаменационных билетах составлены на основании перечня основных вопросов по курсу путем их объединения в более крупные темы.

 

№ задания 1 2 3 Σ
Оценка, балл 15 15 10 40

 

Образцы экзаменационных билетов

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

1. Ядерная магнитная релаксация.

2. Теория ЭПР: орбитальный и спиновый парамагнетизм неспаренного

электрона.

3. Система автоподстройки частоты спектрометра ЭПР.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

1. Применение методов и устройств СВЧ в радиационно- химических

исследованиях.

2. Определение удельной электропроводности жидкостей бесконтактным

методом.

3. Блок-схема протонного стабилизатора магнитного поля

спектрометра ЯМР.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21

I. Токи смещения и токи проводимости.

2.Делокализационное (обменное) сужение линии сигнала ЭПР.

3. Блок-схема СВЧ импедометра.

 

 

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

9.1. Рекомендуемая литература.

1. Ермаков В.И., Колесников В.А., Щербаков В.В. Растворы электролитов в электромагнитных полях. М.: “Миттель Пресс” . 2009. 436 с.

2. В. И. Ермаков Электронный парамагнитный резонанс и его применение в радиационной химии: текст лекций: Учебное пособие; РХТУ им. Д.И. Менделеева. - М. : РХТУ. Ч.1. - 1996. - 38 с.

3. В. И. Ермаков Практикум по методам физико-химического исследования: учебное пособие; Ч.1-3 : Хроматография. Кондукто- и диэлкометрия. Высокочастотный химический анализ. Электрометрия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : РХТУ. [б. и.], 2000. - 80 с.

4. Ермаков В. И. Физико-химические методы в радиационно-химических исследованиях: (Кондукто- и диэлкометрия. Высокочастотный химический анализ): текст лекций; РХТУ им. Д.И. Менделеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : РХТУ, 2001. - 60 с. :

5. Ермаков В. И. Методы физико-химического исследования. Практикум: учебное пособие Ч.4. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : [б. и.], 2001. - 88 с.

Дополнительная литература:

1. А.К. Пикаев. Современная радиационная химия. Основные положения. Экспериментальная техника и методы. – М.: Наука, 1985

2. А.К. Пикаев. Современная радиационная химия. Радиолиз газов и жидкостей. – М.: Наука, 1986

3. А.К. Пикаев. Современная радиационная химия. Твердое тело и полимеры. Прикладные аспекты. – М.: Наука, 1987

4. Практикум по радиационной химии: учебное пособие / Фенин А.А.,              Антропова И.Г., Горностаева С.В. - Москва: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2016. - 64 с.

5 . Экспериментальные методы химии высоких энергии. Под редакцией Мельникова М. Я. М.: Изд-во МГУ, 2009.— 824с.

6. Сергеев Н.М. Спектроскопия ЯМР. М.: МГУ. 1981. 279 с.

7. Блюмих Б. Основы ЯМР. (Мир физики и техники). Техносфера. М.: 2007. 159 с.

 

 

9.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Конспект лекций по курсу "Релаксационные методы исследования в радиационно-химических процессах".

2. Лабораторный практикум по релаксационным методам исследования в радиационно-химических процессах, включающий в себя теоретический материал, контрольные вопросы и задачи для подготовки и защите лабораторных работ.

3. Лабораторное оборудование и реактивы, необходимые для экспериментального освоения материала.

Для реализации дисциплины «Релаксационные методы исследования в радиационно-химических процессах» при подготовке специалистов по специальности 18.05.02 «Химическая технология материалов современной энергетики», используются фонды учебной, учебно-методической, научной, периодической научно-технической литературы Информационно-библиотечного центра (ИБЦ) РХТУ им. Д. И. Менделеева. Информационно-библиотечный центр РХТУ им. Д.И. Менделеева обеспечивает информационную поддержку реализации дисциплины, содействует подготовке высококвалифицированных специалистов, совершенствованию учебного процесса, научно-исследовательской работы, способствует развитию профессиональной культуры будущего специалиста.

Структура и состав библиотечного фонда соответствует требованиям Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденного приказом Минобразования и науки от 27.04.2000 г. № 1246. ИБЦ университета обеспечивает обучающихся основной учебной, учебно-методической и научной литературой, необходимой для реализации и качественного освоения студентами образовательного процесса по дисциплине «Релаксационные методы исследования в радиационно-химических процессах».

Общий объем многоотраслевого фонда ИБЦ составляет 1 675 949 экз.

Фонд учебной и учебно-методической литературы укомплектован печатными и электронными изданиями из расчета 50 экз. на каждые 100 обучающихся, а для дисциплин вариативной части образовательной программы - 1 экз. на одного обучающегося.

Фонд дополнительной литературы включает помимо учебной литературы официальные, справочно-библиографические, специализированные отечественные и зарубежные периодические и информационные издания.

Информационно-библиотечный центр обеспечивает самостоятельную работу аспирантов в читальных залах, предоставляя широкий выбор литературы по актуальным направлениям, а также обеспечивает доступ к профессиональным базам данных, информационным, справочным и поисковым системам.

Каждый обучающийся обеспечен свободным доступом из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, к электронно-библиотечной системе (ЭБС) Университета, которая содержит различные издания по дисциплине «Релаксационные методы исследования в радиационно-химических процессах» и сформирована по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

Для более полного и оперативного справочно-библиографического и информационного обслуживания в ИБЦ реализована технология Электронной доставки документов.

10 Методические указания для студентов и преподавателей

10.1 Методические указания для студентов

Самостоятельная работа, выполняемая студентом, является внеаудиторной и проводится без непосредственного участия преподавателя. Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение из рекомендованной литературы и интернет ресурсов.

Ряд вопросов для самоподготовки, направленных на обязательное изучение в рамках данной программы, входит в контрольные вопросы, а часть вопросов, направленных на расширение кругозора и на опережающие знания, контролю не подвергаются.

Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

К лабораторному практикуму

Все работы в лаборатории релаксационных методов исследования в радиационно-химических процессах выполняются студентами индивидуально или в группе. На первом занятии в лаборатории студенты знакомятся с порядком прохождения лабораторного практикума по релаксационным методам исследования в радиационно-химических процессах, правилами работы в лаборатории и её оборудованием, получают инструктаж по технике безопасности.

Работы выполняются в порядке, изложенном в пособии. Чтобы получить допуск к работе, студент обязан ознакомиться с её описанием и начать оформление лабораторного журнала. К выполнению работы студент допускается только после собеседования с преподавателем. К выполнению следующей работы студент допускается только после сдачи предыдущей работы. Всё необходимое оборудование, посуда, реактивы находятся в лаборатории и выдаются преподавателем или старшим лаборантом.

Все результаты измерений заносятся в лабораторный журнал. После завершения работы в лабораторном журнале оформляется краткий отчёт, включающий краткое описание работы, таблицы измерений и расчёта погрешностей, основные расчёты с подстановкой численных величин,  обсуждение результатов, делаются соответствующие выводы про проделанной работе.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 225.