Феномен ЯМР. Поведение атома в постоянном магнитном поле в условиях одновременного действия постоянного и ВЧ осциллирующего поля, роль осциллирущего поля.
Квантово-механическое описание ЯМР. Гамильтониан магнитного взаимодействия. Процессы ядерной магнитной релаксации, спин-спиновое и спин-решеточное время релаксации.
Методы регистрации сигнала ЯМР
Спектрометры ЯМР, их блок-схемы, стабилизация условий резонанса, достижение максимально возможной однородности магнитного поля. Чувствительность установок ЯМР к обнаружению сигналов поглощения различных ядер. Фурье спектроскопия ЯМР.
Нестационарные процессы. Наблюдение ЯМР методом спинового эха. Векторная диаграмма процессов в методе спинового эха по Карру и Парселлу. Установка метода спинового эха. Принцип работы. Электронные схемы основных блоков. Измерение времени спин-решеточной и времени спин-спиновой релаксации методом спинового эха. Принцип настройки и регулирования ЯМ-релаксометра.
Применения магнитного резонанса для изучения строения молекул
Химические применения метода ЯМР. Спектроскопия ЯМР высокого разрешения и структурная химия. Фaктopы, oпpеделяющиe вид спектров ЯМР высокого разрешения. Химический сдвиг и его измерение. Значение химического сдвига для структурной химии. Спин-спиновое расщепление, обменные процессы и диффузия. Времена релаксации и химико-аналитические приложения.
Модуль 3. Электронный парамагнитный резонанс.
Методы регистрации сигнала ЭПР
Классическая и квантово-механическая модели явления электронного парамагнитного резонанса, области применения ЭПР. Типы спектрометров ЭПР. Типичная блок-схема спектрометра ЭПР. Назначение его основных блоков, настройка и регулировка спектрометра при записи спектров ЭПР.
Связь состава и структуры парамагнитных центров со спектром ЭПР
Теория спектров ЭПР. Орбитальный и спиновый парамагнетизм свободного атома; g-вектор. Расщепление уровней свободного атома в кристаллических полях. Типы в характер возмущения атома: случаи сильного, среднего и слабого поля. Некоторые сведения из теории групп и теории кристаллического строения, типы н количество уровней атомных термов в полях сферической и несферической симметрии. Тонкая структура спектров ЭПР, анизотропия g-фактора.
Спин-спиновое электрон-ядерное взаимодействие и сверхтонкая структура спектров ЭПР. Виды сверхтонкого взаимодействия - изотропное и анизотропное.
Взаимодействие спин-решетка и его влияние на ширину и форму линий ЭПР, типы взаимодействий в механизмы переходов. Спин-спиновое взаимодействие и форма линии, модель Лоренца и гауссова модель. Делокализация электронной плотности и обменное сужение линии.
Применение ЭПР в химии. Определение природы и концентрации парамагнитных центров. Идентификация свободных радикалов. ЭПР и химическое строение.
ЭПР в радиационной химии. Исследование процессов и последствий радиолиза твердых тел. Структура свободных радикалов. ЭПР и кинетика химических превращений, системы с ионными парами, радикальные пары. Реакции переноса электронов, диффузионно- контролируемые процессы.
Модуль 4. Получение и стабилизация высокореакционных интермедиатов
Изменение состава высокореакционных интермедиатов путем введения добавок. Получение кислород-, углерод-, и сера-центрированых радикалов.
Спиновые ловушки как «высокотемпературный» метод стабилизации радикалов. Низкотемпературный радиолиз, методы матричной изоляции.
СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕБОВАНИЯм К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Компетенции | Модуль | |||
Знать: | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | физические принципы резонансных и релаксационных методов, области применения ЭПР и ЯМР. | + | + | + | + |
Уметь: | |||||
2 | регистрировать и проводить математическую обработку спектров ЭПР твердых образцов и водных растворов, содержащих парамагнитные примеси; | + | + | + | |
3 | экспериментально определять электропроводность растворов контактным и бесконтактным методом, определять времена релаксации; | + | + | ||
Владеть: | |||||
4 | приемами пробоподготовки твердых и жидких образцов для проведения исследования стандартными и специфическими методами физико-химического анализа радиационно-химических процессов. | + | + | + | + |
Общекультурные компетенции | |||||
5 | способность представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1); | + | + | + | + |
6 | способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); | + | + | + | + |
Общепрофессиональные компетенции | |||||
7 | способностью использовать математические, естественнонаучные и инженерные знания для решения задач своей профессиональной деятельности (ОПК-1); | + | + | + | + |
8 | способностью профессионально использовать современное технологическое и аналитическое оборудование, способностью к проведению научного исследования и анализу полученных при его проведении результатов (ОПК-2); | + | + | + | + |
Профессиональные компетенции | |||||
9 | способностью к разработке планов и программ проведения научно-исследовательских разработок, выбору методов и средств решения новых задач (ПК-9); | + | + | + | + |
10 | способностью самостоятельно выполнять исследования с использованием современной аппаратуры и методов исследования в области объектов профессиональной деятельности, проводить корректную обработку результатов и устанавливать адекватность моделей (ПК-10); | + | + | + | + |
Профессионально-специализированные компетенции | |||||
11 | способностью к безопасному проведению, контролю, усовершенствованию и разработке радиационно-химических технологических процессов с получением новых или модифицированных материалов с улучшенными свойствами (ПСК-5.2); | + | + | + | + |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 307.