Права и источников средневекового права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Средневековое западно - европейское право характеризовалось следующими признаками:

1. Тесная связь с религией, вера в сверхъестественное. Например, в суде использовались доказательства, действующие не на разум, а на веру, - это ордалии, клятвы.

2. Правовой партикуляризм - раздробленность, обособление права, отсутствие единого права для всей страны (Франции, Германии), выделение своего особого права для разных территорий, что хорошо выражает русская пословица: «Что город, то норов, что деревня, то обычай». Это означает отсутствие единого правового пространства.

3. Основным источником средневекового права являлось обычное право, реципированное римское право, каноническое право римской католической церкви. Королевское законодательство до XV в. было второстепенным источником права.

4. Опора права на авторитет как основы всякого знания. Особенностью средневекового мышления является догматизм. Догматизм принимает истину, данную извне, и подводит под нее явления жизни. Средние века обладали тремя источниками истины. Источниками этими были: Священное Писание для религии, Аристотель для философии, Свод Юстиниана для права. Среди средневековых юристов образовались три школы:

1) Легисты - законники, знатоки римского права, светских законов и гражданского права, сторонники централизации королевской власти. Они нашли необходимый авторитет в Своде гражданского права Юстиниана, в Дигестах. Для них этот Свод был писаным разумом и таким же непререкаемым авторитетом, как для духовенства Библия.

2) Канонисты - знатоки канонического права, которые защищали притязания римских прав на мировое господство и считали, что обычное право должно было соответствовать естественному праву. Для средневековых юристов естественное право - это нормы, вытекающие из божественного закона, установленные Богом, в отличие от позитивного права, установленного людьми. Поэтому они боролись с ордалиями, судебным поединком, многоженством, свободой развода. Для канонистов авторитетом являлась Библия, труды святых отцов церкви.

3) Сторонники обычного права - знатоки обычного права. Отношения по землевладению в средние века сложились в своеобразный, чуждый римскому праву, феодальный строй, в котором право собственности на землю не принадлежало одному только лицу, а было разделено между сеньором и вассалом. Это не укладывалось в рамки исключительной собственности римского права. Для регулирования новых отношений по землевладению выработалось постепенно путем обычного права самостоятельная система ленного (феодального) права.

В XIII в. были сделаны записи немецкого права в Саксонском и Швабском зерцалах. С XIV в. появляется ряд сборников обычного права по отдельным территориям. Эти записи, посвященные в основном национальному гражданскому праву, были сделаны практиками, деятелями местных судов.

Сторонники обычного права становились на сторону королевской власти в ее борьбе против римских пап, поддерживали королевскую власть, но король должен был соблюдать и защищать обычное право и своими законами не должен нарушать обычного права. Легисты же считали, что король не связан обычным правом.

5. Сословный характер права, то есть выделялось отдельное право для каждого сословия. Сословия - исторически сложившиеся объединения людей, различающиеся по правовому положению, права и обязанности которых в основном передавались по наследству. Для каждого сословия создавался свой суд.

К XIV в. складываются три основных сословия, которые могли участвовать в политической жизни страны, входить в состав сословно-представительного органа - французских Генеральных штатов, английского парламента, германского рейхстага и ландтагов. Эти сословия имели те или иные привилегии - исключительные права в разнообразных областях жизни.

Первое сословие духовенство (клир) занимало первенствующее положение, так как в раздробленном феодальном обществе церковь была единственной организованной силой, а духовенство было более других сословий образованное и пользовалось особым нравственным авторитетом, ибо служило удовлетворению религиозной потребности народа. Церковь также заботилась о народном здравоохранении, об обеспечении продовольствием в голодные годы, о развитии образования, выполняя государственные функции.

Духовенство владело обширными землями, капиталами, было освобождено от податей королю, не подлежало суду государства, имело свой церковный суд, где применялось каноническое право. Каноническое право - это система норм, созданных католической церковью для управления общественной жизнью. Высшее духовенство было дворянским по составу.

Второе сословие дворянство - это благородная, родовитая знать, военное сословие средневековья, которое служило королю и обществу шпагой. Аналогию им представляют греческие эвпатриды и римские патриции. Дворяне несли военную службу в коннице, которая являлась главной военной силой, и были землевладельцами. Они освобождались от уплаты многих налогов, а в случае совершения преступления подлежали суду равных. Сословным дворянским правом являлось ленное право (от немецкого слова «Lehn», феод). Ленное право - нормы, регулирующие отношения между сеньорами и вассалами, порядок землевладения.

Третье сословие горожане (средний слой) возникло вследствие развития городов, торговли, ремесла. Горожане были лично свободны, добились самоуправления, права на собственный суд, имели исключительные права в области ремесла и торговли. Города превратились в самостоятельные территории, имевшие республиканский строй. Основное занятие горожан - ремесло и торговля. Они платили подати государству, привлекались к военной службе в случае крайней необходимости. Жизнь горожан регулировалась городским правом.

Самая многочисленная общественная группа средневекового общества крестьянство, которое зависело от дворян - феодалов, не выделялось в особое сословие. Манориальное право - это система норм, регулирующая отношения между феодалами и крестьянами, жизнь феодального поместья.

Имущественные правоотношения. Право земельной собственности было привилегией господствующего класса. Феодальная земельная собственность носила расчлененный характер. Одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в пользование на условиях феодальной службы. Вассал мог распоряжаться землей только с согласия сеньора.

Право верховной собственности давало сеньору многие преимущества. Сеньор выбирал жениха для дочери-наследницы вассала, если у последнего не было сыновей. Он мог вернуть себе землю, если вассал умирал, не оставив наследника, или если вассал нарушал обязательства.

Крестьянин не имел право собственности на землю, а в самое раннее время право собственности помещика распространялось и на личность крестьянина, его детей, имущество.

Огромный размах приобретают ростовщические операции всякого рода. Так, возникают первые банки, появляется вексель. Вексель представляет собой по существу переложенную на бумагу римскую стипуляцию. Для истребования денег по векселю не было преград.

Разнообразие экономических связей усложняет дотоле примитивную область договорных отношений. Договоры найма, подряда, поручения и пр. занимают место рядом со старинными куплей- продажей, меной и дарением.

Постепенно отходят в прошлое старинные формы удостоверения сделок. Все большее значение приобретают документы.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 198.