Феодальное право
В эпоху Средневековья в Европе складываются континентальные и англосаксонские правовые системы с их спецификой и различиями. Исходным для этих систем было право, заложенное вековыми традициями и обычаями населяющих Европу племен. Но в течение нескольких веков формируется феодальное право с территориальным принципом действия, хотя и эти правовые обычаи выражались все еще в устной форме. Обычаи, заложенные в ленном праве, регулировали отношения между феодалами и вассалами.
Манориальное право регулировало отношения феодалов-землевладельцев с крестьянами, обрабатывающими их землю. С течением времени правовые обычаи стали фиксироваться в документах, где излагались права и обязанности людей разных сословий в отношениях с сеньорами. В разных регионах они мало чем отличались, несмотря на некоторую местную специфику. В одиннадцатом веке были изданы первые книги с принципами феодального права: «Обычаи Барселоны», «Обычаи феодов». Позже появились «Саксонское зерцало» (Германия), «Кутюмы Бовези» (Франция). В этих книгах уже делались попытки систематизировать и теоретически осмыслить феодальное право.
Городское право
Городское право было уже писанным и содержалось в городских статутах, в королевских и сеньориальных хартиях города. Городское право не повторяло феодальное право, а предвосхищало принципы будущего буржуазного права. В городском праве широко использовались материалы документов по международному торговому праву и морским обычаям, созданные городами Испании, Португалии, Италии. Так формировались единые правовые традиции для городов на территории всей Западной Европы.
Каноническое право
Каноническое право занимало особое место в общеевропейской правовой культуре. Сначала это было просто церковное право. Позже, когда Церковь раскололась, в каноническом праве появились два направления. Часть Европы (Западная и Центральная) пользовалась каноническим правом, на которое повлияла «папская революция», и укрепилось как самостоятельная и эффективно действующая система средневекового права. Восточное направление канонического права, сформированное греко-православной Церковью, распространялось на Византию и некоторые страны Юго-Восточной, а также Восточной Европы, хотя авторитет его был меньше, чем западное каноническое право.
Неоспоримое могущество и политическая сила римского католицизма и папства сделало западноевропейское каноническое право универсальным для всех стран, принявших католицизм. Оно регулировало общественные отношения всех католиков по вопросам духовной и светской жизни клириков и мирян. Уходя своими корнями в античность, оно сосредоточило в себе и передало будущим поколениям основные нормы римского права и его язык.
«Старое» каноническое право
Это «старое право» рождалось из источников раннехристианской литературы (Святое письмо, Деяния Апостолов и др.). Позже церковно-правовые нормы закреплялись императорскими законами, писаниями святых отцов, документами Церковных Соборов, решениями римских пап. Сборники по такому праву назывались декреталиями.
«Новое» каноническое право
«Папская революция» более четко определила юридическое содержание «нового» канонического права. Его источником стали папские конституции: энциклики, бреве, буллы, рескрипты и прочие документы. Папа Григорий Седьмой ввел каноническое право в университетские программы. Папское правотворчество продолжало развиваться. В результате многих усовершенствований и дополнений в 1580 году был издан «Свод канонического права», охватывающий широкий диапазон вопросов церковной жизни и ее связи со светской. Это «новое» каноническое право включало в себя и уголовные нормы (епитимии за убийства или ложную клятву). Предусматривались в нем и законы, связанные с договорами, завещаниями, наследством и брачно-семейными отношениями.
Рецепция римского права
Рецепция (то есть усвоение, восприятие) римского права началось в эпоху Реформации (шестнадцатый век). В римском праве содержались четкие формулы, касающиеся частной собственности, торговых оборотов и многих других сфер общественной жизни. Католическая церковь поддержала рецепцию римского права, потому что видела в нем способы сохранения канонического права и узаконивание притязаний пап на неограниченную власть. В конце концов, эту рецепцию официально признала и королевская власть, которой была необходима централизованная Европа, подчиненная единой юрисдикции.
На договорное право
На договорное право большое влияние оказало римское право. Феодальные сеньоры с пренебрежением относились к обязательственному праву, предоставляя его соглашению сторон. Частные же лица, по совету юрисконсультов, стали применять в своих обязательственных отношениях положения римского права. Влияние римского права проявилось и в редактировании кутюмов во Франции.
Церковь и канонисты также оказали влияние на договорное право. Каноническое право признавало обязательными и неформальные договоры, то есть заключенные без соблюдения формальностей. Например, не в письменной форме, не под присягой. Всякое заявленное согласие двух лиц было основанием договора, так как данное слово было свято и ненарушимо. Каноническое право признавало данное без каких бы то ни было формальностей обещание достаточным основанием для возникновения обязательного договора. Всякое соглашение порождает обязательство, так как «Бог не делает никакого различия между простым словом и клятвой».
При этом канонисты наталкиваются на сопротивление со стороны традиций обычного права и римского права. Утверждая моральный принцип верности данному слову, каноническое право подготовило признание, начиная с XVI в. правила об обязывающей силе договора независимо от формы. Под влиянием порожденных развитием торговли практических потребностей новый принцип стал утверждаться с XVI в., постепенно побеждало правило «соглашение как таковое порождает обязательство».
Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и право держания.
Частная собственность на землю (аллод) прежде всего утвердилась в среде феодальной знати. Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно могла отчуждаться и передаваться по наследству. Данная форма земельной собственности была характерна лишь для раннего средневековья.
По мере развития феодализма основной формой права на землю становится держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное целым рядом условий. Держания были: свободные и несвободные;
благородные и неблагородные.
Свобода и несвобода земельного держания определялись способами владения земельной собственностью. Благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция - имущества, находившегося лишь в пользовании владельца. Оно давалось на условиях несения службы, по наследству не передавалось и со смертью владельца возвращалось собственнику. В IX в. бенефиций становится наследственным держанием, названным в X в. феодом, леном, фьефом. В X - XI вв. получил распространение процесс инфеодации, т.е. передачи аллодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов.
В XI в. феод становится наиболее характерной формой земельной собственности во Франции.
Феод - благородное наследственное земельное держание с обязанностью сторон (держателя и сеньора) друг перед другом, с полным правом держателя на владение и пользование и ограниченным правом распоряжения землей. Наследовали феод только лица мужского пола, а с XII в. - лица обоего пола.
Однако существовали определенные ограничения в распоряжении землей: для отчуждения земли необходимо согласие сеньора (с XII в. такое согласие не требовалось при условии уплаты рельефа); требовалось согласие сеньора в случае передачи части феода и его отчуждения в пользу церкви; сеньору принадлежало право возврата феода из владения приобретателя, с возмещением последнему уплаченной суммы; распоряжение земельным владением ставилось под контроль родственников.
В крестьянской среде на правах собственности находился «серваж» - земельное владение серва - неотчуждаемое, переходящее по наследству, с правом крестьянина владеть и пользоваться землей и обязанностью ежегодной уплаты оброка феодалу. Другой формой являлась «цензива» - неблагородное, земельное владение виллана, наследственное, неотчуждаемое с обязанностью цензитария нести строго фиксированные повинности в пользу сеньора.
Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы - ее плательщиком.
Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.
Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян, поскольку для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделывающим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. С XIII в. форма крестьянского землепользования меняется - серваж вытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий освобождался от личных повинностей и получил большую свободу распоряжения землей. С согласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.
Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, нести определенные повинности в его пользу, отдавать 1/10 дохода с земельного участка, выполнять барщину в течение 312 дней в году; сеньор имел право на ренту, то есть определенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и др.
При смене владельца все повинности, лежащие на цензитарии, переходили к новому лицу.
Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI - XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм в части заключения брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.
Брачный возраст был установлен в 13-15 лет для мальчиков и в 12 лет - для девочек. Для заключения брака формально требовалось согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении юношами 30-летнего, а девушками 25-летнего возраста последнего не требовалось. Недействительными считались браки духовенства и монашествующих лиц, браки с лицами, не получившими крещения; браки между родственниками; браки, заключенные под влиянием насилия или ошибки, исключающих возможность согласия на брак с данным лицом.
Существовало понятие незаконного брака (брак, заключенный после помолвки с другим лицом, или в постный день, а также без предварительного публичного оглашения). В указанных случаях, хотя брак и считался незаконным, но он сохранял силу; супруги подлежали церковному наказанию.
Для действительности брака обязательным был церковный обряд, что фиксировалось в постановлениях церковных соборов, начиная с XI в. Тридентский собор 1545 г. объявил недействительными браки, заключенные без церковного благословения.
Супруги были обязаны к совместному проживанию и к соблюдению супружеской верности. Супруг, покинувший дом и семью мог быть затребован обратно с помощью церковных и светских властей. Супружеская измена рассматривалась как правонарушение, дававшее оскорбленному супругу право на раздельное жительство.
Главой семьи считался муж, которому жена должна повиноваться и которому разрешалось подвергать ее телесным наказаниям. Жена не имела дееспособности, ей запрещалось совершать юридические сделки даже с согласия мужа. Было лишь два исключения: жена могла заключать договоры лишь для выкупа мужа из плена и выдавать приданное своим дочерям в отсутствии мужа. По догмам церкви брак мог быть прекращен только после смерти одного из супругов; развод не допускался.
По кутюмам общим имуществом супругов управлял и распоряжался муж как глава семьи. В областях, где действовало писаное право (римское право), общности имущества супругов не существовало.
Родительская власть по кутюмам рассматривалась как опека над детьми. В случае смерти отца право опеки переходило к матери. Родительская власть прекращалась с достижением совершеннолетия или вступлением детей в брак.
На юге Франции, где действовало писаное (римское право) право, закреплялась сильная власть отца, которая длилась до его смерти, независимо от возраста детей. Дети не могли совершать юридические акты без согласия домовладыки. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.
Феодальные отношения сказались на порядке наследования. При
наследовании по закону наиболее характерным институтом во Франции был майорат, то есть передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдать замуж сестер.
Движимое имущество, а также благоприобретенную недвижимость, наследовали кровные родственники. В первую очередь призывались к наследованию нисходящие (дети, внуки), между которыми имущество делилось поровну, независимо от пола и возраста. При отсутствии нисходящих родственников имущество наследовали восходящие (родители); если не было восходящих, к наследству призывались боковые родственники (братья и сестры).
Родовое имущество могли наследовать только нисходящие и боковые родственники. В отношении последних действовало правило: «отцовское имущество - отцовской родне, материнское - материнской». Что касается наследственных прав жены, то она получала либо долю общего супружеского имущества, либо то имущество, которое было назначено ей мужем в виде брачного дара при заключении брака.
Наследование по завещанию получило распространение сначала на юге Франции, где действовало рецептированное римское право. Под воздействием церкви завещание стало повсеместно проникать и в обычное право.
Передать имущество посторонним с устранением законных наследников завещатель не мог. Для того, чтобы воспрепятствовать переходу родовых имуществ в посторонние руки при жизни наследодателя, его законным наследникам было предоставлено право выкупа имений, проданных на сторону.
Феодальное право
В эпоху Средневековья в Европе складываются континентальные и англосаксонские правовые системы с их спецификой и различиями. Исходным для этих систем было право, заложенное вековыми традициями и обычаями населяющих Европу племен. Но в течение нескольких веков формируется феодальное право с территориальным принципом действия, хотя и эти правовые обычаи выражались все еще в устной форме. Обычаи, заложенные в ленном праве, регулировали отношения между феодалами и вассалами.
Манориальное право регулировало отношения феодалов-землевладельцев с крестьянами, обрабатывающими их землю. С течением времени правовые обычаи стали фиксироваться в документах, где излагались права и обязанности людей разных сословий в отношениях с сеньорами. В разных регионах они мало чем отличались, несмотря на некоторую местную специфику. В одиннадцатом веке были изданы первые книги с принципами феодального права: «Обычаи Барселоны», «Обычаи феодов». Позже появились «Саксонское зерцало» (Германия), «Кутюмы Бовези» (Франция). В этих книгах уже делались попытки систематизировать и теоретически осмыслить феодальное право.
Городское право
Городское право было уже писанным и содержалось в городских статутах, в королевских и сеньориальных хартиях города. Городское право не повторяло феодальное право, а предвосхищало принципы будущего буржуазного права. В городском праве широко использовались материалы документов по международному торговому праву и морским обычаям, созданные городами Испании, Португалии, Италии. Так формировались единые правовые традиции для городов на территории всей Западной Европы.
Каноническое право
Каноническое право занимало особое место в общеевропейской правовой культуре. Сначала это было просто церковное право. Позже, когда Церковь раскололась, в каноническом праве появились два направления. Часть Европы (Западная и Центральная) пользовалась каноническим правом, на которое повлияла «папская революция», и укрепилось как самостоятельная и эффективно действующая система средневекового права. Восточное направление канонического права, сформированное греко-православной Церковью, распространялось на Византию и некоторые страны Юго-Восточной, а также Восточной Европы, хотя авторитет его был меньше, чем западное каноническое право.
Неоспоримое могущество и политическая сила римского католицизма и папства сделало западноевропейское каноническое право универсальным для всех стран, принявших католицизм. Оно регулировало общественные отношения всех католиков по вопросам духовной и светской жизни клириков и мирян. Уходя своими корнями в античность, оно сосредоточило в себе и передало будущим поколениям основные нормы римского права и его язык.
«Старое» каноническое право
Это «старое право» рождалось из источников раннехристианской литературы (Святое письмо, Деяния Апостолов и др.). Позже церковно-правовые нормы закреплялись императорскими законами, писаниями святых отцов, документами Церковных Соборов, решениями римских пап. Сборники по такому праву назывались декреталиями.
«Новое» каноническое право
«Папская революция» более четко определила юридическое содержание «нового» канонического права. Его источником стали папские конституции: энциклики, бреве, буллы, рескрипты и прочие документы. Папа Григорий Седьмой ввел каноническое право в университетские программы. Папское правотворчество продолжало развиваться. В результате многих усовершенствований и дополнений в 1580 году был издан «Свод канонического права», охватывающий широкий диапазон вопросов церковной жизни и ее связи со светской. Это «новое» каноническое право включало в себя и уголовные нормы (епитимии за убийства или ложную клятву). Предусматривались в нем и законы, связанные с договорами, завещаниями, наследством и брачно-семейными отношениями.
Рецепция римского права
Рецепция (то есть усвоение, восприятие) римского права началось в эпоху Реформации (шестнадцатый век). В римском праве содержались четкие формулы, касающиеся частной собственности, торговых оборотов и многих других сфер общественной жизни. Католическая церковь поддержала рецепцию римского права, потому что видела в нем способы сохранения канонического права и узаконивание притязаний пап на неограниченную власть. В конце концов, эту рецепцию официально признала и королевская власть, которой была необходима централизованная Европа, подчиненная единой юрисдикции.
Общая характеристика средневекового западноевропейского
Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.