В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, к которым относятся требования безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей, за иными требованиями, установленными законодательством РФ.
По содержанию контроль и надзор идентичны. Различия заключаются в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют.
Согласно Закону «О стандартизации» органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, является Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления, в пределах их компетенции (комитеты, инспекции по вопросам экологии, атомной энергетики, торговли, охраны труда и т.д.).
Госстандарт России и специализированные органы контроля вправе создавать свои территориальные органы во всех субъектах Российской Федерации. Государственный контроль и надзор проводится только должностными лицами Госстандарта России и других органов государственного управлении и их территориальных органов.
От имени Госстандарта России непосредственное осуществление государственного контроля и надзора проводится:
- главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами;
- главными государственными инспекторами республик в составе РФ, краёв, автономных областей, округов, городов по надзору за государственными стандартами;
- государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.
В случае выявления нарушений обязательных требований государственных стандартов составляется акт проверки установленной формы, который является основанием для выдачи предписаний и вынесения постановлений о наложении штрафов.
Государственные инспекторы в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодательством Российской Федерации.
Государственные инспекторы при осуществлении возложенных на них обязанностей должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства, руководствуясь законодательством.
Комплексная стандартизация.
Государственная система стандартизации даёт определение «комплекс стандартов» как совокупность взаимоувязанных стандартов, объединённых общей целевой направленностью и устанавливающих требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.
При широких международных связях и серийном производстве сложных изделий их качество можно обеспечить только при едином «сквозном» (согласованном) подходе к установлению оптимальных требований сырью, материалам, полуфабрикатам, покупным изделиям, из которых изготавливают данные изделия.
В программу комплексной стандартизации сложных объектов включаются также оптимизация методов разработки (проектирования, конструирования) изделия, методы подготовки и организации производства, совершенствования технологии. Программа должна предусматривать увязку сроков подготовки комплекса соответствующих нормативных документов (стандартов и пр.) и своевременного введения их в действие.
Решающим критерием выбора объектов комплексной стандартизации и одновременно очерёдности их стандартизации является экономически оптимальный уровень качества будущего изделия.
Дальнейшее развитие теоретических и методических основ комплексной стандартизации будет способствовать более широкому внедрению их в практику создания важнейших для народного хозяйства видов перспективной продукции.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 394.