1. По удалённому ориентиру. Удалённый ориентир можно определить по формуле: D » 300M, при допустимой погрешности пеленга a =0,20. Где D – расстояние до удалённого ориентира; М-погрешность определения места судна.
где ИП снимается с карты, а КП измерятся с помощью пеленгатора (на магнитном компасе измеряется ОКП, который затем переводится в КП). При определении поправки этим способом необходимо как можно точнее определить место судна, например, по 2 горизонтальным углам, по спутникам.
2. По пеленгу створа. Также используется формула (1). Где ИП – это направление створа (снимается с карты); КП замеряется в момент пересечения створа.
3. По светилу. где А – азимут светила (расчитывается астрономическими способами, КП – компасный пеленг на светило).
4. По сличению с другим компасом, поправка которого известна. .
5. Расчётный способ. , где d выбирается с карты, а d выбирается из таблицы девиации или определяется по упрощённым способам на 8 равноотстоящих компасных курсах: 00-450-900-1350-1800-2250-2700-3150 (промежуточные значения d определяются путём линейной интерполяции.
Способы определения d
1. По «вееру створов». .
2. По удалённому ориентиру. .
3. По светилам. . Достоинство этого способа заключается в том, что точность определения d не зависит от точности координат места судна.
4. По сличению с другим магнитным компасом, d которого известна. .
5. По взаимному пеленгованию. . Где МП берётся по команде с судна на него со шлюпки или берега, КП – с судна.
Определение поправки гирокомпаса
Используются те же способы, что и для определения поправки магнитного компаса:
1. По удалённому ориентиру. .
2. По створу. .
3. По светилу. .
4. По сличению с магнитным компасом, поправка или девиация которого известны.
.
Поправки D МК и D ГК, определённые на какой-то момент времени, называются мгновенными. Поэтому их окончательное значение рекомендуется рассчитывать из ряда значений мгновенных поправок, путём осреднения. D МК зависит от курса и местоположения судна. На D ГК оказывает влияние маневрирование судна, поэтому при определении D ГК необходимо учитывать период затухающих колебаний гирокомпаса.
Лекция №7
«Определение скорости и расстояния в море»
Движение судна принято делить на относительное со скоростью Vо (Vл), абсолютное со скоростью V (Vа, Vи) и переносное Vc под воздействием ветра, течения или их совместном воздействии.
(1)
Для измерения скорости и расстояния используются абсолютные и относительные лаги. На судах в основном используются относительные лаги, которые измеряют скорость и пройденное расстояние относительно воды с учётом ветра, но без учёта течения. Как правило, лаги имеют погрешность, называемую поправкой лага. Поправкой лага называется систематическая погрешность, выраженная в процентах и взятая с обратным знаком.
(2)
где S ф – фактическое (истинное) расстояние; РОЛ – разность отсчётов лага. РОЛ=ОЛ i+1 - ОЛ i .
Поправку лага и скорость судна определяют после постройки или ремонта на специальных полигонах – мерных линиях при следующих условиях: волнение не более 3 баллов, ветер до 8 м/с, глубина не менее 6 средних осадок. Поправка лага и скорость судна определяются на ППХ, СПХ, МПХ, СМПХ в грузу и в балласте. Полученные результаты заносят в таблицу маневренных элементов.
При отсутствии течения на мерной линии делается 1 пробег.
При наличии постоянного течения для его исключения делается 2 пробега, т.к. на взаимно обратных курсах из формулы (1) на первом пробеге, предположим, , тогда на втором пробеге . Совместное решение этих двух уравнений позволяет исключить течение и определить скорость судна относительно воды.
Соответственно определится и поправка лага: рассчитываются по формуле (2) для двух пробегов. Для контроля можно сделать 3 пробег. Тогда, если РОЛ1 =РОЛ3 или DТ1=DТ3, то течение постоянное.
При переменном течении (приливоотливном) делается 3 пробега, т.к. на первом пробеге , на втором пробеге и на третьем пробеге . Предположив, что на втором пробеге и, подставив это выражение во второе уравнение, при совместном решении полученных трёх уравнений можно исключить течение и скорость судна определится по формуле:
, где
Соответственно определится поправка лага: рассчитываются по формуле (2) для трёх пробегов.
Если на судне установлен винт фиксированного шага, то во время пробегов замечают скорость оборотов винта N и составляют зависимость от неё скорости судна Vоб. Тогда пройденное расстояние можно определить по формуле: , где a - аванс, т.е. расстояние проходимое судном относительно воды за один оборот движителя. Рассчитывается по Vоб и соответствующей ей частоте вращения движителей N: . .
В море скорость и поправка лага определяются по свободно плавающему ориентиру (для исключения течения) с помощью РЛС или с помощью высокоточных обсерваций (по спутникам) с исключением течения графически или по формулам. Для исключения накапливающихся погрешностей длина одного пробега должна составлять при скорости 10 уз. – 2,3 м.мили; 15уз. – 3,6 м. мили; 18 уз. – 4,3 м.м или; 20 уз. – 4,9 м.мили (Н. В. Авербах, Ю. К. Баранов Определение маневренных элементов морского судна и поправки лага). Тогда
.
Задачи, решаемые при ведении счисления.
Предвычисление отсчёта лага: ОЛi+1=РОЛ+ ОЛi, где РОЛ=Sл/kл.
Расчёт расстояния, пройденного по лагу: Sл=VлDT.
Расчёт времени плавания: T= Sл/ Vл; DT= Sи/ Vи;
Расстояние Sл выражается в стандартных морских милях. Для перехода к морским милям, длина которых изменяется с широтой, можно пользоваться поправкой DS=((1852/D1¢)-1)100, где D1¢ - длина дуги меридиана, в средней широте прокладываемого отрезка. При графическом счислении расстояние измеряется напротив того места, где ведётся счисление.
Лекция №8
«Дальность видимости горизонта, предметов и огней в море»
Видимый горизонт
Линией теоретического горизонта называется малый круг КК¢, образованный лучами зрения, касательными к поверхности воды. Земной рефракцией называется явление искривления зрительного луча в атмосфере Земли. Видимым горизонтом наблюдателя называется малый круг ВВ¢, образованный лучами зрения с учётом земной рефракции.
|
где c - коэффициент земной рефракции;
R – радиус Земли;
R1 – радиус кривой А¢В, по которой распространяются лучи зрения.
Наклонением горизонта d называется угол между плоскостью истинного горизонта и направлением на видимый горизонт.
Дальностью видимого горизонта Де называется сферический радиус видимого горизонта. По малости величины высоты глаза наблюдателя е по сравнению с радиусом Земли можно принять Де»АВ» »А¢В. В судовождении необходимо знать Де и d.
Для нахождения Де рассмотрим треугольник АА¢В. Из геометрии известно, что угол, составленный касательной и хордой, измеряется половиной дуги, заключённой внутри него. Тогда углы . По теореме синусов можно написать:
Т. к. углы С и r малы, то Тогда Из геометрии известно, что радианная мера любого угла есть отношение длины дуги, заключённой между сторонами этого угла, к радиусу этой дуги. С учётом этого, а также того, что будем иметь: . Тогда Подставляя сюда значение c=0,16 будем иметь Для получения Де в морских милях при е, выраженной в метрах, примем R=3437,75 мили. Тогда
Величина наклонения видимого горизонта в минутах: . Для расчёта Де служит табл. 2.1 МТ-2000.
Дальность видимости огней и предметов в море
Географической (геометрической) дальностью видимости предметов Дп называется расстояние, на котором наблюдатель увидит вершину предмета над горизонтом. С учётом разрешающей способности человеческого глаза по углу g
где h – высота предмета, м.
Разрешающей способностью человеческого глаза по углу g называется наименьший угол, на котором наблюдатель различит предмет (или два предмета раздельно). Зависит от состояния атмосферы и физиологических способностей человеческого глаза (g»2¢).
При расчёте дальности видимости огней ночью g=0. Тогда
.
На российских навигационных картах и в пособиях указана дальность видимости огней Дк для стандартной высоты глаза наблюдателя е=5 м. (На адмиралтейских е=15 футов). Если высота глаза наблюдателя другая, то необходимо рассчитать поправку и прибавить её к Дк. (Для расчёта Дп служит табл. 2.3 и номограмма 2.4 МТ-2000).
Оптической (ночной) дальностью видимости называется дальность видимости, которая зависит от способности человеческого глаза различать предмет по яркости на некотором фоне. Зависит от силы света наблюдаемого огня. На картах и в руководствах указывается меньшая из дальностей (оптическая или геометрическая). Поэтому, прежде чем исправлять Дк поправкой за высоту глаза наблюдателя, необходимо по условиям определить, какая дальность указана на карте. Если это условие выполняется, то на карте указана оптическая дальность, и Дп поправкой за высоту глаза наблюдателя исправлять не следует. В противном случае на карте указана геометрическая дальность и следует пользоваться поправкой D. Если Дк<4,7 мили, то Дп также не исправляют поправкой D.
Лекция №9
«Предмет и назначение морской лоции. Руководства и пособия для обеспечения мореплавания»
Литература: Ермолаев Г. Г. Морская лоция: Учебник для вузов морского транспорта. 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Транспорт, 1982. – 392 с.
Морская лоция – раздел судовождения, изучающий условия плавания в океанах и морях, рассматривающий системы навигационного оборудования, а также принципы использования карт и пособий для плавания и поддержания их на уровне современности.
Предметом морской лоции является установление оптимального и безопасного пути морского судна.
Морские навигационные руководства и пособия (МНР и МНП) представляют собой издания Главного управления навигации и океанографии министерства обороны РФ (ГУНиО МО РФ) и других ведомств, содержащие навигационную, гидрографическую, гидрометеорологическую, геофизическую и гидробиологическую информацию для мореплавателей по районам Мирового океана, а также правила и рекомендации по обеспечению безопасности плавания, международно-правовые сведения, необходимые для решения совместно с морскими картами задач мореплавания, использования природных ресурсов и специальных задач.
Классификация МНР и МНП
МНР – официальные издания, содержащие правила, наставления, указания, невыполнение которых возлагает на мореплавателя ответственность за возможные последствия.
МНП – официальные издания, содержащие справочную информацию.
Каталог карт и книг – это основной документ по систематизации карт, руководств и пособий для плавания в судовых условиях.
Лоция – МНР, в котором содержится информация об условиях плавания в описываемом районе. В сочетании с данными на морских навигационных картах она позволяет производить опознание на местности географических объектов и назначать безопасный курс судна.
Огни и знаки – МНР, в котором содержится информация для мореплавателей о всех штатных средствах навигационного оборудования (СНО), за исключением вех.
Радиотехнические средства навигационного оборудования (РТСНО) – МНР, в которых содержится информация о радионавигационных системах (РНС), морских радиомаяках (РМк), аэрорадиомаяках (АэроРМк), радиопеленгаторных станциях (РПС), радиолакационных маяках (РЛМк) и других РТСНО.
Каждое руководство и пособие имеет адмиралтейский номер, который состоит из 4-х цифр:
Первая цифра – вид руководства или пособия (1 – лоции, 2- Огни и знаки, 3- РТСНО, 4 - руководства и правила плавания, 5 – резерв, 6- гидрометеорологические пособия, 7 – каталоги, 8 – таблицы определения места судна по РНС, 9 – специальные пособия);
Вторая цифра – океан (1 – Северный Ледовитый, 2 – Атлантический, 3 – Индийский, 4 – Тихий);
Третья и четвёртая цифры – порядковый номер руководства или пособия на данном океане.
Пример: 1225 – лоция, относящаяся к Атлантическому океану, с порядковым номером 25; 3401 – РТСНО; 2401 – Огни и знаки; 7401 – каталог карт и книг.
Лекция №10
«Морские карты»
Литература по докладу: Рюттен М. Г. Приливы и динозавры.
Географической картой называется уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, полученное по определённому математическому закону.
Морская карта – это частный случай географической карты. Предназначена для обеспечения мореплавания.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.