С.Т. Джоши, Дэвид И. Шульц
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Г.Ф.ЛАВКРАФТА
Гринвуд Пресс • Вестпорт, Коннектикут • Лондон • 2001
Дирку У. Мозигу, первопроходцу и другу
Введение
В течение последних трёх десятилетий научные работы о Г.Ф. Лавкрафте (1890-1937) расширялись в геометрической прогрессии на каждом этапе исследований.
Опираясь на первые попытки Джорджа Т. Ветцеля, Мэтью Г. Ондердонка и Фрица Лейбера, такие учёные как Кеннет У. Фэйг младший и Р. Элейн Евертс совершили революцию в понимании жизни Лавкрафта, в то время как Дирк У. Мозиг, Дональд Р. Бурлесон и многие другие изучали его рассказы, стихи, эссе и письма с проницательностью и аккуратностью.
Было неизбежно, что эти попытки в конечном результате привели: к многочисленным полноценным исследованиям Лавкрафта,1 к первой полной библиографии Лавкрафта,2 основанию журнала «Lovecraft Studies» в качестве форума для научных исследований; к подготовке точных текстовых изданий рассказов Лавкрафта; и в качестве кульминации к исчерпывающей биографии был издан столь же исчерпывающий сборник мемуаров Лавкрафта 3 – всё это привело к заметному росту признания ГФЛ, как писателя, мыслителя и литератора.
И, тем не менее, большая часть этих исследований неоднородно разбросана по малотиражным печатным изданиям или научным публикациям, многие из которых распроданы и недоступны.
Наша книга составлена в надежде на то, что сбор разрозненной информации о Лавкрафте побудит кого-нибудь провести ещё более проницательные исследования, а также предоставит многим поклонникам Лавкрафта улучшенные инструменты для научной оценки его сочинений.
В компиляции такого рода основное внимание должно быть уделено литературной работе Лавкрафта.
Каждую статью о произведении ГФЛ мы снабдили информацией о (1) количестве слов; (2) максимально точной дате написания; дате (3) первой публикации; (4) сведениями о первом появлении субъекта или объекта; и (5) публикации в исправленных изданиях или изданиях с примечаниями.
Лавкрафт наиболее известен своими рассказами об ужасе и сверхъестественном; соответственно, составители предоставили подробные сюжетные синопсисы для каждой фантастической работы – рассказы, черновики, соавторство, «переработки» или «призрачное авторство», – написанные Лавкрафтом, начиная с семилетнего возраста до самой его смерти.
Мы прилагаем только краткий критический комментарий, так как считаем, что в этой книге не место нашим личным суждениям или влиянию на читателей.
Вместо этого мы посвятили свои комментарии достаточно конкретным вопросам: литературным или биографическим источникам рассказов, которые часто указываются самим Лавкрафтом в письмах или других документах; отношениям между данным рассказом и другими, написанными ранее или позднее; особенностям рассказов, требующих пояснения.
В конце каждой статьи мы приводим цитаты из книг или статей (в хронологическом порядке), которые обсуждают эту работу.
Для книг мы указываем только год публикации, за исключением малотиражных, где мы также указываем издателя.
Следует отметить, что многие общие исследования Лавкрафта рассматривают отдельные рассказы, иногда очень подробно.
Читателю даются ссылки в конце энциклопедии на такие исследования.
К другим произведениям Лавкрафта – эссе, поэзии и письмам – следует относиться менее комплексно, чем к его фантастике.
Не все эссе или стихи получили отдельные статьи, но только те, которые имеют особое значение и вызвали дискуссию среди учёных.
Так как ныне все стихи Лавкрафта собраны в недавно вышедшем сборнике «Древняя Тропа: Полное Собрание Поэтических Работ» (2001), мы не ссылаемся на этот сборник ни в одной статье о стихах Лавкрафта.
Статьи о вымышленных персонажах в рассказах Лавкрафта довольно краткие, так как изложение сюжетов обеспечивает лучшее средство для обсуждения их действий и функций.
Лавкрафт сознательно преуменьшал роль человеческих персонажей в своих рассказах. Его «космическая» перспектива рассматривала человечество как крошечный и несущественный элемент в бесконечности пространства и времени; действительно, в конце жизни он написал: «Единственные «герои», о которых я могу писать, – это явления» (SL 5.19).
Однако этот подход создает трудности в книге со ссылками подобного рода, поскольку роли многих персонажей весьма минимальны.
Тем не менее, мы попытались предоставить краткие записи об этих фигурах, за исключением реальных людей (например, Альберта Эйнштейна), упомянутых в рассказах.
(Это само по себе вызывает некоторые трудности с такой работой, как «Случай Чарльза Декстера Варда», исторической повестью, которая использует реальных исторических персонажей, выполняющих явно вымышленные действия. Ни один из них не включён в нашу энциклопедию).
В некоторых случаях члены семьи представлены в одной общей статье, а их имена выделены жирным шрифтом.
Даты жизни для персонажа предоставляются всякий раз, когда эта информация появляется в рассказе.
Многие персонажи у Лавкрафта (в том числе рассказчики от первого лица из нескольких важных рассказов) не имеют имён.
Поскольку их роли часто очень важны и, следовательно, требуют обсуждения, мы обращаемся к ним под рубрикой «Неизвестные рассказчики», где они сгруппированы по алфавитному названию рассказов.
Выдуманные виды существ (например, Грибки с Юггота в «Шепчущем во тьме» или множество причудливых созданий, представленных в «Сомнабулическом поиске неведомого Кадата») не перечислены; их роли могут быть установлены в статьях, описывающих соответствующие рассказы.
Коллеги Лавкрафта и авторы, оказавшие на него влияние, являлись предметом тщательных исследований со стороны учёных.
Мы написали статьи о многих личностях, которые знали Лавкрафта, даже если они только переписывались; за исключением неприметных корреспондентов, о которых почти ничего не известно.
На Лавкрафта, по-видимому, повлияло большое количество писателей из области сверхъестественной фантастики, но отдельные статьи предоставляются только для таких крупных фигур, как Эдгар Аллан По, Лорд Дансейни, Артур Мейчен и Алджернон Блэквуд.
Упоминания о других авторах и произведениях, повлиявших на Лавкрафта, можно найти в статьях по отдельным рассказам; см. индекс для ссылок.
Общие темы, касающиеся Лавкрафта, теоретически можно было бы охватить в почти бесконечном диапазоне статей, но мы ограничили наше освещение такими вещами, как участие Лавкрафта в любительской журналистике (в частности, две ведущие ассоциации любительской прессы своего времени – «United Amateur Press Association» и «National Amateur Press Association»), использование псевдонимов, путешествия и другие важные вопросы.
Здесь нет отдельной статьи относительно философских взглядов Лавкрафта, поскольку эта тема слишком сложна для краткого обсуждения.4
Прилагается библиография, в которой перечислены важные первичные и вторичные работы о Лавкрафте, и полный указатель терминов.
Теперь нужно сделать замечание о том, что не вошло в эту книгу.
Одним из самых популярных аспектов сочинений Лавкрафта является то, что стало известно как «Мифы Ктулху» (термин, который сам Лавкрафт никогда не использовал).
Его литературный пантеон (существа, которые во многих случаях оказываются просто внеземными созданиями из глубин космоса) оказался увлекательным как для читателей, так и для писателей, поскольку эти «мифы» обрели собственную жизнь и породили бесчисленные подражания и предполагаемые продолжения работы самого Лавкрафта.
Мы не рассматриваем ничего из этих материалов в нашей книге.
«Боги» сами по себе, за редким исключением, не фигурируют в рассказах ГФЛ как «персонажи» в каком-либо значимом смысле, поэтому мы не включили их в энциклопедию.
Точно так же мы не приводим никаких статей о писателях, которые пытались следовать по стопам Лавкрафта, хотя едва ли есть такой автор, пишущий в жанре «хоррор» за последние семьдесят лет, на которого так или иначе не повлиял бы ГФЛ.
Тем, кто интересуется всей этой темой, мы рекомендуем прочесть «Библиографию Мифов Ктулху и Совпадения» Криса Яроши-Эрнста (1999).
Фильмы, телевидение и другие адаптации работ Лавкрафта, здесь также не рассматриваются.
Читатели могут найти изобилие информации у Эндрю Мильора и Джона Стрысика в книге «Притаившийся в вестибюле: Путеводитель по фильмам Г.Ф. Лавкрафта» (2000).
Как уже отмечалось, эта энциклопедия ни в коем случае не может считаться исчерпывающим указателем имён собственных в работах Лавкрафта.
Вы можете найти его в книге С.Т. Джоши «Указатель к фантастике и поэзии Г.Ф. Лавкрафта» (1992).
Эта книга берёт своё начало в работе существенно иного характера, она была запланирована много лет назад, но её до сих пор нельзя считать полностью завершённой.
В то время несколько коллег написали краткие статьи (главным образом о семье и коллегах Лавкрафта), которые послужили ядром для аналогичных статей, включенных в энциклопедию.
Мы благодарны Дональду Р. Бурлесону, Кеннету У. Фейгу, мл., Уиллу Мюррею и Роберту М. Прайсу за разрешение использовать их труды.
Другие лица, в том числе Скотт Коннорс, Дэниэль Хармс, Донован К. Лукс и Кристофер О'Брайен предоставили кусочки ценной информации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См. Дональд Р. Бурлесон, «Г.Ф. Лавкрафт: Критическое исследование» (1983); Питер Кэннон, «Г.Ф. Лавкрафт» (1989); С.Т. Джоши, «Тонкая Магия: Сочинения и Философия Г.Ф. Лавкрафта» (1996).
2. С.Т. Джоши, «Г.Ф. Лавкрафт и Критика Лавкрафта: Аннотированная Библиография» (1981).
3. С.Т. Джоши, «Г.Ф. Лавкрафт: Жизнь» (1996); Питер Кэннон, ред., «Воспоминания о Лавкрафте» (1998).
4. Два совершенно разных обсуждения этой темы см. в книге С.Т. Джоши, «Г.Ф. Лавкрафт: Упадок Запада» (1990) и в «Философии Г.Ф. Лавкрафта» Тимо Айраксинена (1999).
Хронология
1890:
20 Августа: ГФЛ родился в доме № 454 на Энджелл-стрит, в Провиденсе, шт. Род-Айленд, США.
1890-93:
Живёт с родителями в разных местах Массачусетса (Дорчестер, 1890-92?, Дадли, лето 1892, Оберндейл, 1892-93?), поскольку у его отца, Винфилда Скотта Лавкрафта, были деловые интересы в этих городах.
1893:
25 Апреля: Винфилд отправлен на лечение в Госпиталь Батлера в Провиденсе; ГФЛ и его мать, Сара Сьюзан Лавкрафт, возвращаются в семейный особняк на Энджелл-стрит, 454.
1897:
Первые попытки в написании рассказов («Благородный Соглядатай») и стихов («Поэма об Улиссе»).
1898:
Открывает для себя сочинения Эдгара Аллана По.
Пишет много рассказов («Секретная Пещера», «Тайна Кладбища», «Детектив Джон»), многие под вдохновением романов из дешёвых журналов.
Начинает изучение химии.
19 Июля: Смерть Винфилда.
ГФЛ вместе со своей матерью проводят лето в Вестминстере, Массачусетс.
1898-99, 1902-3:
Посещает школу на Слейтер-авеню.
1899:
4 марта: Начинает выпускать рукописный журнал «Научный Бюллетень» (до 1905-го), большей частью посвящённый химии.
1902:
Зима: Начинает интересоваться астрономией, в основном по книгам из библиотеки бабушки по материнской линии.
Вдохновлённый Жюлем Верном, пишет рассказы (утеряны).
1903:
2 Августа: Начинает издавать «Род-Айлендский Журнал Астрономии» (до 1907-го).
Сочинил много работ по химии, астрономии, географии, истории, мифологии.
1904:
4 марта: Смерть бабушки ГФЛ, Уиппл Ван Бурен Филлипс.
Последующий финансовый крах семьи вынуждает Лавкрафтов переехать в дом № 598 по Энджелл-стрит в Провиденсе.
1904-8:
Периодически посещает среднюю школу на Хоуп-стрит.
1905:
Пишет «Зверь в Пещере».
1906-8:
Ведёт астрономическую колонку в газетах «Pawtuxet Valley Gleaner» и «Tribune» (издаваемую в Провиденсе).
1908:
Бросает среднюю школу из-за нервного срыва.
Пишет рассказ «Алхимик».
1909-12:
Проходит заочные курсы по химии.
Пишет «Краткий Курс по Неорганической Химии» (1910; не сохранился).
1913:
Сентябрь: Литературные споры с Джоном Расселом в рубрике «Письма читателей» журнала «Argosy» приводят к присоединению ГФЛ к любительской журналистике (6 апреля 1914 года).
1914-18:
Ведёт астрономическую колонку в «Вечерних Новостях» (Провиденса).
1914-23:
Создаёт большой объём сочинений: эссе, стихи, редакционные статьи и рецензии в любительской прессе, в основном для «Объединённой ассоциации любительской прессы» (UAPA), а также и для «Национальной ассоциации любительской прессы» (NAPA), к которой ГФЛ присоединяется в 1917 году.
К ранним его коллегам, журналистам-любителям относятся Морис У. Мо, Рейнхарт Кляйнер, У. Пол Кук и Самуэль Лавмен.
1915:
Апрель: Публикует первый номер любительского журнала «The Conservative» (выходил до Июля 1923-го).
1917:
Май: Пытался поступить на службу в Национальную гвардию Род-Айленда, а позднее – в армию США, но, благодаря вмешательству матери, его не приняли.
Июнь: Пишет «Склеп», свой первый фантастический рассказ после 9-летнего перерыва.
Октябрь: Пишет «Дагон» (1917), свой первый рассказ, опубликованный в «Weird Tales».
1917-18:
Работает президентом UAPA.
1919:
Март: Мать ГФЛ попадает в госпиталь Батлера.
Пишет «За Стеной Сна», «Белый Корабль», «Заявление Рэндольфа Картера» и другие рассказы.
Сентябрь: Открывает для себя творчество Лорда Дансейни.
1920:
Начинает переписываться с Фрэнком Белнапом Лонгом, младшим.
Пишет, по крайней мере, двенадцать рассказов за один год своей карьеры. В их число вошли: «Храм», «Страшный Старик», «Селефаис», «Извне», «Ньярлатхотеп», «Картина в Доме» и другие.
1921:
Пишет «Безымянный Город», «Изгой», «Музыка Эриха Цанна» и другие рассказы.
Пишет статьи «В защиту Дагона» (Январь-Октябрь).
24 Мая: Смерть матери Лавкрафта.
4 Июля: Встречает Соню Хафт Грин в Бостоне на конференции NAPA.
1921-22:
Пишет «Герберт Уэст – Реаниматор» по заказу Дж. Дж. Хаутейна для журнала «Home Brew» (первый рассказ, появившийся в профессиональном журнале).
1922:
6-12 Апреля: Впервые приезжает в Нью-Йорк; встречается с Лонгом, Джеймсом Ф. Мортоном и другими.
Август: Начинает переписываться с Кларком Эштоном Смитом.
Август-Сентябрь: Путешествует в Кливленд, чтобы встретиться с Самуэлем Лавменом и Альфредом Галпином; на обратном пути останавливается в Нью-Йорке.
Пишет рассказы «Пёс», «Гипнос» и «Затаившийся Страх» (для «Home Brew»).
17 Декабря: В первый раз посещает Марблхед, штат Массачусетс.
1923:
Открывает для себя сочинения Артура Мейчена (а затем, в следующем году – Алджернона Блэквуда и Монтегю Р. Джеймса).
Путешествует по Новой Англии (Марблхед, Салем, Ньюберипорт и др.).
Пишет рассказы «Крысы в Стенах», «Праздник» и другие.
Работает в соавторстве с К.М. Эдди, младшим («Любимые мертвецы» и другие рассказы).
1924:
3 марта: Женится на Соне Х. Грин и переезжает в Бруклин, Нью-Йорк.
Отказывается от должности редактора в «Weird Tales».
Пишет по черновику Гарри Гудини рассказ «Под Пирамидами» (опубликованный под названием «Погребённый с Фараонами»).
Пишет «Заброшенный Дом».
1925:
1 Января: Соня находит работу в Кливленде.
ГФЛ переезжает в однокомнатную квартиру в Бруклин-Хайтс. Тщетно пытается найти работу.
Пишет «Кошмар в Ред-Хуке» (1-2 Августа), «Он» (18 Августа) и «В склепе» (18 Сентября).
1925-27:
Пишет эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» для журнала У. Пола Кука «The Recluse» (1927).
1926:
17 Апреля: Возвращается в Провиденс (в дом 10 на Барнс-стрит), его брак, по сути, заканчивается (процедура развода длилась до 1929 года).
Пишет «Зов Ктулху», «Модель для Пикмана», «Серебряный ключ» и другие.
Начинает переписываться с Августом Дерлетом.
1926-27:
Пишет «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата».
1927:
Пишет «Случай Чарльза Декстера Варда», «Сияние извне».
Начинает переписываться с Дональдом Уондри.
Август: Путешествует в Вермонт, Мэн и другие места Новой Англии.
1928:
Май-Июль: Проводит лето в Бруклине с Соней, когда она пытается открыть шляпный магазин.
Много путешествует (Браттлборо, шт. Вермонт; Атол и Уилбрахам, шт. Массачусетс; Бесконечные Пещеры, шт. Вирджиния).
Пишет «Ужас в Данвиче».
1929:
Апрель-Май: Много путешествует (Йонкерс, шт. Нью-Йорк; Норфолк, Уильямсбург, Ричмонд, шт. Вирджиния; Нью-Йорк; Нью Палтц и Харли, шт. Нью-Йорк).
1929-30:
В качестве «призрачного автора» пишет «Курган» для Зелии Бишоп.
Пишет «Грибки с Юггота».
1930:
Апрель-Июнь: Путешествует (Нью-Йорк; Чарльстон, шт. Южная Каролина; Ричмонд, шт. Вирджиния; Кингстон и Западный Шокан, шт. Нью-Йорк; Атол и Вустер, шт. Массачусетс).
Начинает переписываться с Генри С. Уайтхедом и Робертом И. Говардом.
Пишет «Шепчущий во тьме».
Пишет как «призрачный автор» рассказ «Локон Медузы» для Зелии Бишоп.
Август: Трёхдневная экскурсия в Квебек.
Пишет свою самую длинную нефантастическую работу, «Описание города Квебек» (Октябрь-Январь 1931).
1931:
Май-Июнь: Путешествует (Сант Августин, Данедин, Ки Уэст, шт. Флорида; Саванна, шт. Джорджия; Чарльстон; Ричмонд; Нью-Йорк).
Пишет «Хребты Безумия» и «Тень над Иннсмутом».
1932:
Май-Июль: Путешествует (Нью-Йорк; Долина Шенандоа; Ноксвилл и Чаттануга, шт. Теннесси; Натчез и Новый Орлеан, шт. Луизиана [встречается с Э. Хоффманом Прайсом]).
Пишет «Сны в ведьмином доме».
Редактирует рассказы для Хейзел Хилд («Вне времени» и другие).
3 Июля: Смерть Лиллиан Д. Кларк, старшей тёти ГФЛ.
1932-33:
Пишет «Врата серебряного ключа» (совместно с Э. Хоффманном Прайсом).
1933:
Апрель: Начинает переписываться с Робертом Блохом.
15 Мая: Переезжает в дом 66 на Колледж-стрит вместе с младшей тётей, Энни Э.П. Гэмвелл.
Позднее, пишет «Тварь на Пороге».
Перерабатывает эссе «Сверхъестественный Ужас в Литературе» для публикации по частям в журнале «The Fantasy Fan» (Октябрь 1933 – Февраль 1935).
1934:
Апрель-Июль: Путешествует (Чарльстон; Саванна; Сант-Огастин; Фредериксбург, шт Вирджиния; проводит Май-Июнь с Р.Х. Барлоу в Де Лэнде, шт. Флорида).
1934-35:
Пишет «За Гранью Времён».
1935:
Июнь-Сентябрь: Путешествует (Фредериксбург, Чарльстон, Нью-Йорк; проводит Июнь-Август вместе с Барлоу в Дэ Лэнде, шт. Флорида).
Ноябрь: Пишет «Скиталец Тьмы».
1936:
Некоторое время переписывается с Уиллисом Коновером, Фрицем Лейбером и Джеймсом Блишем.
Барлоу навещает ГФЛ в Провиденсе (Июль-Сентябрь).
Редактирует «Грамотную Речь» для Энн Тиллери Реншо.
1937:
15 марта: Умирает в «Мемориальном госпитале Джейн Браун» в Провиденсе.
Барлоу назначен литературным душеприказчиком.
1939:
Издательство «Аркхэм Хаус» (Август Дерлет и Дональд Уондри) издают сборник «Изгой и другие».
Alos / Алос
В «Полярной Звезде» – друг рассказчика, командир последней армии Ломара, воюющей против Инутов.
Продолжение следует
Перевод: Алексей Черепанов
2017
С.Т. Джоши, Дэвид И. Шульц
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Г.Ф.ЛАВКРАФТА
Гринвуд Пресс • Вестпорт, Коннектикут • Лондон • 2001
Дирку У. Мозигу, первопроходцу и другу
Введение
В течение последних трёх десятилетий научные работы о Г.Ф. Лавкрафте (1890-1937) расширялись в геометрической прогрессии на каждом этапе исследований.
Опираясь на первые попытки Джорджа Т. Ветцеля, Мэтью Г. Ондердонка и Фрица Лейбера, такие учёные как Кеннет У. Фэйг младший и Р. Элейн Евертс совершили революцию в понимании жизни Лавкрафта, в то время как Дирк У. Мозиг, Дональд Р. Бурлесон и многие другие изучали его рассказы, стихи, эссе и письма с проницательностью и аккуратностью.
Было неизбежно, что эти попытки в конечном результате привели: к многочисленным полноценным исследованиям Лавкрафта,1 к первой полной библиографии Лавкрафта,2 основанию журнала «Lovecraft Studies» в качестве форума для научных исследований; к подготовке точных текстовых изданий рассказов Лавкрафта; и в качестве кульминации к исчерпывающей биографии был издан столь же исчерпывающий сборник мемуаров Лавкрафта 3 – всё это привело к заметному росту признания ГФЛ, как писателя, мыслителя и литератора.
И, тем не менее, большая часть этих исследований неоднородно разбросана по малотиражным печатным изданиям или научным публикациям, многие из которых распроданы и недоступны.
Наша книга составлена в надежде на то, что сбор разрозненной информации о Лавкрафте побудит кого-нибудь провести ещё более проницательные исследования, а также предоставит многим поклонникам Лавкрафта улучшенные инструменты для научной оценки его сочинений.
В компиляции такого рода основное внимание должно быть уделено литературной работе Лавкрафта.
Каждую статью о произведении ГФЛ мы снабдили информацией о (1) количестве слов; (2) максимально точной дате написания; дате (3) первой публикации; (4) сведениями о первом появлении субъекта или объекта; и (5) публикации в исправленных изданиях или изданиях с примечаниями.
Лавкрафт наиболее известен своими рассказами об ужасе и сверхъестественном; соответственно, составители предоставили подробные сюжетные синопсисы для каждой фантастической работы – рассказы, черновики, соавторство, «переработки» или «призрачное авторство», – написанные Лавкрафтом, начиная с семилетнего возраста до самой его смерти.
Мы прилагаем только краткий критический комментарий, так как считаем, что в этой книге не место нашим личным суждениям или влиянию на читателей.
Вместо этого мы посвятили свои комментарии достаточно конкретным вопросам: литературным или биографическим источникам рассказов, которые часто указываются самим Лавкрафтом в письмах или других документах; отношениям между данным рассказом и другими, написанными ранее или позднее; особенностям рассказов, требующих пояснения.
В конце каждой статьи мы приводим цитаты из книг или статей (в хронологическом порядке), которые обсуждают эту работу.
Для книг мы указываем только год публикации, за исключением малотиражных, где мы также указываем издателя.
Следует отметить, что многие общие исследования Лавкрафта рассматривают отдельные рассказы, иногда очень подробно.
Читателю даются ссылки в конце энциклопедии на такие исследования.
К другим произведениям Лавкрафта – эссе, поэзии и письмам – следует относиться менее комплексно, чем к его фантастике.
Не все эссе или стихи получили отдельные статьи, но только те, которые имеют особое значение и вызвали дискуссию среди учёных.
Так как ныне все стихи Лавкрафта собраны в недавно вышедшем сборнике «Древняя Тропа: Полное Собрание Поэтических Работ» (2001), мы не ссылаемся на этот сборник ни в одной статье о стихах Лавкрафта.
Статьи о вымышленных персонажах в рассказах Лавкрафта довольно краткие, так как изложение сюжетов обеспечивает лучшее средство для обсуждения их действий и функций.
Лавкрафт сознательно преуменьшал роль человеческих персонажей в своих рассказах. Его «космическая» перспектива рассматривала человечество как крошечный и несущественный элемент в бесконечности пространства и времени; действительно, в конце жизни он написал: «Единственные «герои», о которых я могу писать, – это явления» (SL 5.19).
Однако этот подход создает трудности в книге со ссылками подобного рода, поскольку роли многих персонажей весьма минимальны.
Тем не менее, мы попытались предоставить краткие записи об этих фигурах, за исключением реальных людей (например, Альберта Эйнштейна), упомянутых в рассказах.
(Это само по себе вызывает некоторые трудности с такой работой, как «Случай Чарльза Декстера Варда», исторической повестью, которая использует реальных исторических персонажей, выполняющих явно вымышленные действия. Ни один из них не включён в нашу энциклопедию).
В некоторых случаях члены семьи представлены в одной общей статье, а их имена выделены жирным шрифтом.
Даты жизни для персонажа предоставляются всякий раз, когда эта информация появляется в рассказе.
Многие персонажи у Лавкрафта (в том числе рассказчики от первого лица из нескольких важных рассказов) не имеют имён.
Поскольку их роли часто очень важны и, следовательно, требуют обсуждения, мы обращаемся к ним под рубрикой «Неизвестные рассказчики», где они сгруппированы по алфавитному названию рассказов.
Выдуманные виды существ (например, Грибки с Юггота в «Шепчущем во тьме» или множество причудливых созданий, представленных в «Сомнабулическом поиске неведомого Кадата») не перечислены; их роли могут быть установлены в статьях, описывающих соответствующие рассказы.
Коллеги Лавкрафта и авторы, оказавшие на него влияние, являлись предметом тщательных исследований со стороны учёных.
Мы написали статьи о многих личностях, которые знали Лавкрафта, даже если они только переписывались; за исключением неприметных корреспондентов, о которых почти ничего не известно.
На Лавкрафта, по-видимому, повлияло большое количество писателей из области сверхъестественной фантастики, но отдельные статьи предоставляются только для таких крупных фигур, как Эдгар Аллан По, Лорд Дансейни, Артур Мейчен и Алджернон Блэквуд.
Упоминания о других авторах и произведениях, повлиявших на Лавкрафта, можно найти в статьях по отдельным рассказам; см. индекс для ссылок.
Общие темы, касающиеся Лавкрафта, теоретически можно было бы охватить в почти бесконечном диапазоне статей, но мы ограничили наше освещение такими вещами, как участие Лавкрафта в любительской журналистике (в частности, две ведущие ассоциации любительской прессы своего времени – «United Amateur Press Association» и «National Amateur Press Association»), использование псевдонимов, путешествия и другие важные вопросы.
Здесь нет отдельной статьи относительно философских взглядов Лавкрафта, поскольку эта тема слишком сложна для краткого обсуждения.4
Прилагается библиография, в которой перечислены важные первичные и вторичные работы о Лавкрафте, и полный указатель терминов.
Теперь нужно сделать замечание о том, что не вошло в эту книгу.
Одним из самых популярных аспектов сочинений Лавкрафта является то, что стало известно как «Мифы Ктулху» (термин, который сам Лавкрафт никогда не использовал).
Его литературный пантеон (существа, которые во многих случаях оказываются просто внеземными созданиями из глубин космоса) оказался увлекательным как для читателей, так и для писателей, поскольку эти «мифы» обрели собственную жизнь и породили бесчисленные подражания и предполагаемые продолжения работы самого Лавкрафта.
Мы не рассматриваем ничего из этих материалов в нашей книге.
«Боги» сами по себе, за редким исключением, не фигурируют в рассказах ГФЛ как «персонажи» в каком-либо значимом смысле, поэтому мы не включили их в энциклопедию.
Точно так же мы не приводим никаких статей о писателях, которые пытались следовать по стопам Лавкрафта, хотя едва ли есть такой автор, пишущий в жанре «хоррор» за последние семьдесят лет, на которого так или иначе не повлиял бы ГФЛ.
Тем, кто интересуется всей этой темой, мы рекомендуем прочесть «Библиографию Мифов Ктулху и Совпадения» Криса Яроши-Эрнста (1999).
Фильмы, телевидение и другие адаптации работ Лавкрафта, здесь также не рассматриваются.
Читатели могут найти изобилие информации у Эндрю Мильора и Джона Стрысика в книге «Притаившийся в вестибюле: Путеводитель по фильмам Г.Ф. Лавкрафта» (2000).
Как уже отмечалось, эта энциклопедия ни в коем случае не может считаться исчерпывающим указателем имён собственных в работах Лавкрафта.
Вы можете найти его в книге С.Т. Джоши «Указатель к фантастике и поэзии Г.Ф. Лавкрафта» (1992).
Эта книга берёт своё начало в работе существенно иного характера, она была запланирована много лет назад, но её до сих пор нельзя считать полностью завершённой.
В то время несколько коллег написали краткие статьи (главным образом о семье и коллегах Лавкрафта), которые послужили ядром для аналогичных статей, включенных в энциклопедию.
Мы благодарны Дональду Р. Бурлесону, Кеннету У. Фейгу, мл., Уиллу Мюррею и Роберту М. Прайсу за разрешение использовать их труды.
Другие лица, в том числе Скотт Коннорс, Дэниэль Хармс, Донован К. Лукс и Кристофер О'Брайен предоставили кусочки ценной информации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См. Дональд Р. Бурлесон, «Г.Ф. Лавкрафт: Критическое исследование» (1983); Питер Кэннон, «Г.Ф. Лавкрафт» (1989); С.Т. Джоши, «Тонкая Магия: Сочинения и Философия Г.Ф. Лавкрафта» (1996).
2. С.Т. Джоши, «Г.Ф. Лавкрафт и Критика Лавкрафта: Аннотированная Библиография» (1981).
3. С.Т. Джоши, «Г.Ф. Лавкрафт: Жизнь» (1996); Питер Кэннон, ред., «Воспоминания о Лавкрафте» (1998).
4. Два совершенно разных обсуждения этой темы см. в книге С.Т. Джоши, «Г.Ф. Лавкрафт: Упадок Запада» (1990) и в «Философии Г.Ф. Лавкрафта» Тимо Айраксинена (1999).
Хронология
1890:
20 Августа: ГФЛ родился в доме № 454 на Энджелл-стрит, в Провиденсе, шт. Род-Айленд, США.
1890-93:
Живёт с родителями в разных местах Массачусетса (Дорчестер, 1890-92?, Дадли, лето 1892, Оберндейл, 1892-93?), поскольку у его отца, Винфилда Скотта Лавкрафта, были деловые интересы в этих городах.
1893:
25 Апреля: Винфилд отправлен на лечение в Госпиталь Батлера в Провиденсе; ГФЛ и его мать, Сара Сьюзан Лавкрафт, возвращаются в семейный особняк на Энджелл-стрит, 454.
1897:
Первые попытки в написании рассказов («Благородный Соглядатай») и стихов («Поэма об Улиссе»).
1898:
Открывает для себя сочинения Эдгара Аллана По.
Пишет много рассказов («Секретная Пещера», «Тайна Кладбища», «Детектив Джон»), многие под вдохновением романов из дешёвых журналов.
Начинает изучение химии.
19 Июля: Смерть Винфилда.
ГФЛ вместе со своей матерью проводят лето в Вестминстере, Массачусетс.
1898-99, 1902-3:
Посещает школу на Слейтер-авеню.
1899:
4 марта: Начинает выпускать рукописный журнал «Научный Бюллетень» (до 1905-го), большей частью посвящённый химии.
1902:
Зима: Начинает интересоваться астрономией, в основном по книгам из библиотеки бабушки по материнской линии.
Вдохновлённый Жюлем Верном, пишет рассказы (утеряны).
1903:
2 Августа: Начинает издавать «Род-Айлендский Журнал Астрономии» (до 1907-го).
Сочинил много работ по химии, астрономии, географии, истории, мифологии.
1904:
4 марта: Смерть бабушки ГФЛ, Уиппл Ван Бурен Филлипс.
Последующий финансовый крах семьи вынуждает Лавкрафтов переехать в дом № 598 по Энджелл-стрит в Провиденсе.
1904-8:
Периодически посещает среднюю школу на Хоуп-стрит.
1905:
Пишет «Зверь в Пещере».
1906-8:
Ведёт астрономическую колонку в газетах «Pawtuxet Valley Gleaner» и «Tribune» (издаваемую в Провиденсе).
1908:
Бросает среднюю школу из-за нервного срыва.
Пишет рассказ «Алхимик».
1909-12:
Проходит заочные курсы по химии.
Пишет «Краткий Курс по Неорганической Химии» (1910; не сохранился).
1913:
Сентябрь: Литературные споры с Джоном Расселом в рубрике «Письма читателей» журнала «Argosy» приводят к присоединению ГФЛ к любительской журналистике (6 апреля 1914 года).
1914-18:
Ведёт астрономическую колонку в «Вечерних Новостях» (Провиденса).
1914-23:
Создаёт большой объём сочинений: эссе, стихи, редакционные статьи и рецензии в любительской прессе, в основном для «Объединённой ассоциации любительской прессы» (UAPA), а также и для «Национальной ассоциации любительской прессы» (NAPA), к которой ГФЛ присоединяется в 1917 году.
К ранним его коллегам, журналистам-любителям относятся Морис У. Мо, Рейнхарт Кляйнер, У. Пол Кук и Самуэль Лавмен.
1915:
Апрель: Публикует первый номер любительского журнала «The Conservative» (выходил до Июля 1923-го).
1917:
Май: Пытался поступить на службу в Национальную гвардию Род-Айленда, а позднее – в армию США, но, благодаря вмешательству матери, его не приняли.
Июнь: Пишет «Склеп», свой первый фантастический рассказ после 9-летнего перерыва.
Октябрь: Пишет «Дагон» (1917), свой первый рассказ, опубликованный в «Weird Tales».
1917-18:
Работает президентом UAPA.
1919:
Март: Мать ГФЛ попадает в госпиталь Батлера.
Пишет «За Стеной Сна», «Белый Корабль», «Заявление Рэндольфа Картера» и другие рассказы.
Сентябрь: Открывает для себя творчество Лорда Дансейни.
1920:
Начинает переписываться с Фрэнком Белнапом Лонгом, младшим.
Пишет, по крайней мере, двенадцать рассказов за один год своей карьеры. В их число вошли: «Храм», «Страшный Старик», «Селефаис», «Извне», «Ньярлатхотеп», «Картина в Доме» и другие.
1921:
Пишет «Безымянный Город», «Изгой», «Музыка Эриха Цанна» и другие рассказы.
Пишет статьи «В защиту Дагона» (Январь-Октябрь).
24 Мая: Смерть матери Лавкрафта.
4 Июля: Встречает Соню Хафт Грин в Бостоне на конференции NAPA.
1921-22:
Пишет «Герберт Уэст – Реаниматор» по заказу Дж. Дж. Хаутейна для журнала «Home Brew» (первый рассказ, появившийся в профессиональном журнале).
1922:
6-12 Апреля: Впервые приезжает в Нью-Йорк; встречается с Лонгом, Джеймсом Ф. Мортоном и другими.
Август: Начинает переписываться с Кларком Эштоном Смитом.
Август-Сентябрь: Путешествует в Кливленд, чтобы встретиться с Самуэлем Лавменом и Альфредом Галпином; на обратном пути останавливается в Нью-Йорке.
Пишет рассказы «Пёс», «Гипнос» и «Затаившийся Страх» (для «Home Brew»).
17 Декабря: В первый раз посещает Марблхед, штат Массачусетс.
1923:
Открывает для себя сочинения Артура Мейчена (а затем, в следующем году – Алджернона Блэквуда и Монтегю Р. Джеймса).
Путешествует по Новой Англии (Марблхед, Салем, Ньюберипорт и др.).
Пишет рассказы «Крысы в Стенах», «Праздник» и другие.
Работает в соавторстве с К.М. Эдди, младшим («Любимые мертвецы» и другие рассказы).
1924:
3 марта: Женится на Соне Х. Грин и переезжает в Бруклин, Нью-Йорк.
Отказывается от должности редактора в «Weird Tales».
Пишет по черновику Гарри Гудини рассказ «Под Пирамидами» (опубликованный под названием «Погребённый с Фараонами»).
Пишет «Заброшенный Дом».
1925:
1 Января: Соня находит работу в Кливленде.
ГФЛ переезжает в однокомнатную квартиру в Бруклин-Хайтс. Тщетно пытается найти работу.
Пишет «Кошмар в Ред-Хуке» (1-2 Августа), «Он» (18 Августа) и «В склепе» (18 Сентября).
1925-27:
Пишет эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» для журнала У. Пола Кука «The Recluse» (1927).
1926:
17 Апреля: Возвращается в Провиденс (в дом 10 на Барнс-стрит), его брак, по сути, заканчивается (процедура развода длилась до 1929 года).
Пишет «Зов Ктулху», «Модель для Пикмана», «Серебряный ключ» и другие.
Начинает переписываться с Августом Дерлетом.
1926-27:
Пишет «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата».
1927:
Пишет «Случай Чарльза Декстера Варда», «Сияние извне».
Начинает переписываться с Дональдом Уондри.
Август: Путешествует в Вермонт, Мэн и другие места Новой Англии.
1928:
Май-Июль: Проводит лето в Бруклине с Соней, когда она пытается открыть шляпный магазин.
Много путешествует (Браттлборо, шт. Вермонт; Атол и Уилбрахам, шт. Массачусетс; Бесконечные Пещеры, шт. Вирджиния).
Пишет «Ужас в Данвиче».
1929:
Апрель-Май: Много путешествует (Йонкерс, шт. Нью-Йорк; Норфолк, Уильямсбург, Ричмонд, шт. Вирджиния; Нью-Йорк; Нью Палтц и Харли, шт. Нью-Йорк).
1929-30:
В качестве «призрачного автора» пишет «Курган» для Зелии Бишоп.
Пишет «Грибки с Юггота».
1930:
Апрель-Июнь: Путешествует (Нью-Йорк; Чарльстон, шт. Южная Каролина; Ричмонд, шт. Вирджиния; Кингстон и Западный Шокан, шт. Нью-Йорк; Атол и Вустер, шт. Массачусетс).
Начинает переписываться с Генри С. Уайтхедом и Робертом И. Говардом.
Пишет «Шепчущий во тьме».
Пишет как «призрачный автор» рассказ «Локон Медузы» для Зелии Бишоп.
Август: Трёхдневная экскурсия в Квебек.
Пишет свою самую длинную нефантастическую работу, «Описание города Квебек» (Октябрь-Январь 1931).
1931:
Май-Июнь: Путешествует (Сант Августин, Данедин, Ки Уэст, шт. Флорида; Саванна, шт. Джорджия; Чарльстон; Ричмонд; Нью-Йорк).
Пишет «Хребты Безумия» и «Тень над Иннсмутом».
1932:
Май-Июль: Путешествует (Нью-Йорк; Долина Шенандоа; Ноксвилл и Чаттануга, шт. Теннесси; Натчез и Новый Орлеан, шт. Луизиана [встречается с Э. Хоффманом Прайсом]).
Пишет «Сны в ведьмином доме».
Редактирует рассказы для Хейзел Хилд («Вне времени» и другие).
3 Июля: Смерть Лиллиан Д. Кларк, старшей тёти ГФЛ.
1932-33:
Пишет «Врата серебряного ключа» (совместно с Э. Хоффманном Прайсом).
1933:
Апрель: Начинает переписываться с Робертом Блохом.
15 Мая: Переезжает в дом 66 на Колледж-стрит вместе с младшей тётей, Энни Э.П. Гэмвелл.
Позднее, пишет «Тварь на Пороге».
Перерабатывает эссе «Сверхъестественный Ужас в Литературе» для публикации по частям в журнале «The Fantasy Fan» (Октябрь 1933 – Февраль 1935).
1934:
Апрель-Июль: Путешествует (Чарльстон; Саванна; Сант-Огастин; Фредериксбург, шт Вирджиния; проводит Май-Июнь с Р.Х. Барлоу в Де Лэнде, шт. Флорида).
1934-35:
Пишет «За Гранью Времён».
1935:
Июнь-Сентябрь: Путешествует (Фредериксбург, Чарльстон, Нью-Йорк; проводит Июнь-Август вместе с Барлоу в Дэ Лэнде, шт. Флорида).
Ноябрь: Пишет «Скиталец Тьмы».
1936:
Некоторое время переписывается с Уиллисом Коновером, Фрицем Лейбером и Джеймсом Блишем.
Барлоу навещает ГФЛ в Провиденсе (Июль-Сентябрь).
Редактирует «Грамотную Речь» для Энн Тиллери Реншо.
1937:
15 марта: Умирает в «Мемориальном госпитале Джейн Браун» в Провиденсе.
Барлоу назначен литературным душеприказчиком.
1939:
Издательство «Аркхэм Хаус» (Август Дерлет и Дональд Уондри) издают сборник «Изгой и другие».
Сокращения и Краткие Обозначения
AHT – Расшифровки писем Г.Ф. Лавкрафта, выполненные издательством «Arkham House»
AMS – рукописный текст
An1 – «Г.Ф. Лавкрафт с комментариями» (1997)
An2 – «Г.Ф. Лавкрафт с расширенными комментариями» (1997)
АТ – «Древняя Тропа: Полное собрание поэтических работ» (2001)
BWS – «За стеной сна» (1943)
Cats – «Кое-что о кошках и другие фрагменты» (1949)
СС – «Зов Ктулху и другие сверхъестественные Истории» (1999)
Crypt – «Склеп Ктулху» (журнал)
D – «Дагон и другие ужасные истории» (пересм. изд. 1986)
DB – «Тёмное Братство и другие фрагменты» (1966)
DH – «Ужас в Данвиче и другие рассказы» (пересм. изд. 1984)
ET – Шульц и Джоши, «Эпикуреец посреди ужаса» (1991)
FDOC – Джоши, «Г.Ф. Лавкрафт: четыре десятилетия критики» (1991)
HM – «Ужас в музее и другие пересмотренные работы» (пересм. изд. 1989)
HPL / ГФЛ – Г.Ф. Лавкрафт
JHL – Библиотека Джона Хэя, Университет Брауна, г. Провиденс, шт. Род-Айленд.
LR – Кэннон, «Вспоминая Лавкрафта» (1998)
LS – «Исследования Лавкрафта» (журнал)
Marginalia – «Маргиналия» (1944)
MM – «Хребты Безумия и другие повести» (пересм. изд. 1985)
MW – «Разные сочинения» (1995)
NAPA – Национальная Ассоциация Любительской Прессы
O – «Изгой и другие» (1939)
SHSW – Государственное Историческое Общество Висконсина, Мэдисон
SL – «Избранные письма» (1965-76; 5 томов)
SR – «Запертая комната и другие фрагменты» (1959)
TD – «Тварь на пороге и другие сверхъестественные рассказы» (2001)
UAPA – Объединённая Ассоциация Любительской Прессы
WT / Weird Tales – «Таинственные истории» (журнал)
A
«Account of Charleston, An» / « Доклад о Чарльстоне »
Эссе (20700 слов), написано, предположительно, осенью 1930-го.
Впервые опубликовано в MW.
Самое исчерпывающее описание путешествия ГФЛ в Чарльстон, написанное им на безупречном английском языке восемнадцатого века.
Он рассказывает всеобъемлющую историю города от его основания в 1652 году до 1930-х, а затем обсуждает архитектуру Чарльстона и подробно излагает своё путешествие по городу.
Также ГФЛ включил в эссе нарисованные им чертежи некоторых домов и типографскую карту Чарльстона, на которой он прочертил красным карандашом рекомендуемый им маршрут для экскурсий.
Очевидно, ГФЛ не распространял эссе даже среди своих коллег (эта рукопись сохранилась в JHL).
В 1936 году, когда Х.Ч. Кёниг захотел исследовать Чарльстон, ГФЛ переписал это эссе в сжатой и обновлённой форме, и приложил к письму Кёнигу (впоследствии пересмотренному и опубликованному последним под названием «Чарльстон» [1936], повтор в Marginalia).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 276.