ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Социально-экономическое развитие Казахстане в период развития рыночных отношений сопровождается качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.

В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является превышение поступлений денежных средств по сравнению с платежами. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.

Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики подчинена цели получения прибыли, поскольку предприятия несут полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Убедительные примеры, подтверждающие предположение о максимизации прибыли как единственном долговременном финансовом интересе любой фирмы, приведены в различных изданиях, посвященных экономической теории рыночных отношений. В связи с этим, одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности каждого торгового предприятия является доход, который выступает финансовой основой деятельности, а также основой формирования прибыли предприятия и покрытия его расходов. Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

В свою очередь важнейшими факторами роста доходов являются увеличение объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов. Основной источник доходов фирмы — выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Основной целью данной курсовой работы является всесторонний анализ доходов, получаемых предприятием, а также поиск резервов их увеличения.

 

АНАЛИЗ ВЫРУЧКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ , РАБОТ И УСЛУГ.

ОСНАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЕ СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО

1. Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 447 с.

2. Баранников Н.П., Бурмистрова Л.А., Володин А.А. и др. Справочник финансиста предприятия. М.: ИНФРА-М, 2002- 575 с.

3. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: Учеб. пособие/ М.С. Абрютина, А.В. Грачев.- 2-е изд., испр. – М.: Дело и сервис, 2006-256 с.

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учеб. пособие –М.: Финансы и статистика, 2004.480 с.

5. Кошкина Г.М. Финансы предприятий- Новосибирск, 2002.

6. Теплова Т.В. Финансовые решения: Стратегия и пракитика: Учебное пособие. – М.: Издательство Магистр, 2006. – 264 с.

7. Бородина Е.Н. Финансы предприятий/Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина – М.: Банки и биржи, 2002.-208 с.

8. Количественные методы финансового анализа/Под ред. С. Дж. Брауна и М.П. Крицмена. М.: ИНФРА-М, 2002-336 с.

9. Бабич А.М. Финансы: Учебник/А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.- М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 200-760 с.

10. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы организаций (предприятий). М.: Проспект, 2007 – 350 с.

11. Благодатин А.А. , Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Финансовый словарь. – М.: ИНФРА – М, 2005 – 377 с.

12. Куксов А. Планирование деятельности предприятия // Экономист. – 2002. - № 6. – с. 61-67.

13.  Закон "Об Акционерном обществе" от 13 мая 2003 года.

14.  www.zakon.kz.

15. www.kase.kz.

16. www.ATFbank.kz

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социально-экономическое развитие Казахстане в период развития рыночных отношений сопровождается качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.

В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является превышение поступлений денежных средств по сравнению с платежами. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.

Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики подчинена цели получения прибыли, поскольку предприятия несут полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Убедительные примеры, подтверждающие предположение о максимизации прибыли как единственном долговременном финансовом интересе любой фирмы, приведены в различных изданиях, посвященных экономической теории рыночных отношений. В связи с этим, одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности каждого торгового предприятия является доход, который выступает финансовой основой деятельности, а также основой формирования прибыли предприятия и покрытия его расходов. Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

В свою очередь важнейшими факторами роста доходов являются увеличение объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов. Основной источник доходов фирмы — выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Основной целью данной курсовой работы является всесторонний анализ доходов, получаемых предприятием, а также поиск резервов их увеличения.

 

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ

1.1 Понятие источников получение доходов.

 

В экономической теории различают два вида дохода: во-первых, доход как понятие частно-хозяйственное, т.е. на микроуровне. Сюда относятся доходы от работы по найму (трудовой доход), от предпринимательской деятельности, от собственности; во-вторых, доход как понятие народно-хозяйственное (национальный доход), т.е. на макроуровне. Самое общее представление о доходе на микроуровне мы можем получить из следующего его определения.

Доход — это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.Это итог работы предприятия (фирмы), физического лица либо всего общества в денежном выражении (в рублях, долларах, марках и т.д.).

Получение фирмой дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

 

Общий (валовой) доход
 ВИДЫ ДОХОДА
Средний доход  
Предельный (дополнительный) доход

 

 


Рисунок 1.

Примечание : Данные взяты с сайта www.kase.kz

 

Общий (валовой) доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество:

 

TR=P⋅Q,                                                                                                           (1)

 

где TR – общий доход.

 

Средний доход(AR)- это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.

Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции и исчисляется по формуле:

 

AR=TR /Q                                                                                                    (2)

 

Предельный (дополнительный) доход (MR) – это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.

В условиях насыщенного рынка предельный доход обычно меньше цены. Это связано с тем, что увеличение предложения товара приводит к уменьшению рыночной цены.

Относительную величину доходов фирмы (предприятия) характеризуют: норма прибыли (отношение прибыли к издержкам производства) и рентабельность (отношение прибыли к стоимости основных и оборотных фондов). 

Доход, полученный предприятием от продажи изготовленного продукта,  распределяется в определенной зависимости от факторов производства. Заработная плата образуется в зависимости от величины вложенного труда, рента -от стоимости используемого земельного участка, прибыль и процент -от размера используемого капитала. Все эти формы факторных доходов выступают в рыночной экономике как цены факторов производства.

В условиях рыночной экономики существуют:

- фиксированные цены, которые устанавливаются административно государством, преимущественно на услуги первой необходимости и товары, которые монопольно производятся государством (газ, электроэнергия и др.);

- регулируемые цены, устанавливаемые регулировкой уровня рентабельности товаров первой необходимости (хлебобулочные изделия, продукты детского питания и т.д.);

- свободные цены, которые складываются на рынке под влиянием спроса и предложения

Регулирование цен и тарифов осуществляется в различных формах, основные из которых:

-прямое утверждение уполномоченным органом исполнительной власти (центральной или местной) оптовых и розничных цен и тарифов (так называемых государственных фиксированных цен и тарифов) на товары и услуги;

Факторы, влияющие на размер выручки от реализации продукции

- установление предельных (максимальных или минимальных) цен и тарифов;

- утверждение предельных уровней рентабельности (доли прибыли в цене, тарифы);

- установление предельных уровней торговых надбавок и снабженческо-сбытовых наценок при реализации товаров, работ, услуг

Предприятия получают доходы от таких видов финансовой деятельности:

- приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг;

-продажа акций, облигаций и других ценных бумаг;

-целевые денежные вклады;

-валютные операции;

- паевые взносы, частичное участие в деятельности других предприятий;

- предоставление займов;

- лизинговые операции

Будучи конечным результатом работы предприятий, валовой доход отражает уровень эффективности их хозяйственной деятельности.

Валовой доход - это основной источник формирования финансовых ресурсов и государственного бюджета. Нельзя ставить знак равенства между прибылью и валовым доходом как показателями, отражающими уровень эффективности хозяйственной деятельности. Прибыль отражает только часть стоимости, а валовой доход определяется величиной всей вновь созданной стоимости - основного источника национального дохода страны. Использование валового дохода как главного обобщающего показной эффективности позволит учитывать реальный экономический эффект, который получит народное хозяйство в результате деятельности каждого предприятия. В отличие от прибыли валовой доход дает возможность оценить эффективность работы предприятия с точки зрения не только его хозрасчетных, но и народнохозяйственных интересов. Преимущество валового дохода заключается в том, что в нем наиболее реально отражаются такие важные стороны деятельности, как сокращение материалоемкости, повышение производительности труда. Кроме того, показатель валового дохода используется и для оценки уровня эффективности убыточных их предпринимательств.

Четкая классификация доходов по источникам их получения необходима для того, чтобы можно было определить, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода. Проанализировав долю каждого источника в общем объеме дохода, Вы сможете понять, та ли часть бизнеса приносит Вам ожидаемую отдачу, как это и планировалось на старте, или же нет. После чего по необходимости принимаются меры для изменения или совершенствования той или иной части бизнеса.

Остановимся на двух основных видах дохода:

- Доходы от реализации продукции или услуги;

- Внереализационные доходы

Остановимся на кратких определениях и основных способах увеличения этих доходов.

Доходами от реализации признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, а также выручка от реализации имущества и имущественных прав. Этот виды выручки должны оставаться основными в структуре доходов предприятия, ведь, по сути, для этого оно и создавалось. Однако доходы от реализации сложно предсказать на первоначальном этапе.

В условиях рыночной конкуренции потеря одного клиента (покупателя) ведет к уменьшению выручки от реализации. Следовательно, тот размер выручки, который Вы получили сегодня, не есть гарантия того, что Вы получите такой же результат завтра. Для того чтобы сохранить имеющихся клиентов и привлечь новых, особенно на этапе старта бизнеса, очень важно этот доход инвестировать в дальнейшее развитие Вашего предприятия. Это развитие может выражаться в:

1) увеличении объема продукции и точек ее распространения;

2) введения в оборот дополнительных сервисов, сопутствующих товаров;

3) совершенствования продукта и (или) обслуживания клиентов и т.д.;

4) улучшении информирования ваших клиентов о компании, ее продукте (услуге).

Бизнес – это всегда риск, но и его можно минимизировать. Если Вы будете внимательнее присматриваться к рынку, на котором работаете, то сможете определить, когда увеличения объема товаров (услуги) оправдано, а когда нет. Чаще всего это связано с доходом Вашей целевой аудитории и ее удовлетворенностью, тем, что и как Вы реализовываете. Возможно, стоит направить первый полученный доход как раз на совершенствование товара или услуги.

Перейдем ко второму виду доходов, внереализационнным средствам. Внереализационными доходами признаются доходы, не связанные с производством и реализацией основной продукции, полученные проценты, пени, штрафы. К ним относятся специфические виды доходов: от долевого участия в других организациях до сдачи имущества в аренду или субаренду и т.д. Получение внереализационных доходов чаще всего происходит на этапе уже функционирующего бизнеса, но возможно и в самом начале. Наверняка, в странах находятся люди, которые вовлекаются в бизнес и с увлечением выполняют какую-то работу даже без соответствующей платы за нее, тем самым работая на перспективу. Начинающим предпринимателям следует понимать, что этот труд – тоже доход предприятия. И его нужно ценить и грамотно применять на благо бизнеса.

Существуют классические принципы, следуя которым предприятие может повысить свой доход. В каком же направлении нужно работать? Необходимо:

- разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению покупателей (проводить выставки-продажи; организовывать консультации специалистов, касающиеся вашего продукта или услуги);

- повышать квалификацию Ваших работников, что будет сопровождаться ростом производительности их труда; построить эффективную систему материального стимулирования персонала; постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту товарного ассортимента;

- широко использовать средства рекламы и PR для повышения информированности покупателей о предлагаемых товарах и формирования новых направлений спроса и экономии времени на приобретение товаров;

- постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять их сильные и слабые стороны, использовать опыт!

- снижать уровень издержек обращения (то есть их размера в цене каждого товара). Это может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов, их экономии.

- относиться к средствам экономно, не вкладывая их в сомнительные сделки, обещающие быструю прибыль при высоких рисках невозврата.

Для того чтобы бизнес успешно развивался, необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки: целесообразно обеспечить взвешенный подход при выборе поставщиков, определении оптимальной партии и цены закупки товаров, установлении обоснованном расходовании средств. Безусловно, если Ваше дело уже какое-то время существует на рынке, осуществить все эти пункты проще: опыта и связей больше. Но тщательно отнестись к этим важным вещам на старте тем более необходимо!

Напоследок, есть еще один важный принцип формирования дохода – это его круговорот. Деньги – это кровь экономики, поэтому как реализационные, так и внереализационные доходы должны течь по жизненно важным артериям Вашего бизнеса и придавать ему новые силы.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 460.