Устройство и принцип действия генератора ГАЗ-3307
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

ГАЗ-3307 — советский и российский грузовой автомобиль в семействе четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода. Бортовой карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 выпускается серийно с конца 1989 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 грузоподъёмностью 4,5 т предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твёрдым покрытием. В четвёртое семейство грузовиков ГАЗ также входили 5-тонный дизельный грузовик ГАЗ-4301 (1992—1995), 3-тонный дизельный грузовик ГАЗ-3306 (1993—1995) и ГАЗ 3309 4,5-тонный турбодизельный грузовик. C 1999 года выпускается 2-/2,3-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) с односкатной ошиновкой заднего моста и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, а с 2005 года 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33086 «Земляк» с двухскатной ошиновкой заднего моста.

В грузовом автомобиле ГАЗ-3307 применялся генератор Г-250 Г3.Так же применяется на грузовых автомобилях ГАЗ-53 , 3308.

Генератор Г-250 Г3 со встроенным выпрямительным блоком предназначен для установки на двигатели ЗМЗ-511-10,ЗМЗ-513-10.
Используется совместно с выносным регулятором напряжения. Основные характеристики:
Шкив- одноручьевой
Диаметр шкива, 80 мм.
Расстояние от фланца до ручья шкива, 44 мм.
Номинальное напряжение: 14 В
Максимальный выпрямленный ток: 40 А
Номинальная мощность: 560 Вт
Масса генератора: 5,2 Кг
Регулятор напряжения: 22.3702/201.3702/РР350А/13.3702/661.3702
Завод изготовитель АТЭ-1 город Москва

   Генератор Г-250Г3 со встроенным выпрямительным блоком и выносным регулятором напряжения предназначен для автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 с двигателем ЗМЗ-511-10 и ЗМЗ-513-10. Используется в комплекте с регулятором напряжения. Генератор выпускается в климатическом исполнении «У-ХЛ» и «Т» и сохраняет работоспособность в диапазоне рабочих температур окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 80°С. Генератор предназначен для поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт в страны с умеренным, холодным и тропическим климатом.
Номинальное напряжение В 14

Максимальный выпрямленный ток 40 А;

Регулятор напряжения 22.3702;
Удельная мощность 108 Вт/кг;

Масса генератора 5,2 кг.

 













Рис.1 - Генератор Г250Г3 автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-33061, ГАЗ-3307

1 – гайка; 2 – шайба пружинная; 3 – шкив приводной; 4 – вентилятор; 5 – втулка; 6 – крышка со стороны привода; 7 – шарикоподшипник; 8 – шайба специальная; 9 – шпонка; 10 – ротор; 11 – шарикоподшипник; 12 – щеткодержатель; 13 – щетка изолированная; 14 – щетка “массы”; 15 – крышка щеткодержателя; 16 – крышка подшипника; 17 – винт; 18 – втулка изоляционная; 19 – крышка со стороны контактных колец; 20 – блок выпрямительный; 21 – болт контактный; 22 – шайба; 23 – винт; 24 – статор.

Неисправности генератора.

Неисправности электрооборудования автомобиля встречаются весьма часто и занимают одно из лидирующих мест в списке поломок. Их можно условно поделить на неисправности источников тока (аккумуляторов, генераторов) и неисправности потребителей. Основными источниками электропитания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность каждого из них ведет к общей неисправности автомобиля и эксплуатации его в ненормальных режимах, а то и вовсе — к обездвиживанию автомобиля.

Электрическая схема генератора Г-250 Г3:1-щетка,2-контактное кольцо,3-обмотка возбуждения,4-выпрямитель,5-теплоотвод,6-обмотка статора.

Ремонт генераторов.

Перед разборкой генераторы и стартеры очищают от пыли и грязи волосяной щеткой и сухой ветошью. При разборке применяют спе­циальные съемники, тиски и прессы. После разборки все узлы и детали очищают, моют и сушат. Металлические детали моют в ванне со щелочным раствором или в керосине. Детали

с проводами или обмоткой протирают ветошью, смоченной в бензине, и продувают сжатым воздухом. Затем их сушат в электрических сушильных шкафах при температуре 90—100°С в течение 45—90 мин в зависимости от размера обмоток. Уплотнительные прокладки из вой­лока и фетра промывают в чистом бензине.

Очищенные, промытые и высушенные узлы и детали контролируют путем наружного осмотра, необходимых замеров и электриче­ских испытаний, сортируя их на годные, тре­бующие ремонта, и негодные.

Основными дефектами якорей являются:

разрушение изоляции и обрывы витков обмот­ки;

износ пластин коллектора и контактных колец рис­ки, канавки и раковины на их поверхностях;

задиры и царапины на железе якоря; износ шеек и изгиб вала:

Для обнаружения дефектов обмоток якоря, генератора и стартера применяют прибор 533. Составной частью прибора явля­ется трансформатор, сердечник которого вы­полнен в виде двух призм. Призмы не соеди­нены между собой, поэтому магнитная цепь трансформатора разомкнута. .При проверке якорь укладывают между призмами. Металл якоря замыкает электромагнитную цепь при­бора, а обмотка якоря выполняет роль вторич­ной обмотки трансформатора. При включении прибора в сеть переменного тока в витках об­мотки якоря будет индуцироваться электро­движущая сила. Если обмотка исправна, то в ее секциях тока не будет (э. д. с. с одной поло­вины секции уравновешивается э. д. с. другой половины, направленной навстречу первой). При замыкании между витками секции возник­нет ток, намагничивающий зубцы паза железа якоря. На пазы железа якоря при медленном его вращении поочередно накладывают конт­рольную пластинку которая бу­дет вибрировать над секцией с замкнутыми витками.

Обрывы в секциях обмотки якоря определя­ют при помощи миллиамперметра. Для это­го двухконтактный щуп прижи­мает к двум рядом расположенным коллектор­ным пластинам и якорь плавно повертывают на призме на 20—30°. Одновременно наблюда­ют за показаниями стрелки миллиамперметра. Отклонение стрелки миллиамперметра от уста­новленного положения показывает, что цепь замкнута и проверяемая секция обрывов не имеет. Если стрелка миллиамперметра оста­лась неподвижной, то в секции обмотки якоря имеется обрыв. Подобным образом, поворачи­вая якорь на призме, проверяют все секции об­мотки.

Замыкание обмотки на «массу» обнаружи­вают при помощи контрольной лампы. Для этого один штырь щупа соединя­ют с сердечником или валом якоря, а другой штырь — поочередно с пластинами коллектора. Если контрольная лампа загорится, то нару­шена изоляция и секция замкнута на «массу».

После проверки на приборе модели 533 и в случае годной обмотки якорь контролируют в центрах на биение с помощью индикатора. До­пустимое биение коллектора не более 0,05 мм, а железа сердечника — не более 0,09 мм. Прав­ку изогнутого вала якоря осуществляют на ручном прессе.

Задиры и царапины на железе якоря устра­няют зачисткой мелкозернистым наждачным полотном или, если они глубокие, шлифовани­ем. При этом уменьшение диаметра железа якоря компенсируется установкой прокладок под полюсные наконечники.

Изношенные шейки вала под подшипники восстанавливают хромированием или осталиванием. При износе шеек до 0,25 мм на диа­метр их можно восстановить накаткой с по­следующим шлифованием до номинального размера.

Дефектную обмотку ремонтируют. Если она имеет внутренние дефекты или разрушение изоляции, то ее снимают и на якорь наматыва­ют новую обмотку. Без перемотки устраняют обрыв обмотки или замыкание секций в местах припайки к коллекторным пластинам.

Обмотку якоря стартера ремонтируют при разрушении изоляции. Поврежденную изоля­цию заменяют новой.

Изношенные рабочие поверхности коллек­торов и контактных колец протачивают на спе­циальном станке модели 2155 или на токарном станке. После обточки поверхности шлифуют стеклянной шкуркой. Допустимое уменьшение диаметров коллекторов или контактных колец не должно превышать значений, установлен­ных техническими условиями. При меньших диаметрах коллекторы и кольца заменяют но­выми.

После протачивания коллектора якоря ге­нератора необходимо углубить изоляцию (ми­канит) между пластинами на глубину 0,6— 0,8 мм. Для этого применяют фрезу или ножов­ку. Миканит удаляют специальной фрезой на станке модели 2155 или вручную ножовкой после обточки на токарном станке. Не подлежат ремонту коллекторы с замкнуты­ми или расшатанными пластинами. Их заме­няют новыми.

Ремонт корпусов.

Корпуса (в сборе) могут иметь электрические и механические по­вреждения, которые устанавливают внешним осмотром и электрическими испытаниями.

Основными электрическими дефектами являются: межвитковое замыкание обмоток и замыкание на массу; обрывы выводных наконечников и в соединениях обмоток. Обмотки возбуждения проверяют с помощью прибора модели 533. Для этого переключатель прибора устанавливают в положение «Контроль изоляции». Один щуп прибора соединяют с зажимом «1Л» на корпусе генера­тора, а второй щуп — с началом обмотки воз­буждения. Если имеется обрыв, то контроль­ная лампа не загорится. Качество изоляции (отсутствие замыкания на «массу») проверяют при положении второго щупа на корпусе гене­ратора. Если контрольная лампа прибора загорится, то обмотка замкнута на «массу». Аналогичную проверку можно произ­вести при помощи контрольной лампы от сети переменного тока напряжением 220 В.

Короткое замыкание в витках обмотки воз­буждения можно выявить при определении омического сопротивления обмоток при помо­щи омметра. Оно должно соответствовать уста­новленным техническим данным генератора. Если сопротивление окажется меньшим, то это укажет на наличие межвиткового замыкания в катушке. Катушки не подлежат ремонту, если имеют обрывы и замыкания.

Основными механическими повреждениями корпусов являются: срыв резьбы, забоины на посадочных местах крышек, повреждение шли­цев винтов крепления полюсных наконечников, задиры на поверхности полюсных наконеч­ников.

Сорванную или поврежденную резьбу вос­станавливают нарезанием резьбы-ремонтного размера или постановкой дополнительной детали (ввертыша) с резьбой номинального размера. Забоины на посадочных местах кры­шек устраняют напильником. Полюсные нако­нечники, имеющие значительные задиры и вмятины, должны быть заменены. Незначи­тельные задиры можно устранить растачива­нием. При этом в собранном корпусе необхо­димо обеспечить требуемый радиальный зазор (0,25—0,65 мм) между якорем и полюсными наконечниками путем установки под послед­ние прокладок из трансформаторного железа.

Для устранения дефектов обмоток возбуж­дения корпус генератора разбирают. Для этого снимают клеммы и отвертывают винты креп­ления полюсных наконечников, предваритель­но ослабив их с помощью пресс-отвертки. Катушки с отсыревшей и промас­ленной изоляцией просушивают в сушильном шкафу, а затем пропитывают изоляционным лаком. Поврежденную изоляцию катушек сни­мают и заменяют новой с последующей про­питкой лаком и сушкой в шкафу. Дефектную межвитковую и наружную изоляцию в обмот­ках катушек возбуждения стартеров заменяют на новую.

Ремонт крышек.

Основными дефекта­ми крышек в сборе являются: замыкание, тре­щины и отколы, износ подшипников, ослабле­ние крепления щеткодержателей, поломка или потеря упругости пружин щеткодержателей, износ щеток. Замыкание на крышку проверя­ется контрольной лампой прибора модели 533. Щеткодержатель должен быть на­дежно изолирован от крышки. При замыкании контрольная лампа будет гореть и изоляцию необходимо заменить. Трещины и отколы в крышках заваривают, а затем зачищают запод­лицо. Изношенные подшипники заменяют но­выми. Устранение ослабления крепления щет­кодержателей осуществляют путем «подтяги­вания» заклепки. Поломанные или потерявшие упругость пружины щеткодержателей заменяют новыми. Износившиеся щетки также заме­няют на новые. Проверку упругости пружин осуществляют динамометром. Усилие прижима щеток к коллектору должно соответствовать техническим условиям.

Заключение

В этом проекте были рассмотрены такие вопросы как назначение, устройство, принцип действия, неисправности, основные регулировки и техническое обслуживание. Я выяснил, что состояние электрооборудования автомобиля оказывает влияние на надежность и долговечность работы двигателя.

Безотказная работа приборов электрооборудования достигается всесторонней их диагностикой и комплексом регулировочных и профилактических воздействий при техническом обслуживании автомобиля. От исправного состояния аккумулятора, генератора, реле-регулятора и других приборов зависит работоспособность всей системы электрооборудования и в конечном счете всего автомобиля.

При определении причин отсутствия зарядного тока генератора необходимо проверить состояние и степень натяжения ремня привода генератора, потом нужно проверить вольтметром или пробником регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключают к клемме «+» генератора и к «массе» с соблюдением полярности, после этого устанавливается средняя частота вращения коленчатого вала двигателя, которая составляет примерно 2000 мин-1(об./мин.). После этого включают основные потребители электрического тока автомобиля, к которым относятся габаритные огни, отопитель, дальний свет фар. При этом вольтметр должен показывать напряжение в пределах 13,7-14,5 В. Если показания вольтметра находятся в этих пределах, то генератор исправен и причина неполадки кроется в цепи заряда аккумуляторной батареи. Если вольтметр показывает напряжение, выходящее за пределы допустимого, то необходимо снять щеточный узел с регулятором напряжения, проверить износ щеток, а также убедиться в отсутствии заеданий в щеткодержателе, загрязнений контактных колец якоря генератора, проверить надежность контактов регулятора напряжения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Автомеханик. - М.: Современная школа, 2013. - 384 c. 2. Березин, С. В. Справочник автомеханика / С.В. Березин. - М.: Феникс, 2008. - 352 c. 3. Березин, С. В. Справочник автомеханика / С.В. Березин. - М.: Феникс, 2010. - 352 c. 4. Колесник, П.А. Автомобильные материалы и шины (пособие автомеханику) / П.А. Колесник, Н.Д. Морозов. - М.: Автотрансиздат; Издание 2-е, перераб., 2016. - 192 c. 5. Нерсесян, В. И. Производственное обучение по профессии "Автомеханик" / В.И. Нерсесян, В.П. Митронин, Д.К. Останин. - М.: Академия, 2013. - 224 c. 6. Нерсесян, В. И. Производственное обучение по профессии "Автомеханик". Учебное пособие / В.И. Нерсесян, В.П. Митронин, Д.К. Останин. - М.: Academia, 2014. - 224 c. 7. Савосин, Сергей Советы автомеханика. Техобслуживание, диагностика, ремонт / Сергей Савосин. - М.: БХВ-Петербург, 2011. - 192 c. 8. Слон, Ю. М. Автомеханик / Ю.М. Слон. - М.: Феникс, 2011. - 352 c. 9. Чумаченко Материаловедение для автомехаников / Чумаченко, Ю.Т. и. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 480 c. 10. Чумаченко, Ю. Т. Материаловедение для автомехаников / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко, А.И. Герасименко. - М.: Феникс, 2008. - 480 c.

 

Введение

 

ГАЗ-3307 — советский и российский грузовой автомобиль в семействе четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода. Бортовой карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 выпускается серийно с конца 1989 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 грузоподъёмностью 4,5 т предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твёрдым покрытием. В четвёртое семейство грузовиков ГАЗ также входили 5-тонный дизельный грузовик ГАЗ-4301 (1992—1995), 3-тонный дизельный грузовик ГАЗ-3306 (1993—1995) и ГАЗ 3309 4,5-тонный турбодизельный грузовик. C 1999 года выпускается 2-/2,3-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) с односкатной ошиновкой заднего моста и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, а с 2005 года 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33086 «Земляк» с двухскатной ошиновкой заднего моста.

В грузовом автомобиле ГАЗ-3307 применялся генератор Г-250 Г3.Так же применяется на грузовых автомобилях ГАЗ-53 , 3308.

Генератор Г-250 Г3 со встроенным выпрямительным блоком предназначен для установки на двигатели ЗМЗ-511-10,ЗМЗ-513-10.
Используется совместно с выносным регулятором напряжения. Основные характеристики:
Шкив- одноручьевой
Диаметр шкива, 80 мм.
Расстояние от фланца до ручья шкива, 44 мм.
Номинальное напряжение: 14 В
Максимальный выпрямленный ток: 40 А
Номинальная мощность: 560 Вт
Масса генератора: 5,2 Кг
Регулятор напряжения: 22.3702/201.3702/РР350А/13.3702/661.3702
Завод изготовитель АТЭ-1 город Москва

   Генератор Г-250Г3 со встроенным выпрямительным блоком и выносным регулятором напряжения предназначен для автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 с двигателем ЗМЗ-511-10 и ЗМЗ-513-10. Используется в комплекте с регулятором напряжения. Генератор выпускается в климатическом исполнении «У-ХЛ» и «Т» и сохраняет работоспособность в диапазоне рабочих температур окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 80°С. Генератор предназначен для поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт в страны с умеренным, холодным и тропическим климатом.
Номинальное напряжение В 14

Максимальный выпрямленный ток 40 А;

Регулятор напряжения 22.3702;
Удельная мощность 108 Вт/кг;

Масса генератора 5,2 кг.

 













Устройство и принцип действия генератора ГАЗ-3307

Генератор Г250Г3 (рисунок 1), устанавливаемый на автомобилях марки ГАЗ, представляет из себя синхронную трехфазную электроустановку, с электромагнитным возбуждением, имеющую встроенный кремниевый выпрямительный блок 20. Работа генератора происходит совместно с регулятором напряжения, который автоматически поддерживает напряжение в заданных пределах в зависимости от изменения частоты вращения ротора, силы тока в нагрузочном режиме и температуры окружающей среды.

Генератор ГАЗ-3307 установлен на кронштейне в верхней части двигателя. Ротор 10 генератора получает вращение через клиновой ремень от водяного насоса. Статор 24 с обмотками находится в двух крышках 6, 19)с шариковыми подшипниками 7, 11, в которых осуществляет вращение вал ротора. Подшипник 11 закрыт крышкой 16. В роторе находится обмотка возбуждения и двенадцать клювообразных полюса, создающие магнитное поле. На валу смонтированы два контактных изолированных кольца, через которые электрический ток подается в обмотку возбуждения.

Статор выполнен в виде пакета пластин из листовой электротехнической стали. В пазах пакета находятся обмотки, которые концами присоединены к блоку выпрямителя 20. Данный блок выпрямляет переменный электрический ток, индуктируемый в обмотках статора. Выпрямительный блок включает в себя две пластины, в каждой из которых установлено по три диода разной полярности. На крышке 19 находится щеткодержатель 12 с щетками 13, 14, соприкасающимися с контактными кольцами ротора генератора. На валу ротора через шпонку 9 установлен шкив привода 3 с вентилятором 4 центробежного типа, который создает поток воздуха, охлаждающий внутренние части генератора. Шкив и вентилятор на валу дополнительно закреплены при помощи гайки 1 и пружинной шайбы 2. Воздух поступает в генератор через выполненные в крышке 19 окна, охлаждает детали генератора и под действием вентилятора выбрасывается через окна в крышке 6 наружу.

Рис.1 - Генератор Г250Г3 автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-33061, ГАЗ-3307

1 – гайка; 2 – шайба пружинная; 3 – шкив приводной; 4 – вентилятор; 5 – втулка; 6 – крышка со стороны привода; 7 – шарикоподшипник; 8 – шайба специальная; 9 – шпонка; 10 – ротор; 11 – шарикоподшипник; 12 – щеткодержатель; 13 – щетка изолированная; 14 – щетка “массы”; 15 – крышка щеткодержателя; 16 – крышка подшипника; 17 – винт; 18 – втулка изоляционная; 19 – крышка со стороны контактных колец; 20 – блок выпрямительный; 21 – болт контактный; 22 – шайба; 23 – винт; 24 – статор.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1877.