Введение
ГАЗ-3307 — советский и российский грузовой автомобиль в семействе четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода. Бортовой карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 выпускается серийно с конца 1989 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 грузоподъёмностью 4,5 т предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твёрдым покрытием. В четвёртое семейство грузовиков ГАЗ также входили 5-тонный дизельный грузовик ГАЗ-4301 (1992—1995), 3-тонный дизельный грузовик ГАЗ-3306 (1993—1995) и ГАЗ 3309 4,5-тонный турбодизельный грузовик. C 1999 года выпускается 2-/2,3-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) с односкатной ошиновкой заднего моста и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, а с 2005 года 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33086 «Земляк» с двухскатной ошиновкой заднего моста.
В грузовом автомобиле ГАЗ-3307 применялся генератор Г-250 Г3.Так же применяется на грузовых автомобилях ГАЗ-53 , 3308.
Генератор Г-250 Г3 со встроенным выпрямительным блоком предназначен для установки на двигатели ЗМЗ-511-10,ЗМЗ-513-10.
Используется совместно с выносным регулятором напряжения. Основные характеристики:
Шкив- одноручьевой
Диаметр шкива, 80 мм.
Расстояние от фланца до ручья шкива, 44 мм.
Номинальное напряжение: 14 В
Максимальный выпрямленный ток: 40 А
Номинальная мощность: 560 Вт
Масса генератора: 5,2 Кг
Регулятор напряжения: 22.3702/201.3702/РР350А/13.3702/661.3702
Завод изготовитель АТЭ-1 город Москва
Генератор Г-250Г3 со встроенным выпрямительным блоком и выносным регулятором напряжения предназначен для автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 с двигателем ЗМЗ-511-10 и ЗМЗ-513-10. Используется в комплекте с регулятором напряжения. Генератор выпускается в климатическом исполнении «У-ХЛ» и «Т» и сохраняет работоспособность в диапазоне рабочих температур окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 80°С. Генератор предназначен для поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт в страны с умеренным, холодным и тропическим климатом.
Номинальное напряжение В 14
Максимальный выпрямленный ток 40 А;
Регулятор напряжения 22.3702;
Удельная мощность 108 Вт/кг;
Масса генератора 5,2 кг.
Рис.1 - Генератор Г250Г3 автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-33061, ГАЗ-3307
1 – гайка; 2 – шайба пружинная; 3 – шкив приводной; 4 – вентилятор; 5 – втулка; 6 – крышка со стороны привода; 7 – шарикоподшипник; 8 – шайба специальная; 9 – шпонка; 10 – ротор; 11 – шарикоподшипник; 12 – щеткодержатель; 13 – щетка изолированная; 14 – щетка “массы”; 15 – крышка щеткодержателя; 16 – крышка подшипника; 17 – винт; 18 – втулка изоляционная; 19 – крышка со стороны контактных колец; 20 – блок выпрямительный; 21 – болт контактный; 22 – шайба; 23 – винт; 24 – статор.
Неисправности генератора.
Неисправности электрооборудования автомобиля встречаются весьма часто и занимают одно из лидирующих мест в списке поломок. Их можно условно поделить на неисправности источников тока (аккумуляторов, генераторов) и неисправности потребителей. Основными источниками электропитания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность каждого из них ведет к общей неисправности автомобиля и эксплуатации его в ненормальных режимах, а то и вовсе — к обездвиживанию автомобиля.
Электрическая схема генератора Г-250 Г3:1-щетка,2-контактное кольцо,3-обмотка возбуждения,4-выпрямитель,5-теплоотвод,6-обмотка статора.
Ремонт генераторов.
Перед разборкой генераторы и стартеры очищают от пыли и грязи волосяной щеткой и сухой ветошью. При разборке применяют специальные съемники, тиски и прессы. После разборки все узлы и детали очищают, моют и сушат. Металлические детали моют в ванне со щелочным раствором или в керосине. Детали
с проводами или обмоткой протирают ветошью, смоченной в бензине, и продувают сжатым воздухом. Затем их сушат в электрических сушильных шкафах при температуре 90—100°С в течение 45—90 мин в зависимости от размера обмоток. Уплотнительные прокладки из войлока и фетра промывают в чистом бензине.
Очищенные, промытые и высушенные узлы и детали контролируют путем наружного осмотра, необходимых замеров и электрических испытаний, сортируя их на годные, требующие ремонта, и негодные.
Основными дефектами якорей являются:
разрушение изоляции и обрывы витков обмотки;
износ пластин коллектора и контактных колец риски, канавки и раковины на их поверхностях;
задиры и царапины на железе якоря; износ шеек и изгиб вала:
Для обнаружения дефектов обмоток якоря, генератора и стартера применяют прибор 533. Составной частью прибора является трансформатор, сердечник которого выполнен в виде двух призм. Призмы не соединены между собой, поэтому магнитная цепь трансформатора разомкнута. .При проверке якорь укладывают между призмами. Металл якоря замыкает электромагнитную цепь прибора, а обмотка якоря выполняет роль вторичной обмотки трансформатора. При включении прибора в сеть переменного тока в витках обмотки якоря будет индуцироваться электродвижущая сила. Если обмотка исправна, то в ее секциях тока не будет (э. д. с. с одной половины секции уравновешивается э. д. с. другой половины, направленной навстречу первой). При замыкании между витками секции возникнет ток, намагничивающий зубцы паза железа якоря. На пазы железа якоря при медленном его вращении поочередно накладывают контрольную пластинку которая будет вибрировать над секцией с замкнутыми витками.
Обрывы в секциях обмотки якоря определяют при помощи миллиамперметра. Для этого двухконтактный щуп прижимает к двум рядом расположенным коллекторным пластинам и якорь плавно повертывают на призме на 20—30°. Одновременно наблюдают за показаниями стрелки миллиамперметра. Отклонение стрелки миллиамперметра от установленного положения показывает, что цепь замкнута и проверяемая секция обрывов не имеет. Если стрелка миллиамперметра осталась неподвижной, то в секции обмотки якоря имеется обрыв. Подобным образом, поворачивая якорь на призме, проверяют все секции обмотки.
Замыкание обмотки на «массу» обнаруживают при помощи контрольной лампы. Для этого один штырь щупа соединяют с сердечником или валом якоря, а другой штырь — поочередно с пластинами коллектора. Если контрольная лампа загорится, то нарушена изоляция и секция замкнута на «массу».
После проверки на приборе модели 533 и в случае годной обмотки якорь контролируют в центрах на биение с помощью индикатора. Допустимое биение коллектора не более 0,05 мм, а железа сердечника — не более 0,09 мм. Правку изогнутого вала якоря осуществляют на ручном прессе.
Задиры и царапины на железе якоря устраняют зачисткой мелкозернистым наждачным полотном или, если они глубокие, шлифованием. При этом уменьшение диаметра железа якоря компенсируется установкой прокладок под полюсные наконечники.
Изношенные шейки вала под подшипники восстанавливают хромированием или осталиванием. При износе шеек до 0,25 мм на диаметр их можно восстановить накаткой с последующим шлифованием до номинального размера.
Дефектную обмотку ремонтируют. Если она имеет внутренние дефекты или разрушение изоляции, то ее снимают и на якорь наматывают новую обмотку. Без перемотки устраняют обрыв обмотки или замыкание секций в местах припайки к коллекторным пластинам.
Обмотку якоря стартера ремонтируют при разрушении изоляции. Поврежденную изоляцию заменяют новой.
Изношенные рабочие поверхности коллекторов и контактных колец протачивают на специальном станке модели 2155 или на токарном станке. После обточки поверхности шлифуют стеклянной шкуркой. Допустимое уменьшение диаметров коллекторов или контактных колец не должно превышать значений, установленных техническими условиями. При меньших диаметрах коллекторы и кольца заменяют новыми.
После протачивания коллектора якоря генератора необходимо углубить изоляцию (миканит) между пластинами на глубину 0,6— 0,8 мм. Для этого применяют фрезу или ножовку. Миканит удаляют специальной фрезой на станке модели 2155 или вручную ножовкой после обточки на токарном станке. Не подлежат ремонту коллекторы с замкнутыми или расшатанными пластинами. Их заменяют новыми.
Ремонт корпусов.
Корпуса (в сборе) могут иметь электрические и механические повреждения, которые устанавливают внешним осмотром и электрическими испытаниями.
Основными электрическими дефектами являются: межвитковое замыкание обмоток и замыкание на массу; обрывы выводных наконечников и в соединениях обмоток. Обмотки возбуждения проверяют с помощью прибора модели 533. Для этого переключатель прибора устанавливают в положение «Контроль изоляции». Один щуп прибора соединяют с зажимом «1Л» на корпусе генератора, а второй щуп — с началом обмотки возбуждения. Если имеется обрыв, то контрольная лампа не загорится. Качество изоляции (отсутствие замыкания на «массу») проверяют при положении второго щупа на корпусе генератора. Если контрольная лампа прибора загорится, то обмотка замкнута на «массу». Аналогичную проверку можно произвести при помощи контрольной лампы от сети переменного тока напряжением 220 В.
Короткое замыкание в витках обмотки возбуждения можно выявить при определении омического сопротивления обмоток при помощи омметра. Оно должно соответствовать установленным техническим данным генератора. Если сопротивление окажется меньшим, то это укажет на наличие межвиткового замыкания в катушке. Катушки не подлежат ремонту, если имеют обрывы и замыкания.
Основными механическими повреждениями корпусов являются: срыв резьбы, забоины на посадочных местах крышек, повреждение шлицев винтов крепления полюсных наконечников, задиры на поверхности полюсных наконечников.
Сорванную или поврежденную резьбу восстанавливают нарезанием резьбы-ремонтного размера или постановкой дополнительной детали (ввертыша) с резьбой номинального размера. Забоины на посадочных местах крышек устраняют напильником. Полюсные наконечники, имеющие значительные задиры и вмятины, должны быть заменены. Незначительные задиры можно устранить растачиванием. При этом в собранном корпусе необходимо обеспечить требуемый радиальный зазор (0,25—0,65 мм) между якорем и полюсными наконечниками путем установки под последние прокладок из трансформаторного железа.
Для устранения дефектов обмоток возбуждения корпус генератора разбирают. Для этого снимают клеммы и отвертывают винты крепления полюсных наконечников, предварительно ослабив их с помощью пресс-отвертки. Катушки с отсыревшей и промасленной изоляцией просушивают в сушильном шкафу, а затем пропитывают изоляционным лаком. Поврежденную изоляцию катушек снимают и заменяют новой с последующей пропиткой лаком и сушкой в шкафу. Дефектную межвитковую и наружную изоляцию в обмотках катушек возбуждения стартеров заменяют на новую.
Ремонт крышек.
Основными дефектами крышек в сборе являются: замыкание, трещины и отколы, износ подшипников, ослабление крепления щеткодержателей, поломка или потеря упругости пружин щеткодержателей, износ щеток. Замыкание на крышку проверяется контрольной лампой прибора модели 533. Щеткодержатель должен быть надежно изолирован от крышки. При замыкании контрольная лампа будет гореть и изоляцию необходимо заменить. Трещины и отколы в крышках заваривают, а затем зачищают заподлицо. Изношенные подшипники заменяют новыми. Устранение ослабления крепления щеткодержателей осуществляют путем «подтягивания» заклепки. Поломанные или потерявшие упругость пружины щеткодержателей заменяют новыми. Износившиеся щетки также заменяют на новые. Проверку упругости пружин осуществляют динамометром. Усилие прижима щеток к коллектору должно соответствовать техническим условиям.
Заключение
В этом проекте были рассмотрены такие вопросы как назначение, устройство, принцип действия, неисправности, основные регулировки и техническое обслуживание. Я выяснил, что состояние электрооборудования автомобиля оказывает влияние на надежность и долговечность работы двигателя.
Безотказная работа приборов электрооборудования достигается всесторонней их диагностикой и комплексом регулировочных и профилактических воздействий при техническом обслуживании автомобиля. От исправного состояния аккумулятора, генератора, реле-регулятора и других приборов зависит работоспособность всей системы электрооборудования и в конечном счете всего автомобиля.
При определении причин отсутствия зарядного тока генератора необходимо проверить состояние и степень натяжения ремня привода генератора, потом нужно проверить вольтметром или пробником регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключают к клемме «+» генератора и к «массе» с соблюдением полярности, после этого устанавливается средняя частота вращения коленчатого вала двигателя, которая составляет примерно 2000 мин-1(об./мин.). После этого включают основные потребители электрического тока автомобиля, к которым относятся габаритные огни, отопитель, дальний свет фар. При этом вольтметр должен показывать напряжение в пределах 13,7-14,5 В. Если показания вольтметра находятся в этих пределах, то генератор исправен и причина неполадки кроется в цепи заряда аккумуляторной батареи. Если вольтметр показывает напряжение, выходящее за пределы допустимого, то необходимо снять щеточный узел с регулятором напряжения, проверить износ щеток, а также убедиться в отсутствии заеданий в щеткодержателе, загрязнений контактных колец якоря генератора, проверить надежность контактов регулятора напряжения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Автомеханик. - М.: Современная школа, 2013. - 384 c. 2. Березин, С. В. Справочник автомеханика / С.В. Березин. - М.: Феникс, 2008. - 352 c. 3. Березин, С. В. Справочник автомеханика / С.В. Березин. - М.: Феникс, 2010. - 352 c. 4. Колесник, П.А. Автомобильные материалы и шины (пособие автомеханику) / П.А. Колесник, Н.Д. Морозов. - М.: Автотрансиздат; Издание 2-е, перераб., 2016. - 192 c. 5. Нерсесян, В. И. Производственное обучение по профессии "Автомеханик" / В.И. Нерсесян, В.П. Митронин, Д.К. Останин. - М.: Академия, 2013. - 224 c. 6. Нерсесян, В. И. Производственное обучение по профессии "Автомеханик". Учебное пособие / В.И. Нерсесян, В.П. Митронин, Д.К. Останин. - М.: Academia, 2014. - 224 c. 7. Савосин, Сергей Советы автомеханика. Техобслуживание, диагностика, ремонт / Сергей Савосин. - М.: БХВ-Петербург, 2011. - 192 c. 8. Слон, Ю. М. Автомеханик / Ю.М. Слон. - М.: Феникс, 2011. - 352 c. 9. Чумаченко Материаловедение для автомехаников / Чумаченко, Ю.Т. и. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 480 c. 10. Чумаченко, Ю. Т. Материаловедение для автомехаников / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко, А.И. Герасименко. - М.: Феникс, 2008. - 480 c. |
Введение
ГАЗ-3307 — советский и российский грузовой автомобиль в семействе четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода. Бортовой карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 выпускается серийно с конца 1989 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 грузоподъёмностью 4,5 т предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твёрдым покрытием. В четвёртое семейство грузовиков ГАЗ также входили 5-тонный дизельный грузовик ГАЗ-4301 (1992—1995), 3-тонный дизельный грузовик ГАЗ-3306 (1993—1995) и ГАЗ 3309 4,5-тонный турбодизельный грузовик. C 1999 года выпускается 2-/2,3-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) с односкатной ошиновкой заднего моста и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, а с 2005 года 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33086 «Земляк» с двухскатной ошиновкой заднего моста.
В грузовом автомобиле ГАЗ-3307 применялся генератор Г-250 Г3.Так же применяется на грузовых автомобилях ГАЗ-53 , 3308.
Генератор Г-250 Г3 со встроенным выпрямительным блоком предназначен для установки на двигатели ЗМЗ-511-10,ЗМЗ-513-10.
Используется совместно с выносным регулятором напряжения. Основные характеристики:
Шкив- одноручьевой
Диаметр шкива, 80 мм.
Расстояние от фланца до ручья шкива, 44 мм.
Номинальное напряжение: 14 В
Максимальный выпрямленный ток: 40 А
Номинальная мощность: 560 Вт
Масса генератора: 5,2 Кг
Регулятор напряжения: 22.3702/201.3702/РР350А/13.3702/661.3702
Завод изготовитель АТЭ-1 город Москва
Генератор Г-250Г3 со встроенным выпрямительным блоком и выносным регулятором напряжения предназначен для автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 с двигателем ЗМЗ-511-10 и ЗМЗ-513-10. Используется в комплекте с регулятором напряжения. Генератор выпускается в климатическом исполнении «У-ХЛ» и «Т» и сохраняет работоспособность в диапазоне рабочих температур окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 80°С. Генератор предназначен для поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт в страны с умеренным, холодным и тропическим климатом.
Номинальное напряжение В 14
Максимальный выпрямленный ток 40 А;
Регулятор напряжения 22.3702;
Удельная мощность 108 Вт/кг;
Масса генератора 5,2 кг.
Устройство и принцип действия генератора ГАЗ-3307
Генератор Г250Г3 (рисунок 1), устанавливаемый на автомобилях марки ГАЗ, представляет из себя синхронную трехфазную электроустановку, с электромагнитным возбуждением, имеющую встроенный кремниевый выпрямительный блок 20. Работа генератора происходит совместно с регулятором напряжения, который автоматически поддерживает напряжение в заданных пределах в зависимости от изменения частоты вращения ротора, силы тока в нагрузочном режиме и температуры окружающей среды.
Генератор ГАЗ-3307 установлен на кронштейне в верхней части двигателя. Ротор 10 генератора получает вращение через клиновой ремень от водяного насоса. Статор 24 с обмотками находится в двух крышках 6, 19)с шариковыми подшипниками 7, 11, в которых осуществляет вращение вал ротора. Подшипник 11 закрыт крышкой 16. В роторе находится обмотка возбуждения и двенадцать клювообразных полюса, создающие магнитное поле. На валу смонтированы два контактных изолированных кольца, через которые электрический ток подается в обмотку возбуждения.
Статор выполнен в виде пакета пластин из листовой электротехнической стали. В пазах пакета находятся обмотки, которые концами присоединены к блоку выпрямителя 20. Данный блок выпрямляет переменный электрический ток, индуктируемый в обмотках статора. Выпрямительный блок включает в себя две пластины, в каждой из которых установлено по три диода разной полярности. На крышке 19 находится щеткодержатель 12 с щетками 13, 14, соприкасающимися с контактными кольцами ротора генератора. На валу ротора через шпонку 9 установлен шкив привода 3 с вентилятором 4 центробежного типа, который создает поток воздуха, охлаждающий внутренние части генератора. Шкив и вентилятор на валу дополнительно закреплены при помощи гайки 1 и пружинной шайбы 2. Воздух поступает в генератор через выполненные в крышке 19 окна, охлаждает детали генератора и под действием вентилятора выбрасывается через окна в крышке 6 наружу.
Рис.1 - Генератор Г250Г3 автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-33061, ГАЗ-3307
1 – гайка; 2 – шайба пружинная; 3 – шкив приводной; 4 – вентилятор; 5 – втулка; 6 – крышка со стороны привода; 7 – шарикоподшипник; 8 – шайба специальная; 9 – шпонка; 10 – ротор; 11 – шарикоподшипник; 12 – щеткодержатель; 13 – щетка изолированная; 14 – щетка “массы”; 15 – крышка щеткодержателя; 16 – крышка подшипника; 17 – винт; 18 – втулка изоляционная; 19 – крышка со стороны контактных колец; 20 – блок выпрямительный; 21 – болт контактный; 22 – шайба; 23 – винт; 24 – статор.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 2052.