СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1
доцент, к.и.н. | (подпись) | М.Л. Мусорина (И.О. Фамилия) |
Бирск 2015
Содержание
1. Цели освоения дисциплины........................................................................................................ 3
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата................................................................ 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины............... 3
4. Структура и содержание дисциплины...................................................................................... 4
5. Образовательные технологии................................................................................................... 13
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины............................................................................................................................................. 13
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины................................ 14
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ...........................................................15
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов........................... 15
10. Рейтинг-план дисциплины..................................................................................................... 16
1. Цели освоения дисциплины
Подготовка учебно-методических материалов, необходимых преподавателям для успешной подготовки курса «Экономика государственного и муниципального сектора» и его преподавания в российских вузах. Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными теоретическими концепциями и актуальными прикладными вопросами, возникающими в государственном и муниципальном секторе.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла бакалавриата. Данный курс является базовым для данной специализации. При изучении курса студент должен опираться на знания, полученные в курсах: бухгалтерский учёт, анализ и аудит, макроэкономика, маркетинг, основы бизнеса, основы Интернет – экономики и ряд других в рамках различных программ.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества ;
• создание конспекта лекций, в которых излагаются основные теоретические
модели и вопросы; анализируется динамика развития государственного и муниципального
сектора, а также воздействие действий государства в области общественных расходов и
налогов на экономику, в том числе и переходную;
• создание сборника заданий и упражнений для проработки их на
семинарских занятиях и для организации самостоятельной работы студента по изучению
основных вопросов, возникающих в государственном и муниципальном секторе;
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Знать: основные теоретические концепции, описывающие все стороны
функционирования государственного и муниципального сектора, основные
источники формирования средств и направления их расходования, последствия
перераспределительных действий государства, основы бюджетного федерализма;
Уметь: анализировать проблемы, возникающие в государственном и муниципальном
секторе, решать типовые задачи и выполнять практические задания, относящиеся к
проблематике государственного и общественного сектора;
Владеть: обладать навыками графического анализа основных вопросов.
4. Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Заочная форма обучения
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
8 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 108 | 108 |
Аудиторная работа: | 20 | 20 |
Лекции (Л) | 6 | 6 |
Практические занятия (ПЗ) | 6 | 6 |
Лабораторная работа (ЛБ) | - | - |
КСР | 8 | 8 |
Самостоятельная работа: | 79 | 79 |
Вид итогового контроля: экзамен | ||
- владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);
Компоненты компетенции | Формы и средства формирования |
Знает основы правового регулирования в своей профессиональной деятельности основы анализа и навыки поиска и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет пользоваться навыками поиска, анализировать и использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, | Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет теоретическими знаниями в объеме, позволяющем использовать и составлять нормативные правовые документы в сфере своей профессиональной деятельности, навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий. |
Образовательные технологии
Формы контроля:
текущий контроль: осуществляется в виде защит на лабораторных занятиях по выполнению
индивидуальных заданий.
итоговый контроль: – зачет, осуществляются в устной форме (ответы на вопросы).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Перечень заданий для самостоятельной работы и проведения текущего контроля.
1. Предмет экономики государственного и муниципального сектора, ее зарождение и
методы исследования.
2. История исследований государственного и муниципального сектора.
3. Англо-американский и континентальный подходы к роли государства
в обществе. Современная политическая экономия.
4. Причины государственного вмешательства в функционирование
рыночного механизма.
5. Направления влияния государства на экономику: перераспределение
через бюджет, государственная собственность, регулирование
частного сектора.
6. Несовершенства рынка и несовершенства государственного
вмешательства.
7. Общественные блага, их свойства и виды. Проблема «безбилетника».
8. Внешние эффекты и информационная асимметрия: содержание и
последствия для экономики.
9. Перераспределительные процессы и эффективность. Издержки
перераспределения.
10. Государственное и муниципальное благосостояние. Функции государственного и
муниципального благосостояния.
11. Теория общественного выбора. Механизм голосования и проблемы
коллективного выбора.
12. «Провалы» государства. Бюрократия и политическая рента.
13. Источники государственных доходов.
14. Налоговые системы и критерии их оценки.
15. Распределение налогового бремени на различных рынках.
16. Избыточное бремя налогообложения и его последствия для экономики.
17. Правила и факторы оптимизации налогообложения.
18. Российская налоговая система и ее проблемы.
19.Формы государственных и муниципальных расходов. Перемещение выгод и
искажающее действие общественных расходов.
20. государственные и муниципальные расходы и производство в государственном
секторе.
21. Спрос на государственные и муниципальные блага. Равновесие в сфере производства
общественных благ.
22. Ценообразование в государственном и муниципальном секторе.
23. Структура государственных расходов на социальную сферу.
Взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного
страхования.
24. Институциональные формы организации государственного и муниципального сектора.
25. Оценки затрат и результатов в государственных и муниципальных секторах
экономики.
26. Содержание и принципы бюджетного федерализма. Теорема о
децентрализации.
27. Особенности российского бюджетного федерализма.
28. Состояние государственного и муниципального сектора экономики в современной
России.
29. Масштабы и структура государственного и муниципального сектора экономики в
современной России в сопоставлении с другими странами.
30. Характеристика налоговой системы Российской Федерации с точки
зрения ее оптимальности.
31. Оценка эффективности государственных расходов в современной
России.
32. Специфика управления государственными активами и пассивами в
России.
6.2. Перечень вопросов к зачету.
1. Государственный и муниципальный сектор в современных экономических системах.
2. Государственный и муниципальный сектор экономики и рациональный коллективный
выбор.
3. Доходы государственного и муниципального сектора и оптимальное
налогообложение.
4. Государственная собственность в системе государственного и муниципального
сектора экономики.
5. Обеспечение доходов государственного и муниципального сектора.
6. Экономика государственных расходов: основные проблемы.
7. Состояние государственного и муниципального сектора экономики в современной
России.
8. Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального сектора
экономики в современной России.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Абалкин Л.И. Логика экономического роста. - М.: ИЭ РАН, 2002.
2. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Финпресс, 2002.
3. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного
сектора. - М.: Аспект-пресс, 1995.
4. Ахинов Г.А. Основы экономики общественного сектора. - М.: ТЕИС, 2003.
5. Ахинов Г.А. Основные направления трансформации институтов общественного сектора в
условиях европейской интеграции: материалы научной конференции «Ломоносовские
чтения – 2002». – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.
6. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях. - М.:
Маркетинг, 2001.
7. Винокурова А.И. Особенности стратегического планирования некоммерческих
организаций на современном этапе экономического развития. – Спб.: Изд-во Санкт-
Петерб. Ун-та экономики и финансов, 2000.
8. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ,
2006. – 670 с.
9. Вопросы теории и истории общественных организаций / Под ред. Ямпольской Ц.А., Щиглика А.И.- М.: Наука, 2001.
10. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2001.
б) дополнительная литература:
1. Колосницына М.Г. Экономика общественного сектора // Экономический журнал ВШЭ,
2003, № 2-3.
2. Лисин В. Макроэкономическая теория и политика экономического роста. – М.:
Экономика, 2004.
3. Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: создание,
права, налоги, учет, отчетность. - М.: Дело и Сервис, 2001.
4. Манахова И.В. Экономика общественного сектора. – Саратов: Лотос, 2003.
5. Национальная экономика / Под общ. ред. акад. РАЕН В.А. Шульги - М.: Издательство
РЭА, 2002.
6. Никифоров Л.В., Сорокин Д.Е. Варианты общественной трансформации России. - М.:
ИЭ РАН, 2001.
7. Серегина С. Роль государства в экономике. Синергетический подход. – М.: ДИС, 2002.
8. Собственность в экономической системе России / Под ред. Черковца В.Н., Кулькова
В.М. - М.: ТЕИС, 2003.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитории для проведения занятий должны соответствовать санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Основными показателями и оценочными средствами текущего контроля успеваемости студентов по дисциплине являются:
-участие студентов во всех видах аудиторных занятий и мониторинг участия;
-практические задания и уровень (качество) их исполнения;
-мониторинг участия в деловых играх;
-мониторинг участия в ролевых играх;
-решение ситуационных задач;
-мониторинг участия в дискуссиях;
-контрольная работа.
10. РЕЙТИНГ-ПЛАН дисциплины
«Экономика государственного и муниципального сектора»
Специальность 38.03.04 Государственное и муниципальное управление 2015/2016 уч. г.
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание |
Число заданий за семестр |
Баллы | |
Минимальный | Максимальный | |||
Модуль 1. Понятие административного права | ||||
Текущий контроль | ||||
1. Аудиторная работа на проводимых в интерактивной форме. | 5 | 2 | 0 | 10 |
Рубежный контроль | ||||
1.Письменная контрольная работа | 10 | 1 | 0 | 10 |
Модуль 2. Субъекты административного права | ||||
Текущий контроль | 0 | 20 | ||
1. Аудиторная работа на проводимых в интерактивной форме. | 5 | 3 | 0 | 15 |
Рубежный контроль | 0 | 15 | ||
1.Письменная контрольная работа | 15 | 1 | 0 | 15 |
Модуль 3. Административно – правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти | ||||
Текущий контроль | 0 | 20 | ||
1. Аудиторная работа на проводимых в интерактивной форме. | 5 | 2 | 0 | 10 |
Рубежный контроль | 0 | 15 | ||
1.Письменная контрольная работа | 15 | 1 | 0 | 15 |
Модуль 4. Ответственность по административному праву. | ||||
Текущий контроль | 0 | 20 | ||
1. Аудиторная работа на проводимых в интерактивной форме. | 5 | 3 | 0 | 15 |
Рубежный контроль | 0 | 15 | ||
1.Письменная контрольная работа | 15 | 1 | 0 | 15 |
Поощрительные баллы | ||||
2. Публикация статей | 10 | 1 | 0 | 10 |
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов) | ||||
1. Посещение лекционных занятий | 0 | -4 | ||
2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий) | 0 | -6 | ||
Итоговый контроль | ||||
Зачет |
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1
доцент, к.и.н. | (подпись) | М.Л. Мусорина (И.О. Фамилия) |
Бирск 2015
Содержание
1. Цели освоения дисциплины........................................................................................................ 3
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата................................................................ 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины............... 3
4. Структура и содержание дисциплины...................................................................................... 4
5. Образовательные технологии................................................................................................... 13
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины............................................................................................................................................. 13
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины................................ 14
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ...........................................................15
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов........................... 15
10. Рейтинг-план дисциплины..................................................................................................... 16
1. Цели освоения дисциплины
Подготовка учебно-методических материалов, необходимых преподавателям для успешной подготовки курса «Экономика государственного и муниципального сектора» и его преподавания в российских вузах. Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными теоретическими концепциями и актуальными прикладными вопросами, возникающими в государственном и муниципальном секторе.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла бакалавриата. Данный курс является базовым для данной специализации. При изучении курса студент должен опираться на знания, полученные в курсах: бухгалтерский учёт, анализ и аудит, макроэкономика, маркетинг, основы бизнеса, основы Интернет – экономики и ряд других в рамках различных программ.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества ;
• создание конспекта лекций, в которых излагаются основные теоретические
модели и вопросы; анализируется динамика развития государственного и муниципального
сектора, а также воздействие действий государства в области общественных расходов и
налогов на экономику, в том числе и переходную;
• создание сборника заданий и упражнений для проработки их на
семинарских занятиях и для организации самостоятельной работы студента по изучению
основных вопросов, возникающих в государственном и муниципальном секторе;
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Знать: основные теоретические концепции, описывающие все стороны
функционирования государственного и муниципального сектора, основные
источники формирования средств и направления их расходования, последствия
перераспределительных действий государства, основы бюджетного федерализма;
Уметь: анализировать проблемы, возникающие в государственном и муниципальном
секторе, решать типовые задачи и выполнять практические задания, относящиеся к
проблематике государственного и общественного сектора;
Владеть: обладать навыками графического анализа основных вопросов.
4. Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Заочная форма обучения
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
8 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 108 | 108 |
Аудиторная работа: | 20 | 20 |
Лекции (Л) | 6 | 6 |
Практические занятия (ПЗ) | 6 | 6 |
Лабораторная работа (ЛБ) | - | - |
КСР | 8 | 8 |
Самостоятельная работа: | 79 | 79 |
Вид итогового контроля: экзамен | ||
- владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);
Компоненты компетенции | Формы и средства формирования |
Знает основы правового регулирования в своей профессиональной деятельности основы анализа и навыки поиска и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет пользоваться навыками поиска, анализировать и использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, | Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет теоретическими знаниями в объеме, позволяющем использовать и составлять нормативные правовые документы в сфере своей профессиональной деятельности, навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий. |
Оценка уровней освоения компетенций
Уровни освоения компетенции | Знает | Умеет | Владеет | Средства оценивания |
Пороговый уровень | основы правового регулирования в своей профессиональной деятельности | пользоваться навыками поиска нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | теоретическими знаниями в объеме, позволяющем использовать и составлять нормативные правовые документы в сфере своей профессиональной деятельности, | Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, экзамен |
Средний уровень | основы правового регулирования в своей профессиональной деятельности основы анализа нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | пользоваться навыками поиска, анализировать нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | теоретическими знаниями в объеме, позволяющем использовать и составлять нормативные правовые документы в сфере своей профессиональной деятельности, навыками поиска, анализа нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, коллоквиум, экзамен |
Продвинутый уровень | основы правового регулирования в своей профессиональной деятельности основы анализа и навыки поиска и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | пользоваться навыками поиска, анализировать и использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, | теоретическими знаниями в объеме, позволяющем использовать и составлять нормативные правовые документы в сфере своей профессиональной деятельности, навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | Тесты: №№…, кейс-задания №№…, практические работы, коллоквиум, экзамен. |
- владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5);
Компоненты компетенции | Формы и средства формирования |
Знает основы экономических знаний, принципы составления финансовых расчетов, основы составления бюджетной и финансовой отчетности, теорию по макро и микроэкономике | Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет Применять теоретические знания по макро и микроэкономике на практике, составлять бюджетную и финансовую отчетность, распределять ресурсы с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации | Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет Навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, теорией по макро и микроэкономике, навыками распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации | Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 222.