В точном переводе «монополия» означает «один продавец» (mono − один, polio − продаю). Монополия – это ситуация, противоположная рынку совершенной конкуренции. На этом рынке нет необходимости в развитии. Компании и так получают сверхприбыль. Но есть возможность – большие инвестиционные средства, которые можно вкладывать в модернизацию предприятий.
Основные характеристики монополистических рынков:
1. Минимальное количество продавцов с очень большими объемами производства. Рынок с одним производителем (продавцом) товара называется чистой монополией. Реальные рынки считаются монополизированными, если на них действует 3-4 компании.
2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Основной барьер − необходимость иметь большой стартовый капитал, чтобы получить экономию от масштаба. Дополнительные барьеры могут быть юридическими, политическими, административными (наличие патентов и лицензий, лоббистские возможности фирм и т.п.). В сырьевых отраслях монополия может образоваться на основе исключительного права на редкий ресурс.
3. Жесткий контроль за информацией.
4. Отсутствие товаров-заменителей. Если покупателю нечем заменить продукцию фирмы-монополиста, то он вынужден соглашаться на цену, назначенную фирмой. В результате ей выгодно повышать цену − это приводит к росту выручки.
5. Фирма-монополист на рынке оказывается в положении «диктующего цену».
В краткосрочном периоде возможности фирмы манипулировать ценой и объемами производства ограничены. Если она начнет завышать цену, снижая объемы, то будут расти издержки и сократится прибыль. Монополист не может нарушать правило максимизации прибыли, не уменьшая свою прибыль. Но в долгосрочном периоде, когда это правило не действует, возможность моно- |
полии манипулировать ценами гораздо больше, чем на конкурентных рынках.
Ситуация, когда по объективным причинам на рынке может существовать только один производитель (продавец), получила название естественной монополии. Она складывается в инфраструктурных отраслях с большим удельным весом основного капитала (трубопроводы, путепроводы, линии электропередач, кабельные сети и т.п.). В таких отраслях постоянные затраты предприятий намного больше переменных. Чем больше объем производства, тем меньше средние постоянные издержки AFC. В результате положительный эффект масштаба продолжается очень долго.
Монополия, контролирующая рынок, может разделять его на две части в зависи-
мости от эластичности спроса потребителей. Для потребителей с неэластичным спросом цена повышается, доход монополии увеличивается. Для потребителей с эластичным спросом цена снижается, а доход также увеличивается. Издержки производства остаются одинаковыми в обоих рыночных сегментах. В результате разделения рынка монополия получает повышенную прибыль. Такой прием называется ценовой дискриминацией. |
В основе монополии могут лежать объективные преимущества: эффект масштаба или технологическое лидерство. Но часто для достижения монопольной власти над рынком используются ограничительные деловые практики − действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке. К ним относят использование демпинговых цен, злоупотребление ценовой дискриминацией, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровнях цен, создание искусственных дефицитов и т.п. Для борьбы с такими практиками государство обычно создает специальную организацию (в России это ФАС − Федеральная антимонопольная служба) и принимает антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство – это система мер, направленных против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Оно направлено в первую очередь против крупных монополий и олигополистических фирм. Однако может включать в сферу своего воздействия и малые фирмы, имеющие положение монополиста в отрасли.
Основные меры по борьбе с монополизмом:
1) Упрощение процедуры создания новых фирм.
2) Принудительное разделение крупных корпораций на несколько частей.
3) Государственный контроль за слияниями и поглощениями крупных компаний.
4) Штрафные санкции за злоупотребление политикой ценовой дискриминации и осуществление демпинга. Демпинг − это продажа товаров по искусственно заниженным ценам для завоевания рынка и вытеснения с него конкурентов.
5) Контроль за ценообразованием, особенно для естественных монополий.
6) Уменьшение барьеров внешней торговли, открытие внутренних рынков для зарубежных конкурентов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.