Эффект масштаба
В краткосрочном периоде фирма выбирает оптимальный объем производства, при котором она получает максимальную прибыль. Увеличивать объем предложения ей не выгодно из-за действия закона убывающей отдачи. Если спрос на товар продолжает оставаться устойчивым, можно увеличить выпуск, перейдя к долгосрочному периоду. Все издержки фирмы становятся переменными, и закон убывающей отдачи не действует.
График долгосрочных средних издержек ACL представляет собой совокупность графиков средних краткосрочных издержек (ACS), соединенных в точках минимума.
Увеличить выпуск продукции можно двумя способами:
1. Производить больше на новых фирмах. Тогда будет расти число фирм в отрасли, а их индивидуальные объемы производства будут оставаться минимальными.
2. Увеличивать мощности существующих предприятий. Тогда количество фирм не будет расти, а увеличится выпуск каждой из работающих фирм.
Как именно будет происходить увеличение выпуска продукции в конкретных отраслях, зависит от действия эффекта масштаба.
Эффектом масштаба называется изменение средних издержек при увеличении объемов производства. Различают три варианта проявления эффекта масштаба:
1) положительный − средние издержки уменьшаются; 2) отрицательный − средние издержки увеличиваются; 3) постоянный − средние издержки не изменяются. |
Средние издержки в долгосрочном периоде (АСL) − это кривая, которая проводится по касательной к набору графиков средних издержек в краткосрочном периоде (АСs). С укрупнением предприятия средние издержки сначала начинают снижаться. Основные причины экономии:
· постоянные издержки распределяются на все большее количество изделий (сокращаются AFC);
· происходит экономия затрат на управление;
· переменные издержки растут пропорционально объему производства, но скорость их роста может быть меньше, чем у выпуска продукции;
· крупное предприятие может экономить переменные издержки за счет повторного использования части ресурсов или отходов производства.
Со временем рост предприятия приводит к постепенному росту средних издержек. Крупным предприятием сложнее управлять, контроль и координация требуют больших затрат, нарушается обратная связь между руководством и низовыми подразделениями и т.п. В результате рост управленческих издержек перекрывает снижение затрат в процессе производства. Начинается действие отрицательного эффекта масштаба.
Если действие положительного эффекта масштаба заканчивается очень быстро или практически не наблюдается, а рост средних издержек начинается очень быстро, то предприятие не будет расширяться. В отрасли образуется большое количество фирм с малыми и средними объемами производства. (Рис «а»).
Если действие положительного эффекта масштаба продолжается очень долго, то будут укрупняться действующие фирмы. Будет дешевле производить продукцию на нескольких крупных предприятиях с низкими затратами, чем на большом количестве мелких фирм с высокими затратами. В результате в отрасли останется несколько крупных корпораций с очень большими объемами производства. (Рис. «б»).
Рыночные структуры, которые складываются в экономике, будут определяться действием эффекта масштаба и степенью развития конкуренции.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 351.