МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Текст лекций размещен на образовательном портале ЧГУ https://edu.chsu.ru/.
2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации (кейсы), заслушиваются доклады в форме коллективных и индивидуальных презентаций, проводится презентация результатов, полученных при работе в малых группах, проводится обсуждение наиболее актуальных и спорных вопросов в области экономической психологии. Задания к практическим занятиям размещены на образовательном портале https://edu.chsu.ru/.
3. Самостоятельная работа. Задания для самостоятельной работы размещены на образовательном портале ЧГУ https://edu.chsu.ru/.
В самостоятельную работу студентов входит:
- подготовка к практическому занятию (освоение теоретического материала);
- решение задач;
- выполнение тестовых заданий;
- выполнение курсовой работы
- подготовка к экзамену по дисциплине.
4. Текущий контроль осуществляется с помощью разработанных оценочных средств по дисциплине и реализуется в форме тестирования и выполнения творческих заданий.
5. Промежуточный контроль реализуется в форме экзамена по дисциплине.
Экзамен проводится по билетам и сдается в устной форме.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованной преподавателем учебной литературой, рекомендованными ресурсами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», текстами лекций по дисциплине, размещенными на образовательном портале ЧГУ https://edu.chsu.ru/, своими конспектами лекций и докладов (презентаций).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Основная литература
1. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации). Учебник для бакалавров / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 370 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01688-2 ; То же [Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=114137
2. Экономика предприятия : учебник / А.Н. Романов, В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар и др. ; под ред. В.Я. Горфинкель. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 768 с. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-01284-1 ; То же [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118263
Дополнительная литература
1. Выварец, А.Д. Экономика предприятия : учебник / А.Д. Выварец. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 544 с. - ISBN 5-238-01109-1 ; То же [Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118364.
2. Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебник : практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 400 с. - ISBN 978-5-279-03335-5 ; То же [Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220371.
3. Романенко, И.В. Экономика предприятия : учебное пособие / И.В. Романенко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 352 с. - ISBN 978-5-279-03474-1 ; То же [Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220234
5.2 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине представлены на образовательном портале ЧГУ https://edu.chsu.ru/
5.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. www.aup.ru - Портал «Корпоративный менеджмент»
2. www.cfin.ru - Административно-управленческий портал
3. www.dir.yahoo.com/Business_and_Economy — Бизнес-ресурсы
4. www.directorinfo.ru — Журнал «Директор Инфо»
5. www.dis.ru/fm/ — Журнал «Финансовый менеджмент»
6. www.ecsocman.edu.ru — Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
7. www.fd.ru — Журнал «Финансовый директор»
8. www.finam.ru — Финансовая информация
9. www.finansmag.ru — Журнал «Финанс»
10. www.finansy.ru — Публикации по экономике и финансам
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
1. LibreOffice
2. Mozilla Firefox
3. 7 zip
4. Foxit Reader
5. ИБС «Библиотех»
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий | Перечень основного оборудования | |
Наименование | Адрес | |
Аудитории для проведения занятий лекционного типа | Советский пр. 10, ауд. 105, ауд. 208. | Ауд. 105 - стационарный проектор, экран, учебная мебель; Ауд. 208 - интерактивная доска, стационарный мультимедийный комплекс, столы-трансформеры, флип-чарты, учебная мебель. |
Аудитории для проведения занятий семинарского типа | Советский пр. 10, ауд. 201, ауд. 301, ауд. 204. | Ауд. 201 - проектор, экран, 25 персональных компьютеров, доска, учебная мебель; Ауд. 301 - проектор, экран, 25 персональных компьютеров, доска, учебная мебель; Ауд. 204 – доска, учебная мебель. |
Аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций | Советский пр.10, ауд. 401. | Ауд. 401 – доска, учебная мебель. |
Аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации | Советский пр. 10, ауд. 304, ауд. 308. | Ауд. 304 – доска, учебная мебель, Ауд. 308 - 25 персональных компьютеров, доска, учебная мебель. |
Помещения для самостоятельной работы | Советский проспект 10, ауд. 102, ауд. 108. | Ауд. 102 - 8 персональных компьютеров, доска, учебная мебель; Ауд. 108 - 25 персональных компьютеров, учебная мебель. |
8 Особенности преподавания дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Общий раздел
Организация образовательного процесса лиц с инвалидностью и ОВЗ, помимо указанных в разделе «Общие сведения о программе» документах, строится в соответствие с:
- Федеральными требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащению образовательного процесса (Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 2013 г., №06-2412ВН);
- Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (Министерство образования и науки РФ, от 08.04.2014 г., №1АК-44/05ВН);
- Приказом Рособрнадзора от 12.03.2015 г. № 279 в части заполнения Справки «О наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 13);
- Индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР).
8.2. Особенности преподавания дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
СТУДЕНТЫ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
(маломобильные студенты, студенты, имеющие трудности передвижения и патологию верхних конечностей)
1. Специальные условия, обеспечиваемые в процессе преподавания дисциплины | • возможность использовать специальное программное обеспечение и специальное оборудование, предоставляемое по линии ФСС и позволяющее компенсировать двигательный дефект (коляски, ходунки, трости и др.); • предоставление возможности предкурсового ознакомления с содержанием учебной дисциплины и материалом по курсу за счёт размещения информации на корпоративном образовательном портале; • применение дополнительных средств активизации процессов запоминания и повторения; • опора на определенные и точные понятия; • использование для иллюстрации конкретных примеров; • применение вопросов для мониторинга понимания; • разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки; • увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала; • наличие чёткой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями; • увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени, контактные виды работ, групповые задания и др.); • обеспечение беспрепятственного доступа в помещения, а также пребывания них; • наличие возможности использовать индивидуальные устройства и средства, позволяющие обеспечить реализацию эргономических принципов и комфортное пребывание на месте в течение всего периода учёбы (подставки, специальные подушки и др.). |
2. Адаптационные и вспомогательные технологии, используемые в процессе преподавания дисциплины | Технологии здоровьесбережения: обеспечиваются соблюдением ортопедического режима (использование ходунков, инвалидных колясок, трости), регулярной сменой положения тела в целях нормализации тонуса мышц спины, профилактикой утомляемости, соблюдение эргономического режима и обеспечением архитектурной доступности среды (окружающее пространство, расположение учебного инвентаря и оборудования аудиторий обеспечивают возможность доступа в помещении и комфортного нахождения в нём). ИКТ технологии: обеспечены возможностью применения ПК и специализированных индивидуальных компьютерных средств (специальные клавиатуры, мыши, компьютерная программа «виртуальная клавиатура» и др.). Технологии дистанционного обучения: обеспечиваются наличием корпоративного образовательного портала, созданного разработчиками на платформе Sakai. Образовательный портал предоставляет студентам с ОВЗ и инвалидностью возможность выполнять различные операции: · получать варианты заданий и отправлять выполненные; · узнавать результаты выполненных работ и знакомиться с рецензией на них; · получать различную справочную информацию, касающуюся учебного процесса и посылать сообщения преподавателю и любому из администраторов; · отправлять материалы, относящиеся к дисциплинам текущего семестра, а также отчеты по практике и другие файлы; · иметь дистанционный доступ к информационным ресурсам: учебным и учебно-методическим материалам, расписанию занятий и т.д.; · задавать вопросы преподавателю по его учебной дисциплине, получать конкретную информацию по тем или иным учебным и/или организационным вопросам, · проходить тестирование, выполняя задания на выбор правильных ответов, установление соответствия, заполнение пропусков, установление истинности или ложности, а также давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы. Для студентов, не имеющих возможности посещать очные занятия, осуществляются онлайн-консультирование. Консультации предполагают дополнительный разбор учебного материала и восполнение пробелов в знаниях студентов. Технологии индивидуализации обучения: обеспечиваются возможностью применения индивидуальных устройств и средств, ПК, учётом темпов работы и утомляемости, предоставлением дополнительных консультаций. |
3. Адаптация процедуры проведения промежуточной аттестации | В ходе проведения промежуточной аттестации предусмотрено: - предъявление обучающимся печатных и (или) электронных материалов в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья; - возможность пользоваться индивидуальными устройствами и средствами, позволяющими адаптировать материалы, осуществлять приём и передачу информации с учетом их индивидуальных особенностей; - увеличение продолжительности проведения аттестации; - возможность присутствия ассистента и оказания им необходимой помощи (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем). |
4. Дополнительное информационно-методическое обеспечение | http://umcvpo.ru/about-project - Федеральный портал высшего образования студентов с инвалидностью и ОВЗ https://www.chsu.ru/fakultety/ffkis/rc - Сайт РЦ поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц ЧГУ. |
СТУДЕНТЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(ДЦП с нарушениями речи)
1. Специальные условия, обеспечиваемые в процессе преподавания дисциплины | • наличие возможности использовать индивидуальные устройства и средства, позволяющие осуществлять приём и передачу информации; • наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий; • наличие наглядного сопровождения изучаемого материала; • наличие чёткой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями; • обеспечение практики опережающего чтения, когда студенты заранее знакомятся с материалом и выделяют незнакомые и непонятные слова и фрагменты; • предоставление возможности соотносить вербальный и графический материал; комплексное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе; • сочетание на занятиях всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, зрительного восприятия с лица говорящего). |
2. Адаптационные и вспомогательные технологии, используемые в процессе преподавания дисциплины | Технологии активизации речевой деятельности: обеспечиваются соблюдением режима слухо-зрительного восприятия речи, использованием различных видов коммуникации; активизацией всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная). Технологии дистанционного обучения: обеспечиваются наличием корпоративного образовательного портала, созданного разработчиками на платформе Sakai. Образовательный портал предоставляет студентам с ОВЗ и инвалидностью возможность выполнять различные операции: · получать варианты заданий и отправлять выполненные; · узнавать результаты выполненных работ и знакомиться с рецензией на них; · получать различную справочную информацию, касающуюся учебного процесса и посылать сообщения преподавателю и любому из администраторов; · отправлять материалы, относящиеся к дисциплинам текущего семестра, а также отчеты по практике и другие файлы; · иметь дистанционный доступ к информационным ресурсам: учебным и учебно-методическим материалам, расписанию занятий и т.д.; · задавать вопросы преподавателю по его учебной дисциплине, получать конкретную информацию по тем или иным учебным и/или организационным вопросам в письменной форме, · проходить тестирование, выполняя задания на выбор правильных ответов, установление соответствия, заполнение пропусков, установление истинности или ложности, а также давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы. Для студентов, не имеющих возможности посещать очные занятия, осуществляются онлайн-консультирование. Консультации предполагают дополнительный разбор учебного материала и восполнение пробелов в знаниях студентов. Технологии индивидуализации обучения: обеспечиваются возможностью применения индивидуальных устройств и средств, ПК, учётом темпов работы и утомляемости, предоставлением дополнительных консультаций. Технологии визуализации: обеспечиваются дублированием аудиальной информации зрительной, применением средств программного и методического обеспечения наглядности обучения (мультимедийная среда для изложения и наглядного отображения информации, интерактивные доски). |
3. Адаптация процедуры проведения промежуточной аттестации | В ходе проведения промежуточной аттестации предусмотрено: - предъявление обучающимся печатных и (или) электронных материалов в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья; - возможность пользоваться индивидуальными устройствами и средствами, позволяющими адаптировать материалы, осуществлять приём и передачу информации с учетом их индивидуальных особенностей - увеличение продолжительности проведения аттестации; - возможность присутствия ассистента и оказания им необходимой помощи (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем). |
4. Дополнительное информационно-методическое обеспечение | http://umcvpo.ru/about-project - Федеральный портал высшего образования студентов с инвалидностью и ОВЗ https://www.chsu.ru/fakultety/ffkis/rc - Сайт РЦ поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц ЧГУ https://speechpad.ru/ - Программа «Speechpad» («Речевой блокнот») для перевода устной речи в письменную http://nvda.ru/ - Программа экранного доступа «NVDA (Non Visual Desktop Access)» («Синтезатор речи») для перевода письменной речи в устную |
СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПО СОМАТИЧЕСКОМУ
ЗАБОЛЕВАНИЮ
(заболевания эндокринной, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, онкологические заболевания)
1. Специальные условия, обеспечиваемые в процессе преподавания дисциплины | • предоставление образовательного контента в текстовом электронном формате; • возможность использовать индивидуальные устройства и средства, позволяющие адаптировать материалы, осуществлять приём и передачу информации с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья студента; • предоставление возможности предкурсового ознакомления с содержанием учебной дисциплины и материалом по курсу за счёт размещения информации на корпоративном образовательном портале; • возможность вести запись учебной информации студентами в удобной для них форме (аудиально, аудиовизуально, в виде пометок в заранее подготовленном тексте). • применение поэтапной системы контроля, более частый контроль выполнения заданий для самостоятельной работы, • стимулирование выработки у студентов навыков самоорганизации и самоконтроля; • наличие пауз для отдыха и смены видов деятельности по ходу занятия. |
2. Адаптационные и вспомогательные технологии, используемые в процессе преподавания дисциплины | Технологии активизации интеллектуальной деятельности: обеспечиваются средствами программного и методического обеспечения образовательного процесса, увеличивающие информационную ценность материалов, стимулирующие активность студентов в переработке информации. Технологии здоровьесбережения: обеспечиваются чередованием режима труда и отдыха, соблюдением эргономических и гигиенических требований к условиям умственного труда и продолжительности непрерывной нагрузки. Технологии дистанционного обучения: обеспечиваются наличием корпоративного образовательного портала, созданного разработчиками на платформе Sakai . Образовательный портал предоставляет студентам с ОВЗ и инвалидностью возможность выполнять различные операции: · получать варианты заданий и отправлять выполненные; · узнавать результаты выполненных работ и знакомиться с рецензией на них; · получать различную справочную информацию, касающуюся учебного процесса и посылать сообщения преподавателю и любому из администраторов; · отправлять материалы, относящиеся к дисциплинам текущего семестра, а также отчеты по практике и другие файлы; · иметь дистанционный доступ к информационным ресурсам: учебным и учебно-методическим материалам, расписанию занятий и т.д.; · задавать вопросы преподавателю по его учебной дисциплине, получать конкретную информацию по тем или иным учебным и/или организационным вопросам, · проходить тестирование, выполняя задания на выбор правильных ответов, установление соответствия, заполнение пропусков, установление истинности или ложности, а также давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы. Для студентов, не имеющих возможности посещать очные занятия, осуществляются онлайн-консультирование. Консультации предполагают дополнительный разбор учебного материала и восполнение пробелов в знаниях студентов. Технологии индивидуализации обучения: обеспечиваются возможностью применения индивидуальных устройств и средств, ПК, учётом темпов работы и утомляемости, предоставлением дополнительных консультаций. |
3. Адаптация процедуры проведения промежуточной аттестации | В ходе проведения промежуточной аттестации предусмотрено: - предъявление обучающимся печатных и (или) электронных материалов в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья; - возможность пользоваться индивидуальными устройствами и средствами, позволяющими адаптировать материалы, осуществлять приём и передачу информации с учетом их индивидуальных особенностей - увеличение продолжительности проведения аттестации; - возможность присутствия ассистента и оказания им необходимой помощи (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем). |
4. Дополнительное информационно-методическое обеспечение | http://umcvpo.ru/about-project - Федеральный портал высшего образования студентов с инвалидностью и ОВЗ https://www.chsu.ru/fakultety/ffkis/rc - Сайт РЦ поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц ЧГУ |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.