Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля):

Экономика предприятия
(полное наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)

Уровень профессионального образования, в рамках которого изучается дисциплина (модуль):

Высшее образование – бакалавриат
(высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре)

Направления подготовки (специальности):

38.03.03 управление персоналом
(коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки (специальностей) / коды и наименования направлений подготовки (специальностей), в рамках которых изучается дисциплина (модуль), в соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации)


Общие сведения о программе

Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена на основе требований ФГОС ВО по направлениям подготовки (специальностям):

Код и наименование направления подготовки (специальности) Дата и номер приказа Минобрнауки России
 38.03.03 Управление пероналом 14.12.2015 г. № 1461 (Зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2016 № 40640)  

 

Сведения о разработчике(ах) программы:

Яшалова Наталья Николаевна, профессор  кафедры экономики и управления б-ш (и) чгу
(ФИО, ученая степень, ученое звание, должность, место работы)

Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры

экономики и управления
наименование кафедры

от 15.05.2018, протокол №13

Руководитель ОП Н.В. Шрейдер
  подпись И.О. Фамилия

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля) согласована с выпускающими кафедрами, работодателями, с руководителем ресурсного центра поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц и соответствует действующим учебным планам по направлениям подготовки (специальностям).

Лист согласования прилагается

 



Содержание

1 Организационно-методический раздел 4
2 Структура и содержание дисциплины (модуля) 6
3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 12
4 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 25
5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 26
6 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 28
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 29
8 Особенности преподавания дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 30

 

  
1  Организационно-методический раздел

1.1 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина  «Экономика предприятия» относится к дисциплинам  базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)». «Экономика предприятия» изучается согласно учебным планам в 3 семестре. Представляет собой законченный модуль, являющийся отправным курсом для изучения таких последующих дисциплин как «Статистика», «Бухгалтерский учет», «Экономический анализ деятельности организаций» и других. Освоение дисциплины опирается на знания, умения и навыки, сформированные при изучении таких предшествующих ей дисциплин, как  «Макроэкономика», «Цифровые технологии в экономике и управлении».

Целью изучения дисциплины «Экономика предприятия» является формирование у молодых специалистов экономического мышления и умений применять на практике свои знания для решения производственных проблем, базирующихся на применении эффективных методов и способов оценки экономического состояния производства.

Результатом изучения дисциплины должны стать знания теоретических основ экономики предприятия; методов и приемов, применяемых в экономических расчетах, а также умения и навыки рационально и грамотно использовать аналитический инструментарий для принятия решений в производственной деятельности предприятия.

1.2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Знать: - исходные данные, необходимые для принятия решений в управлении операционной или производственной деятельности предприятия; Уметь: - собрать и обосновывать результаты расчетов для принятия управленческих решений; Владеть:  - культурой мышления, способностью к восприятию расчетов экономических показателей, на основе которых принимаются решения в управлении операционной или производственной деятельности организации; ОПК-6 Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения; способностью отстаивать свою точку зрения не разрушая отношения.    
Знать: -  документальное оформление решений в управлении операционной или производственной деятельности организации при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений; Уметь: - на  основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы, рассчитывать экономические показатели, характеризующие деятельность по внедрению технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений; Владеть: - типовыми методиками и действующей нормативно-правовой базой при документальном оформлении решений в управлении операционной или производственной деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений.    ПК-14 Владение навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике.      

 


СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

2.1 Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

38.03.03 Управление персоналом

Форма обучения

План

 

Кол-во зачетных единиц, всего

Кол-во часов, всего

в т.ч. аудиторная работа

в т.ч. самостоятельная работа

Форма

промежуточной аттестации

(Экзамен / Зачет)

Всего

из них:

Всего

из них:

Л ЛР ПЗ КР/КП РГЗ Кр Р Д
 заочная 38.03.03пз-П1-16 6 216 16 8 - 8 200 100 - - - 100 Экзамен
очная 38.03.03п-П1-16 6 216 78 36 - 42 138 100 - - - 38 Экзамен

2.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

№ и наименование раздела (модуля) дисциплины Краткое содержание
1. Введение Предмет и задачи изучения дисциплины «Экономика предприятия» в современных условиях. Взаимодействие дисциплины «Экономика предприятия» с другими экономическими дисциплинами.
2.Экономические основы функционирования  организации предприятия   Понятие «предприятие». Структура национальной экономики страны. Характеристика предприятия. Содержание, цель, задачи и функции предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Общая и производственная структура предприятия. Уставный фонд предприятия. Понятие номенклатуры и ассортимента. Сущность производственной программы. Показатели производственной программы. Производственная мощность предприятия. Методы расчета производственной мощности. Основные направления улучшения использования производственной мощности.
3. Ресурсы организации (предприятия)   Понятие и назначение основных фондов, их классификация. Состав и структура основных производственных фондов. Методы оценки основных фондов. Износ и его виды. Амортизация основных фондов, её содержание и назначение. Нормы амортизации. Методы расчета амортизационных отчислений. Показатели эффективности использования основных фондов, порядок их расчета и назначение. Пути повышения эффективности функционирования основных фондов. Сущность оборотных средств, их состав и структура. Нормирование оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств. Показатели оборачиваемости оборотных средств. Трудовые ресурсы предприятия, их количественная, качественная и структурная характеристика. Определение потребности в кадрах. Производительность труда как оценка эффективности использование трудовых ресурсов. Сущность производительности труда и факторы ее роста. Показатели производительности труда. Основные пути повышения производительности труда. 
4. Организация  оплаты труда   Понятие и сущность, организации оплаты труда персонала предприятия. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Бестарифная и контрактная системы оплаты труда. Состав фонда оплаты труда. Система доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам. Выплаты социального характера. Премирование персонала предприятия. Средняя заработная плата, назначение и показатели.
5. Результаты деятельности  организации (предприятия)     Себестоимость продукции (работ, услуг). Сущность и назначение себестоимости продукции. Группировка затрат по экономическим элементам и статьям расходов. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Смета затрат и калькуляция, порядок их формирования и назначение. Виды себестоимости. Планирование себестоимости. Показатели себестоимости продукции (работ, услуг). Выручка от реализации (продаж) продукции (работ, услуг). Сущность и методы расчета. Использование выручки от реализации. Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия. Экономическая сущность и функции прибыли. Виды и направления использования прибыли. Экономическая сущность рентабельности. Показатели рентабельности. Порог рентабельности (точка безубыточности). Пути повышения рентабельности. Цена: сущность, виды, функции. Ценовая политика предприятия. Экономическая сущность и задачи инвестирования. Виды инвестиций, их источники. Инвестиции в основные фонды (капитальные вложения). Финансовые инвестиции. Методы расчета эффективности капитальных вложений.

Лекции

№ раз-

дела (мо-дуля)

Тема лекции

Количество

часов

 

 

38.03.03пз-П1-16 38.03.03п-П1-16
1 Введение в дисциплину - 1
2 Экономические аспекты функционирования предприятия (организации) в национальной экономике  0,5 1  
2 Производственная программа и производственная мощность предприятия 1 4  
3 Основные фонды предприятия 1 6  
3 Оборотные средства предприятия 1 4  
3 Трудовые ресурсы предприятия 1 4  
4 Организации оплаты труда персонала предприятия 1 4  
5 Себестоимость продукции (работ, услуг) 1 4  
5 Финансовые результаты предприятия 1 4  
5 Инвестиции и методы расчета инвестиционных решений 0,5 4  

ИТОГО

8 36  

Практические занятия

№ раздела (модуля)

 

 

Тема практического занятия                                        

Количество

часов

 

38.03.03пз-П1-16 38.03.03п-П1-16
2 Понятие предприятия, его организационно-правовые формы. Содержание, цель, задачи и функции предприятия. Классификация предприятий. Структура предприятия. 0,5 1
2 Показатели производственной программы: натуральные, стоимостные, трудовые. Расчет показателей производственной программы. Производственная мощность предприятия. Расчет производственной мощности. 0,5 1
3 Расчеты показателей использования основных фондов, износа, нормы амортизации и амортизационных отчислений. 1 6
3 Сущность оборотных средств. Расчеты норм и нормативов оборотных средств. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств. 1 6
3 Трудовые ресурсы предприятия, их количественная, качественная и структурная характеристика. Расчет потребности в кадрах. Расчет производительности труда. 1 6
4 Тарифная система оплаты труда. Расчет заработной платы при повременной и сдельной форме оплаты труда. Расчет фонда заработной платы подразделения предприятия. Экономическое значение роста средней заработной платы. 1 6
5  Сущность и назначение себестоимости продукции. Группировка затрат по экономическим элементам и статьям расходов. Порядок формирования сметы затрат и калькуляции. Расчет показателей себестоимости. 1 6
5 Выручка от реализации (продаж) продукции (работ, услуг). Расчет выручки от реализации прибыли. Расчет цен. Распределение использования прибыли. Экономическая сущность рентабельности. Показатели рентабельности. Расчет порога рентабельности. 1 4
5 Экономическая сущность и задачи инвестирования. Виды инвестиций, их источники. Расчет эффективности капитальных вложений.  1 6

ИТОГО

8 42

ФОНД ОЦЕНОЧНЫх СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНе (модулю)

Показатели

Показатели

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Текст лекций размещен на образовательном портале ЧГУ https://edu.chsu.ru/.

2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации (кейсы), заслушиваются доклады в форме коллективных и индивидуальных презентаций, проводится презентация результатов, полученных при работе в малых группах, проводится обсуждение наиболее актуальных и спорных вопросов в области экономической психологии. Задания к практическим занятиям размещены на образовательном портале https://edu.chsu.ru/.

3. Самостоятельная работа. Задания для самостоятельной работы размещены на образовательном портале ЧГУ https://edu.chsu.ru/.

В самостоятельную работу студентов входит:

- подготовка к практическому занятию (освоение теоретического материала);

- решение задач;

- выполнение тестовых заданий;

- выполнение курсовой работы

- подготовка к экзамену по дисциплине.

4. Текущий контроль осуществляется с помощью разработанных оценочных средств по дисциплине и реализуется в форме тестирования и выполнения творческих заданий.

5. Промежуточный контроль реализуется в форме экзамена по дисциплине.

Экзамен проводится по билетам и сдается в устной форме.

Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованной преподавателем учебной литературой, рекомендованными ресурсами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», текстами лекций по дисциплине, размещенными на образовательном портале ЧГУ https://edu.chsu.ru/, своими конспектами лекций и докладов (презентаций).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

5.1 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

Основная литература

1. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации). Учебник для бакалавров / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 370 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01688-2 ; То же [Электронный ресурс]. –

URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=114137

2. Экономика предприятия : учебник / А.Н. Романов, В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар и др. ; под ред. В.Я. Горфинкель. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 768 с. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-01284-1 ; То же [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118263

Дополнительная литература

 

1. Выварец, А.Д. Экономика предприятия : учебник / А.Д. Выварец. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 544 с. - ISBN 5-238-01109-1 ; То же [Электронный ресурс]. –

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118364.

2. Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебник : практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 400 с. - ISBN 978-5-279-03335-5 ; То же [Электронный ресурс]. –

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220371.

3. Романенко, И.В. Экономика предприятия : учебное пособие / И.В. Романенко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 352 с. - ISBN 978-5-279-03474-1 ; То же [Электронный ресурс]. –

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220234

5.2 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине представлены на образовательном портале ЧГУ https://edu.chsu.ru/

 

5.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

 

1. www.aup.ru - Портал «Корпоративный менеджмент»

2. www.cfin.ru - Административно-управленческий портал

3. www.dir.yahoo.com/Business_and_Economy — Бизнес-ресурсы

4. www.directorinfo.ru — Журнал «Директор Инфо»

5. www.dis.ru/fm/ — Журнал «Финансовый менеджмент»

6. www.ecsocman.edu.ru — Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»

7. www.fd.ru — Журнал «Финансовый директор»

8. www.finam.ru — Финансовая информация

9. www.finansmag.ru — Журнал «Финанс»

10. www.finansy.ru — Публикации по экономике и финансам

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. LibreOffice

2. Mozilla Firefox

3. 7 zip

4. Foxit Reader

5. ИБС «Библиотех»

 

7  Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

Оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий

Перечень основного оборудования

Наименование Адрес
Аудитории для проведения занятий лекционного типа Советский пр. 10, ауд. 105, ауд. 208. Ауд. 105 - стационарный проектор, экран, учебная мебель; Ауд. 208 - интерактивная доска, стационарный мультимедийный комплекс, столы-трансформеры, флип-чарты, учебная мебель.
Аудитории для проведения занятий семинарского типа Советский пр. 10, ауд. 201, ауд. 301, ауд. 204. Ауд. 201 - проектор, экран, 25 персональных компьютеров, доска, учебная мебель; Ауд. 301 - проектор, экран, 25 персональных компьютеров, доска, учебная мебель; Ауд. 204 – доска, учебная мебель.
Аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций Советский пр.10, ауд. 401. Ауд. 401 – доска, учебная мебель.
Аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации Советский пр. 10, ауд. 304, ауд. 308. Ауд. 304 – доска, учебная мебель, Ауд. 308 - 25 персональных компьютеров, доска, учебная мебель.
Помещения для самостоятельной работы Советский проспект 10, ауд. 102, ауд. 108. Ауд. 102 - 8 персональных компьютеров, доска, учебная мебель; Ауд. 108 - 25 персональных компьютеров, учебная мебель.

8   Особенности преподавания дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Общий раздел

Организация образовательного процесса лиц с инвалидностью и ОВЗ, помимо указанных в разделе «Общие сведения о программе» документах, строится в соответствие с:

- Федеральными требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащению образовательного процесса (Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 2013 г., №06-2412ВН);

- Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (Министерство образования и науки РФ, от 08.04.2014 г., №1АК-44/05ВН);

 - Приказом Рособрнадзора от 12.03.2015 г. № 279 в части заполнения Справки «О наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 13);

- Индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР).

8.2. Особенности преподавания дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

СТУДЕНТЫ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

(маломобильные студенты, студенты, имеющие трудности передвижения и патологию верхних конечностей)

1. Специальные условия, обеспечиваемые в процессе преподавания дисциплины • возможность использовать специальное программное обеспечение и специальное оборудование, предоставляемое по линии ФСС и позволяющее компенсировать двигательный дефект (коляски, ходунки, трости и др.); • предоставление возможности предкурсового ознакомления с содержанием учебной дисциплины и материалом по курсу за счёт размещения информации на корпоративном образовательном портале; • применение дополнительных средств активизации процессов запоминания и повторения; • опора на определенные и точные понятия;  • использование для иллюстрации конкретных примеров; • применение вопросов для мониторинга понимания; • разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки; • увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала; • наличие чёткой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями; • увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени, контактные виды работ, групповые задания и др.); • обеспечение беспрепятственного доступа в помещения, а также пребывания них; • наличие возможности использовать индивидуальные устройства и средства, позволяющие обеспечить реализацию эргономических принципов и комфортное пребывание на месте в течение всего периода учёбы (подставки, специальные подушки и др.).
2. Адаптационные и вспомогательные технологии, используемые в процессе преподавания дисциплины Технологии здоровьесбережения: обеспечиваются соблюдением ортопедического режима (использование ходунков, инвалидных колясок, трости), регулярной сменой положения тела в целях нормализации тонуса мышц спины, профилактикой утомляемости, соблюдение эргономического режима и обеспечением архитектурной доступности среды (окружающее пространство, расположение учебного инвентаря и оборудования аудиторий обеспечивают возможность доступа в помещении и комфортного нахождения в нём). ИКТ технологии: обеспечены возможностью применения ПК и специализированных индивидуальных компьютерных средств (специальные клавиатуры, мыши, компьютерная программа «виртуальная клавиатура» и др.). Технологии дистанционного обучения: обеспечиваются наличием корпоративного образовательного портала, созданного разработчиками на платформе Sakai. Образовательный портал предоставляет студентам с ОВЗ и инвалидностью возможность выполнять различные операции: · получать варианты заданий и отправлять выполненные; · узнавать результаты выполненных работ и знакомиться с рецензией на них; · получать различную справочную информацию, касающуюся учебного процесса и посылать сообщения преподавателю и любому из администраторов; · отправлять материалы, относящиеся к дисциплинам текущего семестра, а также отчеты по практике и другие файлы; · иметь дистанционный доступ к информационным ресурсам: учебным и учебно-методическим материалам, расписанию занятий и т.д.; · задавать вопросы преподавателю по его учебной дисциплине, получать конкретную информацию по тем или иным учебным и/или организационным вопросам, · проходить тестирование, выполняя задания на выбор правильных ответов, установление соответствия, заполнение пропусков, установление истинности или ложности, а также давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы. Для студентов, не имеющих возможности посещать очные занятия, осуществляются онлайн-консультирование. Консультации предполагают дополнительный разбор учебного материала и восполнение пробелов в знаниях студентов.  Технологии индивидуализации обучения: обеспечиваются возможностью применения индивидуальных устройств и средств, ПК, учётом темпов работы и утомляемости, предоставлением дополнительных консультаций.
3. Адаптация процедуры проведения промежуточной аттестации В ходе проведения промежуточной аттестации предусмотрено: - предъявление обучающимся печатных и (или) электронных материалов в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья; - возможность пользоваться индивидуальными устройствами и средствами, позволяющими адаптировать материалы, осуществлять приём и передачу информации с учетом их индивидуальных особенностей; - увеличение продолжительности проведения аттестации; - возможность присутствия ассистента и оказания им необходимой помощи (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем).
4. Дополнительное информационно-методическое обеспечение http://umcvpo.ru/about-project - Федеральный портал высшего образования студентов с инвалидностью и ОВЗ https://www.chsu.ru/fakultety/ffkis/rc - Сайт РЦ поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц ЧГУ.

СТУДЕНТЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 (ДЦП с нарушениями речи)

1. Специальные условия, обеспечиваемые в процессе преподавания дисциплины • наличие возможности использовать индивидуальные устройства и средства, позволяющие осуществлять приём и передачу информации; • наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий; • наличие наглядного сопровождения изучаемого материала; • наличие чёткой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями; • обеспечение практики опережающего чтения, когда студенты заранее знакомятся с материалом и выделяют незнакомые и непонятные слова и фрагменты; • предоставление возможности соотносить вербальный и графический материал; комплексное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе; • сочетание на занятиях всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, зрительного восприятия с лица говорящего).
2. Адаптационные и вспомогательные технологии, используемые в процессе преподавания дисциплины Технологии активизации речевой деятельности: обеспечиваются соблюдением режима слухо-зрительного восприятия речи, использованием различных видов коммуникации; активизацией всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная). Технологии дистанционного обучения: обеспечиваются наличием корпоративного образовательного портала, созданного разработчиками на платформе Sakai. Образовательный портал предоставляет студентам с ОВЗ и инвалидностью возможность выполнять различные операции: · получать варианты заданий и отправлять выполненные; · узнавать результаты выполненных работ и знакомиться с рецензией на них; · получать различную справочную информацию, касающуюся учебного процесса и посылать сообщения преподавателю и любому из администраторов; · отправлять материалы, относящиеся к дисциплинам текущего семестра, а также отчеты по практике и другие файлы; · иметь дистанционный доступ к информационным ресурсам: учебным и учебно-методическим материалам, расписанию занятий и т.д.; · задавать вопросы преподавателю по его учебной дисциплине, получать конкретную информацию по тем или иным учебным и/или организационным вопросам в письменной форме, · проходить тестирование, выполняя задания на выбор правильных ответов, установление соответствия, заполнение пропусков, установление истинности или ложности, а также давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы. Для студентов, не имеющих возможности посещать очные занятия, осуществляются онлайн-консультирование. Консультации предполагают дополнительный разбор учебного материала и восполнение пробелов в знаниях студентов.  Технологии индивидуализации обучения: обеспечиваются возможностью применения индивидуальных устройств и средств, ПК, учётом темпов работы и утомляемости, предоставлением дополнительных консультаций. Технологии визуализации: обеспечиваются дублированием аудиальной информации зрительной, применением средств программного и методического обеспечения наглядности обучения (мультимедийная среда для изложения и наглядного отображения информации, интерактивные доски).
3. Адаптация процедуры проведения промежуточной аттестации В ходе проведения промежуточной аттестации предусмотрено: - предъявление обучающимся печатных и (или) электронных материалов в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья; - возможность пользоваться индивидуальными устройствами и средствами, позволяющими адаптировать материалы, осуществлять приём и передачу информации с учетом их индивидуальных особенностей - увеличение продолжительности проведения аттестации; - возможность присутствия ассистента и оказания им необходимой помощи (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем).
4. Дополнительное информационно-методическое обеспечение   http://umcvpo.ru/about-project - Федеральный портал высшего образования студентов с инвалидностью и ОВЗ https://www.chsu.ru/fakultety/ffkis/rc - Сайт РЦ поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц ЧГУ  https://speechpad.ru/ - Программа «Speechpad» («Речевой блокнот») для перевода устной речи в письменную  http://nvda.ru/ - Программа экранного доступа «NVDA (Non Visual Desktop Access)» («Синтезатор речи») для перевода письменной речи в устную

СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПО СОМАТИЧЕСКОМУ

ЗАБОЛЕВАНИЮ

(заболевания эндокринной, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, онкологические заболевания)

1. Специальные условия, обеспечиваемые в процессе преподавания дисциплины • предоставление образовательного контента в текстовом электронном формате; • возможность использовать индивидуальные устройства и средства, позволяющие адаптировать материалы, осуществлять приём и передачу информации с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья студента; • предоставление возможности предкурсового ознакомления с содержанием учебной дисциплины и материалом по курсу за счёт размещения информации на корпоративном образовательном портале; • возможность вести запись учебной информации студентами в удобной для них форме (аудиально, аудиовизуально, в виде пометок в заранее подготовленном тексте). • применение поэтапной системы контроля, более частый контроль выполнения заданий для самостоятельной работы, • стимулирование выработки у студентов навыков самоорганизации и самоконтроля; • наличие пауз для отдыха и смены видов деятельности по ходу занятия.
2. Адаптационные и вспомогательные технологии, используемые в процессе преподавания дисциплины Технологии активизации интеллектуальной деятельности: обеспечиваются средствами программного и методического обеспечения образовательного процесса, увеличивающие информационную ценность материалов, стимулирующие активность студентов в переработке информации. Технологии здоровьесбережения: обеспечиваются чередованием режима труда и отдыха, соблюдением эргономических и гигиенических требований к условиям умственного труда и продолжительности непрерывной нагрузки. Технологии дистанционного обучения: обеспечиваются наличием корпоративного образовательного портала, созданного разработчиками на платформе Sakai. Образовательный портал предоставляет студентам с ОВЗ и инвалидностью возможность выполнять различные операции: · получать варианты заданий и отправлять выполненные; · узнавать результаты выполненных работ и знакомиться с рецензией на них; · получать различную справочную информацию, касающуюся учебного процесса и посылать сообщения преподавателю и любому из администраторов; · отправлять материалы, относящиеся к дисциплинам текущего семестра, а также отчеты по практике и другие файлы; · иметь дистанционный доступ к информационным ресурсам: учебным и учебно-методическим материалам, расписанию занятий и т.д.; · задавать вопросы преподавателю по его учебной дисциплине, получать конкретную информацию по тем или иным учебным и/или организационным вопросам, · проходить тестирование, выполняя задания на выбор правильных ответов, установление соответствия, заполнение пропусков, установление истинности или ложности, а также давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы. Для студентов, не имеющих возможности посещать очные занятия, осуществляются онлайн-консультирование. Консультации предполагают дополнительный разбор учебного материала и восполнение пробелов в знаниях студентов.  Технологии индивидуализации обучения: обеспечиваются возможностью применения индивидуальных устройств и средств, ПК, учётом темпов работы и утомляемости, предоставлением дополнительных консультаций.
3. Адаптация процедуры проведения промежуточной аттестации В ходе проведения промежуточной аттестации предусмотрено: - предъявление обучающимся печатных и (или) электронных материалов в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья; - возможность пользоваться индивидуальными устройствами и средствами, позволяющими адаптировать материалы, осуществлять приём и передачу информации с учетом их индивидуальных особенностей - увеличение продолжительности проведения аттестации; - возможность присутствия ассистента и оказания им необходимой помощи (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем).
4. Дополнительное информационно-методическое обеспечение http://umcvpo.ru/about-project - Федеральный портал высшего образования студентов с инвалидностью и ОВЗ https://www.chsu.ru/fakultety/ffkis/rc - Сайт РЦ поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц ЧГУ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля):

Экономика предприятия
(полное наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)

Уровень профессионального образования, в рамках которого изучается дисциплина (модуль):

Высшее образование – бакалавриат
(высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре)

Направления подготовки (специальности):

38.03.03 управление персоналом
(коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки (специальностей) / коды и наименования направлений подготовки (специальностей), в рамках которых изучается дисциплина (модуль), в соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации)


Общие сведения о программе

Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена на основе требований ФГОС ВО по направлениям подготовки (специальностям):

Код и наименование направления подготовки (специальности) Дата и номер приказа Минобрнауки России
 38.03.03 Управление пероналом 14.12.2015 г. № 1461 (Зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2016 № 40640)  

 

Сведения о разработчике(ах) программы:

Яшалова Наталья Николаевна, профессор  кафедры экономики и управления б-ш (и) чгу
(ФИО, ученая степень, ученое звание, должность, место работы)

Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры

экономики и управления
наименование кафедры

от 15.05.2018, протокол №13

Руководитель ОП Н.В. Шрейдер
  подпись И.О. Фамилия

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля) согласована с выпускающими кафедрами, работодателями, с руководителем ресурсного центра поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц и соответствует действующим учебным планам по направлениям подготовки (специальностям).

Лист согласования прилагается

 



Содержание

1 Организационно-методический раздел 4
2 Структура и содержание дисциплины (модуля) 6
3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 12
4 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 25
5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 26
6 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 28
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 29
8 Особенности преподавания дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 30

 

  
1  Организационно-методический раздел

1.1 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина  «Экономика предприятия» относится к дисциплинам  базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)». «Экономика предприятия» изучается согласно учебным планам в 3 семестре. Представляет собой законченный модуль, являющийся отправным курсом для изучения таких последующих дисциплин как «Статистика», «Бухгалтерский учет», «Экономический анализ деятельности организаций» и других. Освоение дисциплины опирается на знания, умения и навыки, сформированные при изучении таких предшествующих ей дисциплин, как  «Макроэкономика», «Цифровые технологии в экономике и управлении».

Целью изучения дисциплины «Экономика предприятия» является формирование у молодых специалистов экономического мышления и умений применять на практике свои знания для решения производственных проблем, базирующихся на применении эффективных методов и способов оценки экономического состояния производства.

Результатом изучения дисциплины должны стать знания теоретических основ экономики предприятия; методов и приемов, применяемых в экономических расчетах, а также умения и навыки рационально и грамотно использовать аналитический инструментарий для принятия решений в производственной деятельности предприятия.

1.2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Знать: - исходные данные, необходимые для принятия решений в управлении операционной или производственной деятельности предприятия; Уметь: - собрать и обосновывать результаты расчетов для принятия управленческих решений; Владеть:  - культурой мышления, способностью к восприятию расчетов экономических показателей, на основе которых принимаются решения в управлении операционной или производственной деятельности организации; ОПК-6 Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения; способностью отстаивать свою точку зрения не разрушая отношения.    
Знать: -  документальное оформление решений в управлении операционной или производственной деятельности организации при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений; Уметь: - на  основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы, рассчитывать экономические показатели, характеризующие деятельность по внедрению технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений; Владеть: - типовыми методиками и действующей нормативно-правовой базой при документальном оформлении решений в управлении операционной или производственной деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений.    ПК-14 Владение навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике.      

 


СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

2.1 Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

38.03.03 Управление персоналом

Форма обучения

План

 

Кол-во зачетных единиц, всего

Кол-во часов, всего

в т.ч. аудиторная работа

в т.ч. самостоятельная работа

Форма

промежуточной аттестации

(Экзамен / Зачет)

Всего

из них:

Всего

из них:

Л ЛР ПЗ КР/КП РГЗ Кр Р Д
 заочная 38.03.03пз-П1-16 6 216 16 8 - 8 200 100 - - - 100 Экзамен
очная 38.03.03п-П1-16 6 216 78 36 - 42 138 100 - - - 38 Экзамен

2.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

№ и наименование раздела (модуля) дисциплины Краткое содержание
1. Введение Предмет и задачи изучения дисциплины «Экономика предприятия» в современных условиях. Взаимодействие дисциплины «Экономика предприятия» с другими экономическими дисциплинами.
2.Экономические основы функционирования  организации предприятия   Понятие «предприятие». Структура национальной экономики страны. Характеристика предприятия. Содержание, цель, задачи и функции предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Общая и производственная структура предприятия. Уставный фонд предприятия. Понятие номенклатуры и ассортимента. Сущность производственной программы. Показатели производственной программы. Производственная мощность предприятия. Методы расчета производственной мощности. Основные направления улучшения использования производственной мощности.
3. Ресурсы организации (предприятия)   Понятие и назначение основных фондов, их классификация. Состав и структура основных производственных фондов. Методы оценки основных фондов. Износ и его виды. Амортизация основных фондов, её содержание и назначение. Нормы амортизации. Методы расчета амортизационных отчислений. Показатели эффективности использования основных фондов, порядок их расчета и назначение. Пути повышения эффективности функционирования основных фондов. Сущность оборотных средств, их состав и структура. Нормирование оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств. Показатели оборачиваемости оборотных средств. Трудовые ресурсы предприятия, их количественная, качественная и структурная характеристика. Определение потребности в кадрах. Производительность труда как оценка эффективности использование трудовых ресурсов. Сущность производительности труда и факторы ее роста. Показатели производительности труда. Основные пути повышения производительности труда. 
4. Организация  оплаты труда   Понятие и сущность, организации оплаты труда персонала предприятия. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Бестарифная и контрактная системы оплаты труда. Состав фонда оплаты труда. Система доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам. Выплаты социального характера. Премирование персонала предприятия. Средняя заработная плата, назначение и показатели.
5. Результаты деятельности  организации (предприятия)     Себестоимость продукции (работ, услуг). Сущность и назначение себестоимости продукции. Группировка затрат по экономическим элементам и статьям расходов. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Смета затрат и калькуляция, порядок их формирования и назначение. Виды себестоимости. Планирование себестоимости. Показатели себестоимости продукции (работ, услуг). Выручка от реализации (продаж) продукции (работ, услуг). Сущность и методы расчета. Использование выручки от реализации. Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия. Экономическая сущность и функции прибыли. Виды и направления использования прибыли. Экономическая сущность рентабельности. Показатели рентабельности. Порог рентабельности (точка безубыточности). Пути повышения рентабельности. Цена: сущность, виды, функции. Ценовая политика предприятия. Экономическая сущность и задачи инвестирования. Виды инвестиций, их источники. Инвестиции в основные фонды (капитальные вложения). Финансовые инвестиции. Методы расчета эффективности капитальных вложений.

Лекции

№ раз-

дела (мо-дуля)

Тема лекции

Количество

часов

 

 

38.03.03пз-П1-16 38.03.03п-П1-16
1 Введение в дисциплину - 1
2 Экономические аспекты функционирования предприятия (организации) в национальной экономике  0,5 1  
2 Производственная программа и производственная мощность предприятия 1 4  
3 Основные фонды предприятия 1 6  
3 Оборотные средства предприятия 1 4  
3 Трудовые ресурсы предприятия 1 4  
4 Организации оплаты труда персонала предприятия 1 4  
5 Себестоимость продукции (работ, услуг) 1 4  
5 Финансовые результаты предприятия 1 4  
5 Инвестиции и методы расчета инвестиционных решений 0,5 4  

ИТОГО

8 36  

Практические занятия

№ раздела (модуля)

 

 

Тема практического занятия                                        

Количество

часов

 

38.03.03пз-П1-16 38.03.03п-П1-16
2 Понятие предприятия, его организационно-правовые формы. Содержание, цель, задачи и функции предприятия. Классификация предприятий. Структура предприятия. 0,5 1
2 Показатели производственной программы: натуральные, стоимостные, трудовые. Расчет показателей производственной программы. Производственная мощность предприятия. Расчет производственной мощности. 0,5 1
3 Расчеты показателей использования основных фондов, износа, нормы амортизации и амортизационных отчислений. 1 6
3 Сущность оборотных средств. Расчеты норм и нормативов оборотных средств. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств. 1 6
3 Трудовые ресурсы предприятия, их количественная, качественная и структурная характеристика. Расчет потребности в кадрах. Расчет производительности труда. 1 6
4 Тарифная система оплаты труда. Расчет заработной платы при повременной и сдельной форме оплаты труда. Расчет фонда заработной платы подразделения предприятия. Экономическое значение роста средней заработной платы. 1 6
5  Сущность и назначение себестоимости продукции. Группировка затрат по экономическим элементам и статьям расходов. Порядок формирования сметы затрат и калькуляции. Расчет показателей себестоимости. 1 6
5 Выручка от реализации (продаж) продукции (работ, услуг). Расчет выручки от реализации прибыли. Расчет цен. Распределение использования прибыли. Экономическая сущность рентабельности. Показатели рентабельности. Расчет порога рентабельности. 1 4
5 Экономическая сущность и задачи инвестирования. Виды инвестиций, их источники. Расчет эффективности капитальных вложений.  1 6

ИТОГО

8 42

ФОНД ОЦЕНОЧНЫх СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНе (модулю)

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования

Компетенции Оценочные средства
ОПК-6 Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения; способностью отстаивать свою точку зрения не разрушая отношения. Задачи, тестовые задания, вопросы к экзамену
ПК-14 Владение навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике. Задачи, тестовые задания, вопросы к экзамену

 

3.2 Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Вопросы, выносимые на экзамен:

1. Структура национальной экономики

2. Характеристика предприятия

3. Функции и задачи предприятия

4. Классификация предприятий

5. Организационно-правовые формы

6. Внешняя и внутренняя среда предприятия

7. Предприятие и предпринимательство

8. Уставный капитал предприятия, его величина и структура

9. Общая структура предприятия

10. Производственная структура предприятия

11. Понятие номенклатуры и ассортимента  

12. Сущность производственной программы  

13. Показатели производственной программы

14. Сущность и расчет производственной мощности

15. Основные направления улучшения использования производственной мощности

16. Понятие и назначение основных фондов, их классификация

17. Состав и структура основных производственных фондов

18. Учет наличия и движения основных фондов

19. Износ и его виды

20. Амортизация основных фондов, методы начисления

21. Показатели эффективности использования основных фондов

22. Содержание, состав и структура оборотных средств

23. Нормирование оборотных средств

24. Источники формирования и показатели использования оборотных средств

25. Трудовые ресурсы организации (предприятия)  

26. Количественная характеристика трудовых ресурсов

27. Качественная характеристика трудовых ресурсов

28. Структурная характеристика трудовых ресурсов

29. Организация оплаты труда на предприятии

30. Повременная форма оплаты труда

31. Сдельная форма оплаты труда

32. Бестарифная система и контрактная системы оплаты труда

33. Состав фонда оплаты труда. Система доплат и надбавок к тарифным ставкам 

34. Средняя заработная плата, назначение и показатели 

35. Производительность труда, показатели

36. Определение потребности в кадрах.

37. Пути повышения производительности труда

38. Издержки производства, их состав

39. Классификация затрат на производство

40. Структура себестоимости по статьям калькуляции

41. Структура себестоимости по элементам затрат

42. Планирование себестоимости, пути её снижения

43. Выручка от реализации, методы её исчисления

44. Прибыль предприятия, её виды

45. Распределение прибыли

46. Рентабельность: сущность и виды

47. Цена: сущность, виды, функции

48. Ценовая политика предприятия

49. Инновационная деятельность предприятия

50. Сущность и виды инвестиций

51. Капитальные вложения, их структура

52. Расчет экономической эффективности капитальных вложений

 

Примеры тестовых вопросов

1.Что произойдет с коэффициентом оборачиваемости обо­ротных средств, если объем реализации и норматив оборотных средств вырастут на одну и ту же величину, например на 10%?

А) уменьшится

Б) увеличится

В) не изменится

 

2. В состав имущества предприятия входят:

А) только внеоборотные активы

Б) только оборотные активы

В) сумма внеоборотных и оборотных активов

Г) рентабельность и объем продаж

 

3. Укажите доходы, не включаемые в прибыль.

А) доходы от реализации продукции

Б) внереализационные доходы

В) доходы от реализации излишнего имущества

Г) кредиты и займы сторонних предприятий

 

4. Материальные затраты включают:

А) заработную плату, амортизацию

Б) стоимость израсходованного сырья и материалов, топлива и энергетические затраты

В) стоимость израсходованного сырья и материалов, амортизацию

Г) заработную плату, амортизацию и энергетические затраты

 

5. Фондоемкость продукции – это отношение:

А) объема произведенной за год продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов

Б) среднегодовой стоимости основных производственных фондов к объему произведенной за год продукции

В) годового объема прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов

 

6. Производительность труда возрастает, если:

А) объем производства растет более низкими темпами по сравнению с ростом численности работников

Б) доля кооперативных поставок в объеме валовой продукции снижается

В) численность работников снижается более высокими темпами по сравнению с темпами снижения объемов производства

 

7. В практике производственно-хозяйственной деятельности производительность труда определяется отношением:

А) стоимости основных производственных фондов к численности промышленно-производственного персонала

Б) прибыли к стоимости производственных фондов

В) фонда заработной платы к численности промышленно-производственного персонала

Г) годового объема продукции к численности промышленно-производственного персонала

 

8. Условием применения повременной оплаты труда являются:

А) необходимость стимулировать рабочих в увеличении выработки продукции

Б) отсутствие возможности увеличения выпуска продукции и невозможность точного учета выполняемых работ

В) наличие количественных показателей работы, непосредственно зависящих от конкретного работника

 

9. Большая доля незавершенного производства в структуре оборотных средств предприятия говорит о том, что.

А) оно производит материалоемкую продукцию

Б) источником оборотных средств являются кредиты банков

В) велика длительность производственного цикла продукции

 

10. Оптовая цена отпускная включает:

А) затраты предприятия на производство и сбыт продукции плюс прибыль

Б) затраты предприятия на производство и сбыт продукции плюс прибыль, плюс акциз и НДС

В) затраты предприятия на производство и сбыт продукции плюс прибыль, плюс акциз и НДС, плюс издержки, прибыль и НДС сбытовых организаций

Г) затраты предприятия на производство и сбыт продукции плюс прибыль, плюс акциз и НДС, плюс издержки, прибыль и НДС сбытовых организаций, плюс издержки, прибыль и НДС торговых организаций

 

11.Если темпы роста производительности труда на планируемый период превышают темпы роста объема производства продукции, то это потребует:

А) дополнительной численности рабочих

Б) сокращения существующей численности

В) численность остается без изменения

 

12. При увеличении объема производства себестоимость единицы продукции:

А) увеличивается

Б) снижается

В) остается без изменения

 

13. Из указанных определений выделите то, которое характеризует моральный износ второго рода:

А) постепенная утрата основными фондами своей первоначальной стоимости в результате их изнашивания в процессе эксплуатации

Б) уменьшение стоимости машин и оборудования в результате выпуска таких же, но более дешевых видов техники

В) уменьшение стоимости машин и оборудования в результате выпуска значительно лучших по полезности; машин и оборудования

Г) уменьшение стоимости основных фондов в результате их разрушения под воздействием природных условий

 

14. Фондоемкость продукции отражает стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на стоимость произведенной продукции, т.е.:

А) стоимость основных производственных фондов на конец года

Б) стоимость основных производственных фондов на начало года

В) среднегодовую стоимость основных фондов предприятия

Г) балансовую стоимость основных фондов

 

15. Как определяется рентабельность продукции?

А) отношением прибыли к стоимости капитала

Б) отношение прибыли к стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств

В) отношение прибыли к объему реализации

Г) отношение прибыли к себестоимости

 

16. Какие затраты следует вычесть из выручки от продаж, кроме НДС и ак­цизов, чтобы получить прибыль предприятия?

А) переменные

Б) постоянные

В) материальные

Г) оплату труда

Д) себестоимость продукции

17. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств харак­теризуют...

А) размер реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. про­изводственных фондов

Б) средняя длительность одного оборота оборотных средств

В) количество оборотов оборотных средств за соответствующий отчетный период

Г) уровень технической оснащенности труда

Д)  затраты производственных фондов на 1 руб. товарной продукции

 

18. Период оборота оборотных средств характеризуют...

А) время нахождения оборотных производственных фондов в за­пасах и незавершенном производстве

Б) время прохождения оборотными средствами стадий приобре­тения, производства и реализации продукции

В) средняя скорость движения оборотных средств

Г) количество дней, за которое совершается полный оборот

 

19.Что из перечисленного относится к нормируемым обо­ротным средствам?

А) все производственные запасы

Б) все оборотные производственные фонды

В) все оборотные средства предприятия

Г) оборотные производственные фонды плюс готовая продук­ция на складе

 

20.Основные фонды при зачислении их на баланс предприятия в результате приобретения, строительства оцени­ваются по:

А) восстановительной стоимости

Б) полной первоначальной стоимости

В) остаточной стоимости

Г) смешанной стоимости

21.Из перечисленного ниже к ОПФ относится:

А) масло смазочное

Б) подъездные пути

В) компьютерная программа

Г) запасы основных материалов на складе

 

22. Если увеличиваются постоянные издержки

А) снижается критический объем производства

Б) повышается критический объем производства

В) на критический объем производства это никак не влияет

 

 

Примеры задач

 

1. Определить изменение фондоотдачи в результате реконструкции цеха, исходя из следующих данных: выпуск продукции до реконструкции 52 тыс. т, после – 58 тыс. т; среднегодовая стоимость ОПФ до реконструкции 5192 тыс. руб., после – 5374 тыс. руб.; цена за 1т до реконструкции 1,2 тыс. руб., после – 1,5 тыс. руб.

2. Объем реализуемой продукции химического предприятия в отчетном году составил 26 млн руб. при среднегодовом остатке нормируемых оборотных средств 2,4 млн руб. В планируемо году предусматривается увеличить объем реализуемой продукции на 6 % и ускорить оборачиваемость оборотных средств на 2 %. Определить норматив оборотных средств предприятия на планируемый год.

3. Определить цену продукта, исходя из следующих данных: полная себестоимость единицы продукции 421,5 руб., прогноз объема продаж 10 тыс. изделий, среднеотраслевая рентабельность продукции 30 %. Рассчитать прибыль предприятия.

4. Стоимость ОПФ цеха на начало года составляла 40 млн руб. С 1 апреля были введены ОПФ на сумму 1,5 млн руб., а с 1 ноября – выбыли на сумму 3 млн руб. Годовой объем товарной продукции оставил 42 млн руб. Определить фондоотдачу.

5. Производственная мощность цеха, производящего нитрофоску – 400 тыс. т, норма расхода апатитового концентрата на 1 т продукта – 0,3 т. Поступление сырья через 10 дней, страховой запас – 6 дней, на разгрузку и подготовку требуется 2 дня. Оптовая цена 1 т сырья 46 тыс. руб. Определить потребность в оборотных средствах, вложенных в производственные запасы.

6. Определить коэффициенты годности и износа ОПФ по следующим данным: полная первоначальная стоимость ОПФ – 3480 тыс. руб., начисленная за период эксплуатации сумма амортизации – 480 тыс. руб.

7. Определить норматив оборотных средств в незавершенном производстве и в наличии готовой продукции. Исходные данные: производственная себестоимость изделия по плановой калькуляции – 3800 руб., в том числе расходы на сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты составляют 60 %. Длительность производственного цикла изготовления изделия – 28 дней. Годовой выпуск изделий – 5,5 тыс. шт. Норма наличия готовой продукции – 8 дней.

8. Выручка предприятия от реализации продукции составила 1500 млн руб., переменные издержки – 1050 млн руб., постоянные издержки – 150 млн руб. Определить, сколько процентов прибыли удастся сохранить предприятию, если его выручка от реализации за счет снижения объема продаж сократится на 25 %.

9. Цех по производству синтетических моющих средств реконструирован в целях выпуска более качественных видов продукции и увеличения объема производства. К началу реконструкции ОПФ цеха оценивались в 6,2 млн руб.; после реконструкции – 7,15 млн руб. В процессе реконструкции введены в действие ОПФ стоимостью 1,43 млн руб., ликвидированы – 0,48 млн руб. Определить коэффициенты обновления и выбытия ОПФ цеха.

10. Определить, насколько дней сохранится длительность оборота оборотных средств. Исходные данные: предприятием выпущено продукции на 1200 тыс. руб., объем оборотных средств при этом составил 250 тыс. руб., удельный вес материалов в общей сумме оборотных средств составляет 23 %. Планируется уменьшение расхода материалов на 12 %.

11. Работа предприятия за месяц характеризовалась следующими показателями: средние переменные издержки – 200 руб., средние постоянные издержки – 100 руб., количество реализованной продукции – 10000 изделий, полученная прибыль – 50000 руб. Определить цену реализации продукции.

12. Затраты на внедрение поточной линии составили 4 млн руб. Годовой выпуск продукции 9 тыс. шт., себестоимость одного изделия до внедрения - 1,3 тыс. руб., после внедрения -1,2 тыс. руб. Оценить эффективность внедрения поточной линии и определить срок окупаемости затрат.

13. Объем реализуемой продукции в отчетном году составил 1560 тыс. руб. при нормативе собственных оборотных средств 958 тыс. руб. В планируемом году предусматривается увеличить объем реализации на 15 %, а норматив оборотных средств только на 10 %. Насколько должна сократиться длительность оборота оборотных средств?

14. В отчетном году объем выпуска товарной продукции составил 260 млн руб.; среднесписочная численность промышленно-производственного персонала предприятия (ППП) – 120 человек. В планируемом году объем товарной продукции составит 280 млн. руб., а численность ППП сократится на 10 человек. Определите производительность труда одного работника в отчетном и планируемом периодах, а также рост производительности труда в планируемом году.

15. Определите розничную цену на изделие, если производственная себестоимость составляет 80 руб., внепроизводственные расходы – 3 % производственной себестоимости, плановая прибыль – 15 %, а торговая наценка – 10 %.

16. Балансовая стоимость основных фондов предприятия на начало года - 40 млн. руб. В течение года были введены основные фонды: в феврале на сумму 750 тыс. руб.; в июле - на 1 млн руб.; в октябре - на 600 тыс. руб. В связи с полным износом списаны основные фонды: в мае на сумму 800 тыс. руб.; в ноябре - на 970 тыс. руб. Затраты на транспортировку вводимых основных фондов составили 2 %, а на монтаж — 3 % от их стоимости. Общая величина износа основных фондов на конец года 45 %. Определить первоначальную и остаточную стоимости основных фондов на конец года и среднегодовую стоимость основных фондов.

17. Годовой объем реализуемой продукции предприятия – 14000 тыс. руб. среднегодовой остаток оборотных средств – 750 тыс. руб. определить потребность в оборотных средствах, если время оборота сократится на 2 дня.

18. Определите снижение трудоемкости, высвобождение рабочих и рост производительности труда за счет проведения ряда организационно-технических мероприятий, используя следующие данные: годовой выпуск изделий составляет 52 тыс. ед., трудоемкость одного изделия уменьшилась с 1 января на 5 мин. и составила 50 мин., полезный годовой фонд времени одного рабочего составляет 1840 ч.

19. За год цех снизил плановую фондоемкость продукции на 18 %. Фактический выпуск продукции составил 4500 тыс. руб. Фактическая фондоотдача возросла по сравнению с плановой и составила 2,9 руб/руб. Определить плановый выпуск продукции, плановую фоноотдачу и фондоемкость, а также фактическую фондоемкость.

20. Определить норму производственного запаса пластификатора в подготовительном цехе предприятия резиновых технических изделий, вырабатывающем 80 т в сутки резиновой смеси. Норма расхода пластификатора на 1 т смеси – 14,7 кг. Норма текущего запаса – 12 дней, страхового – 7,5, транспортного – 2, подготовительного – 2 дня. Стоимость 1 т пластификатора 15 тыс. руб.

21. В цехе выпускается 3 вида медпрепаратов – А, Б и В. Цеховые расходы определены по смете в сумме 550 тыс. руб. Распределить цеховые расходы по видам продукции, пользуясь, следующими данными: программа выпуска медпрепарата А – 20000 млн ед., Б – 1000 млн ед., В –1600 млн ед.; затраты по переделу в расчете на 1 млн ед. препарата соответственно, А – 120 руб., Б – 132 руб., В – 80 руб.

22. Определить показатели использования ОПФ, а также объем дополнительной продукции, произведенной в отчетном году в результате увеличения объема ОПФ и за счет их лучшего использования по сравнению с планом, используя следующие данные: среднегодовая стоимость ОПФ по плану – 15,6 млн руб., по отчету – 17,8 млн руб.; объем товарной продукции по плану – 38,2 млн руб., по отчету – 49,6 млн руб.

23. Определить норматив оборотных средств для незавершенного производства при равномерном нарастании затрат для предприятия пластмасс по следующим данным: удельный вес сырья и материалов 75 %; выпуск продукции за расчетный период – 1800 т; число рабочих дней в расчетном периоде – 22; заводская себестоимость 1 т – 428 руб.; длительность производственного цикла – 2,8 дня.

24. Рассчитайте заработок рабочего за месяц по сдельно-премиальной системе оплаты труда, используя следующие исходные данные: сдельный заработок рабочего – 1,8 тыс. руб. в месяц, план выполнен на 105 %, по положению о премировании рабочему выплачивается премия за выполнение плана в размере 15 % и за каждый процент перевыполнения плана по 2 % сдельного заработка.

25. В I квартале произведено 10 тыс. изделий по цене 90 руб. за единицу. Постоянные расходы составляют 180 тыс. руб., удельные переменные расходы – 60 руб. Во II квартале планируется увеличить прибыль на 10 %. Сколько для этого необходимо произвести продукции.

26. Цех латекса реконструирован в отчетном году. Определить среднегодовую стоимость ОПФ на основе следующих данных: полная первоначальная стоимость ОПФ на начало года – 6000 тыс. руб.; стоимость оборудования, введенного в марте месяце – 1500 тыс. руб., в августе – 750 тыс. руб.; стоимость оборудования, демонтированного в феврале месяце – 300 тыс. руб., в июле – 450 тыс. руб.

27. Располагая оборотными средствами в размере 850 тыс. руб., предприятие сократило годовой объем реализованной продукции на 9 % при коэффициенте оборачиваемости оборотных средств - 3,7. Определить, на сколько увеличится продолжительность одного оборота в днях.

28. Определите оптовую цену предприятия, если полная себестоимость единицы продукции 40 руб., годовой объем реализации 6000 ед., среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств составляет 400 тыс. руб., рентабельность производства равна 0,2.

 





Дата: 2019-02-02, просмотров: 380.