На рынке действуют два контрагента: покупатель и продавец. Покупатель формирует спрос на товары, а продавец – предложение товаров. Спрос – то количество товара, которое хочет и может приобрести покупатель по данной цене в данный период времени. Спрос захватывает только часть потребностей человека – те, за которые он готов заплатить.
Главный фактор, влияющий на спрос – цена данного товара. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь, которая отражается в законе спроса. Закон спроса: при прочих равных условиях, рост цены товара приводит к снижению величины спроса.
Данный закон имеет графическую интерпретацию в виде кривой спро-са, где P (price) – цена, Q (quantity) – количество товара, величина спроса, D (demand) – спрос (рисунок 4.1).
Рисунок 4.1 – Кривая спроса
Если меняется цена данного товара, то мы переходим в новую точку этой кривой, т.е. меняется величина спроса.
Кроме цены, на спрос влияет множество других факторов, которые объединили в 5 групп. Неценовые факторы спроса:
1) Вкусы потребителей (мода, традиции потребителя);
2) Количество потребителей на рынке;
3) Доход потребителя. При увеличении дохода спрос на качественные товары растет, а на некачественные – снижается.
4) Ожидания потребителей относительно будущих цен (в результате инфляционных ожиданий происходит рост текущего спроса);
5) Цены на сопряженные товары: взаимодополняющие товары (кофе и кофеварка). Если растет цена на один из взаимодополняющих товаров (кофе), то величина спроса на него снижается, а потому снижается спрос на второй товар (кофеварки).
Взаимозаменяемые товары (кофе и чай). Если цена на один из взаимозаменяемых товаров (кофе) растет, то величина спроса на него падает, а потому растет спрос на относительно более дешевый товар-заменитель
12. Предложение: закон предложения, кривая предложения, неценовые факторы предложения
Предложение – то количество товара, которое хочет и может произвести и поставить на рынок производитель по данной цене в данный период времени.
Основной фактор, влияющий на предложение – цена товара. Законпредложения: при прочих равных условиях, рост цены данного товара приводит к росту объемов продаж. Закон предложения интерпретируется в кривой предложения, где S (supply) – предложение.
Рисунок 4.2. – Кривая предложения
Кроме цены, на предложение влияет множество других факторов.
Неценовые факторы предложения:
1) Цены на экономические ресурсы. Чем больше цена на ресурсы, тем выше издержки, следовательно, меньше прибыль, а, значит, меньше желание производить.
2) Технологии. Более совершенная технология экономит затраты, следовательно, увеличивается доход, а, значит, больше желание производить.
3) Количество производителей на рынке.
4) Ожидания производителей относительно будущей ситуации на рынке – при благоприятной оценке производитель будет увеличивать производство, при неблагоприятной – уменьшать его;
Налоги и субсидии. Налоги могут увеличить затраты, тогда желание производить снижается. Субсидии – наоборот.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 210.