Учебник - отражает содержание учебной дисциплины ОБЖ в соответствии с требованиями стандарта к минимуму содержания образования и учебной программой.
Форма представления учебного материала в учебнике включает:
- основной текст,
- дополнительный текст,
- пояснительный текст,
- иллюстративный материал.
Основной текст характеризуется строгим соответствием программе, системностью изложения базового учебного материала. Его назначение – быть каркасом структуры учебника.
Предназначение дополнительного текста состоит в подкреплении доказательности основного текста, необходимой конкретизации, позволяющей лучше понять основное содержание; в стимулировании интереса учащихся к изучению учебного предмета.
В качестве дополнительного текста может выступать описание, анализ фактов, более подробное рассмотрение сложного понятия и т.д.
Дополнительные тексты распределяются на группы:
- Тексты, непосредственно связанные с основным текстом. Они включаются в структуру каждого параграфа и поэтому сравнительно небольшие по объему (ссылки, напоминания).
- Текст, составляющий особый параграф внутри главы. Служит для повышения убедительности основного текста. Должны иметь постоянный заголовок, например: «это интересно узнать», «это полезно знать», «для любознательных» и т.д.
- Тексты, составляющие целые главы, даже разделы дополнительного текста, как правило, располагаются в конце учебника.
Тексты второй и третьей групп стимулируют интерес к изучаемому предмету, к данному учебнику. Пояснительный текст призван обеспечить доступность для восприятия учебника учащимися. Он направлен на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся. Примером пояснительного текста может служить комментарий к картам, схемам, блокам иллюстративного материала, примечания, словари терминов, расшифровка символических обозначений, используемых в данном учебнике.
Иллюстративный материал – это изображения и элементы, связанные с изображением.
Иллюстрации могут раскрывать свойства изучаемого объекта и частично заменять текст; играть роль в раскрытии содержания наравне с текстом; выполнять функцию обслуживания текста.
Аппарат организации усвоения
- инструктивно-методические материалы (предисловие к учебнику, заключение, планы перед параграфами; памятки, инструкции и т.д.);
- вопросы и задания в начале и конце параграфа, темы, раздела;
- лабораторный практикум;
- условные выделения шрифта в тексте.
Инструктивно-методические материалы – это, в первую очередь, предисловие, в котором содержится информация о том, как работать с учебником. Здесь кратко и четко должны быть объяснены основные символы, принятые в учебнике, структура учебника, местоположение основных компонентов.
Функции учебника ОБЖ
- Информационная функция: учебник для учащихся выступает как основной источник информации по предмету «ОБЖ».
- Систематизирующая функция: учебник представляет собой систему, включающую все компоненты содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, которые отражены в основном, дополнительном, пояснительном тексте, иллюстративном материале, аппарате организации усвоения, аппарате ориентировки.
- Установление межпредметных связей. В учебнике в обязательном порядке учтены и установлены взаимосвязи с другими учебными курсами (биологией, химией, географией и др.), что особенно важно для формирования у учащихся понимания причин возникновения ЧС, осознания ими основ здорового образа жизни.
- Закрепление и самоконтроль. В учебнике ОБЖ должны быть предусмотрены возможности для организации самостоятельной деятельности учащихся и осуществления самоконтроля знаний.
- Развивающая и воспитывающая функция учебника проявляется в возможностях развития личности учащегося, формирования у него ценностного отношения к вопросам обеспечения личной безопасности.
Содержание программы по ОБЖ представляется как система знаний, практических навыков и умений, норм и требований, а также видов деятельности по использованию практических навыков и умений безопасности жизнедеятельности в процессе самостоятельных занятий.
Единицы структуры содержания образования именуются блоками.
1. Блок «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Состоит из теоретических и методических положений основ безопасности жизнедеятельности. Содержание блока включает в себя следующие темы: (Основы безопасности личности, общества и государства, Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях, Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, обеспечение безопасности населения, Современный комплекс проблем безопасности, Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций)
2. Блок «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи». В блоке определено следующее содержание:
(Основы медицинских знаний. Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. Основные, наиболее часто встречающиеся инфекционные болезни, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики. Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи.)
3. Блок Основы военной службы представляет совокупность нормативно-правовых законодательных знаний, военно-профессиональных умений и физической подготовки, ориентированные на воспитание будущих защитников Отечества.,
4. Блок «Основы здорового образа жизни». Содержание блока включает в себя следующие темы: Особенности физического, психического и социального развития человека в подростковом возрасте. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Формирование навыков здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и профилактика заболевания.,
5. Блок норм и требований. Нормативы – это показатель, научно обоснованных и директивно установленных величин, характеризующих конкретные и объективизированные показатели огневой, строевой и прикладной физической подготовки.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 518.