Организация и проведение военно-спортивных игр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Военно-спортивные игры различают по:

-дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям учащихся;

- специфике содержания.

В структуру военно-спортивных игр входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средство реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов (компас, часы) или замещение реальных вещей игровыми, условными (макет автомата, муляж тела человека);

- реальные отношения между играющими;

- сюжет – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Этапы организации и проведения военно-спортивной игры:

1. Выбор вида игры зависит от:

 - педагогических задач, решаемых через игровые задания;

- физической, технической, психологической подготовленности учащихся;

- условий и места проведения игры (наличия инвентаря, размеров спортивного зала и т.п.).

2. Подготовка к проведению игры

включает в себя:

-ознакомление и изучение игры,

-подготовку места для проведения;

- обеспечение игры необходимым инвентарем;

- разметка на площадке;

- установка инвентаря.

Правила безопасности:

- планировать расстановку команд, дистанцию, маршрут передвижения, чтобы исключить возможность столкновений;

- на маршруте движения участников игры не должно быть посторонних предметов;

- полоса препятствий должна быть подготовлена с учетом возрастных и физических возможностей учащихся;

- по необходимости укладывать маты и т.п.

3. Проведение игры

включает построение играющих на площадке, четкое объяснение правил игры, наблюдение за соревнующимися командами.

В зависимости от подготовленности участников соревнования руководитель игры может усложнять или упрощать ее правила, изменять размеры площадок, количество препятствий.

4. Подведение итогов, выявление ошибок, неверных действий.

24. Значение контроля и проверки знаний школьников по курсу «ОБЖ».

Учебная деятельность имеет целью формирование у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, их последствия для здоровья и жизни человека, выработку у учащихся сознательного и ответственного отношения к своей жизни и здоровью, и жизни и здоровью окружающих

Контроль - выявление, измерение, оценивания знаний учащихся

Проверка - выявление и измерение знаний учащихся.

Проверка знаний и умений учащихся:

- проверка практических работ в тетрадях, методика, характеристика ошибок и их исправление, работа учащихся во время проверки, выводы учителя

- формы проверки (индивидуальная, фронтальная), уплотненный опрос (характер, содержание вопросов и заданий)

- деятельность учителя по организации внимания учащихся (проблемность вопросов и заданий, объяснение обязанностей отвечающих и слушающих)

- активность и дисциплина учащихся во время проверки заданий

- оценка знаний учащихся и их мотивировка учителем

Функции контроля:

  • образовательная
  • развивающая
  • обобщающая

Принципы:

  • Всесторонность
  • Объективность
  • Системность
  • Наглядность и гласность
  • Индивидуальность
  • Дифференцированность
  • Разнообразие
  • Единство требований

Формы контроля:

  • по количественному составу учащихся (индивидуальный, групповой)
  • по особенностям организации деятельности (письменный, устный, семинар, деловая игра)
  • по технологии проведения (тестирование, программированная проверка, графическая)
  • по интенсивности проверка (зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль)
  • по уровню самостоятельности (репродуктивная, воспроизводящая, самостоятельная)

Виды контроля

- предварительный

- текущий (главная задача - помощь ученикам)

- периодический (после изучения темы, или четверти)

- итоговый

Требования к системе оценивания учащихся.

  • Должна давать возможность определить насколько успешно усвоен то или иной материал.
  • Должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого ученика, так и динамику его успешности в различных сферах познавательной деятельности.
  • Должна быть заложена адекватная интерпретация информации, заложенной в выставлении отметок.
  • Должен быть заложен поощряющий и развивающий самооценивание своих достижений механизм.
  • Должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между всеми участниками образовательного процесса.
  • Бережное отношение к психике учащихся, избегать травмирующих ситуаций.

Формы проверки знаний

- Вопросы для текущего контроля

- Тесты

- Проверочные работы

- Контрольные работы

- Практические работы

- Зачеты и экзамены

Тестовые задания
- закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и последовательности);

- открытого типа (дополнения, свободного изложения).

 

26. Домашняя работа по ОБЖ. Практическая направленность и творческий характер домашних заданий.

Домашняя работа – внеурочная форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя дома. Носит систематический характер, дополняет деятельность учащихся на уроке.

Домашнее задание предполагает включение учащихся в творческое решение учебных и практических задач, связанных с повседневной жизнью:
- решение ситуационных задач;
- составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий;
- выполнение творческих работ;
- несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ;
- ведение дневника наблюдений и т.д.);

Дидактические задачи:

- закрепление, систематизация, применение знаний, полученных на уроке;

- формирование умений работать с научно-популярной литературой, практических умений;

- применение знаний и умений в новой ситуации;

- самостоятельное изучение нового материала.

Требования:

- обеспечивать активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

- способствовать закреплению и обобщению знаний и умений;

- развивать познавательный интерес, самостоятельность учащихся.

Примеры Д.Р.: составление таблиц, схем, написание рефератов, подготовка сообщений, описать последовательность действий в ЧС.

 

27.  Средства обучения ОБЖ и их классификация

Средства обучения – разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения.
- различные объекты, которые используются преподавателем и учащимися в процессе обучения, делая его более эффективным и позволяя прочнее усваивать большой объем учебного материала за меньшее время (Евлахов В.М.).

Психолого-педагогические исследования доказали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается.
Эта закономерность выражена в принципе наглядности (Я.А. Коменский,  К.Д. Ушинский и др.).

Я.А. Коменский обосновал «золотое правило дидактики»: привлекать к обучению все органы чувств. И.Г. Песталоцци показал важность использования наглядности в развитии формируемых понятий. Б.Е. Райков создал первую классификацию средств обучения биологии.

Классификация:

1) - реальные (натуральные) объекты и процессы;
- знаковые (изобразительные) заместители реальных и процессов;
-словесные (или вербальные) .
2)- вербальные (словесные)
- визуальные (наглядные)
- технические.
3) - материальные (макеты, модели, учебное оборудование)
- идеальные (символические и вербальные)

Материальные – объекты, непосредственно воздействующие на органы чувств учащихся и облегчающие процесс познания (учебная литература, таблицы, макеты, модели, дидактические материалы, учебное оборудование).
Идеальные – вербальные и символические заменители материальных объектов, а также усвоенные знания, умения, культурное наследие общества, т.е. все то, что дает возможность обучаемому опосредованно познавать объективную действительность.

Идеальные и материальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной.
Определяющим критерием средств обучения является - содержание образования и конкретного учебного предмета.
Именно они определяют выбор методов, форм и средств обучения:

1) по характеру воздействия на обучаемых:
- визуальные (макеты, модели, схемы, иллюстрации, диафильмы, реальные предметы)
- звуковые (аудиосредства)-диктофоны, магнитофоны, плееры)
-аудиовизуальные (телефильмы, презентации со звуковым сопровождением)

2) по степени сложности и подготовке к работе:
- простые (учебная литература, схемы, макеты)
- сложные (ТСО, полоса препятствий, компьютеры, тренажеры и др.)

3) по происхождению
- натуральные (реальные предметы, существующие в окружающей среде);
- символические (искусственные предметы, рисунки, схемы, карты)
- технические

Виды средств обучения:

Вербальные
- важна словесно-образная наглядность и грамотная речь преподавателя
- комментированное размышление (решение ситуационной задачи с устным описанием варианта поведения)
- необходимы для управления учебно-познавательной деятельности, повышения мотивации учащихся)

Визуальные
- предметы и объекты (естественные и искусственные), которые использует человек для решения задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
- иллюстративный материал (схемы, плакаты, карты, слайды);
- диафильмы, диапозитивы, слайды (позволяют всесторонне продемонстрировать различные явления, процессы, объекты).
Визуальные средства без словесного пояснения неэффективны, служат комментарием.

Требования:
- должны соответствовать содержанию учебного материала, опираться на ранее приобретенные знания, повышать познавательный интерес
- обеспечить необходимый уровень восприятия из любой точки учебного класса
- исключать возможность неправильного толкования при их демонстрации;
- быть оптимальными по количественным и временным показателям.

Аудиовизуальные
сочетают в себе достоинства вербальных и визуальных средств обучения (учебное телевидение, учебные видеофильмы, озвученные компьютерные презентации и др.).

Технические
ТСО можно использовать для:
- передачи информации
- контроля качества усвоения учебного материала
- отработки учебных действий
- повторения и закрепления учебного материала
ТСО обычно сопутствуют определенным методам обучения.
Методика применения ТСО:
- озвучить задание;
- заранее дать пояснения учащимся
- избегать длительного показа фильмов (20-25 мин в старших классах и не более 10 мин в младших).

Современные информационные средства обучения
1. Электронные учебники
2. Дистанционное обучение
3.Обучающие компьютерные программы
4. Персональные компьютеры
5. Электронные интерактивные доски

 






















































Требования, предъявляемые к средствам обучения ОБЖ. Функции средств обучения ОБЖ

Требования:

1) Эргономические требования заключаются в том, что средства обучения должны быть:
- максимально приспособлены к особенностям деятельности учащихся и учителя;
- учитывать их функциональные возможности;
-  удобны в обращении (минимальное количество операций при подготовке к работе, уровень шума, удобство осмотра, ремонта, транспортировки и пр.);
- отвечать требованиям гигиены труда и техники безопасности.

2) Эстетические требования состоят в том, что средства обучения в целом, а также их элементы, узлы и общая конструкция должны отвечать законам красоты, которые проявляются в гармонии формы, целостности композиции, их товарном виде, что позволяет воспитывать у учащихся хороший вкус.

3) Экономические требования предполагают, что средства обучения должны иметь низкую себестоимость и отпускную цену при высоком качестве и долговечности.

4) Методические указывают требования, предъявляемые к средствам исходя из рациональной методики преподавания, методов и форм обучения, организации деятельности учителя и учащихся.

5) Дидактические требования.

- соответствие средств целям обучения и воспитания, закрепленным в нормативных документах. Средства обучения должны стимулировать познавательную активность учащихся, развивать мышление, содействовать изучению более сложных тем учебной программы и т.д.

- соответствие средств обучения дидактическим принципам. Информация, преподносимая с помощью средств обучения, должна соответствовать современным научным воззрениям и быть доступной для учащихся и пр.

- согласованность средств обучения с учебными программами и учебниками.

- соответствие средств обучения психофизиологическим закономерностям обучения. Например, соблюдение меры и пропорций в использовании средств обучения. Отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, а их большое количество создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальное количество средств обучения при изучении трудной темы – 4-5 на урок.

- соответствие возможностей средств обучения формам и методам обучения, которые согласуются с современными требованиями.

- четкое определение педагогических задач, для решения которых это средство применяется, так как педагог из возможного числа средств обучения должен выбрать то средство или систему средств, которые дадут наибольший педагогический эффект.

Функции средств обучения:
1. Познавательная обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств

2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

29. Вербальные средства обучения ОБЖ. Учебная литература по ОБЖ. Рабочие тетради по ОБЖ.

Вербальное средство обучения – это устное или письменное слово.
Требования:
- важна словесно-образная наглядность и грамотная речь преподавателя
- комментированное размышление (решение ситуационной задачи с устным описанием варианта поведения)
- необходимы для управления учебно-познавательной деятельности, повышения мотивации учащихся)
Использование рабочих тетрадей способствует:
- качественному усвоению учебного материала;
- приобретению и закреплению практических умений и навыков;
- формированию навыков самостоятельной работы и самоконтроля;
- развитию мышления, активизации учебно.познавательной деятельности;
- организации контроля за ходом учебного процесса.
Дидактические возможности рабочих тетрадей:
оперативное предъявление школьникам.заданий для выполнения упражнений, самостоятельных и контрольных работ;
наличие необходимых техникотехнологических сведений, рекомендаций и указаний для выполнения заданий, в некоторых случаях ответы на задачи;
индивидуализация учебного процесса.
Использование рабочих тетрадей способствует рациональной организации учебного времени и учебной работы школьников.
Упражнения в рабочей тетради должны быть специально подобраны, чтобы обеспечить активную и продуктивную работу ученика как в аудитории, так и дома с экономией времени.
Для того чтобы рабочая тетрадь способствовала систематическому формированию у студентов устойчивых знаний и умений, ее содержание должно отвечать методическим и дидактическим требованиям.
Структура содержания:
- вариативность способов построения наглядных изображений;
- образцы выполнения заданий;
- использование цвета в решении графических задач;
- корректность  и четкость формулировок заданий;
- определенную структурированность комплекта заданий, легко переходящих от одной части пособия к другой.
Таким образом, рабочие тетради при соблюдении необходимых условий их применения повышают эффективность занятий и поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.

Учебная литература по ОБЖ
К учебной литературе относятся следующие виды изданий: учебники, учебные пособия, книги для чтения; практикумы по ОБЖ; словари, справочники, тетради на печатной основе, дидактические материалы для самостоятельных работ.
Эта литература адресована, в первую очередь, учащимся.
Учителя ОБЖ нуждаются также и в других видах учебных изданий, а именно:
- нормативные документы (в том числе учебные планы, образовательные стандарты);
- учебные пособия и учебники по теории и методике обучения ОБЖ;
- современная научная литература в области безопасности жизнедеятельности;
- методические пособия;
- дидактические материалы по ОБЖ;
- методические разработки уроков, экскурсий, внеклассной и внеурочной работы по ОБЖ и т.д.);
-  научно-методические журналы.
Цели и содержание образования в области безопасности жизнедеятельности обусловливают не только многообразие учебных изданий, но и приведение их в систему. Поэтому в последнее время актуальным является создание учебно-методических комплексов (УМК), которые включают учебник и сопровождающие его методические пособия, рекомендации для учителя, хрестоматию для учащихся, дидактические материалы, практикумы, рабочие и контрольные тетради для учащихся.










































Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.