НАСТУПЛЕНИЕ НА ЯЗЫЧЕСТВО ИДЕТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

«Да торжествуют святые во славе. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их Для того, чтобы совершать мщения над народами, наказание над их племенами Заключать царей их в узы, и вельмож их в оковы железные Произвести над ними суд.»

Аллилуйя Псалом 149

 

«Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками. И будет пасти их жезлом железным, как сосуды глиняные они сокрушатся».

Откровение Иоанна гл. 2 стих 26, 27

 

«Однако и Вам, святейший император, предписана необходимость карать и наказывать, и законом высшего Бога наказано, чтобы ваша суровость всячески карала злодеяния идолопоклонников»

Отец церкви Фирмик Матерн

 

«Два дела были особенно близки сердцу Фирмика разрушение культовых мест и преследование инаковерующих до смерти»

Карл Хоейзель

 

Если евреев и «еретиков» христианство с самого начала преследовало со всем «священным» гневом, то по отношению к язычникам, которых христианские писатели IV века называли «Hellenes» и «ethne», на первых порах сохраняли дистанцию Очень сложное, охватывающее не только религиозный культ, но и образ мышления понятие «язычество» исключает лишь христиан, евреев и позднее мусульман. Оно возникает, естественно, не научно, а теологически, восходит к позднеиудейски - новозаветным временам и соответственно несет негативную печать. На латинский язык его перевели сначала как «gentes»1 (согласно св. Амвросию, arma diaboli»2 ), потом, когда приверженцы старой религии уже жили большей частью лишь в сельской местности, как «pagani», «paganus» Слово для обозначения нехристиан, появившееся впервые в двух латинских надписях начала IV века, обозначало в мировом языковом употреблении «сельский», а также «гражданский» в противоположность «военному». «Раgani», - таким образом, люди, которые не были солдатами Христа, - в Готском альманахе переведено как «thiudos», «haithns», на древневерхненемецкий как «heidan», «haidano», предположительно дикий.

 

1  племя (лат).

2  «армия дьявола» (лат).

 

Поначалу христианство обращалось с этими «дикими» достаточно мягко. Достойный внимания факт. Это возвещает тысячелетнюю тактику великой церкви, - большинство по - возможности щадить, чтобы, будучи терпимой ими, самой выжить, а потом, как станет возможным, их уничтожить. При собственном большинстве против терпимости, без нее доказательство - классический католицизм до сегодняшнего дня. Конечно, еще и в наши дни тоже теолог-реформатор и религиозный социалист Карл Барт объяснял, что религии возникли не иначе как идолопоклонничество и должны быть «полностью искоренены, чтобы расчистить место Откровению».

Христиане вначале виделись язычникам лишь как иудаистская секта, еврейские диссиденты, на которых тем в большей мере перенесли антипатию к евреям, когда они тоже разделили с теми нетерпимость и религиозную спесь, не представляя, однако, никогда единой нации Расколотые вскоре на бесчисленные группы, они притом считали староверующих «безбожниками». Они избегали также публичной жизни, что делало их морально подозрительными Короче, презирали их повсюду, возлагали на них вину за чуму и голод и, пожалуй, кричали при случае «Христиан - львам» - (для еврейских авторов, отмечает Леон Поляков, причудливо знакомая тональность) Отцы церкви предконстантиновского времени возвышенно писали о религиозной терпимости, создавали из своей нужды сияющую добродетель, последовательно требовали свободы культов, тактичности, уверяли в своем смирении, доброте, утверждали, что, будучи еще на земле, но уже шествуя к небу, любят всех, никого не ненавидят, никогда злом не рассчитаются за зло, несправедливость лучше стерпят, чем вызовут, не судятся, не грабят, не бьют, не убивают.

Точно так же как у язычников почти все было «постыдно», сами себя христиане находили «праведными и святыми» «И так как они знают, что те пребывают в заблуждении, они позволяют им себя бить» Афенагор наставляет в 177 г. языческого императора, «что нужно позволить каждому выбор своих богов» Около 200 г Тертуллиан тоже произносит речь в защиту религиозной свободы, один мог бы молиться небу, другой - вере, один почитать Бога, другой - Юпитера, «это человеческое право и дело естественной свободы для каждого почитать то, что он считает добром, и его богопочитание не приносит другим ни вреда, ни пользы». Ориген указывает еще на многие общие у языческой и христианской религий черты, чтобы повысить реноме христианства, не терпит никакого оскорбления богов, сам не позволяет явной неправды.

Некоторые отцы церкви могли говорить так из убеждения, некоторые лишь из расчета и оппортунизма.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 199.