Оценка уровней освоения компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

 

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла - Б3.ДВ.8 Профессиональный цикл. Дисциплина опирается на изученные студентами ранее дисциплины, такие как философия, теория управления, исследование деятельности предприятия, исследование систем управления.

Содержание данной дисциплины является опорой для освоения учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла, факультативных дисциплин, а так же служит основанием для подготовки студентов к участию в научно-исследовательской работе, написанию научных работ: рефератов, научных статей, докладов на конференции, курсовых работ, а так же подготовке к написанию выпускной квалификационной работы.

 

 

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель освоения дисциплины (модуля): усвоение студентами знаний об основах научно-исследовательской деятельности, получение навыков проведения самостоятельных научных исследований по определенной научной тематике, а так же знаний об управлении научным коллективом, учреждением, производством на основе современных достижений науки и практики.

Задачи:

- изучить основные этапы проведения научно-исследовательских работ;

- изучить методологию и методику научных исследований;

- уметь определять актуальные проблемы в современной науке, правильно формулировать цели исследования, ставит задачи, определять объект и предмет исследования;

- уметь правильно работать с источниками и документами, оформлять библиографические списки литературы в соответствии с ГОСТами оформления текстовых документов;

- научиться правильно готовить научные тексты, в том числе выпускные квалификационные работы;

- получить представление об основах охраны интеллектуальной собственности, законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

Объем дисциплины и и виды учебной работы

заочная форма обучения

Вид работы

Трудоемкость, часов

5 семестр Всего
Общая трудоемкость 72  72
Аудиторная работа:  14 14
Лекции (Л)  6  6
Практические занятия (ПЗ) 4 4
Лабораторная работа (ЛБ)  -  -
КСР  6  6
Самостоятельная работа:  54 54
Самостоятельное изучение разделов  31 31
Контрольная работа (К)1 3 3
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)  15  15
Подготовка и сдача зачета 5 5
Вид итогового контроля: зачет    

 

 

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

Компоненты компетенции Формы и средства формирования
Знает основы культуры мышления, анализа и восприятия информации Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий
Умеет воспринимать и обобщать информацию, ставить цель и выбирать пути решения Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий
Владеет методами анализа и обобщения информации, включая методы социальных, гуманитарных, экономических и прочих дисциплин Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Передача необходимых теоретических знаний и формирование основных представлений по каждой теме дисциплины «Основы научных исследований» происходит с использованием лекционных занятий. Лекционный материал закрепляется в ходе практических занятий, на которых выполняются групповые или индивидуальные задания по пройденной теме, организуются дискуссии и обсуждения основных проблем. Принимаемые решения при выполнении заданий обсуждаются с участием студентов для обеспечения их понимания и развития необходимых умений. Изучение дисциплины сопровождается самостоятельной работой студентов в форме изучения пройденного лекционного материала, подготовки к практическим занятиям и выполнения практических работ в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных научно-исследовательских институтов, государственных и общественных организаций. С целью освоения данной дисциплины лекционные и практические занятия для обучающихся представлены в различных формах: интерактивные лекции, обучающие фильмы, разбор конкретных ситуаций, лекции в диалоговом режиме, защита проектов , доклады с презентациями.

 

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

 

 

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  ПЗ Разбор конкретных ситуаций в диалоговом режиме «Выбор темы научного исследования по направлению подготовки «государственное и 4

4

  муниципальное управление», определение ее актуальности»  
ПЗ Защита проектов «Управление в сфере науки» 4
  ПЗ Организация студенческой научно-практической конференции 6

Итого

16

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие. - М., 2013. - 234 с.

2. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2012. - 224 с.

3. Рузавин Г. И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

4. Алексеев В. П., Озёркин Д. В. Основы научных исследований и патентоведение: учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2012.

 

Дополнительная литература:

Основы научно-исследовательской работы (студентов): учебное пособие. - КемГУКИ, 2007 Филиппова А. В. Основы научных исследований: учебное пособие. - Кемеровский государственный университет, 2010.

Основы научных исследований: учебное пособие. Свиридов Л. Т., Чередникова О. Н., Максименков А. И. - Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009 Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. - М., 2002.

Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. -1995.

- №4.

Философская энциклопедия. М., 1970. и др. издания

Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. - Ростов н/Д, 2001. Вахрин П. И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учеб. пособие. - М., 1999.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практ.пособие. - М., 2001.

Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Ростов н/Д, 2001.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок

защиты: Практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. - М., 1997.

Кузин Ф. А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и

процедура защиты: Практ. пособие для студентов-магистрантов. - М., 1998.

Найн А. Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. - Челябинск, 2000.

Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. - Минск, 1998.

Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.-сост.И.Н. Кузнецов. - 2-е изд.,

перераб. и доп. - Минск, 2000.

Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: Метод. пособие / Сост. И.Н.Кузнецов. - Минск, 1999.

Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учеб-практ.пособие. - М., 2001. Сиденко В.М., Грушко И.М. Основы научных исследований: Учеб.пособие для вузов. -Харьков, 1979.

Спесивцева О. И. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. -

Челябинск, 2000. - 109 с.

Стрельский В. И. Основы научно-исследовательской работы студентов. - Киев, 1981.

Периодические издания: Журналы:

Вестник Российской Академии наук

Вестник Башкирского государственного университета

Вестник Академии наук Республики Башкортостан

 

Интернет-ресурсы:

 

1. О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений: Решение коллегии № 9/1 от 10. 06. 2003 года - [Электронное издание] http://depart.ed.gov.ru/ministry/struk/kolleg/resh/03/rk9_1.html

2. Министерство науки и образования Российской Федерации - официальный сайт http://минобрнауки.рф

 

В процессе работы также можно использовать материалы с официальных сайтов министерств и ведомств Российской Федерации. Базы данных отечественной и зарубежной периодики, журналы, труды конференций, зарубежные диссертации с полными текстами, издания и статистические ресурсы Всемирного банка OECD, электронные книги, Экономический журнал высшей школы экономики.

В ИУБП имеется компьютерный класс, который включает 15 компьютеров Pentium 4 2.0 GHz 512 Mb ОЗУ 80 Gb HDD. Компьютеризация обеспечивается компьютерами, объединенными в локальную сеть и оснащенными обучающими и информационными программами.

Библиотека ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» предлагает бакалаврам следующие Интернет-ресурсы:

- Базы данных российских библиотек;

- Базы данных зарубежных библиотек;

- Полнотекстовые базы данных;

- Электронные варианты авторефератов и диссертаций;

- Коллекции электронных дисков;

- Научные поисковые системы;

- Программное обеспечение: SPSS, Word, Excel.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Необходимый для реализации перечень материально-технического обеспечения по данной дисциплине включает в себя: лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть Интернет), помещения для проведения семинарских и практических занятий (оборудованные учебной мебелью), библиотеку (имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет), компьютерные классы:

- мультимедиапроектор ауд.404 для демонстрации аудиоизуальных презентаций;

- ноутбук.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

Эффективное и правильное сочетание теоретических и практических занятий позволяет достигать поставленных образовательных целей, систематизировать материал, опираться на взаимосвязь тем данной дисциплины, а так же устанавливать взаимосвязь с темами и направленностью изучения других дисциплин, входящих в программу подготовки по направлению «государственному и муниципальное управление».

Методологические подходы к изучению дисциплины:

- Направленность обучения на получение студентами качественных знаний, которые являются средством развития научного мышления, основой нравственного воспитания и поведения, будущего практического применения в различных сферах профессиональной деятельности.

- Реализация возможностей студентов в процессе выявления дискуссионных вопросов и комплексных проблем, определения взаимосвязей, анализа разнообразной информации.

- Развитие самостоятельности и способности принятия эффективных решений, определения выбора тех или иных действий с точки зрения их результативности.

 

Средства обеспечения освоения дисциплины

 

Общий подход к реализации всего программного комплекса предполагает широкое использование активных методических форм преподавания материала. Необходимо также обратить внимание на сочетание различных форм и методов обучения, включая лекционную форму подачи наиболее фундаментальных положений, изложение доступного материала в виде непрерывного диалога, проведение практикумов, закрепляющих полученные теоретические знания посредством конкретных расчетов и принятия решений, проведение конкурсов среди учащихся по мере прохождения крупных разделов.

При изучении курса рекомендуется широко использовать наглядные пособия (плакаты, модели и т.п.), презентации, фрагменты учебных кинофильмов по отдельным разделам дисциплины и обучающие программы.

 

Формы проведения учебных занятий:

 

Учебные занятия по курсу «Основы научных исследований» предполагают довольно широкое разнообразие форм их проведения, что позволяет актуализировать разные способности студентов, обеспечить приобретение новых навыков учебной работы. В их числе: лекции, практикумы (теоретические и практические задания), ситуационные задачи, вопросы для обсуждения, подготовка рефератов и их защита в форме доклада, коллоквиумы, написание контрольной работы в форме эссе.

Дисциплина «Основы научных исследований» носит научно-прикладной характер, что вызывает необходимость практического освоения основных теоретических вопросов, связанных с современным уровнем развития науки. Одним из направлений подготовки специалистов и повышения управленческих знаний является внедрение методов активного обучения студентов. Поэтому в программу данной дисциплины рекомендуется включать диалоговый режим на лекциях и практических занятиях, деловую игру на заранее определенную тему, разбор конкретных проблемных ситуаций, тестирование, написание эссе в свободной форме.

По мере подготовленности студентов рекомендуется включать такие формы обучения как самостоятельная оценка уровня развития своих качеств, умение работать в группе, взаимодействовать в коллективе.

Лекционные занятия представляют собой проблемные лекции, которые проводятся в аудитории, оснащенной мультимедийным оборудованием. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы знаний по дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Главная задача лекционного курса - сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение основополагающего учебного материала, а также методов применения полученных знаний на практике.

 

График контроля самостоятельной работы студентов по дисциплине

Таблица 1 - График контроля самостоятельной работы студентов

№ недели Перечень тем и вопросов Объем в часах Вид контроля
1 2 3 4
1 Организация науки в Российской Федерации 6 • устный опрос
2 Управление в сфере научной деятельности. Связь науки и производства. 8 • устный опрос; • рефераты; • проверка письменных практических заданий
3 Методология и методы научного исследования 8 • зачет • устный опрос
4 Организация работы с источниками информации. Оформление списка источников и литературы 8 • устный опрос • практическое задание
5 Этапы подготовки и проведения научной работы, определение цели и задач, объекта и предмета 8 • устный опрос; • рефераты; • проверка письменных практических заданий
6 Подготовка и оформление конспекта научного труда 8 • устный опрос; • рефераты; • проверка письменных практических заданий
7 Особенности научного творчества, соблюдение авторских прав 8 • устный опрос; • рефераты; • проверка письменных практических заданий
8 Подготовка и оформление реферата по учебной дисциплине. Защита реферата 8 • устный опрос; • рефераты; • проверка письменных практических заданий
9 Подготовка и оформление курсовой работы 8 • устный опрос; • рефераты; • проверка письменных практических заданий
10 Научная конференция как форма организации научной деятельности 10 • устный опрос; • рефераты; • проверка письменных практических заданий
11 Подготовка научного доклада, публичное выступление с докладом на конференции, симпозиуме (в том числе на иностранном языке) 8 • устный опрос; • рефераты; • проверка письменных практических заданий
12 Этапы подготовки и защиты выпускной квалификационной 8 • устный опрос; • рефераты;
  работы   • проверка письменных практических заданий
13 Язык и стиль научного текста 6 • практическое задание • устный опрос
14 Научные исследования зарубежом 6 • устный опрос • Рефераты •
Итого: 108

 

Итоговый контроль

Зачет

 

Лекционные занятия представляют собой проблемные лекции, которые проводятся в аудитории, оснащенной мультимедийным оборудованием. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы знаний по дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Главная задача лекционного курса - сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение основополагающего учебного материала, а также методов применения полученных знаний на практике. Тематика читаемых лекций должна соответствовать рабочей программе учебной дисциплины.

Необходимыми элементами подготовительной работы преподавателя к лекции являются: подготовка текста лекций, предпочтительнее подробных тезисов лекции; осмысливание, определение главной, основной идеи, цели лекции, обеспечивающих ее высокие идейно-теоретический уровень и практическую ценность; разработка содержания лекции, обеспечивающего воспитание обучающихся в духе глубокого уважения к закону и законности, гордости за профессию экономиста; определение методических приемов, которые целесообразнее всего использовать при чтении лекции с учетом ее материала; подготовка наглядных пособий к лекции (таблиц, схем и т.д.); выбор монографий, научных статей, нормативных актов, подлежащих рекомендации обучающимся по теме лекции; подбор примеров из практики для иллюстрации отдельных положений лекции; избрание приемов оживления лекции.

Тематика лекций находится в тесной взаимосвязи с тематикой практических занятий.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Методические указания по изучению дисциплины для студентов предназначены для четкой организации деятельности студентов. Рекомендации включают основные материалы дисциплины (задания для практической работы, контрольный тест, рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине) и пояснения по их выполнению, а также список литературных и других источников информации, необходимых при изучении дисциплины. В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по той или иной проблеме, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умение аргументировать и защищать выдвигаемые методы управления.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад, сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Вопросы, не рассматриваемые на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в процессе самостоятельной работы.

 

Планы семинарских занятий

Модуль 1.

 

Тема 1. Структура, предмет и задачи курса «Основы научных исследований»

1. Роль научных исследований в подготовке специалиста в вузе.

2. Предмет и основные задачи курса. Основные понятия и категории курса.

3. Научно-исследовательская работа и ее виды.

4. Наука как непосредственная производительная сила общества. Темы докладов:

 

1. Организация науки в Российской Федерации.

2. Взаимосвязь развития науки и производства.

 

Основная литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие. - М., 2013. - 234 с.

2. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2012. - 224 с.

3. Рузавин Г. И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

4. Алексеев В. П., Озёркин Д. В. Основы научных исследований и патентоведение: учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2012.

 

Дополнительная литература:

Основы научно-исследовательской работы (студентов): учебное пособие. - КемГУКИ, 2007 Филиппова А. В. Основы научных исследований: учебное пособие. - Кемеровский государственный университет, 2010.

Основы научных исследований: учебное пособие. Свиридов Л. Т., Чередникова О. Н., Максименков А. И. - Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009 Спесивцева О. И. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. -

Челябинск, 2000. - 109 с.

 

Тема 2. Определение тематики научного исследования

1. Тематика научных исследований экономического направления по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»

2. Определение объекта и предмета научного исследования.

3. Взаимосвязь цели, задач, объекта и предмета в научном исследовании.

4. Анализ тематики самостоятельного исследования/курсовой работы. Темы докладов:

 

1. Нобелевские премии мира.

2. Грантовая поддержка развития науки в России.

3. Научные конкурсы как фактор развития современных исследований общественных процессов.

 

Основная литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие. - М., 2013. - 234 с.

2. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2012. - 224 с.

3. Рузавин Г. И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

4. Алексеев В. П., Озёркин Д. В. Основы научных исследований и патентоведение: учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2012.

 

Дополнительная литература:

Основы научно-исследовательской работы (студентов): учебное пособие. - КемГУКИ, 2007 Филиппова А. В. Основы научных исследований: учебное пособие. - Кемеровский государственный университет, 2010.

Основы научных исследований: учебное пособие. Свиридов Л. Т., Чередникова О. Н., Максименков А. И. - Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009 Спесивцева О. И. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. -

Челябинск, 2000. - 109 с.

 

Тема 3. Этапы проведения научного исследования.

1. Подготовка и проведение научного исследования (на примере экономического, социологического, политологического, исторического исследования).

2. Сбор научной информации и изучение источников по теме научного исследования.

3. Подготовка научного текста.

4. Апробация результатов научного исследования Темы докладов:

1. Жизнь и научная деятельность выдающихся деятелей мировой и отечественной науки (по выбору, например, Эйнштейн, Капица и др.)

 

Основная литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие. - М., 2013. - 234 с.

2. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2012. - 224 с.

3. Рузавин Г. И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

4. Алексеев В. П., Озёркин Д. В. Основы научных исследований и патентоведение: учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2012.

 

Дополнительная литература:

Основы научно-исследовательской работы (студентов): учебное пособие. - КемГУКИ, 2007 Филиппова А. В. Основы научных исследований: учебное пособие. - Кемеровский государственный университет, 2010.

Основы научных исследований: учебное пособие. Свиридов Л. Т., Чередникова О. Н., Максименков А. И. - Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009 Спесивцева О. И. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. -

Челябинск, 2000. - 109 с.

 

Тема 4. Методология и методы научного исследования.

1. Понятие методологии научного познания мира. Общенаучная и специальная методология.

2. Общелогические методы исследования (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, индукция и дедукция и пр.)

3. Специальные методы научного исследования.

4. Теоретическое исследование, его стадии.

5. Эмпирическое исследование, его стадии.

Темы докладов:

1. Интеграция и дифференциация наук: современное состояние и перспективы.

2. Эксперимент как эмпирический метод научного исследования

 

 

Основная литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие. - М., 2013. - 234 с.

2. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2012. - 224 с.

3. Рузавин Г. И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

4. Алексеев В. П., Озёркин Д. В. Основы научных исследований и патентоведение: учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2012.

 

Дополнительная литература:

Основы научно-исследовательской работы (студентов): учебное пособие. - КемГУКИ, 2007 Филиппова А. В. Основы научных исследований: учебное пособие. - Кемеровский государственный университет, 2010.

Основы научных исследований: учебное пособие. Свиридов Л. Т., Чередникова О. Н., Максименков А. И. - Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009 Спесивцева О. И. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. -

Челябинск, 2000. - 109 с.

 

 

Модуль 2.

 

Тема 6. Подготовка научного конспекта

1. Виды и способы научного конспектирования

2. Роль конспекта в выполнении самостоятельного научного исследования.

3. Оформление библиографии (монографии, научной статьи, журнальной и газетной статьи)

Практическое задание:

1. Составить таблицу «Способы конспектирования научного труда»

 

| Библиография |

Мое мнение по дан.тезису тезис словами автора тезис своими словами

 

Основная литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие. - М., 2013. - 234 с.

2. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2012. - 224 с.

3. Рузавин Г. И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

4. Алексеев В. П., Озёркин Д. В. Основы научных исследований и патентоведение: учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2012.

 

Дополнительная литература:

Основы научно-исследовательской работы (студентов): учебное пособие. - КемГУКИ, 2007 Филиппова А. В. Основы научных исследований: учебное пособие. - Кемеровский государственный университет, 2010.

Основы научных исследований: учебное пособие. Свиридов Л. Т., Чередникова О. Н., Максименков А. И. - Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009 Спесивцева О. И. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. -

Челябинск, 2000. - 109 с.

 

Тема 7. Информационный поиск материалов для научного исследования

1. Документальные источники информации

2. Сбор научных и информационных сведений

3. Оформление списка источников и библиографии

 

Практическое задание:

Оформить библиографию в соответствии с ГОСТ : журнальная статья, научная статья в сборнике, монография, учебное пособие и пр. Темы докладов:

1. Международное законодательство об авторском праве и интеллектуальной собственности.

2. Российское законодательство об охране авторских прав.

3. Проблема защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

4. Государственная система научно-технической информации.

 

Основная литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие. - М., 2013. - 234 с.

2. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2012. - 224 с.

3. Рузавин Г. И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

4. Алексеев В. П., Озёркин Д. В. Основы научных исследований и патентоведение: учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2012.

 

Дополнительная литература:

Основы научно-исследовательской работы (студентов): учебное пособие. - КемГУКИ, 2007 Филиппова А. В. Основы научных исследований: учебное пособие. - Кемеровский государственный университет, 2010.

Основы научных исследований: учебное пособие. Свиридов Л. Т., Чередникова О. Н., Максименков А. И. - Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009 Спесивцева О. И. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. -

Челябинск, 2000. - 109 с.

 

 

Тема 8. Научная конференция.

1. Подготовка и организация научной студенческой конференции.

2. Определение тематики и подготовка научного доклада.

3. Выступление с докладом на конференции. Презентация доклада.

4. Публикация материалов конференции. Формирование сборника тезисов докладов. Деловая игра:

Организация работы научной студенческой конференции. Темы докладов:

1. Организация научных исследований в зарубежных странах.

2. На выбор.

 

Основная литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие. - М., 2013. - 234 с.

2. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2012. - 224 с.

3. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

4. Алексеев В. П., Озёркин Д. В. Основы научных исследований и патентоведение: учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2012.

 

Дополнительная литература:

Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. - Ростов н/Д, 2001. Вахрин П. И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учеб. пособие. - М., 1999.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практ.пособие. - М., 2001.

Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Ростов н/Д, 2001.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок

защиты: Практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. - М., 1997.

Кузин Ф. А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и

процедура защиты: Практ. пособие для студентов-магистрантов. - М., 1998.

Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. - Челябинск, 2000.

Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. - Минск, 1998.

Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.-сост.И.Н. Кузнецов. - 2-е изд.,

перераб. и доп. - Минск, 2000.

Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: Метод. пособие / Сост. И.Н.Кузнецов. - Минск, 1999.

Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учеб-практ. пособие. - М., 2001.

 

 

Тема 9. Формы научно-исследовательской деятельности студентов.

1. Реферат по учебной дисциплине. Выбор темы, оформление, защита.

2. Выступление с докладом на занятии, на конференции.

3. Подготовка и написание научной статьи.

 

Практическое задание:

1. Составление плана научной статьи.

2. Написать научную статью в соответствии с требованиями к научной публикации.

 

Основная литература:

 

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие. - М., 2013. - 234 с.

2. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2012. - 224 с.

3. Рузавин Г. И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

4. Алексеев В. П., Озёркин Д. В. Основы научных исследований и патентоведение: учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2012.

 

Дополнительная литература:

Основы научно-исследовательской работы (студентов): учебное пособие. - КемГУКИ, 2007 Филиппова А. В. Основы научных исследований: учебное пособие. - Кемеровский Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. - Ростов н/Д, 2001.

Вахрин П. И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учеб. пособие. - М., 1999.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практ.пособие. - М., 2001.

Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Ростов н/Д, 2001.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок

защиты: Практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. - М., 1997.

Кузин Ф. А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и

процедура защиты: Практ. пособие для студентов-магистрантов. - М., 1998.

Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. - Челябинск, 2000.

Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. - Минск, 1998.

Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.-сост.И.Н. Кузнецов. - 2-е изд.,

перераб. и доп. - Минск, 2000.

Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: Метод. пособие / Сост. И.Н.Кузнецов. - Минск, 1999.

Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учеб-практ. пособие. - М., 2001.

 

Тема 10. Подготовка курсовой и дипломной работы/проекта.

1. Выбор темы научного исследования, связь теории и практики.

2. Роль научного руководителя/преподавателя в выполнении курсовой/дипломной работы.

3. Подготовка и оформление текста работы.

4. Процедура защиты. Деловая игра:

Защита моего дипломного проекта. Основная литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие. - М., 2013. - 234 с.

2. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2012. - 224 с.

3. Рузавин Г. И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

4. Алексеев В. П., Озёркин Д. В. Основы научных исследований и патентоведение: учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2012.

 

Дополнительная литература:

Основы научно-исследовательской работы (студентов): учебное пособие. - КемГУКИ, 2007

Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. - Ростов н/Д, 2001. Вахрин П. И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учеб. пособие. - М., 1999.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практ.пособие. - М., 2001.

Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Ростов н/Д, 2001.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок

защиты: Практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. - М., 1997.

Кузин Ф. А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и

процедура защиты: Практ. пособие для студентов-магистрантов. - М., 1998.

Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. - Челябинск, 2000.

Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. - Минск, 1998.

Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.-сост.И.Н. Кузнецов. - 2-е изд.,

перераб. и доп. - Минск, 2000.

Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: Метод. пособие / Сост. И.Н.Кузнецов. - Минск, 1999.

Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учеб-практ. пособие. - М., 2001.

 

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен изучить рекомендованную учебную литературу, дополнить конспекты лекций, изучить и законспектировать первоисточники по теме, подготовить ответы на все вопросы семинара.

Во время семинарского занятия поощряется проявление студентом инициативы, активное участие в обсуждении вопросов семинарского занятия.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа выполняется в течение всего семестра и представляет собой проработку основных вопросов по проблемам изучаемого курса; изучение литературы по темам для подготовки к практическим занятиям, подготовку докладов и сообщения для выступлений на практических занятиях. Контроль самостоятельной работы осуществляется в форме проведения контрольной работы, выполняемой в соответствии с программой изучения курса.

 

Список примерных тем контрольных работ

1. Управление в сфере науки в Российской Федерации.

2. Научная деятельность в высшей школе.

3. История развития Российской академии наук.

4. Структура и основные направления деятельности Российской академии наук.

5. Общественные научные организации.

6. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Российской Федерации.

9. Научная деятельность в Башкирском государственном университете.

10. Грантовая поддержка науки в России (на примере РФФИ и РГНФ).

11. Научные достижения как интеллектуальная собственность.

12. Охрана интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

13. Наука и научное познание.

14. Роль науки в современном обществе.

15. Общая характеристика процесса научного познания.

16. Общая характеристика методов научного исследования.

17. Методы теоретических исследований.

18. Методы эмпирических исследований.

19. Наука и научное исследование.

20. Классификации научных исследований.

21. Этапы проведения научного исследования.

22. Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе.

23. Основы научной организации умственного труда студентов.

24. Содержание и особенности самостоятельной работы студентов университета.

25. Поиск, накопление и обработка научной информации.

26. Этапы поиска необходимой литературы.

27. Организация работы с научной литературой.

 

Внутрисеместровый контроль знаний проводится в форме проверки выполнения практических и самостоятельных заданий и внеаудиторной контрольной работы.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. К зачету допускаются студенты, которые прослушали лекции, в случае пропуска лекции предоставили конспект; посетили семинарские занятия и выполнили на них все практические задания; при необходимости -«отработали» пропуски в виде конспекта; на положительную оценку написали внеаудиторную контрольную работу.

 

 

РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Основы научных исследований (название дисциплины согласно рабочему учебному плану)

СпециальностьГосударственное и муниципальное управление

Курс 2, семестр 4 2015/2016 уч.год

 

 

Виды учебной деятельности студентов

Балл за

конкретное

задание

Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный Максимальный

Модуль 1.

Текущий контроль        
1. Аудиторная работа 2 9   18
2. Тестовый контроль/устный опрос 2 1   2
Рубежный контроль        
1. Письменная контрольная работа 15 1   15

Модуль 2.

Текущий контроль        
1. Аудиторная работа 2 9   18
2. Тестовый контроль/устный опрос 2 1   2
Рубежный контроль        
1. Письменная контрольная работа 15 1   15

Поощрительные баллы

1. Участие в конференции 4 1   4
2. Публикация статей 3 1   3
3. Студенческая олимпиада 3 1   3

Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов)

1.Посещение лекционных занятий     0 -6
2.Посещение семинарских занятий     0 -10

Итоговый контроль

Зачет 30 1 10 30


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

№ п/ п Тема и содержание Форма изучения материалов Кол-во Часов (лекций /семинар) Интерактивные и инновационные методы обучения Меж­предметные связи Количе-ство часов самостоят. работы Форма контроля самостоятельной работы студентов
1

2 3 4 5 6 10 11

1. Организация науки в Российской Федерации Лекции, практические занятия 2/2 Мультимедийная презентация Менеджмент 3 Опрос. Практическое задание.
2. Управление научной деятельностью. Связь науки и производства Лекции, практические занятия 2/2 Мультимедийная презентация Экономика. Социология управления 3 Опрос. Практическое задание. Доклады.
3. Методология и методы научного исследования Лекции, практические занятия 1/2 Мультимедийная презентация Методологи я исследовани я систем управления 3 Опрос. Практическое задание. Доклады
4. Организация работы с источниками информации Лекции, практические занятия 1/1 Мультимедийная презентация Документов е-дение 3 Опрос. Практическое задание
5. Этапы подготовки и проведения научной работы Лекции, практические занятия 1/1 Мультимедийная презентация Методологи я исследовани я систем управления 3 Опрос. Практическое задание
6. Научное творчество. Права интеллектуальной собственности, авторские права Лекции, практические занятия 1/1 Мультимедийная презентация Информацио нная безопасност ь 3 Опрос. Доклады
7. Научная конференция как форма организации научной деятельности Лекции, практические занятия 1/1 Мультимедийная презентация. Деловая игра Дисциплина на выбор 3 Опрос. Оценка участия в деловой игре
8. Формы научной деятельности студентов Лекции, практические занятия 1/1 Мультимедийная презентация Дисциплина на выбор 3 Опрос. Доклад
9. Подготовка, оформление, защита реферата по учебной дисциплине Лекции, практические занятия 1/1 Мультимедийная презентация Любая учебная дисциплина на выбор 2 Опрос. Защита реферата
10. Подготовка и оформление конспекта научного труда Лекции, практические занятия 1/1 Составление таблицы Любая учебная дисциплина на выбор 2 Опрос Проверка таблицы конспектов
11. Составление и оформление библиографического списка Лекции, практические занятия 1/1 Мультимедийная презентация Документов е-дение. Информацио нные технологии 2 Опрос Рубежный контроль
12. Язык и стиль научного текста Лекции, практические занятия 1/1 Мультимедийная презентация Документов е-дение 2 Опрос. Практическое задание
13. Организация научных исследований в зарубежных странах Лекции, практические занятия 1/1   История мировых цивилизаций 2 Практическое задание. Доклад
14. Подготовка к защите дипломного проекта Лекции, практические занятия 1/2   Тема на выбор 2 Опрос. Практическое задание. Доклад
 

Всего: - 16/18 - - 36 -

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

 

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла - Б3.ДВ.8 Профессиональный цикл. Дисциплина опирается на изученные студентами ранее дисциплины, такие как философия, теория управления, исследование деятельности предприятия, исследование систем управления.

Содержание данной дисциплины является опорой для освоения учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла, факультативных дисциплин, а так же служит основанием для подготовки студентов к участию в научно-исследовательской работе, написанию научных работ: рефератов, научных статей, докладов на конференции, курсовых работ, а так же подготовке к написанию выпускной квалификационной работы.

 

 

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель освоения дисциплины (модуля): усвоение студентами знаний об основах научно-исследовательской деятельности, получение навыков проведения самостоятельных научных исследований по определенной научной тематике, а так же знаний об управлении научным коллективом, учреждением, производством на основе современных достижений науки и практики.

Задачи:

- изучить основные этапы проведения научно-исследовательских работ;

- изучить методологию и методику научных исследований;

- уметь определять актуальные проблемы в современной науке, правильно формулировать цели исследования, ставит задачи, определять объект и предмет исследования;

- уметь правильно работать с источниками и документами, оформлять библиографические списки литературы в соответствии с ГОСТами оформления текстовых документов;

- научиться правильно готовить научные тексты, в том числе выпускные квалификационные работы;

- получить представление об основах охраны интеллектуальной собственности, законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

Объем дисциплины и и виды учебной работы

заочная форма обучения

Вид работы

Трудоемкость, часов

5 семестр Всего
Общая трудоемкость 72  72
Аудиторная работа:  14 14
Лекции (Л)  6  6
Практические занятия (ПЗ) 4 4
Лабораторная работа (ЛБ)  -  -
КСР  6  6
Самостоятельная работа:  54 54
Самостоятельное изучение разделов  31 31
Контрольная работа (К)1 3 3
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)  15  15
Подготовка и сдача зачета 5 5
Вид итогового контроля: зачет    

 

 

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

Компоненты компетенции Формы и средства формирования
Знает основы культуры мышления, анализа и восприятия информации Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий
Умеет воспринимать и обобщать информацию, ставить цель и выбирать пути решения Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий
Владеет методами анализа и обобщения информации, включая методы социальных, гуманитарных, экономических и прочих дисциплин Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий.

 

Оценка уровней освоения компетенций

 

Уровни освоения компетенции Знает Умеет Владеет Средства оценивания
Пороговый уровень основы культуры мышления воспринимать и обобщать информацию методами анализа Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, экзамен
Средний уровень основы культуры мышления и анализа информации воспринимать и обобщать информацию, ставить цель методами анализа и обобщения информации Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, коллоквиум, экзамен
Продвинутый уровень основы культуры мышления, анализа и восприятия информации воспринимать и обобщать информацию, ставить цель и выбирать пути решения методами анализа и обобщения информации, включая методы социальных, гуманитарных, экономических и прочих дисциплин Тесты: №№…, кейс-задания №№…, практические работы, коллоквиум, экзамен.

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

Компоненты компетенции Технологии формирования
Знает принципы организации самостоятельной работы, методы анализа информации Самостоятельная работа, лабораторные занятия, решение тестовых и кейс-заданий
Умеет использовать современные информационно-коммуникативные ресурсы для подготовки к занятиям, для выполнения самостоятельной работы. Практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий
Владеет культурой научного мышления, навыками самостоятельной работы Практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 192.