6.1. Контрольные вопросы для подготовки к зачету
1. Социология как наука: объект, предмет, функции и методы.
2. Место социологии в системе общественных наук.
3. Структура социологического знания. Соотношение теоретического и эмпирического уровней познания.
4. Исторические этапы становления социологической мысли.
5. Древняя античная политическая философия как этап зарождения современной социологии.
6. Социальные условия и научные предпосылки формирования социологии.
7. Социальный проект О. Конта. Позитивистский подход к изучению общества.
8. Классический период в развитии западной социологии: основные школы и теоретические направления.
9. Этапы и особенности развития отечественной социологии.
10. Основные направления современной западной социологии (функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм и др.).
11. Общество как системное социокультурное образование и объект социологического анализа.
12. Социальное действие и взаимодействие.
13. Социально-демографические процессы в современном мире.
14. Культура: понятие, основные элементы.
15. Культурные универсалии.
16. Культура как фактор социальных изменений.
17. Социальная структура: понятие и основные элементы.
18. Социальные группы и общности: виды, общее и различное.
19. Теория социальной стратификации. Критерии стратификации.
20. Исторические типы стратификации.
21. Современное состояние и перспективы трансформации стратификационной системы современного российского общества.
22. Социальная мобильность: механизмы, направления, каналы.
23. Социальные организации: признаки, типологии.
24. Институциональная организация общества. Социальные институты: понятие, основные признаки, функции, типология (основные группы).
25. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи. Типология семейных структур.
26. Исторические изменения института семьи и брака. Тенденции развития современных семейно-брачных отношений.
27. Образование как социальный институт и сфера человеческой деятельности.
28. Государство как социальный институт.
29. Религия как социальный институт.
30. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»: общее и особенное.
31. Личность как социальная система, объект и субъект общественного развития.
32. Социальная типология личности.
33. Статусно-ролевая концепция личности.
34. Социализация индивида и ее факторы.
35. Социальные нормы и социальный контроль.
36. Девиантное (отклоняющееся) поведение: сущность, теории, основные факторы и формы.
37. Общая характеристика социологического исследования: структура, функции, виды.
38. Социологический исследовательский проект как система методологических, методических, организационно-технических и процедурных элементов.
39. Этапы прикладного социологического исследования.
40. Программа социологического исследования. Структура программы.
41. Стратегический и рабочий планы исследования.
42. Выборочный метод исследования в социологии. Типы выборки.
43. Качество социологической информации: репрезентативность выборки и надежность результатов исследования.
44. Основные количественные и качественные методы сбора социологической информации. 45. Анализ документов как метод исследования.
46. Наблюдение как метод социологического исследования.
47. Экспертный опрос.
48. Интервьюирование как метод сбора первичной социологической информации.
49. Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации.
50. Технология разработки анкеты: требования к конструированию, композиция анкеты, классификация вопросов.
6.2. Примерные тесты для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося
Тест 1.
1. Предмету социологии более всего соответствует:
а) подготовка анкеты с целью выяснения проблем, с которыми сталкиваются студенты в вузе;
б) рассмотрение образцов взаимодействия между людьми во время официального приема;
в) исследование биологических корней агрессивности;
г) все перечисленные варианты верны.
2. К социологическим теориям среднего уровня (отраслевой социологии) не относится:
а) экономическая социология;
б) марксистская социология;
в) социология управления;
г) социология молодежи;
3. Выберите характеристику, которая не отражает принцип системности общества:
а) целостность и интегративность;
б) самодостаточность (способность к самовоспроизводству и саморазвитию);
в) динамичность;
г) тесная связь с природой.
4. Какое из определений роли соответствует ее социологическому пониманию?
а) роль – это ожидаемое поведение (образцы действий) личности в соответствии с занимаемым статусом;
б) роль – это способ поведения индивида в определенной ситуации;
в) роль – это «маска», за которой скрываются истинные намерения человека;
г) все перечисленные варианты верны.
5.Основная функция социальных институтов:
а) познавательная;
б) регулятивная;
в) интегративная;
г) коммуникативная.
6. Перемещение личности и социальных групп из одних слоев в другие, связанное с изменением статуса:
а) социальная мобильность;
б) социальная стратификация;
в) социальная адаптация;
г) социальная дифференциация.
7. Способ получения и построения научного знания о социальной реальности:
а) социологический принцип;
б) социологический метод;
в) социологический анализ;
г) анкета.
8. Представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая закон распределения признака в этой совокупности:
а) объект исследования;
б) предмет исследования;
в) выборка;
г) гипотеза.
Тест 2.
1. Объектом социологии является (выберите наиболее точное определение):
а) общество в целом;
б) природа;
в) и природа, и общество;
г) собственно социальная сфера (как часть общества).
2. К микросоциологии (эмпирическому уровню познания) относится:
а) методология социологического исследования;
б) теория конфликта;
в) теория социальной стратификации;
г) структурный функционализм.
3. Согласно теории Э. Дюркгейма под аномией понимается:
а) социальная амнезия;
б) социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм;
в) процесс формирования социальных норм и ценностей;
г) процесс изменения социальных норм.
4. Социализация личности – это:
а) общение с окружающими;
б) изменение социального статуса;
в) процесс выделения человека из мира природы;
г) процесс усвоение социального опыта, накопленного человечеством
5. Совокупность социальных групп и общностей людей, всех связей и отношений, в которые вступают они между собой в процессе функционирования – это…
а) социальная структура общества;
б) социальная мобильность;
в) социальная политика;
г) социальная деятельность.
6. Любая социальная норма:
а) является обязательным правилом поведения б) обеспечивается силой государства;
в) регулирует общественные отношения;
г) выражается в официальной форме.
7. Эмпирический показатель ценностных ориентаций личности:
а) культура;
б) мнение;
в) деятельность;
г) степень обладания материальными благами. 8. Какое из исследований используется для предварительного обследования определенного процесса или явления?
а) описательное;
б) аналитическое;
в) пилотажное;
г) социометрическое.
Тест 3.
1. Социология – это отрасль знания:
а) теоретическая;
б) эмпирическая;
в) прикладная;
г) она объединяет в себе все названные аспекты знания.
2. К макросоциологии (общесоциологическим теориям) относится:
а) социология личности
б) этнометодология;
в) социология политики.
г) понимающая социология.
3. Научного направление, приверженцем и основоположником которого был О. Конт:
а) понимающая социология;
б) позитивизм;
в) неопозитивизм;
г) органическая теория общества.
4. Этим понятием в социологии обозначается совокупность прав и обязанностей, а также положение личности в социальной иерархии:
а) социальный статус;
б) социальная роль;
в) социализация;
г) диспозиция.
5. Основные социальные институты – это:
а) социальные классы (страты), группы и общности;
б) экономические, политические, духовные, семейно-брачные формы отношений;
в) институт президентства;
г) все перечисленное выше.
6. В социальной структуре современных экономически развитых стран этот слой по общему признанию является гарантом социальной стабильности:
а) экономическая элита;
б) политическая элита;
в) средний слой;
г) маргинализированный слой.
7. Специальными социологическими методами исследования являются:
а) наблюдение, эксперимент;
б) моделирование, прогнозирование;
в) анкетирование, контент-анализ;
г) дедукция, индукция.
8. Совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в рамках программы социологического исследования:
а) генеральная совокупность;
б) выборочная совокупность;
в) универсальная совокупность;
г) нет верного ответа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
7.1. Основная литература
1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков; под ред. В.И. Добренькова. – 5-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2011. – 384 с.
2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие / И.Ф. Девятко. – 6-е изд. – М.: КДУ, 2010. – 296 с.
3. Кравченко А.И. Социология: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2013.– 525 с.
4. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 448 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»). (См. также изд. 2008 г.)
5. Социология: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.К. Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
7.2. Дополнительная литература
1. Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов / В.Ф. Анурин, А.И. Кравченко. – СПб., Питер, 2011. – 432 с.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с фр. – М., 1993 (М.: Директ-Медиа, 2007. – 1366 с.)
3. Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Изд-во Юрайт, 2010. – 588 с.
4. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Изд-во Магистр, 1996. – 543 с.
5. Бергер П. Приглашение в социологию: Пер. с англ. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 333 с.
6. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.
Шматко. M.: Socio-Logos, 1993.
7. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб., 2001.
8. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология ХХI века. – М., 2003. 9. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
10. Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. – М.:Директ-Медиа, 2010. – 85 с.
11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. (М.: Директ-Медиа, 2010. – 561 с.)
12. Вебер М. Социальные причины падения античной культуры. – М.: Директ-Медиа, 2010.
13. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
14. Гидденс Э. Устроение общества. – М., 2003.
15. Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы: уч. пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М, 2009. – 416 с.
16. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: учебное пособие / А.Б. Гофман. – 9-е изд. – М.: КДУ, 2008. – 240 с.
17. Добреньков В. И. Социология: учебник / В.И. Добреньков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 624 с.
18. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологических исследований / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 768 с.
19. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд: Пер. с фр. – М., 1994. (М.: ДиректМедиа, 2007. – 744 с.)
20. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение: Пер. с фр. / История
21. Екадумова И.И. Социология: ответы на экзаменационные вопросы / И.И. Екадумова, М.Н. Мазаник. – 2-е изд., доп. – Минск: Тетра Системс, 2011. – 160 с.
22. Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс. – 4-е изд. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 128 с.
23. Жоль К.К. Социология (в систематическом изложении). Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 433 с.
24. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 «Социология» / Е.И. Зритнева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 150 с.
25. Капитонов Э.А. Социология XX века. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996 г.– 512 с.
26. Козырев Г.И. Социология: 100 вопросов – 100 ответов / Г.И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 190 с.
27. Козырев Г.И. Социология: учебное пособие / Г.И. Козырев. – М., Форум, 2010. – 320 с.
28. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 240 с.
29. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко.– М.: Изд-во Юрайт, 2011.– 523 с.
30. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 544 с.
31. Кузнецов В.Н. Социология идеологии: учебное пособие / В.Н. Кузнецов. – М.: КДУ, 2009. – 380 с.
32. Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций / Д.В. Кухарчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 192 с.
33. Лавриненко В.Н. Социология / В.Н. Лавриненко, О.А. Останина, Л.М. Путилова. 4-е изд. – М., Проспект, 2011. – 480 с.
34. Лавриненко В.Н. Социология: конспект лекций: учебное пособие. – М., Проспект, 2011. – 328 с.
35. Лукман Н. Общество как социальная система / Пер. с нем. А. Антоновский. – М., 2004.
36. Лукман Т., Бергер П. Социальное конструирование реальности. – М.: Директ-Медиа,2007. – 453 с.
37. Маркузе Г. Одномерный человек / Пер. с англ. А.А. Юдина. – М., 2003.
38. Мирошниченко И.В. Социология. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2009. – 128 с. 39. Назаренко С.В. Социология: учебное пособие / С.В. Назаренко. – СПб., Питер, 2009.
40. Нартов Н.А., Бельский В.Ю. Социология. Учебник / Под ред. В.И. Староверова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 512 с.
41. Общая социология: учебное пособие / под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2009.
42. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории / Г.В. Осипов, Л.Н. Московичев, Л.Н. Кабыща. – М., Норма, 2009. – 912 с.
43. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2002 (М.: Директ-Медиа, 2007. 1246 с.)
44. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998 (М.: Директ-Медиа, 2007. – 380 с.)
45. Ритерман Т.П. Социология. Полный курс. – Екатеринбург. – М.: У-Фактория; АСТ, 2009. – 96 с.
46. Соколов С.В. Социология / С.В. Соколов. – М., Форум, 2010. – 400 с.
47. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. предисл. А.Ю. Согомонов; пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992.
48. Сорокин П.А. Интегрализм – моя философия. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 19 с. 49. Сорокин П.А. Общая социология. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 566 с.
50. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. – М., 1994 (М.:Директ-Медиа, 2007. – 539 с.)
51. Сорокин П.А. Революция и социология. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 218 с.
52. Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. – М., 1993 (М.: Директ-Медиа, 2007. – 2046 с.)
53. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин; пер. с англ., коммент. и вст. статья В.В. Сапова. – М. – Астрель, 2006. – 1176 с.
54. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. – М.: Директ-Медиа, 2007. 55. Сорокин П.А. Социокультурная динамика. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 344 с.
56. Сорокин П.А. Человек и общество в бедствии. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 670 с. 57. социологии в памятниках. – М., 1995. (М.: Директ-Медиа, 2007. – 553 с.)
58. Социология. Основы общей теории: учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – 5-е изд. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. – 256 с.
59. Теннис Ф. Общество и общность. Основные понятия чистой социологии. – СПб., 2002.
60. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. – М.: Книжный дом «Университет», 2008. – Ч. 1. – 432 с.; Ч. 2. 424 с. (См. также изд. 2002 г.)
61. Тернер Р. Структура социологической теории. М., 1990.
62. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 63. Троцук И.В. Качественное социологическое исследование: предпосылки и логика
проведения: Конспект лекций. – М.: РУДН. – 2008. – 116 с.
64. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.
65. Фролов С.С. Общая социология: учебник / С.С Фролов. – М.: Проспект, 2011. – 384 с.(См. также изд. 2010 г.)
66. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. – М., 2002.
67. Шафранов – Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций. Учебное пособие. – М.: Логос, 2008.
68. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с польск. В.А. Ядова. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 828 с.
69. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социологической реальности: учебное пособие / В.А. Ядов. – М., Омега-Л, 2011. – 567 с.
7.3. Периодические издания
· Вестник Института социологии.
· Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.
· Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. «Философия. Политология. Социология. Психология. Международные отношения».
· Журнал социологии и социальной антропологии.
· Личность. Культура. Общество.
· Общественные науки и современность.
· СОТИС – социальные технологии, исследования.
· Социальная политика и социология.
· Социально-гуманитарные знания.
· Социальное партнерство.
· Социологический журнал.
· Социологическое обозрение.
· Социология власти.
· Социология образования.
· Социология.
· Социология: теория, методы, маркетинг.
· СОЦИС – социологические исследования.
· Социум и власть.
· Экономика и управление (Изд. БАГСУ при Президенте РБ <URL: http://www.bagsurb.ru/journal/>)
Интернет-ресурсы
http://www.socionet.ru
http://www.socionet.narod.ru
http://www.nir.ru
http://www.isn.ru/sociology.shtml
http://www.edu.ru
http://www.ecsocman.hse.ru
http://www.humanities.edu.ru
http://window.edu.ru
http://www.sociology2015.ru
http://www.elibrary.ru
http://www.gumfak.ru
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks
http://www.sociology.extrim.ru
http://www.isras.ru
http://www.isras.ru/socis.html
http://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html
http://www.isprras.ru
http://www.fom.ru
http://www.wciom.ru
http://www.mercator.ru
http://www.socio.msu.ru
http://www.soc.spbu.ru (http://www.soc.spbu.ru:8101/publications/jssa)
http://www.eu.spb.ru/socio/index.htm.
19. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): http://www.gks.ru Россия в http://www.bashstat.gks.ru
http://www.demographia.ru
http://www.demoscope.ru/weekly/proekt.php
Дата: 2019-02-02, просмотров: 409.