Апрелева В.А., Осинцева Н.В.
![]() |
.
Философия
Методические указания и варианты контрольных работ
для студентов всех специальностей заочной и заочной ускоренной формы обучения
Тюмень, 2008
УДК
ББК
Апрелева В.А., Осинцева Н.В. Философия: методические указания и варианты контрольных работ для студентов всех специальностей заочной и заочной ускоренной формы обучения. - Тюмень: РИЦ ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2008. – 65 с.
Методические указания и варианты контрольных работ разработаны на основании рабочей программы ГОУ ВПО ТюмГАСУ дисциплины «Философия» и требований Государственного стандарта для студентов всех специальностей заочной и заочной ускоренной формы обучения. Данное пособие содержит методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине «Философия», вопросы для подготовки к экзамену, список учебно-методической литературы и приложения с образцами оформления титульного листа и библиографического списка.
Рецензент: д.ф.н., член Академии социальных наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Тюменской государственной академии культуры и искусств Селиванов Ф.А.
Тираж 100 экз.
© ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»
© Апрелева В.А., Осинцева Н.В.
Редакционно-издательский центр ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »
Содержание
Введение………………………………………………………………………. Методические указания по выполнению контрольной работы………………………………………………………. Варианты контрольных работ…………………………………………. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………. Дополнительная литература и Интернет-ресурсы .………….. Приложение 1 Образец титульного листа контрольной работы по философии…………….. Приложение 2 Образец библиографического описания документов в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84…………………………………. Приложение 3 Образец оформления притекстовых библиографических ссылок……………... Приложение 4 Образец библиографического описания электронных ресурсов……………….. | 4 5 7 56 57 60 61 63 65 |
Введение
Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке специалиста и его профессиональной культуре. Проблема качества повышения профессиональной подготовки специалиста занимает доминирующее положение в ряду задач высшей школы. Очевидно, что на современном этапе конечной целью профессиональной подготовки студентов является деятельность выпускника, его способность к адаптации и эволюции в быстро меняющемся профессиональном мире, личностные качества, определяющие уже не только сугубо профессиональные характеристики человека, но и образ его жизни, уровень его культуры, интеллектуальное развитие. Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития – одно из важных условий того, чтобы человеческая деятельность могла реализовываться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.
Освоении курса «Философия» предполагает прослушивание лекций, участие на практических занятиях и самостоятельную работу студента. В силу ограничения количества аудиторных часов основным способом формирования познавательных потребностей и ценностных ориентаций у студентов заочной формы обучения является самостоятельное освоение материала и в частности написание контрольной работы. Это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, является важнейшим стратегическим направлением совершенствования качества профессиональной подготовки в вузе. В процессе подготовки контрольной работы происходит осознание необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования.
Важнейшим фактором активности и самостоятельности студентов при изучении философии является устойчивая профессиональная направленность. Этим обосновано добавление специальных разделов – «Философия техники» и «Философия экономики», где рассматриваются феномен техники и феномен экономики в философском аспекте, их влияние на развитие общества, личности и т.п.
Методические рекомендации и варианты контрольных работ по курсу «Философия» предназначены для студентов всех специальностей заочной и заочной ускоренной формы обучения Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. Данное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного стандарта и включает в себя методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине, вопросы для подготовки к экзамену, список учебно-методической литературы и приложения с образцами оформления титульного листа и библиографического списка.
Варианты контрольных работ
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Тема:Античная философия: основные проблемы и идеи
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Досократовский период. Проблема первоначала и натурфилософские идеи.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Первоначало (архэ), эпос, теогония, мистерии, орфизм, политеизм, эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Каковы социально–исторические условия формирования философии в Древней Греции: мир и культура полиса?
Задание 4. Решите тест:
1. Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?
1)Гераклит;
2)Демокрит;
3)Парменид.
2. Кто считается первым философом античности?
1)Солон;
2)Фалес;
3)Платон.
3. Кто считал воду первоначалом всего сущего?
1)Фалес;
2)Анаксимандр;
3)Аниксимен.
4. Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию – это …
1)Сократ;
2)Платон;
3)Аристотель.
5. Кто утверждал: «Я знаю, что я ничего не знаю»?
1)Гераклит;
2)Сократ;
3)Диоген.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Апрелева В.А. Сакральные аспекты закона и власти в античной Греции: монография / В.А. Апрелева. 2007.
2. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
3. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 2001.
4. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
6. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.
7. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие / В.Т. Звиревич. – М., 2004.
8. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.
9. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов / Чанышев А.Н.– М., 2003.
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Тема:Философия средних веков
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Раннехристианская философия: Аврелий Августин и его учение о Боге и человеке.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Патристика, схоластика, мистика, эзотерия, экзегетика, апологетика, ортодоксия, теоцентризм, теология, теодицея, пантеизм, панэнтеизм, теократия, томизм.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Что означал тезис «Философия – служанка богословия»?
Задание 4. Решите тест:
1. Средневековый автор изречения: «Верую, чтобы понимать» - это …
1)Аврелий Августин;
2)Фома Аквинский;
3)Иоанн Дамаскин.
2. Как называется философская школа в современном капитализме, исходящая из учения Ф. Аквинского?
1)Неотомизм;
2)Неоплатонизм;
3)Атомизм.
3. Кто из философов средневековья утверждал независимость души и тела?
1)Фома Аквинский;
2)Иоанн Дамаскин;
3)Аврелий Августин.
4. Как можно по Августину, перейти от «царства земного» к «царству небесному»?
1)С помощью постоянного устремления к богу посредством молитвы;
2)Посредством соблюдения строгого аскетизма;
3)С помощью постоянного стремления к состоянию просветления.
5. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину – это …
1)Интуиция;
2)Разум;
3)Вера в Бога.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.
5. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие / В.Т. Звиревич. – М., 2004.
6. Кучер О.Н. Христианство. История и современность / О.Н. Кучер. 2007.
7. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.
Вариант 9
Вариант 10
Тема:Философия эпохи Возрождения
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Гуманизм раннего Возрождения. Проблема достоинства и свободы человека.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Гуманизм, возрождение, ренессанс, пантеизм, скептицизм, неоплатонизм, индивидуализм, антропоцентризм, «интеллектуальная интуиция», утопия.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Каково влияние неоплатонизма на формирование особенностей культуры Ренессанса?
Задание 4. Решите тест:
1. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви – это …
1)Гуманизм;
2)Реализм;
3)Теологизм.
2. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны как образца общественного устройства – это …
1)Утопия;
2)Эссе;
3)Роман.
3. Характерная черта Ренессанса – это …
1)Антропоцентризм;
2)Натуроцентризм;
3)Теоцентризм.
4. Кем написан утопический роман «Город Солнца»?
1)Кампанелла;
2)Макиавелли;
3)Мор.
5. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований– это…
1)Утопия;
2)Фантастика;
3)Роман.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.
5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В.А. Канке. – М., 2006.
6. Костецкий В.В. Вводный курс философии / В.В. Костецкий. – Тюмень, 2000.
7. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.
Вариант 11
Вариант 12
Тема:Философия Нового Времени
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Механицизм в философской и научной картине Нового Времени.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, метафизика, просвещение, индукция, дедукция, «врожденные идеи», деизм, атеизм, монизм, дуализм, субстанция, модус.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
«Я мыслю, следовательно существую»,– как Вы понимаете философскую позицию автора данного суждения?
Задание 4. Решите тест:
1. Метод истинного познания, по Бэкону – это …
1)Дедукция;
2)Индукция;
3)Традукция.
2. Что было основной темой в Новое время?
1)Познание;
2)Природа;
3)Вера.
3. Кем написан труд «Новая Атлантида»?
1)Мор;
2)Гоббс;
3)Бэкон.
4. Кто считается основателем рационализма?
1)Бэкон;
2)Декарта;
3)Беркли.
5. Философ, рассматривающий общественные явления с позиции механистического материализма – это …
1)Т. Гоббс;
2)Ф. Бэкон;
3)Р. Декарт.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.
5. Ивин А.А. Философия истории: учебное пособие/А.А. Ивин.– М., 2000.
6. Костецкий В.В. Вводный курс философии / В.В. Костецкий. – Тюмень, 2000.
7. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.
Вариант 13
Вариант 14
Тема:Основные проблемы и идеи немецкой классической философии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Немецкая классическая философия как единый культурный феномен. Общие черты, специфика и основные представители.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Трансцендентный, имманентный, феноменальный, ноуменальный, априорный, апостериорный, практический разум, категорический императив, рассудок и разум, «вещь–в–себе».
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Что такое «чистое познание» по Канту? Назовите его компоненты. Приведите примеры априорного и апостериорного знания.
Задание 4. Решите тест:
1. Что, по Гегелю, является объективным, идеальным началом, выступающим субъектом развития, творцом мира?
1)Идея;
2)Душа;
3)Дух.
2. Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю – это …
1)Логика;
2)Вера;
3)Опыт.
3. Кому принадлежит труд «Философия права»?
1)Канту;
2)Гегелю;
3)Шеллингу.
4. Кто автор произведения «Критика чистого разума»?
1)Кант;
2)Фейербах;
3)Гегель.
5. Какой является способность образования понятий, суждений, правил, по Канту?
1)Эмпирическая;
2)Априорная;
3)Теоретическая.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.
5. Ивин А.А. Философия истории: учебное пособие/А.А. Ивин.– М., 2000.
6. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М., 2006.
7. Малахов В.П. Философия права: учебное пособие / В.П. Малахов. – М., 2001.
8. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.
Вариант 15
Вариант 16
Тема:Основные идеи и этапы развития русской философии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Философия всеединства В.С.Соловьева.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Исихазм, нестяжатели, иосифляне, любомудрие, нигилизм, анархизм, гегельянство, всеединство, софийность, соборность, византизм, славянофильство, западничество.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
В чем выражается специфика русской философии? Каково ее значение и роль в мировой культуре?
Задание 4. Решите тест:
1. Что является философией Ломоносова, составившей основу физической химии?
1)Монадология;
2)Относительность;
3)Корпускулы.
2. Представитель русского космизма, первым выдвинувший идею овладения Космосом – это …
1)Чижевский;
2)Герцен;
3)Федоров.
3. Течение русской философской мысли 30-40-х г. 19 в., в котором вера выступает первичным фактором, обусловившим историческую деятельность народа – это …
1)Западники;
2)Славянофилы;
3)Пятидесятники.
4. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса – это …
1)Славянофилы;
2)Декабристы;
3)Западничество.
5. Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государств, способную обеспечить целостность и устойчивость России – это …:
1)Либерализм;
2)Консерватизм;
3)Западничество.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Апрелева В.А. Сакральный Космос Руси: мифология, философия, право: монография / В.А. Апрелева. 2007.
3. Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 2006.
4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.
5. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы / В.К. Егоров. – М., 2002.
6. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: учеб. пособие / Солнцев Н.В. – М., 2001.
7. Сербиненко В.В. Русская философия: курс лекций: учебное пособие / В.В. Сербиненко. – М., 2006.
8. Хрестоматия по истории философии (русская философия). В 3 ч. Ч. 3. От Нестора до Лосева. М., 2001.
Вариант 17
Вариант 18
Тема:Основные направления и идеи современной западной философии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Характерные особенности современной западной философии. Критика классической философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Сциентизм, иррационализм, экзистенциализм, феноменология, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, технократия, «творческая эволюция», неотомизм, историцизм.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Что такое «Я», «сверх–Я», «Оно»? Какие направления в философии используют эти понятия?
Задание 4. Решите тест:
1. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание - совокупный результат специальных наук - это …
1)Структурализм;
2)Позитивизм;
3)Сенсуализм.
2. Мыслителем, отрицавшим существование в обществе объективного развития, является …
1)Поппер;
2)Конт;
3)Юнг.
3. Доминирующей сферой общества в концепции постиндустриализма является …
1)Производство;
2)Товары;
3)Сервис.
4. Теорию Фрейда называют …
1)Сенсуализм;
2)Психоанализ;
3)Рационализм.
5. Кто из последователей З. Фрейда развил учение о «коллективном бессознательном», определяющем социальное поведение людей?
1)Юм;
2)Фромм;
3)Юнг.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М., 2006.
3. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.
5. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.
6. Философия: Учебное пособие / под ред. Кохановского В.П. – М., 2007.
Вариант 19
Вариант 20
Вариант 21
Тема:Философское учение о бытии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Категория бытия в античной философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Онтология, бытие, монизм, дуализм, плюрализм, реальность, вещь, процесс, состояние, материя, субстрат, субстанция, система, структура, элемент.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
В чем заключается специфика человеческого бытия?
Задание 4. Решите тест:
1. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает …
1)Монизм;
2)Дуализм;
3)Деизм.
2. Что означает термин «онтология»?
1)Учение о сущем;
2)Учение о человеке;
3)Учение о познании.
3. Философское понятие для обозначения всего сущего – это …
1)Природа;
2)Материя;
3)Бытие.
4. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …
1)Атом;
2)Категория;
3)Субстанция.
5. Как в разные эпохи рассматривалась проблема бытия?
А)В эпоху средних веков | 1)бытие – духовно. |
Б)В эпоху Возрождения | 2)бытие – это материя. |
В)В философии Гегеля | 3)подлинное бытие есть «абсолютная идея». |
Г)Марксисткой философии | 4)бытие рассматривалось как физическая реальность, природа. |
Д)Русской религиозной философии | 5)бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир. |
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия / А.Ф. Грязнов. 2006.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
5. Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриенко, В.П. Ратникова. – М., 2007.
Вариант 22
Вариант 23
Тема:Развитие мира и его законы
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Основные принципы и законы диалектики.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Диалектика, метафизика, софистика, синергетика, эклектика, закон, закономерность, детерминизм, единичное, общее, особенное, причина, следствие, явление, сущность, случайность, причинность.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Всякое ли количественное изменение приводит к новому качеству?
Задание 4. Решите тест:
1. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в результате количественных изменений – это …
1)Скачок;
2)Прыжок;
3)Разрыв.
2. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …
1)Атом;
2)Категория;
3)Субстанция.
3. Центральным понятием диалектики является …
1)Скачек;
2)Повторение;
3)Развитие.
4. Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего называется …
1)Метафизика;
2)Диалектика;
3)Эклектика.
5. В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность–…
1)Эклектика;
2)Скептицизм;
3)Метафизика.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для студентов технических вузов / Е.Е. Ермакова. – М., 2004.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
5. Философия: Учебное пособие / под ред. Кохановского В.П. – М., 2007.
Вариант 24
Вариант 25
Тема:Проблемы социальной философии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Общественное бытие и общественное сознание, их структура и взаимодействие.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Общество, социальная среда, общественное бытие и сознание, общественная формация, производительные силы, производственные отношения, социальная группа, класс, страты, стратификация.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Какие типологии общественного развития вам известны?
Задание 4. Решите тест:
1. Мыслитель, который первым ввел в науку термин «социология» - это …
1)Конт;
2)Кант;
3)Каган.
2. Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется…
1)Социальной мобильностью;
2)Социальной аномией;
3)Социальной дифузией.
3. Естественным условием существования самого общества является …
1)Человек;
2)Дух;
3)Природа.
4. Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг – это
1)Международные отношения;
2)Социальные отношения;
3)Производственные отношения.
5. Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством – это
1)Право;
2)Потребность;
3)Традиции.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Ивин А.А. Философия истории: учебное пособие/А.А. Ивин.– М., 2000.
4. История и философия экономики: пособие для аспирантов / под ред. М.В. Конотопова. – М., 2006.
5. Малахов В.П. Философия права: учебное пособие / В.П. Малахов. – М., 2001.
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
Вариант 26
Вариант 27
Тема:Бытие человека в философском измерении
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Антропосоциогенез, филогенез, онтогенез, практика, этика, эстетика, деятельность, труд, индивид, индивидуальность, личность.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Какие Вам известны концепции происхождения человека в религии, науке и философии?
Задание 4. Решите тест:
1. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …
1)Теоцентризм;
2)Антропоцентризм;
3)Натуроцентризм.
2. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется…
1)Антропоморфизм;
2)Теоцентризм;
3)Натурализм.
3. Учение о человеке – это …
1)Онтология;
2)Антропология;
3)Социология.
4. Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …
1)Индивид;
2)Человек;
3)Лидер.
5. Совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других – это …
1)Индивидуальность;
2)Духовность;
3)Коллективность.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Апрелева В.А. Философские эссе о жизни и смерти: монография / В.А. Апрелева. 2006.
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Горелов А.А. История мировых религий: учебное пособие / А.А. Горелов. – М., 2006.
4. Кузнецов В.Г. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов и др. – М., 2005.
5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
6. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.
Вариант 28
Вариант 29
Вариант 30
Вариант 31
Тема:Феномен сознания в философии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Понятие сознания в истории философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Сознание, бессознательное, самосознание, подсознание, идеальное, рефлексия, когнитивный уровень, мышление, разум, рассудок, воля, эмоции, интуиция, интеллект.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Можно ли отождествлять понятия психики и сознания?
Задание 4. Решите тест:
1. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть …
1)Чувствительность;
2)Сознание;
3)Раздражимость.
2. Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это …
1)Подсознание;
2)Самосознание;
3)Индивидуальность.
3. Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию …
1)Мышление;
2)Деятельность;
3)Самосознание.
4. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …
1)Речь;
2)Письмо;
3)Язык.
5. Выделите точку зрения идеализма.
1)Сознание существует параллельно с материей;
2)Сознание может существовать до и независимо от материи;
3)Сознание существует как производная материи.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для студентов технических вузов / Е.Е. Ермакова. – М., 2004.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
5. Философия: Учебное пособие / под ред. Кохановского В.П. – М., 2007.
Вариант 32
Вариант 33
Тема:Философская теория познания. Научное познание
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Рациональное и иррациональное в познании.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Субъект, объект, парадигма, знание, чувственное, рациональное, теоретический и эмпирический уровни познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Существуют ли принципиальные отличия между агностицизмом, релятивизмом и скептицизмом?
Задание 4. Решите тест:
1. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах» - это …
1)Рационализм;
2)Сенсуализм;
3)Эмпиризм.
2. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это …
1)Рационализм;
2)Релятивизм;
3)Материализм.
3. Форма чувственного познания – это …
1)Представление;
2)Образ;
3)Восприятие.
4. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный воображением – это …
1)Представление;
2)Мечта;
3)Фантазия.
5. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это …
1)Догматизм;
2)Рационализм;
3)Релятивизм.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Андреев А.Л. Формы духовной жизни: наука, философия, религия, искусство: Пособие для негуманитарных спец. вузов / Андреев А.Л. – М., 2000.
3. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
4. Войтов А.Г. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов / А.Г. Войтов. – М., 2007.
5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В.А. Канке. – М., 2006.
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
Вариант 34
Вариант 35
Вариант 36
Вариант 37
Тема:Философия экономики
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Понятие хозяйства, его историческая эволюция.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Хозяйство, труд, богатство, бедность, рынок, экономика, домоуправление, экономический человек, экономия, политическая экономия, меркантилизм.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
К чему сводится концепция меркантилизма?
Задание 4. Решите тест:
1. В какой концепции политика предстает как соперничество заинтересованных социальных групп?
1) Правовой;
2) Социальной;
3) Экономической.
2. Кем разрабатывалась теория предельной полезности?
1) К. Марксом;
2) Ф. Энгельсом;
3) У. Джевонсом.
3. Какое этимологическое значение понятия «экономика»?
1) Искусство ведения домашнего хозяйства;
2) Искусство управления людьми;
3) Умение выгодно продать товар.
4. Когда зарождается концепция меркантилизма?
1) Конец 15 – начало 16 вв.;
2) 17 век;
3) Вторая половина 19 века.
5. Кто из мыслителей считал, что политика зависит от экономики?
1) О. Конт;
2) К. Маркс;
3) Э Мах.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. История и философия экономики: пособие для аспирантов / под ред. М.В. Конотопова. – М., 2006.
3. Захаров В.Н. История налогов в России: IX – начало ХХ века / В.Н. Захаров, Ю.А. Петров, М.К. Шацилло. – М., 2006.
4. Чудновская С.Н. История менеджмента: учебник для вузов. –М., 2004.
5. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М., 2005.
6. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета: учебное пособие – 2006.
7. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М., 2004.
8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
Вариант 38
Тема: Философия экономики
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Экономическое учение К. Маркса в труде «Капитал».
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Экономическое знание, экономикс, теория стоимости, теория предельной полезности, капитализм, либерализм, экономическая свобода, свободный рынок, принципы регулирования экономики.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Существует ли этика экономических отношений?
Задание 4. Решите тест:
1. Как называется работа К. Маркса, где он изложил экономическое учение?
1) «Государство»;
2) «Капитал»;
3) «Экономика».
2. Когда зарождается концепция меркантилизма?
1) Конец 15 – начало 16 вв.;
2) 17 век;
3) Вторая половина 19 века.
3. Кто рассматривал государственное вмешательство в хозяйственную жизнь как нарушение естественного процесса экономического развития?
1) Л. фон Мизес;
2) Дж. Ст. Милль;
3) Д. Рикардо.
4. Какое этимологическое значение понятия «экономика»?
1) Искусство ведения домашнего хозяйства;
2) Искусство управления людьми;
3) Умение выгодно продать товар.
5. Что понимается под общественно-экономической формацией?
1) Общество, основанное на принципах капитализма;
2) Все стороны общественной жизни в их органичной взаимосвязи;
3) Уровень развития государства в области экономики.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. История и философия экономики: пособие для аспирантов / под ред. М.В. Конотопова. – М., 2006.
3. Захаров В.Н. История налогов в России: IX – начало ХХ века / В.Н. Захаров, Ю.А. Петров, М.К. Шацилло. – М., 2006.
4. Чудновская С.Н. История менеджмента: учебник для вузов. –М., 2004.
5. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М., 2005.
6. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета: учебное пособие – 2006.
7. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М., 2004.
8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
Вариант 39
Тема:Философия техники
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Роль техники в истории человечества. Техника в контексте глобальных проблем.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Техника, техническое знание, научно-техническая революция, сциентификация техники, технологическая экспансия, антропология техники, техницизм, технический прогресс, техническое образование.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Какие проблемы техники в контексте философской антропологии анализирует Х. Ортега-и-Гассет?
Задание 4. Решите тест:
1. В каком значении употреблялось слово «машина» в античном мире?
1) Подъемное механическое устройство;
2) Метательный аппарат;
3) Самодвижущаяся повозка.
2. Назовите основоположников науки об электричестве?
1) Планк, Бор, Эйнштейн;
2) Лавуазье, Дальтон, Авогадро;
3) Эрстед, Ампер, Фарадей.
3. Кто предложит планетарную модель строения атома?
1) Н. Бор;
2) П. Кюри;
3) Э. Резерфорд.
4. Кто создал теорию электромагнитного поля?
1) Г. Герц;
2) Дж. Максвелл;
3) М. Фарадей.
5. В чем заключается особая роль физики в естествознании?
1) Закладывает необходимый теоретический фундамент под все естествознание;
2) Является одной из специальных наук, входящих в системы естествознания;
3) Разрабатывает современную электронную технику.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Лебедев С.А. Философия науки: общий курс: Учебное пособие / под ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.
4. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М., 2006.
5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
6. Философия: Учебное пособие / под ред. Кохановского В.П. – М., 2007.
7. Эккель Б. Философия С ++. Практическое программирование / Б. Эккель, Ч. Эллисон. М., 2004.
Вариант 40
Тема: Философия техники
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Философский анализ техники М. Хайдеггера и К.Ясперса.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Техническое воспитание, «интеллектуальный империализм», сциентификация техники, технологическая экспансия, «механическая цивилизация», техницизм, технический прогресс, технократическая концепция.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Каково проблемное поле философии техники?
Задание 4. Решите тест:
1. Какова заслуга Б. Якоби в истории науки и техники?
1) Создал теорию атомного ядра;
2) Создал гальванотехнику;
3) Создал синтетические красители.
2. Кто создал теорию электромагнитного поля?
1) Г. Герц;
2) Дж. Максвелл;
3) М. Фарадей.
3. Каким термином древние греки называли науку о природе?
1) Естествознание;
2) Натурфилософия;
3) Физиология.
4. В каком значении употреблялось слово «машина» в античном мире?
1) Подъемное механическое устройство;
2) Метательный аппарат;
3) Самодвижущаяся повозка.
5. Кто совершил открытие электрона?
1) Томсон;
2) Кулон;
3) Кюри.
Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Лебедев С.А. Философия науки: общий курс: Учебное пособие / под ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.
4. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М., 2006.
5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
6. Философия: Учебное пособие / под ред. Кохановского В.П. – М., 2007.
7. Эккель Б. Философия С ++. Практическое программирование / Б. Эккель, Ч. Эллисон. М., 2004.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет философии, ее место и роль в культуре.
2. Структура философского знания.
3. Становление философии. Мировоззрение и философия.
4. Основной философский вопрос. Классификация философских направлений и школ.
5. Особенности восточной философии
6. Философские идеи раннего периода античности. Натурфилософия.
7. Атомистическое учение Демокрита.
8. Софисты и Сократ.
9. Учение Платона об «идеях».
10. Аристотель о человеке, его душе, современном государстве.
11. Общие положения философии Пифагора.
12. Философия эллинистического периода (скептики, стоики, киники).
13. Религиозная средневековая философия.
14. Спор номиналистов и реалистов.
15. Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм.
16. Философские идеи Ф. Бэкона. Сциентизм.
17. Рационализм Р. Декарта.
18. Сенсуализм Дж. Локка и Дж. Беркли.
19. Жизнь и философия И. Канта.
20. Философская система Ф. Гегеля
21. Современная западная философия (экзистенциализм, «философия жизни», персонализм).
22. Русская философия, возникновение и основные направления.
23. Бытие как философская категория. Монистические и плюралистические концепции бытия.
24. Понятие материального и идеального.
25. Основные формы существования материи: пространство и время, движение, развитие и покой.
26. Диалектика, метафизика, эклектика. Основные законы диалектики.
27. Причинно-следственные связи и индетерминизм.
28. Научные, философские и религиозные картины мира.
29. Человек в системе социальных связей. Общество и его структура.
30. Культура и природа как формы человеческого бытия.
31. Человек как объект исторического процесса. Социализация личности.
32. Диалектика исторической необходимости и свободы личности в обществе.
33. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
34. Проблема смысла человеческого бытия. Свобода и ответственность, насилие и ненасилие.
35. Мораль, справедливость, право как аксиологические категории.
36. Совершенный человек в контексте различных культур.
37. Эстетические и религиозные ценности в человеческой жизни.
38. Сознание и самосознание: структура и формы проявления.
39. Понятие познания, веры, творчества.
40. Рациональное и иррациональное в познании.
41. Истина и заблуждение их критерии и верификация.
42. Соотношение мышления и языка.
43. Научное и вненаучное знание.
44. Структура научного знания, его методы и формы.
45. Смена научных парадигм. Наука и техника.
46. Современные глобальные проблемы человечества и их философское осмысление.
47. Футурология и сценарий будущего.
48. Природа технического знания: истоки и современная трактовка.
49. «Экономика»: истоки и эволюция понятия, современная трактовка.
50. Философское осмысление феноменов техники и экономики в контексте глобальных проблем.
Дополнительная литература и Интернет-ресурсы
Источники
1. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969-1972.
2. Аристотель. Соч.: В 4 т. – М., 1976-1983.
3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т. - М.: Искусство, 1994.
4. Бэкон Ф. Новый органон. Соч.: В 2 т. - М., 1972.
5. Вебер М. Избр. произведения. – М., 1990.
6. Гаггерджи С, Датта Д. Индийская философия. – М.: Селена, 1994.
7. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.- М.: Прогресс, 1988.
8. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 1974.
9. Декарт Р. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1989.
10. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М.: Мысль, 1986.
11. Кант И. Соч.: В 4 т. - М.: Издательская фирма АО «Ками», 1993.
12. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.- М.: Мысль, 1989.
13. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. - М., 1990.
14. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Политиздат, 1978.
15. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1990.
16. Платон. Соч.: В 3 т. - М.: Мысль, 1973.
17. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.
18. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. - М., 1993.
19. Соловьёв B.C. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1990.
20. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
21. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991.
22. Тоффлер А. Новая волна на Западе. - М.: Наука, 1986.
23. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.
24. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989.
25. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.
26. Фуко М. Археология знания. - Киев: Наука-центр, 1996.
27. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1993.
28. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1994.
Дополнительная литература к вариантам 1-20
1. Буров В.Г. Современная китайская философия. - М.: Наука, 1980.
2. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. - Л.: «Эго», 1991.
3. ИльинВ.В. Философия: Учебн. для вузов.- М.: Академический проект, 1999.
4. История философии в кратком изложении / Перевод с чешского И.И. Богута. – М., 1991.
5. История современной зарубежной философии / Под. ред. М.Я. Корнеева. - М., 1997.
6. История философии. Запад - Россия — Восток. В 3 кн./ Под ред. Н.В. Мотрошиловой.- М.: Греко-латинский кабинет, 1995.
7. Канке В.А. Основы философии. - М.: Логос, Высшая школа, 2000.
8. Канке В.А. Философия. - М., 2002.
9. Коплстон Ч.Ф. История средневековой философии. — М., 1997.
10. Лосский И.О. История русской философии. - М., 1991.
11. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. - М.: Политиздат, 1991.
12. Основы современной философии: Учебн. для высш. учеб. Заведений / Отв. ред. М.Н. Росенко. - СПб.: Лань,1997.
13. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1995.
14.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Петрополис, 1994.
15.Селиванов Ф.А. Рассказы о философах. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002.
16.Современная философия: Словарь и хрестоматия / Отв. ред.В.П. Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1996.
17.Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. – М., 1998.
18.Философия истории в России: Хрестоматия. - М.: Логос, 1996.
19.Философия: Курс лекций / Под ред. Е.Ф. Соколова. - М., 1997.
20.Философия: Учебн. для высш. учебн. заведений / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.
21.Философия: Учебн. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. 4-е изд., испр. и доп. - Минск: НТЦ «АПИ», 1999.
22.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебн. пособ. для вузов. - М.: Высшая школа, 1991.
Дополнительная литература к вариантам 21-40
1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 1994.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. — М.,1991.
3. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991.
4. Вольф Р.П. О философии. - М.: Аспект Пресс, 1996.
5. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994.
6. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
7. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996.
8. Каган М.С. Философия культуры. - СПб, 1996.
9. Мамардашвили М. Как я вижу философию. — М., 1988.
10.Митчем К. Что такое философия техники? - М.: Аспект Пресс, 1995.
12. Можеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990.
13. Молчанов Ю.Б. Проблемы времени в современной науке. - М.: Наука, 1990.
14. Момджян К.Х. Социум, общество, история. – М., 1994.
15. Налимов В.В. Вероятная модель языка. - М.: Наука, 1979.
16. Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.
17. Новая технологическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986.
18. Познание в социальном контексте. - М., 1994.
19.Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
20.Селиванов Ф.А. Благо, истина, связь. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008.
21.Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. - М.,1994.
22.Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. - М.: Логос, 1996.
23.Современные зарубежные концепции диалектики. – М., 1987.
24.Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа, 1995.
25.Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФРАН, 1994.
26.Традиции и революции в истории науки. - М.: Наука, 1991.
27.Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс, 1995.
28. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теория личности.— СПб.: Питер, 1997.
29. Чудинов Э.М. Природа научной истины. - М., 1977.
30. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. - М., 1994.
31. Это человек. Антология. – М.: Высшая школа, 1995.
32.Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. Спб., 1998
33.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Вебер М. Избр. произведения.М.,1990
34.Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство. Спб., 1999
Справочная литература
1. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова .- Политиздат, 1980 .
2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.
3. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М.: Логос, 1997.
4. Краткая философская энциклопедия. — М.: «Прогресс», 1994.
5. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М., 2006.
6. Всемирная энциклопедия. Философия. ХХ век. М., 2002.
7. Словарь античности. М., 1993.
8. Современная западная философия. Словарь. М., 1995.
9. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
10. История философии: Энциклопедия. – Мн., 2002.
Интернет – ресурсы
1. http://www.gumer.info/
2. http://www.countries.ru/library/htm
3. http://www.filosof.historic.ru
4. http://www.humanities.edu.ru:8100/db/sect/16
5. http://www.philosophy.ru/library/lib4.html
6. http://www.culturologia.info
Приложение 1
Образец титульного листа контрольной работы по философии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ссылка на часть документа
а) В ссылке на часть документа сначала дается ее описание, затем— описание документа в целом:
' Булгаков С. Н. О социальном идеале // Власть и право: Из истории русской правовой мысли. – Л., 1990. – С. 205 – 239.
2 Соловьев В. Задачи христианского государства // Родина. - 1990. - № 8. – С. 27.
б) Если описание части документа дается в тексте, в ссылке можно приводить только описание документа в целом:
1 Власть и право. – Л., 1990. – С. 218.
2 Родина. - 1990. - № 8. – С. 29.
Приложение 4
Апрелева В.А., Осинцева Н.В.
![]() |
.
Философия
Методические указания и варианты контрольных работ
для студентов всех специальностей заочной и заочной ускоренной формы обучения
Тюмень, 2008
УДК
ББК
Апрелева В.А., Осинцева Н.В. Философия: методические указания и варианты контрольных работ для студентов всех специальностей заочной и заочной ускоренной формы обучения. - Тюмень: РИЦ ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2008. – 65 с.
Методические указания и варианты контрольных работ разработаны на основании рабочей программы ГОУ ВПО ТюмГАСУ дисциплины «Философия» и требований Государственного стандарта для студентов всех специальностей заочной и заочной ускоренной формы обучения. Данное пособие содержит методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине «Философия», вопросы для подготовки к экзамену, список учебно-методической литературы и приложения с образцами оформления титульного листа и библиографического списка.
Рецензент: д.ф.н., член Академии социальных наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Тюменской государственной академии культуры и искусств Селиванов Ф.А.
Тираж 100 экз.
© ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»
© Апрелева В.А., Осинцева Н.В.
Редакционно-издательский центр ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »
Содержание
Введение………………………………………………………………………. Методические указания по выполнению контрольной работы………………………………………………………. Варианты контрольных работ…………………………………………. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………. Дополнительная литература и Интернет-ресурсы .………….. Приложение 1 Образец титульного листа контрольной работы по философии…………….. Приложение 2 Образец библиографического описания документов в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84…………………………………. Приложение 3 Образец оформления притекстовых библиографических ссылок……………... Приложение 4 Образец библиографического описания электронных ресурсов……………….. | 4 5 7 56 57 60 61 63 65 |
Введение
Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке специалиста и его профессиональной культуре. Проблема качества повышения профессиональной подготовки специалиста занимает доминирующее положение в ряду задач высшей школы. Очевидно, что на современном этапе конечной целью профессиональной подготовки студентов является деятельность выпускника, его способность к адаптации и эволюции в быстро меняющемся профессиональном мире, личностные качества, определяющие уже не только сугубо профессиональные характеристики человека, но и образ его жизни, уровень его культуры, интеллектуальное развитие. Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития – одно из важных условий того, чтобы человеческая деятельность могла реализовываться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.
Освоении курса «Философия» предполагает прослушивание лекций, участие на практических занятиях и самостоятельную работу студента. В силу ограничения количества аудиторных часов основным способом формирования познавательных потребностей и ценностных ориентаций у студентов заочной формы обучения является самостоятельное освоение материала и в частности написание контрольной работы. Это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, является важнейшим стратегическим направлением совершенствования качества профессиональной подготовки в вузе. В процессе подготовки контрольной работы происходит осознание необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования.
Важнейшим фактором активности и самостоятельности студентов при изучении философии является устойчивая профессиональная направленность. Этим обосновано добавление специальных разделов – «Философия техники» и «Философия экономики», где рассматриваются феномен техники и феномен экономики в философском аспекте, их влияние на развитие общества, личности и т.п.
Методические рекомендации и варианты контрольных работ по курсу «Философия» предназначены для студентов всех специальностей заочной и заочной ускоренной формы обучения Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. Данное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного стандарта и включает в себя методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине, вопросы для подготовки к экзамену, список учебно-методической литературы и приложения с образцами оформления титульного листа и библиографического списка.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 264.