Одним из важнейших индикаторов экономической безопасности предприятия является уровень спроса на его продукцию. Падение спроса ниже некоторого допустимого уровня может привести к банкротству фирмы. Отсюда очевидна необходимость изучения причин невостребованности продукции, приводящих предприятие к риску.
Риск невостребованности продукции характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по данной причине вследствие падения спроса на ее продукцию.
Риск невостребованности продукции относится к категории смешанного и может быть связан как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельностью самого предприятия, производящего и (или) реализующего продукцию.
На возможность его возникновения влияют почти все подсреды внешней среды, но в большей мере: внешнеэкономическая ситуация, рыночная остановка, социально-демографическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень и нормативно-правовая база. Данный риск существует из-за отклонений от нормальных условий в двух отраслях: производящей и реализующей продукцию.
Факторы риска невостребованности продукции:
1. Факторы производства.
2. Среда возникновения.
3. Центры ответственности.
4. Центры затрат.
5. Виновники возникновения.
6. Производственные условия.
7. Время возникновения.
8. Время обнаружения.
9. Виды продукции.
10. Потребитель продукции.
11. Каналы сбыта.
12. Спрос на продукцию.
Проанализируем каждую группу факторов.
Факторы производства. Факторы производства включают в себя:
Например, неправильно составленный специалистами прогноз спроса на продукцию предприятия приведет к неадекватности ее сбыта: произведенный объем продукции или его часть не будет реализована и превысит спрос. В результате этого предприятие понесет экономический ущерб. Или же работниками отдела снабжения было закуплено иное сырье или другие материальные ресурсы, чем это предусматривалось при разработке продукции. В итоге она не стала (или перестала) пользоваться спросом, и фактический объем продаж оказался меньше запланированного. Работники маркетинговой службы могут неверно определить и избрать каналы сбыта и направления сбыта продукции, потребителя, время и место реализации и т.д. Если же квалификация рабочих не соответствует сложности выполняемых ими работ, это, обычно, отражается на качестве продукции.
На производство продукции затрачивается рабочее время. Та же часть отработанного времени, которая израсходована на производство продукции, не нашедшей спроса, не может быть отнесена к полезно затраченному труду. Следовательно, она должна быть отнесена к потерям рабочего времени. Причем, этот вид потерь на первый взгляд, скрыт от аналитика.
Следующим фактором производства являются " производственные основные фонды" .
Производственного менеджера интересуют не все основные фонды предприятия, а только та их часть, которая задействована на производство продукции, т.е. потребленные средства производства. Основные фонды в отличие от оборотных переносят свою стоимость на произведенный с их помощью продукт не сразу, а по частям. Естественно, что, если произведенная продукция нашла потребителя, то перенесенная на нее часть стоимости основных фондов будет возмещена. Если же продукция не была реализована, то часть содержащейся в затратах на ее производство и реализацию стоимости основных фондов не будет возмещена и явится одной из составляющих экономического ущерба.
Наличие физически устаревших основных фондов производственного назначения, во-первых, снижает комфортность условий работы; во-вторых, в отдельных отраслях, особенно в наукоемких, это тормозит производство современной продукции; в-третьих, изношенность, прежде всего сверхнормативная, активной части основных фондов приводит к частым поломкам и остановке оборудования. Как следствие всего этого увеличивается время его нахождения в ремонте. В результате снижается качество продукции и увеличиваются затраты на ее производство, что, в свою очередь, ведет к ее удорожанию и снижению на нее спроса.
Еще одним фактором производства являются " производственные оборотные фонды" . Вместе с фондами обращения они образуют оборотные средства предприятия, среди которых большую роль играют материальные ресурсы или материалы. В их состав входят:
Причинами риска невостребованности продукции, вызванного материальными ресурсами, могут быть следующие:
1. Вид материала.
2. Цена единицы материальных ресурсов.
3. Закупочная политика.
4. Отходы от производства.
Например, ввиду организационных или финансовых трудностей предприятие заменяет металлические корпуса на пластмассовые и производит партию электронных часов не в металлическом, как было запланировано, а в пластмассовом корпусе при тех же технических параметрах изделия. Но спрос на пластмассовые часы ограничен в основном молодежной категорией покупателей. В результате и при более низкой цене значительная часть объема произведенных часов осталась нереализованной, и предприятие понесло убыток из-за замены материала. Сюда же можно отнести продажу товара без упаковки вместо упакованного и т.п.
Одной из причин риска невостребованности вследствие удорожания продукции являются отходы материалов. В одних отраслях из-за особенности технологии и требований, предъявляемых к качеству конечной продукции, они планируются, в других – не планируются, но по различным причинам возникают.
Направления изучения причин возникновения риска невостребованности продукции по факторам производства, представим на рис. 4.
Рис. 4. Взаимосвязь причин возникновения риска невостребованности продукции и факторов производства
Среда возникновения риска невостребованности продукции порождает его внутренние и внешние причины.
Внутренние причины зависят от деятельности предприятия, его подразделений и отдельных работников к ним относятся:
Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности предприятия. Однако в ряде случаев они могут ею провоцироваться.
Например, плохо организованный документооборот на предприятии может привести к тому, что потребитель продукции из-за несвоевременного получения уведомления о готовности его заказа или об отгрузке в его адрес продукции израсходует финансовые ресурсы на другие цели.
Основными причинами, вызывающими риск невостребованности извне, являются:
Снижение индивидуального спроса ввиду ухудшения общего экономического положения населения из-за резкого роста инфляции – одна из главных причин и составляющих социально-экономической ситуации в обществе.
На риск невостребованности влияет и демографический фактор, особенно поло-возрастной состав потенциальных потребителей, если мы рассматриваем индивидуальный спрос. Очевидно, что в сельской местности, где выше удельный вес старшей возрастной группы с низкими доходами (для России), будет и ниже или отсутствовать спрос на современную дорогую бытовую технику. Демографический фактор пересекается с географией распределения потребителей, которая также может стать причиной риска невостребованности продукции. Различные географические зоны предъявляют специфические требования к техническим параметрам изделий. Повышение транспортных издержек вызывает рост цены на товар, а он – снижение спроса.
Последний из включенных факторов политический. В условиях политической нестабильности в нашей стране предприятие должно заранее проанализировать ситуацию в местах нахождения фактических и потенциальных потребителей продукции и не планировать крупные объема производства и сбыта в рискованные зоны.
Такими центрами ответственности могут стать:
Традиционно они носят названия отделов и управлений.
При этом каждому центру ответственности подчиняется одно или несколько структурных подразделений, в которых формируются затраты.
Затраты возникают на каждом этапе разработки, освоения, производства, хранения и реализации продукции во всех структурных подразделениях предприятия. Для статистического контроля затрат необходимо вначале определить производственные центры или участки, на которых осуществляются производственные операции. Они могут быть сгруппированы, например, следующим образом:
Такая группировка затрат по центрам их возникновения позволяет легко определить:
Когда продукция предприятия не пользуется спросом под действие внутренних факторов, желательно проанализировать не только те центры, которые ответственны за это, и те центры, где формируются затраты, но и выявить конкретные лица, являющиеся виновниками происходящего.
Время возникновения риска невостребованности продукции тесно связано с ее жизненным циклом, поэтому будем его трактовать именно в такой связи. Выделим следующие этапы жизненного цикла продукции (см. рис. 6)
Разработка | | Освоение | | Производство | | Хранение | | Сбыт |
Рис. 6. Этапы жизненного цикла продукции на предприятии-изготовителе
Для этого при конструировании изделия предпочтительны методы функционально-стоимостного анализа. На других этапах жизненного цикла продукции могут применяться иные специфические методы предварительного, текущего и последующего экономического анализа.
Лучше всего, если изготовитель обнаружит риск в предшествующем производству периоде в процессе предварительного для данного этапа анализа, когда предприятие еще не понесло производственные затраты. Тогда экономический ущерб будет включать издержки на исследование рынка, разработку изделия и некоторые другие. Инструментом анализа служит табл.
Обнаружение риска в процессе изготовления продукции может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия, если невостребованной окажется продукция, имеющая значительную долю в объеме производства предприятия.
В качестве инструмента анализа можно предложить для этого шахматную таблицу, в которой по строкам показываются важнейшие виды продукции предприятия. По графам их объемы распределяются по стадиям ее жизненного цикла. Итоговая графа может содержать управленческое решение по дальнейшему производству изделий каждого вида. Это позволит своевременно внести изменения в производственную программу предприятия и уточнить возможное изменение сбыта продукции.
Таблица 4
Выпуск важнейших видов товарной продукции по стадиям ее жизненного цикла (в неденоминированных ценах)
Этапы жизненного цикла продук- ции | Освоение производ-ства (тыс. руб.) | Производство (тыс. руб.) | Управлен-ческое решение | |||
Вид продукции | Выведе-ние на рынок | Утвержде-ние на рынке | Зрелость | Падение спроса (реализа-ции) | ||
Платье хлопчато-бумажное арт. 85003455 | 190 | Модификация | ||||
Платье детское хлопчато-бумажное арт. 21711Б70 | 26 | Продолжить производство | ||||
Брюки хлопчато-бумажные арт. 17289Б37 | 63 | Снять с производства | ||||
Блузка арт. 23742А98 | 70 | Следить за спросом | ||||
Брюки шерстяные арт. 17289Б40 | 80 | Модификация | ||||
Комплект – сувенир | 173 | Запуск в производство | ||||
Спортивные трусы арт. 85003275 | 17 | Снять с производства | ||||
Постельное белье арт. 85003470 | 70 | Продолжить производство | ||||
Белье арт. 85003456 | 33 | Снять с производства | ||||
Итого на этапе: | 173 | 70 | 26 | 340 | 113 | 722 |
В % к итогу: | 23,96 | 9,70 | 3,60 | 47,09 | 15,65 | 100 |
37,26 | 62, | 74 | 100 |
Для избежания и уменьшения риска невостребованности продукции необходимо знать, каков спрос на продукцию, производимую предприятием, и влияющие на него факторы, называемые детерминантами спроса. Их следует сгруппировать, выделив внешние и внутренние.
К внешним факторам спроса относятся объем предложения данного товара на рынке, тип продукции, число разновидностей товаров на рынке, уровень доходов потребителей, ожидания потребителей относительно будущего изменения доходов и цен на товары, потребительские предпочтения или вкусы, полезность данного продукта, число покупателей на рынке, цена товара и др. Они являются преимущественно неуправляемыми со стороны производственного предприятия. Тем не менее менеджер должен глубоко анализировать внешние детерминанты спроса для прогнозирования его тенденций и снижения риска невостребованности продукции.
Внутренними факторами спроса на продукцию предприятия являются ее цена относительно суммы покрытия затрат на производство и ценовой политики, качество продукции, квалификация персонала, качество оборудования и материальных ресурсов, научно-технический уровень производимой продукции и т.д. Они относятся к управляемым факторам, прямо или косвенно влияющим на величину спроса на продукцию предприятия и, следовательно, показатели риска ее невостребованности.
Пример. Проведем анализ ситуации, сложившейся в одном из швейных цехов АО " Смена" , по данным табл. 4.
Чуть больше трети продукции (37,26 %) находится на стадиях освоения производства, выведения и утверждения на рынке. Это не покрывает даже ее объема, заключенного в стадии " зрелости " . Если же учесть и продукцию, спрос на которую падает, то очевидно, что на предприятии сложилась сложная ситуация: через определенный период времени изделия из стадии "зрелости" перейдут в стадию " падения спроса " . Стоимостной же объем продукции первых трех стадий жизненного цикла, равный 269 тыс. руб., не сможет компенсировать потери реализации в размере 340 тыс. руб. или 47,09 %, а тем более 62,47 % ее объема, производимого в анализируемом периоде.
Таким образом предприятие находится в зоне высокого риска как по объему, так и по числу позиций ассортиментного плана, поскольку к последним по результатам управленческого решения отнесено пять из девяти видов продукции – 1-ый, 3-ий, 5-ый, 7-ой и 9-ый. Это составляет 55,5 % ассортимента швейных изделий цеха, что ниже общего числа позиций, попавших на стадии "зрелости" и "падения спроса" благодаря устойчивому спросу на постельное белье.
При небольшом по широте ассортименте или по сгруппированным данным целесообразно применение графического метода анализа (см. рис.7).
Рис. 7. Выпуск важнейших видов товарной продукции по стадиям ее жизненного цикла
А – в швейном цехе АО "Смена";
Б – нормальная ситуация.
Рис. 7 иллюстрирует существенное отличие фактических данных (кривая А) от теоретического варианта (кривая Б), имеющего вид кривой нормального распределения.
Это подтверждает вывод об ошибочной ассортиментной политике предприятия и наличии высокого уровня риска невостребованности продукции.
Выявление риска невостребованности продукции по потребителю и по каналам сбыта возможен не только по схеме, приведенной в табл.5 и 6.
При наличии прямых связей целесообразно ранжировать потребителей в порядке возрастания или убывания объема реализации. В табл. 7 распределим по возрастанию оборота по реализации потребителей продукции АО "Смена" за месяц.
Таблица 7.
Потребители готовой продукции АО "Смена" (в неденоминированных ценах)
№ п/п | Потребитель | Объем реализации за месяц, (тыс. руб.) |
ТОО " Бемби" , г.Дмитров | 14686 | |
ТОО " Все для Вас" , г.Балашиха | 17750 | |
АОЗТ " Детский мир" , г.Брянск | 23391 | |
АОЗТ " Зенит" , г.Крымск | 23860 | |
Раменское потребительское общество | 24105 | |
ТООТ " Детский мир" , г.Тамбов | 28689 | |
АОО " Детский мир" , г.Старый Оскол | 30479 | |
ТОО " Звездочка" , ф.16 | 32935 | |
ТОО " Бемби" , г.Москва | 34182 | |
ОАО " Москва" , универмаг | 34300 | |
ТОО " Кумир" | 36100 | |
ТОО " Гусар" | 36800 | |
ТОО " Мечта" | 39600 | |
ТОО " Тимур" | 42254 | |
ТОО " Надежда" | 43590 | |
АООТ " Детский мир" , склад №1 | 45361 | |
ТОО " Орленок" , ф.27 | 45538 | |
Военторг, г.Щелково | 49850 | |
АТП магазин №5 " Искра" | 50985 | |
АОДТ " Краснопресненский" | 54850 | |
АО Торговый дом " ГУМ" | 63250 | |
Итого: | 772555 |
При большом числе потребителей в целях обозримости ряда и возможности принятия управленческого решения следует сгруппировать данные в несколько групп. Для этого можно использовать формулу расчета интервалов:
[1],
где i – величина интервала в соответствующих единицах измерения;
R max – максимальное значение признака;
Rmin – минимальное значение признака;
n – желаемое число групп.
Для нашего примера возьмем 5 групп.
Тогда:
.
Построим в табл.8 интервальный ряд распределения потребителей АО "Смена" по объему реализации и вычислим объем реализации за месяц в каждой группе и ее долю в процентах к итогу.
Таблица 8
Потребители готовой продукции АО " Смена"
Объем реализации за месяц, | Число | Объем реализации за месяц по группе | |
тыс. руб. | потребителей | тыс. руб. | в % к итогу |
14685 – 24398 | 5 | 103792 | 13,43 |
24398 – 34111 | 3 | 92103 | 11,92 |
34111 – 43824 | 7 | 266826 | 34,54 |
43824 – 53537 | 4 | 191734 | 24,82 |
53537 – 63250 | 2 | 118100 | 15,29 |
Итого: | 21 | 772555 | 100 |
Из таблицы 8 видна высокая равномерность распределения объемов реализации готовой продукции АО "Смена" по ее потребителям, которыми преимущественно являются крупные детские торговые фирмы и магазины. Это свидетельствует о незначительном уровне риска по данному признаку, так как даже потеря наиболее крупного потребителя не вызовет существенного снижения оборота предприятия по реализации. Таким образом на нем осуществляется правильная сбытовая политика.
В нашем примере сбыт товарной продукции осуществляется по одноканальной схеме.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.