Мы уже говорили о том, что нельзя дать то, чего вы не имеете. У некоторых людей доброе сердце, они рады были бы поделиться с окружающими, но делиться им практически нечем. Почему? Потому, что они не сумели для начала накопить ценность в себе. Повышение собственной ценности — это не эгоизм. Накапливая знания, обучаясь новым умениям, приобретая опыт, вы не только совершенствуете себя, но и повышаете свою способность помогать другим.
В 1974 году я принял решение начать работу над своим развитием. Я был уверен, что это поможет мне стать лучшим священником, и начал усиленно читать книги, слушать записи, посещать конференции, учиться у самых известных лидеров. В то время я еще не знал, что это решение станет самым важным в моей программе оказания помощи окружающим, но именно так все и получилось. Чем совершеннее становился я сам, тем качественнее была моя помощь людям в их самосовершенствовании. Чем выше становился я, тем выше могли подняться стоящие рядом. То же самое относится и к вам. Если вы хотите добавить ценность окружающим людям, прежде всего займитесь повышением собственной ценности.
Знайте, что ценят люди
Прочитав главы «Слушайте сердцем» и «Найдите ключи к сердцам людей», вы уже в целом поняли принципы, лежащие в основе этого метода. Если вы уже начали практиковаться в нем, то представляете, с какими затратами времени он связан.
Но вы также должны понять, что это, пожалуй, самый главный шаг, помогающий завоевать расположение людей. Если вы будете знать, что больше всего ценят люди, то вам — при некотором усилии — удастся увеличить их ценность.
Я всегда знаю, чем могу поделиться с близкими мне людьми. Это необходимо знать и вам. Вот некоторые примеры из моей жизни.
Моя жена Маргарет ценит время, которое я провожу с ней, и мое внимание.
Мои дети Элизабет и Джоэл ценят то, что мы с Маргарет заложили в них в результате воспитания.
Мой брат Ларри ценит мои молитвы и совместно проведенное время.
Мои племянники Эрик и Трои ценят мои отеческие советы и любовь, которую я им дарю.
Президент моей некоммерческой организации EQUIP Джон ценит те возможности, которые я ему предоставляю как лидеру.
Президент моей компании ISS Керк ценит мою дружбу и наши партнерские отношения.
Том ценит мою дружбу и наставничество.
Рик ценит мое отношение к нему как к «младшему брату».
Джоэл ценит те деловые связи, которые я ему обеспечиваю.
Этот перечень можно продолжить, но я боюсь вам наскучить. Главное, чтобы вы поняли: необходимо знать, что ценят люди, которые вам близки и дороги.
Кстати, добавляя ценность в жизнь окружающих, вы приносите пользу не только им, но и себе. Люди, которых я перечислил, повышают ценность и моей жизни. Некоторые из них дали мне так много, что я при всем желании не смог бы отплатить им тем же.
Лес: закрепление пройденного
Обогащение жизни ближних — это одна из целей, с которыми Бог послал нас в этот мир. Вы никогда не ошибетесь, помогая окружающим лучше прожить жизнь и раскрыть свой потенциал.
Чтобы применить урок Джона на практике...
Забудьте о стремлении к успеху и займитесь повышением ценности своей личности.
Задайте себе вопрос: кто обогащает мою жизнь и чью жизнь мне больше всего хотелось бы обогатить?
Сделайте следующее: составьте список близких вам людей и определите, что они больше всего в вас ценят.
Помните, что, если вы не цените людей по-настоящему, они никогда не будут ощущать собственную значимость в вашем присутствии.
19
ЗАПОМИНАЙТЕ ИСТОРИЮ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
Многие люди не нуждаются в ваших советах.
Они предпочли бы. чтобы вы просто
выслушали их историю.
Филипп Стенхоп, граф Честерфилд
Лес: осмысление увиденного
Время от времени Джон задает мне вопросы:
— Лес, расскажи мне про своего отца. Как у них с матерью идут дела после переезда в Финикс?
В этом весь Джон. Он не забыл, что мои родители недавно переехали в другой город.
— И про брата тоже расскажи, — продолжает он. — Что от него слышно в последнее время?
Похоже, что Джон помнит историю каждого человека, хотя он знаком очень со многими. Он никогда ничего не забывает. Мне неоднократно приходилось слышать, как, знакомясь с людьми, он сразу же просит их рассказать о себе. Я поинтересовался у него, как ему удается все это запоминать.
— Во-первых, я люблю, когда человек рассказывает мне интересные истории, независимо от того, познакомился я с ним только что или знаю его всю жизнь. Когда я встречаюсь с отцом, которому исполнилось уже восемьдесят два года, мы все время рассказываем что-нибудь друг другу. Мы обсуждаем события, происшедшие в нашей жизни недавно, но зачастую мне приходится выслушивать также истории, которые я слышал уже десятки раз. Некоторые из них отец любит рассказывать при каждой нашей встрече. О других мне приходится иногда просить его. Некоторые из них я с удовольствием пересказываю другим людям.
— Но ведь порой ты тратишь много времени и на то, чтобы выслушать историю человека, с которым едва знаком.
— Это верно. Если у меня есть хоть пара минут, я всегда прошу человека рассказать о себе, потому что знаю, что в этом случае он сфокусирует внимание на себе самом, своих интересах, мечтах, уникальных способностях, разочарованиях, проблемах, надеждах — на своем жизненном пути. Если человек видит, что я им интересуюсь, он раскроет мне душу, а на этом можно построить прекрасные взаимоотношения.
Недавно я ехал на такси из аэропорта Сан-Диего в Коронадо и разговорился с водителем. Его звали Рафаэль. Я попросил его рассказать о себе, и он поведал мне, что живет в Коронадо уже тридцать пять лет и нашел здесь то, чего не мог найти за всю свою жизнь, — круг общения. Каждый вечер он встречается с друзьями на местном рынке, они беседуют и играют в разные игры. Он был так рад поделиться со мной историей своей жизни, что даже пригласил меня на рынок.
Вот вам наглядный пример того, как можно в кратчайшее время установить хорошие отношения с человеком, всего лишь попросив его рассказать о себе. Только представьте, какое впечатление вы на него произведете, если запомните его историю. Это позволит вам очень быстро восстановить с ним отношения при последующей встрече.
ДЖОН: ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК
Существует множество причин, по которым стоит запоминать историю человека. Вот лишь некоторые из них, которые заставляют меня поступать таким образом.
Задавая вопрос об истории человека, вы говорите ему: «Ты можешь представлять важность».
Запомнив историю человека, вы говорите ему: «Ты представляешь важность».
Напоминая человеку о его собственной истории, вы говорите ему: «Ты представляешь важность для меня».
Рассказывая его историю другим людям, вы говорите ему: «Ты представляешь важность для окружающих».
Каков же результат? Вы сами становитесь важной персоной для человека, рассказавшего вам свою историю.
Чтобы использовать этот метод для завоевания расположения людей, нужно всего три небольших шага. Сложность заключается лишь в том, чтобы последовательно и постоянно применять эти шаги ко всем, кто встречается в вашей жизни.
Задайте вопрос
При знакомстве с новым человеком сразу же после представления и обмена любезностями попросите его рассказать о себе. Это можно сделать самыми различными способами. Либо просто в лоб задать вопрос: «Расскажите о себе». Либо спросить, откуда он родом или каким образом оказался в этой компании. Делайте так, как вам удобнее.
Если вы раньше никогда так не поступали и на первых порах испытываете неловкость, попрактикуйтесь для начала на людях, с которыми вы, по всей вероятности, никогда больше не увидитесь, — водителе такси, пассажире, сидящем в соседнем кресле в салоне самолета, официантке в ресторане. Когда вы привыкнете задавать подобные вопросы незнакомым людям, дальше все пойдет значительно легче.
Выслушайте ответ
Много лет назад я где-то прочел советы, адресованные внимательному слушателю. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
Смотрите собеседнику в глаза.
Будьте вежливы. Не закатывайте глаза и не стройте гримасы, услышав нечто такое, с чем вы не согласны.
Не перебивайте собеседника. Используйте фразы типа «Продолжайте» или «Я вас слушаю» вместо «Ваши слова напоминают мне один случай...».
Подтвердите собеседнику, что вы поняли смысл сказанного. Начинайте свою реплику со слов: «Если я вас правильно понял...»
Самое главное — это сосредоточить все свое внимание на говорящем. Проблема большинства людей заключается в том, что, пока говорит собеседник, они не столько слушают, сколько размышляют над своим ответом. Уделяя партнеру свое полное внимание, вы обеспечиваете себе хорошую позицию для следующего шага.
Запоминайте
Одни люди лучше запоминают числа, другие — имена и лица. Однако практически все хорошо запоминают истории. Такая способность наблюдается даже у самых маленьких детей. Истории и рассказы передаются по памяти из уст в уста на протяжении тысячелетий. Даже очень длинные сказания типа «Илиады» или «Одиссеи», созданные почти три тысячи лет назад, в течение почти трехсот лет передавались от одного рассказчика другому, пока не были записаны. Различные истории сопровождают нас всю жизнь.
Несколько лет назад компания INJOY получила письмо от Эллиса Браста, бывшего священника церкви Святого Михаила и всех ангелов, в котором рассказывалось о том, как важно помнить историю каждого отдельного человека:
Один из прихожан нашей церкви открыл заведение быстрого питания в небольшом городке Гилмер в восточном Техасе. В качестве компаньонов он пригласил еще двоих наших прихожан, и они согласились вести дело на христианских принципах. Три-четыре года назад я взял его с собой на выступление Джона, и с тех пор он старается обучать своих партнеров почерпнутым там истинам.
В первую же неделю после открытия к нему зашли три пожилые покупательницы, чтобы выпить чего-нибудь прохладительного, и одна из них была разочарована, узнав, что в заведении отсутствует диетический «Доктор Пеппер». Хозяин поговорил с женщиной и узнал, что она страдает диабетом и предпочитает диетический «Доктор Пеппер» всем остальным напиткам. Он тут же сел в машину, поехал в магазин, приобрел большую упаковку этого напитка и подал его женщине со льдом. Вдобавок он сказал ей, что впредь у него в холодильнике для нее всегда будет стоять диетический «Доктор Пеппер». Ей только надо назвать продавцу свое имя, и она тут же получит напиток.
Пораженная женщина сказала: «Молодой человек, я живу в этом городе всю жизнь. У меня здесь много влиятельных друзей, и я всем им расскажу, что вы сделали для меня. Большое спасибо, я стану вашим постоянным клиентом».
Я думаю, вам будет интересно узнать, как ваша работа изменяет жизнь людей. Продолжайте делать добрые дела.
Сделал ли этот владелец заведения нечто выдающееся? Изменил ли он жизнь своей пожилой клиентки? Нет. Мы даже не знаем, удалось ли ему впоследствии еще раз поговорить с ней и выслушать историю ее жизни. Но он помог ей почувствовать собственную значимость, и это пришлось ей по душе. Если мы будем заботиться о людях, внимательно выслушивать их и стараться запомнить историю каждого, то сможем оказывать на них влияние. И они при этом будут чувствовать себя «на миллион долларов».
Дата: 2019-02-02, просмотров: 449.