Основные элементы автомобильной дороги
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       К элементам автомобильной дороги относятся: земляное полотно, дорожная одежда, дорожные сооружения и обрезы.

       Земляное полотно (рис. 28) является грунтовым основанием для дорожной одежды и должно обеспечивать ее надежность независимо от меняющегося водного и температурного режимов. Оно включает дорожную одежду и кюветы.

       Дорожная одежда - основная часть дороги, обеспечивающая круглогодичное движение. Ее устраивают на ширину проезжей части или на всю ширину дорожного полотна.




Рис, 28. Элементы дороги

1 - дорожная одежда; 2 - водопропускная труба; 3 - насыпь; 4 - мост; 5 - выемка; 6 - кромка проезжей части; 7 - бровка земляного полотна; 8 - покрытие; 9 - основание; 10 - дополнительное основание (дренирующий слой)

Дорожные сооружения включают водопропускные сооружения, путепроводы и переезды, а также съезды и ограждения.        Обрезы являются частью полосы местности, отведенной под дорогу. Они используются для движения гусеничных машин, устройства объездов, складирования материалов, расположения резервов и кавальеров, размещения снегозащитных устройств, установки дорожных знаков, а также для устройства укрытий и других сооружений.        Дорога как инженерное сооружение имеет ряд прямых участков, сопряженных между собой кривыми (закруглениями).        Элементы кривой и их обозначение показаны на рис. 29. Рис. 29. Элементы кривой в плане У - угол поворота; R - радиус кривой; Т - длина касательной (тангенс); Б – биссектриса

       Для войсковых путей назначают следующие величины радиусов кривых: 200 м -рекомендуемый, 50 м - наименьший, 20 м - исключительный (применяется в крайне стесненных условиях).

       Продольным профилем дороги называют ее начертание в разрезе по оси. На нем показывают величину продольных уклонов, а также места расположения, тип и основные размеры водопропускных сооружений.

       Везде, где это вызывает большого объема земляных работ, необходимо стремиться к его снижению. Обычно принимают: для грунтовых дорог

       - 0,5 -1,0 %; для дорог с твердым покрытием - 0,3 - 0,5 %.

       Поперечный профиль дороги. В зависимости от условий местности поперечный профиль дороги может устраиваться: в нулевых отметках, насыпи, выемке и в полунасыпи-полувыемке.

       Земляное полотно в нулевых отметках - наиболее выгодный и распространенный профиль дороги. Земляные работы в этом случае сводятся к созданию двухскатного дорожного полотна за счет грунта, вынутого из кюветов (рис. 30).

Рис. 30. Поперечный профиль земляного полотна в нулевых отметках 112  

       В насыпи земляное полотно на военных путях устраивают на подходах к мостам, трубам и на заболоченной местности. Насыпи делают: малые - высотой до 1 м, средние - от 1 до 2 м, большие - более 2 м.

       Земляное полотно в выемке обычно устраивают на спусках к мостам и переправам и тогда, когда надо придать дороге требуемый продольный уклон. Глубина выемки зависит от рельефа местности и принятого продольного уклона. Вынутый из выемок грунт перемещают в насыпь или отсыпают в кавальеры - насыпи, располагаемые на обрезах дороги.

       Земляное полотно в полунасыпи-полувыемке устраивают, как правило, на косогорах.

       Водоотводные сооружения. Для отвода воды от дороги, осушения земляного полотна и дорожного покрытия устраивают водоотводные сооружения: кюветы, нагорные и отводные канавы и испарительные бассейны.

       Для отвода дождевых и талых вод в кюветы или боковые резервы проезжей части и обочинам придают поперечные уклоны: проезжей части - 2-3%; обочинам - 3-4%.

Рис. 31. Каменные трубы а - с отверстием шириной до 0,7 м; б - с отверстием шириной до 1,2 м

       Кюветы предназначаются для сбора воды с дорожного полотна, отвода ее и сброса в пониженные места или водотоки, пересекающие дорогу.

       Нагорные канавы устраивают для перехвата дождевых и талых вод на косогорах и сброса их в пониженные места. Их отрывают в удалении от бровки выемки не менее чем на 5 м.

       Дорожные кюветы устраивают треугольного сечения с внутренним откосом 1:3 и наружным -1:1,5. Глубину их обычно принимают равной 0,4 м. Отводные и нагорные канавы устраивают трапецеидального сечения, их глубину принимают 0,4-0,8 м, а ширину по дну - 0,4-0,5 м.

       Водопропускные сооружения. К ним относятся: мосты, трубы, лотки, фильтрующие насыпи. Их строят на водотоках, а также на суходолах, где может скапливаться вода при сильных дождях и таянии снега.

       Водопропускные трубы собирают из готовых бетонных (железобетонных), металлических элементов. Войскового изготовления делают из камня (рис. 4) или дерева (рис. 5). Их строят следующих типов: из стандартных щитов с отверстием 0,4 х 0,47 м или из бревен с отверстиями 0,6 х 1 м и 0,4х1 м (при малых расходах воды); треугольного сечения из бревен с отверстиями 1,5-2 м; со свайными опорами или продольными рамными опорами с отверстиями не более 4 м; мост-труба со свайными опорами или опорами из продольных рам с распорками и верхним строением по типу моста, отверстие трубы делают не более 5 м2. Фильтрующие насыпи (рис. 31) обычно устраивают при перекрытии небольших водотоков и суходолов с малым расходом воды и при наличии местных каменных материалов.

Рис. 32. Деревянная прямоугольная труба а - на рамных опорах; б - на свайных опорах; 1 - настил; 2 - стойка (свая); 3 - лежень; 4 - насадка; 5 - гравий (щебень); 6 - распорка  

       Площадь поперечного сечения дренирующего слоя должна быть в 1,5-2 раза больше рабочей площади трубы или моста. Высоту фильтрующей насыпи с верховой стороны назначают на 0,5 м выше подпертого горизонта воды.





Дорожные знаки

       Для обеспечения безопасности движения и удобства ориентирования на военных дорогах устанавливаются дорожные знаки. Они делятся на следующие группы: сигнальные (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, дополнительные средства информации); путевые (километровые и различного вида указатели); специальные (знаки комендантской службы.

       Для безопасности движения ночью военные дороги обозначаются светосигнальными знаками: стандартными фонарями МВФ, ФГК с направленным (невидимым для противника) светом, простейшими световыми сигналами, знаками, окрашенными в белый цвет, и др.

       На колонных путях устанавливаются знаки, указывающие направление движения и определяющие принадлежность колонного пути соединению (части).

       Обозначение путей на проходах в минно-взрывных заграждениях и на зараженных участках производится знаками ограждения.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 359.