Право на наименование места происхождения товара: правовая характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НаименованиеМПТ – это средство индивидуализации, представляющее название географического объекта и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого обусловлены характерными природными условиями или человеческими факторами. Признаки: название географического объекта отсылает к наименованию страны, региона, города, поселка или иной местности. Наименование может быть современным или историческим, официальным или неофициальным, полным или сокращенным с четко установленными границами географического объекта; известность наименования в отношении определенного товара: географический объект должен быть известен не только сам по себе, но в связи с определенным товаром, например, "Тульский пряник". Если все три признака присутствуют, правовая охрана наименованию МПТ может быть предоставлена. Правовая охрана МПТ возникает на основе его регистрации Патентным ведомством в Государственном реестре МПТ РФ. В круг лиц, имеющих право на подачу заявки на право пользования наименованием МПТ, входят юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность в конкретном географическом объекте, при условии, что особые свойства производимых ими товаров определяются природными условиями и/или людскими факторами этого географического объекта. В Законе определен круг так называемых вторичных субъектов, т.е. лиц, подающих заявки на право пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара. Такое право может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, находящемуся в том же географическом объекте и производящему товар с теми же свойствами. Наименование МПТ может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Лицо, зарегистрировавшее наименование МПТ, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает требованиям, указанным выше. Право на пользование этим же наименованием МПТ, зарегистрированным в установленном порядке, может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, находящемуся в том же географическом объекте и производящему товар с теми же свойствами. Право на регистрацию в Российской Федерации наименований МПТ предоставляется также юридическим и физическим лицам зарубежных государств, в которых юридические и физические лица Российской Федерации имеют аналогичное право. Регистрация наименования МПТ действует бессрочно.

24. Право собственности предпринимателя: содержание и формы.

Для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующий субъект должен обладать определенным имуществом, так как оно является, с одной стороны, средством для осуществления предпринимательской деятельности, а с другой стороны, необходимым условием для занятия предпринимательской деятельностью. Под имуществом, используемым в предпринимательской деятельности, понимается совокупность вещей, т.е. материальных объектов, обладающих вещественными признаками, а также иных объектов, не имеющих материального характера, но имеющих денежную оценку, в том числе имущественные права. На основе юридических признаков выделяют следующие виды имущества: 1) движимое и недвижимое имущество;2) оборотоспособное, ограниченно оборотоспособное и изъятое из оборота и т.д. Исходя из экономических критериев, имущество, используемое в предпринимательской деятельности, делят на: основные и оборотные средства; имущество производственного и непроизводственного назначения в зависимости от возможности использования имущества в процессе производства продукции; материальные и нематериальные активы - в зависимости от наличия или отсутствия овеществленной формы имущества; фонды различного назначения - в зависимости от целевой направленности имущества. Объем полномочий лица в отношении принадлежащего ему имущества зависит, прежде всего, от вида прав на это имущество. Гражданское законодательство определяет следующие субъективные вещные права предпринимателя: право собственности; право хозяйственного ведения; право оперативного управления; сервитуты; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 216 ГК РФ); арендовать необходимое ему имущество. Право собственности включает в себя триаду правомочий:владение; пользование; распоряжение. Лица – не собственники, которые владеют, пользуются и даже распоряжаются имуществом, принадлежащим им на том или ином праве, осуществляют свои правомочия, руководствуясь не только законом, но и указаниями собственника.

Право собственности не только предоставляет собственнику абсолютные права, но и налагает на него определенные обязанности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, т.е. несет расходы по его содержанию, ремонту и охране, по уплате налогов, а также риск случайной гибели или повреждения имущества, риски утраты имущества, связанные с обращением на него взыскания по обязательствам собственника. Конституция РФ закрепляет возможность осуществления предпринимательской деятельности на основе государственной, муниципальной и частной форм собственности. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют собой производные от права собственности вещные права организаций – не собственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Собственниками такого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые называются унитарными, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное унитарному предприятию, выбывает из владения собственника. Оно становится обособленным от имущества других субъектов, зачисляется на баланс предприятия и служит базой его самостоятельной имущественной ответственности. Собственник имущества во всех случаях несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

25. Законодательство РФ о приватизации государственного и муниципального имущества: содержание и планирование.

Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Законодательство о приватизации имеет определенную специфику, регулируя отношения, в которых государство играет главенствующую роль. Эта роль проявляется также и в том, что нормы законодательства о приватизации, как правило, императивны и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского права при регулировании соответствующих отношений. Правовой основой осуществления приватизации государственных предприятий стал Закон 1991 г. № 1541, которым определялись порядок и способы приватизации, льготы, предоставляемые при приватизации, основания и порядок признания недействительными сделок приватизации и многие другие вопросы. Данный Закон выделял следующие условия приватизации государственных предприятий: 1) нахождение приватизируемого объекта в государственной (муниципальной) собственности; 2) принадлежность покупателя к субъектам частной собственности; 3) возмездный характер приобретения приватизируемых объектов. Как правило, приватизация предприятий носила возмездный характер, т.е. приобретение объектов приватизации осуществлялось за плату. Исключением из общего правила стало их приобретение за приватизационные чеки, бесплатно распространяемые среди населения. Закон утратил силу в связи с принятием ФЗ 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» существенно изменившего понятие и условия приватизации. Основные изменения порядка приватизации заключались в числе прочего в следующих принципах: обязательная возмездность приватизации; законодательное определение способов приватизации; принятие государственной программы приватизации государственного имущества в РФ в форме федерального закона; существенное изменение некоторых способов приватизации. Так, приватизация путем приобретения государственных и муниципальных предприятий по конкурсу заменена на продажу государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. Закон 1997 г. утратил силу в связи с принятием 2001 г. ФЗ № 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества", вступившего в силу с 27 апреля 2002 г., по истечении трех месяцев с момента его опубликования. Закон отграничил приватизацию государственного имущества от иных способов его передачи в частную собственность, например на основании судебного решения, а также изменил порядок и способы приватизации предприятий. Из числа способов приватизации исключен один из основных и первоначальных ее способов - выкуп арендованного государственного или муниципального имущества, но в то же время добавлены новые способы приватизации, такие как: продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа указанного имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Изменен статус программы приватизации: прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества подлежит ежегодному утверждению Правительством РФ.

Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в Российской Федерации устанавливались Государственной программой приватизации. Программы приватизации устанавливали классификацию объектов и предприятий по возможности их приватизации, способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации, образование и распределение средств от приватизации, требования к местным программам приватизации и другие условия приватизации. Большое значение для правового регулирования приватизации имели указы Президента РФ, определяющие способы и порядок приватизации, компетенцию государственных органов в период приватизации и т.п. В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 256.