Основные подходы к трактовке общественного движения и их значение для анализа эволюции предпринимательства и предпринимательского права в России.
Предмет предпринимательского права.
Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. Предмет предпринимательского права - это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности. В предмет предпринимательского права входят:
- профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
- отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;
- предпринимательская деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;
- хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;
- государственное воздействие на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Классификация предпринимательских договоров.
Классификация и виды договоров:
1. по продаже товаров
В основе договора лежит договор купли-продажи. Разновидности договора:
- договор поставки товаров
- договор поставки товаров для гос. нужд
- договор электроснабжения
- договор розничной купли-продажи
2. по передаче имущества пользования (аренды)
- договор аренды
- договор финансовой аренды
3) договоры по выполнению работ и оказанию услуг
- договор подряда
- договор строительного подряда
- гос. контракт на выполнение подрядных работ
- договор возмездного оказания услуг
- договор коммерческого представительства
- договор комиссии
Порядок заключения предпринимательских договоров.
Заключение договора: Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Порядок изменения и расторжения предпринимательских договоров.
Изменение договора — это акт (юридический факт), который влечет за собой изменение тех обстоятельств, которые ранее возникли на основании изменяемого договора. Поэтому способы и формы изменения договора должны соотноситься с соответствующими нормами об изменении обязательств, включая специальные правила об изменении предпринимательского договора. Расторжение договора есть акт, направленный на прекращение действия частично или полностью неисполненного договора, в том числе возникших из него обязательств на будущее время. Главное отличие изменения договора от его расторжения выражается в правовых последствиях.Расторжение договора всегда влечет полное и безусловное прекращение обязательств сторон. При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. В соответствии со ст. 450 ГК изменение или расторжение договора возможны:1) по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором; 2) по решению суда при наличии следующих условий: а) по требованию одной из сторон; 3) в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон.
Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства.
Основные подходы к трактовке общественного движения и их значение для анализа эволюции предпринимательства и предпринимательского права в России.
Основными подходами к определению сущности предпринимательского права являются следующие.
1) ПП – самостоятельная отрасль права. Оно включает предпринимательские отношения – отношения по поводу осуществления и регулирования предпринимательской деятельности. Выделяются два метода: императивный и диспозитивный. Отношения по поводу осуществления предпринимательской деятельности регулируются гражданским правом, а по поводу её регулирования – административным, финансовым, налоговым и т.п. Одной из важнейших черт предмета отрасли права является его специфичность. Очень сомнительно, что указанный признак имеет место в предпринимательских правоотношениях.
2) ПП – не самостоятельная отрасль права, а подотрасль гражданского права. Авторы этой идеи основываются на п. 1 ст. 2 ГК РФ о том, что предпринимательская деятельность регулируется гражданским законодательством: предпринимательские отношения (регулируются исключительно гражданским законодательством) и публичные отношения (регулирование и контроль в сфере предпринимательства), последние из которых в предмет коммерческого (предпринимательского) права не входят.
3) ПП – совокупность норм, которые регулируют общественные отношения в процессе организации и осуществления предпринимательской деятельности, то в указанные нормы войдут не только нормы гражданского, но и административного права.
4) ПП регулируются предпринимательским и административным правом.
Сформировалась определённая нормативно-правовая база предпринимательской деятельности. ПП сформировалось как отрасль законодательства, в которую входят нормы гражданского и административного права.
2.Становление предпринимательства и предпринимательского права в России ( с Х в.- до ХVII века) ( 10-17 века)
В результате объединения Киевского и Новгородского княжеств в 882 г. образовалось Древнерусское государство. Условно можно выделить три центра торгово-предпринимательской деятельности на Руси: Киевскую Русь (862—1237), Новгородскую республику (1136—1478), Владимиро-Суздальское княжество (1239—1362), хотя, разумеется, велось предпринимательство и в других княжествах. Древнюю Русь называли страной городов. Именно города были оплотом предпринимательства, где сосредоточивались массы товаров, продаваемых как внутри страны, так и за рубеж. Вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения, где совершались сделки, заключались договоры. Купцы и предприниматели на Руси не выделялись в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества, в том числе князья и бояре. Со второй половины IX в. по Волжскому пути особенно активно велась торговля новгородских, суздальских, ростовских, владимирских и рязанских купцов с арабами.В XV—XVII вв. предпринимательские отношения начинают регулироваться специальными нормами: различными грамотами, судебниками. Получает широкое распространение письменный договор. В соответствии с Судебником 1497 г. вводится в действие нотариальная (крепостная) форма сделок. Крупнейшим памятником русского феодального права стало Соборное Уложение 1649 г. Оно представляло собой кодификацию всех основных отраслей законодательства. Уложение включало 967 статей и 25 глав по направлениям: о суде, вотчинах, богохульниках и т.д., однако распределения по конкретным отраслям права здесь не было. К тому времени в России уже действовали третейские суды, назначаемые по просьбе сторон, для разрешения частных споров. Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной торговли. При этом на купечество возлагались новые управленческие и финансовые обязанности. В период правления Петра I начинается унификация российского законодательства в соответствии с европейским правом. Важное место в развитии предпринимательства Руси занимало купечество. Купцы-профессионалы и купеческий капитал, по- видимому, появились в XI в. Это была самая активная во всех отношениях часть населения. К XVII в. в городах сложилась иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы. Купцы вели торговлю и промысловую деятельность артелями или компаниями. В эпоху Ивана Грозного символ русского предпринимательства воплощали купцы Строгановы, основавшие солеваренное дело. Строгановы вели обширную торговлю с иностранными купцами, построили в России множество заводов, прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством. Эта династия предпринимателей существовала 500 лет. Деятельность русский купцов и предпринимателей в XVII в. охватывала всю территорию страны. Наибольшее распространение на Руси получила ярмарочная торговля.
3.Эволюция русского предпринимательства и предпринимательского права (с конца ХVII в. до 1861 г.) ( 17-19 век)
Поддерживание народной инициативы и предприимчивости в XVIII веке шло по пути отмены ограничений. Екатерина II создает самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства.Одновременно объявляется об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли. В 1785 году российские предприниматели получают от Екатерины жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте все купцы были разделены на три гильдии. К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тысяч рублей. Она получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы. Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тысяч рублей. Они получали право оптовой и розничной торговли в России. Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тысяч рублей. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати, а также от личной рекрутской повинности.
Опора на лучшие качества русского предпринимателя и работника, использование инициативы и предприимчивости дали поразительные результаты, которые с полным основанием можно назвать промышленной революцией. Количество промышленных предприятий только за XVIII век увеличилось в 10-12 раз. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи.Прежде всего это относилось к металлургической промышленности. Особо следует сказать о роли русских предпринимателей в развитии технического прогресса. В частности черная металлургия России XVIII века была самой передовой в мире. Уже первые уральские домны, построенные на заводах Демидовых, да и не только у них, оказались значительно крупнее и продуктивнее английских, которые в то время считались лучшими. Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Купеческие роды поддерживали друг друга, роднились между собой, создавая своеобразные родовые унии. Русские предпринимательские роды не были замкнутой кастой, а постоянно подпитывались и обновлялись снизу, преимущественно из крестьянской среды. Широкое развитие частной инициативы снизу породило мощное промышленное движение. Так, в районах старинного ткачества - Ярославской, Костромской, Владимирской губерниях создаются крупные текстильные предприятия. Развитие частной инициативы путем отмены различных ограничений и запретов сопровождалось активной государственной политикой таможенного тарифного регулирования, имеющей преимущественно охранительный характер.При Екатерине II были выпущены бумажные деньги, что несколько стимулировало внутренний товарооборот и привело к оживлению кредитных отношений, создан Купеческий банк; Заемный банк.
4.Развитие русского предпринимательства и предпринимательского права (1861-1917 гг.) (19-20 век)
Проведение в жизнь великой реформы 1861 г. ознаменовало собой начало нового революционного этапа в истории предпринимательства России, когда массы освободившихся крестьян стали наемными рабочими на частных предприятиях или смогли организовать собственное дело. Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства, развивается новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.Но отмена крепостной зависимости оказала влияние на рост переселения в Сибирь и распространение капитализма вширь - на сибирские окраины. Оно вело к хозяйственному освоению новых земель, давало толчок разложению крестьянства на местах нового поселения. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капиталистических отношений в сельском хозяйстве, но оставшиеся в нем докапиталистические пережитки его тормозили. Сибирские купцы получали кредит преимущественно товарами, а не деньгами. Они превращались, прежде всего, в посредников между сибирскими и европейскими рынками, а не в самостоятельных предпринимателей, обладавших крупными капиталами, как для торговых, так и для промышленных целей. Сибирская буржуазия, продавая с высокой наценкой товары, получаемые из центра, скупая и перепродавая пушнину и продукты сельского хозяйства, прибегая к ростовщичеству, считала занятие торговлей более выгодным делом, чем организация промышленного предпринимательства. Сибирские купцы имели промышленные предприятия, но они занимали у них второстепенное место по сравнению с торговлей. Исключение составляла золотопромышленность. На слабом развитии промышленности в Сибири сказывались недостаточная заселенность и хозяйственное освоение обширного края, приводившие к ограничению рынка сбыта промышленной продукции, удаленность от крупных промышленных центров при плохих путях сообщения. Местная промышленность не могла конкурировать с более развитой промышленностью Урала и Европейской России. Первая мировая война (1914) оказала серьезное влияние на экономическое развитие России; война создала условия ля усиления монополий, концентрации производства, широкого развития кооперативного движения. Бешеная спекуляция крупных капиталистов и острый дефицит промышленных товаров вызвали массовый приток крестьянства в потребительскую кооперацию. Приток новых членов увеличил капиталы кооперативов, и они смогли успешнее конкурировать с крупным капиталом. В 1915-1916 годах многие купцы ликвидировали свои дела не довольные прибылью и вложили свои капиталы в производство на войну.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 494.