Прибыль предприятия. Рентабельность

 

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию - разницу между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции.

Различают балансовую, валовую, налогооблагаемую (расчетную) и чистую прибыль предприятия.

Балансовая прибыль планируется раздельно по всем видам:

· прибыль от реализации товарной продукции;

· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

· прибыль от реализации основных фондов и другого имущества;

прибыль от внереализационных доходов и расходов.

Прибыль от реализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производства и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции. Выручкой называют денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию.

Прибыль (или убытки) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяется раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств и др., находящихся на балансе основного предприятия.

Прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции.

Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяются разными способами, в частности на основе опыта прошлых лет.

Валовая прибыль предприятия может отличаться от балансовой из-за изменения рыночных цен, курса валют появления штрафных санкций и др. После корректировки полученная валовая (общая) прибыль является базой для налогообложения. Валовую прибыль уменьшают на величину доходов, не облагаемых налогом иного размера, чем налог на прибыль (доходы от проведения концертно-зрелищных мероприятий и др.).

После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.

В соответствии с законодательством валовая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Чистая прибыль направляется на:

· финансирование производственного развития предприятия;

· удовлетворение потребительских и социальных нужд;

· финансирование социально-культурной сферы;

· отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы;

· благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Однако не вся чистая прибыль используется предприятием по собственному усмотрению. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов (например, налог на имущества предприятий, сбор за право торговли и др.), штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, а также в случае утаивания прибыли от налогообложения и др. Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия.

Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. Рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к: 1) затраченным средствам: 2) выручке от реализации; 3) активам предприятия.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой прибыль предприятия?

2. Перечислите виды прибыли.

3. Назовите особенности каждого вида прибыли.

4. В чем отличие валовой прибыли от балансовой?

5. Каковы основные направления использования чистой прибыли?

6. Что характеризует показатель рентабельности производства?

7. Как рассчитывается рентабельность в зависимости от уровня отдачи затрат и степени использования ресурсов?

 

 

РАЗДЕЛ 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

5.1. Сущность и виды планирования

 

Эффективность функционирования предприятия обусловливается многими факторами, к числу которых следует отнести выбор производимой продукции, соотношение спроса и предложения, выбор технологии и организации производства, величину основного и оборотного капитала и др. Необходимо найти оптимальное сочетание этих факторов, что осуществляется в ходе планирования деятельности предприятия. Планирование в условиях рынка является важнейшим условием выживания, экономического роста и процветания.

Сущность и особенности планирования заключаются в том, что:

1) оно имеет дело с выбором альтернативного пути развития;

2) существует вероятность ошибки принятых решений, т.к. они принимаются с учетом данных, имеющихся на сегодняшний день;

3) планирование осуществляется непрерывно;

4) отправной точкой является безубыточность предприятия;

в зависимости от задач, стоящих перед предприятием, и условий его деятельности планирование подразделяется в целом на кратко- и долгосрочное.

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и календарное планирование.

Стратегическое планирование - это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-политическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. Составляется прогноз на период 10-15 лет с учетом возможных изменений в науке и технике, политике, экономике и т.д. Данный вид планирования осуществляется высшим руководством предприятия.

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование. Результатом его являются 3-5-летние планы развития предприятия по различным видам его деятельности (реализация, производство, затраты, финансы).

На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития с периодом от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а показатели второго и третьего годов - каждые полгода или ежегодно.

Текущее планирование осуществляется в срок до 1 года. Его основой являются краткосрочные планы и текущие тенденции развития спроса и предложения. В нем показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. В нем показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Они также являются скользящими планами, т.к. на первые три месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев подвергаются корректировке. В сравнении с краткосрочными они являются более детальными.

Более тесная координация служб предприятия происходит путем календарного планирования, с периодом действия, как правило, 10 дней. Это программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные факторы, от которых зависит эффективность производства.

2. В чем заключается сущность процесса планирования деятельности предприятия?

3. Какие виды планирования используются в практической деятельности предприятия?

4. Что представляет собой стратегическое планирование?

5. Каковы особенности долгосрочного планирования?

6. Каковы цели краткосрочного планирования?

7. Какие задачи решаются в ходе текущего планирования?

8. Какова роль календарного плантрования?

 

 

5.2. Бизнес-план фирмы

 

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. Бизнес-план составляется на 3-5 лет и содержит следующие разделы.

1. Резюме. Этот первый и краткий раздел бизнес-плана содержит общие выводы из последующих разделов. Важность правильного составления резюме заключается в том, что потенциальные инвесторы, а это прежде всего бизнесмены - люди занятые, с первых слов краткого описания предлагаемого проекта должны убедиться в его экономической эффективности и возможности реализовать задуманный проект. В резюме предельно излагаются:

· сущность проекта: его цели и потенциальная эффективность;

· возможность реализации проекта в конкретных рыночных условиях;

· кто и как будет осуществлять проект;

· источник финансирования проекта;

· потенциальные выгоды от инвестирования в проект: объем продаж, издержки производства и сбыта, норма прибыли, сроки окупаемости и возврата инвестированных средств.

2. Товар (продукция или виды услуг):

· какие потребности удовлетворят предлагаемая к производству продукция и услуги;

· что их выгодно отличает от подобной продукции или услуг, уже имеющихся на рынке;

· какими авторскими правами защищены предлагаемые продукция или услуги;

· какой может быть их цена и насколько она конкурентоспособна;

· какую норму прибыли обеспечит реализация (продажа) продукции или услуг.

3. Рынок сбыта:

· кто является основным потребителем продукции или услуг;

· каким может быть объем сбыта в настоящее время и в перспективе;

· кто является основными конкурентами, объем их продаж, стратегия маркетинга, доходы от реализации;

· какова продукция конкурентов: основные характеристики, уровень качества;

· по какой цене реализуют продукцию или услуги конкуренты, их ценовая политика.

4. Стратегия маркетинга:

· предлагаемая система распределения и сбыта продукции или услуг на внутреннем и внешнем рынках;

· цена реализации и структура ценообразования;

· необходимые мероприятия по рекламе, предлагаемые рекламные средства и структура расходов на рекламу;

· мероприятия по содействию сбыту - паблик релейшнз, дополнительные льготы покупателям, послепродажное обслуживание т.п.

5. Производственная программа:

· где будут производиться продукция или услуги;

· нужно ли создание новых производственных мощностей или можно использовать (переоснастить) действующее предприятие;

· каков оптимальный объем производства на планируемом предприятии;

· какие необходимы инвестиции для достижения оптимальной мощности;

· как будет обеспечено предприятие сырьем, комплектующими изделиями, другими факторами производства;

· какие будут использованы технологии и оборудование;

· будет ли предприятие работать в кооперации с другими предприятиями.

6. Организация производства:

· какова будет организационная схема планируемого предприятия;

· насколько предприятие обеспечено кадрами - перечень имеющихся специалистов и их квалификация, опыт работы;

· каким будет уровень, формы оплаты труда разных категорий работников, включая социальные льготы;

· какова будет технологическая схема предприятия.

7.Организационно-правовая форма предприятия:

· каков правовой статус, форма собственности на планируемом предприятии;

· какими правами будет располагать потенциальный инвестор на предприятии (участие в управлении, владение контрольным пакетом акций, рядовой акционер); кто спонсоры или уже определившиеся инвесторы планируемого предприятия (государственное ведомство или концерн, банк, частное предприятие и т.д.);

· какими правами наделены имеющиеся спонсоры или инвесторы (управления, финансового контроля);

· какими юридическими правами располагает предприятие данной формы собственности (краткое извлечение законодательных норм, регулирующих правовой статус предприятия), какие юридические акты целесообразно совершить потенциальному инвестору для того, чтобы приобрести предлагаемые ему права (совладельца, спонсора, акционера), и какую правовую ответственность это влечет по национальному и местному законодательствам.

8. Финансовый план:

· какой общий объем инвестиций необходим для создания предприятия;

· каковы источники финансирования (выпуск займов, продажа акций, получение банковского кредита, собственные средства инициаторов создания предприятия);

· каковы должны быть структуры финансирования по источникам и видам валют (если планируются инвестиции в иностранных валютах, то по какому обменному курсу их предполагается привлекать);

· на каких условиях будут привлечены финансовые средства для обеспечения потребностей в долгосрочных инвестициях и оборотном капитале.

9. Рентабельность проекта:

· каковы инвестиционные издержки на создание предприятия по их разным видам (инвестиции в основной и оборотный капитал, в инфраструктуру и т.д.) в целом и на единицу продукции;

· во сколько обойдется эксплуатация планируемого предприятия, организация сбыта продукции или услуг;

· каковы могут быть общие доходы от реализации продукции или услуги;

· какие налоги должно платить планируемое предприятие;

· в какие сроки и в каких размерах планируется вернуть заемные средства;

· каков может быть общий объем прибыли данного предприятия, ее норма.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой бизнес-план? Какова его роль в предпринимательской деятельности?

2. Все ли предприятия (организации) обязаны составлять бизнес-план?

3. Какова структура бизнес-плана?

4. Раскройте содержание каждого раздела бизнес-плана.

5. Почему резюме является первым разделом бизнес-плана?

6. Каково значение плана для оценки внутренней и внешней деятельности предприятия?

7. Какие программные средства используются для разработки бизнес-плана?

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 40.