Тактические технологии: технологический подход к методам обучения

Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Следует выделить три основные группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль).

 

1 группа методов

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности мышления По степени управления учебной работой
Словесные Индуктивные Репродуктивные Под руководством преподавателя
Наглядные Дедуктивные Проблемно-поисковые Самостоятельная работа обучаемых
Практические   Проблемно-поисковые  

2 группа методов

Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга
Познавательных игр Убеждения в значимости учения
Учебных дискуссий Предъявления требований
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры Поощрения и наказания

3 группа методов

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля
Индивидуальный опрос Письменные контрольные работы Машинный контроль
Фронтальный опрос Письменные зачеты Контрольно-лабораторный контроль
Устные зачеты Письменные экзамены  
Устные экзамены Письменные работы  

 

Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании технологически методы определяют как совокупность приемов, обеспечивающих решение задач обучения.

В современных условия большой интерес вызывают тактические технологии активного обучения. Остановимся на них подробнее.

Активное обучение – опора не только на восприятие, память и внимание, и, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление слушателя. Теоретический анализ многообразного опыта его использования показывает, что отличительными особенностями активного обучения по сравнению с традиционным являются:

– принудительная активизация мышления и поведения обучаемых, что предполагает со стороны преподавателя создание таких условий, в которых обучаемый пассивен;

– активность обучаемых (все ее виды) сопоставима с активностью преподавателя;

– взаимодействие обучаемых между собой и/или с преподавателем;

– повышенная степень мотивации, эмоциональности, творческий характер занятий;

– приобретение и/или развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки;

– наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала.

В основу классификации положено два признака:

– наличие модели (предмета или процесса деятельности) и

– наличие ролей (характер общения обучаемых).

По признаку воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении все технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.

Неимитационные технологии не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. К неимитационным технологиям относятся проблемные лекции, семинар-дискуссия с «мозговым штурмом» или без него, различные дидактические игры, выездное практическое занятие, программированное обучение, письменные работы различного типа, стажировка без выполнения должностной роли.

В основе имитационных технологий обучения лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Имитационные технологии делятся на игровые и неигровые. Неигровые технологии представлены большой группой конкретных ситуаций (КС), Кейс-стади - представляет собой изучение и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Этот метод развивает аналитическое мышление слушателей, позволяет выбирать критерии нахождения оптимального решения.

К игровым имитационным технологиям можно отнести:

  • стажировка с выполнением должностной роли,
  • имитационный тренинг с использованием тренажеров различного типа,
  • разыгрывание ролей (инсценировки)
  • игровое проектирование,
  • деловые игры,
  • инновационно-деловые игры
  • инновационные игры.

Стажировка с выполнением должностной роли предполагает исполнение под контролем преподавателя определенных профессиональных действий в реальных условиях.

Имитационный тренинг направлен на отработку навыков по работе с различными техническими средствами и устройствами.

Разыгрывание ролей (инсценировка) представляет собой игровой способ анализа конкретной ситуации, в основе которой лежат проблемы взаимоотношений и поведения людей. Этот метод направлен на развитие поведенческих умений как социального, так и профессионального характера.

Игровое проектирование представляет собой разновидность процедуры, суть которой состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов, базирующейся на сочетании индивидуальной и совместной работы обучаемых.

Наиболее сложной, синтетической формой активного обучения является деловая игра, представляющая собой имитационно-игровое моделирование функционирования социально-экономических систем и/или их элементов и деятельности занятых в них людей. Она происходит в форме ролевого взаимодействия по установленным правилам в условиях неопределенности или конфликта принятия решений, направленных на достижение желаемого состояния объекта управления.

5. Технология контроля образовательного процесса

Регуляция процесса осуществляется не только с учетом конечного продукта, но и на основании сведений о процессе получения этого конечного продукта. Такое управление позволяет выделить следующие структурные компоненты:

1. указание цели управления;

2. установление исходного состояния – управляемого процесса;

3. определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния процесса;

4. обеспечение получения информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса (обеспечение систематической обратной связи);

5. обеспечение переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации.

Применение данной структурной схемы предполагает разработку двух видов программ управления качеством образования: основной и корректирующей (регулирующей). Основная программа составляется на уровне проектирования процесса обучения, с учетом всех его особенностей. Программа регулирования вырабатывается только в ходе процесса обучения на основе анализа данных, получаемых по каналу обратной связи.

Общие принципы диагностирования обученности:

1. Объективность заключается в научном обоснованном содержании диагностических тестов, диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.

2. Принцип систематичности – необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса от начального восприятия знаний и до их практического применения.

3. Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

Выделяют следующие виды контроля:

  • предварительное выявление уровня знаний (функция – определение знания важнейших элементов курса, направленное на устранение пробелов);
  • текущая проверка (тематическая) (функция – способствует упрочнению знаний);
  • повторная проверка (тематическая) (функция – способствует упрочнению знаний);
  • периодическая проверка по устному разделу или теме урока (функция – систематизация и обобщение);
  • итоговая проверка проводиться в конце каждой четверти и по завершению учебного года;
  • комплексная проверка (функция – диагностирование качества реализации межпредметных связей).

Методы контроля – это способы деятельности педагога и обучающегося, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение обучающимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся.

Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося.

Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике.

Самоконтроль и самопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.

Тема4: Технология педагогического взаимодействия как условие эффективной педагогической деятельности

Учебные цели

1. Знать особенности, структуру, стадии педагогического общения.

2. Знать результаты использования различных стилей общения на практике.

3. Понимать специфику педагогического общения в вузе

4. Уметь анализировать составные компоненты успешного общения на собственном примере.

Содержание лекции

Дата: 2018-12-28, просмотров: 33.