Классификация педагогических технологий

Технологии обучения можно рассматривать на нескольких уровнях: общепедагогическом (или методологическом); частно-педагогическом (или стратегическом) и локально-педагогическом (или тактическом).

I. На общепедагогическом уровне технология задает парадигмальную установку для постановки целей обучения, определяет некую общую схему реализации педагогического процесса с характеристикой его необходимых элементов. К технологиям обучения такого уровня можно отнести, например, проблемное обучение (Д. Дьюи, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В. Оконь, М.Н. Скаткин), контекстное обучение (А.А. Вербицкий), проективное обучение (Г.Л. Ильин, В.С. Леднев); модульное (модульно-рейтинговое) обучение (Дж. Рассел, Б.М. Гольдшмид, П.А. Юцявичене, К.Я. Вазина, М.А. Чошанов); активное обучение (Н.В. Борисова, А.М. Смолкин, И.М. Сыроежин, Ж. Брюнетьер, И. Асса и др.) и другие.

II. К основным частно-педагогическим (стратегическим) образовательным технологиям целесообразно отнести: лекционные технологии обучения; семинарские технологии обучения, практику (лабораторные работы, стажировка, учебно-профессиональная деятельность); процедуры активизации творческой деятельности; игровые процедуры (разыгрывание ролей, игры различного типа); исследовательские работы (игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, исследовательская работа, подготовка письменных аналитических работ); тренинговые технологии (тренинги разного типа); дискуссионные процедуры; процедуры самоуправления (индивидуальная и групповая самостоятельная работа).

Стратегическая образовательная технология – это организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности ее участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования. Другими словами, стратегические технологии обучения осуществляются в рамках различных форм организации обучения и меняются в зависимости от изменения форм.

При этом критериями выбора конкретных стратегических технологий являются:

доминирующий тип развития, выступающий в качестве цели образования (духовное, интеллектуальное, личностное, поведенческое, деятельностное, коммуникативное, физическое, эмоциональное)

ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования

тип образовательного заведения

психолого-педагогические закономерности и медицинские показатели обучающихся.

III. Локально-педагогическая (тактическая) образовательная технология – конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования и отличающаяся стилем, продолжительностью, типом коммуникации и другими параметрами.

По сути, на данном уровне, речь идет о технологическом подходе к методам обучения, т.е. к детальному и относительно алгоритмизированному описанию непосредственного взаимодействия педагога и студента.

В зависимости от выбранной стратегической технологии (связанной с имеющимися возможностями по выбору форм организации обучения) и на основе перечня компетенций, которые необходимо формировать в процессе обучения у студентов, преподаватель выбирает тактическую образовательную технологию. Так, на уровне стратегической лекционной технологии можно предложить выбор из следующих тактических технологий: проблемная лекция, лекция-провокация, бинарная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-дискуссия и др. А среди процедур активизации обучения и игровых процедур: «мозговую атаку», блиц-игру, дидактическую игру, кейс-стади, деловую игру и др.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 46.