Устав школы и рабочая программа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Устав – это написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность каких-либо организаций. Устав зависит от типа организации и требования общества и руководящих структур. По заведённому порядку учебные заведения составляют свои Уставы, упорядочивающие работу данных учреждений. «Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается самостоятельно и утверждается его учредителем».

Основная роль Устава школы – это регламентирование воспитательно-образовательного процесса на частном уровне, в стенах одного учебного заведения. Только в советское время (1970 г.) был принят единый Устав, охватывающий весь пласт среднего школьного образования в целом. Структура и содержание Устава школы подвластны принятым правительственным законам на федеральном уровне. Т.е. вне зависимости от индивидуальных особенностей отдельно взятой школы, её Устав не может противоречить обозначенным законом нормам. Значение Устава для системы образования в целом заключается в предоставлении возможности вышестоящим (по отношению к определённой школе) органам управления образования – сначала на региональном, а затем и федеральном уровне – контролировать работу каждой школы. Чётко организованная, хорошо продуманная, правильно поставленная работа внутри школы предполагает стабильность системы образования в государстве.

Уставы в современных школах составляются, согласно статье №13 федерального закона «об образовании» (Приложение 9). Статья представляет собой не чёткое руководство, а лишь план, анкету, утрированно – вопросы, на которые необходимо отвечать при составлении Устава. Руководство учебного заведения в индивидуально принимает решение о конечной структуре своего Устава.

Для рассмотрения многообразия современных Уставов, надо обратить внимание на 2-ой пункт статьи №13, который гласит: «Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем». Фактически, это означает то, что Министерство образованияРроссийской Федерации полностью контролирует работу только государственных учреждений среднего образования. А за созданную коммерческую образовательную структуру полную ответственность несёт только лишь её учредитель.

Настоящее время демократично как никогда. Если во все прошедшие времена процесс обучения и воспитания в стране контролировался либо церковью, либо императором, либо правящей партией, то сейчас принципы работы школы сводятся только лишь к не противоречию принятым федеральным законам об образовании. Отмечая признаки демократичности общества в системе образования на примере школ, нужно отметить:

o разнообразие средних общеобразовательных учреждений по типу обучения (лицеи, гимназии, очные, вечерние/сменные школы, школы-интернаты, школы для детей-инвалидов и т.д.);

o не установленность экономической зависимости школы (государственные муниципальные школы, частные школы, церковно-приходские школы, школы при высших учебных заведениях и т.д.);

o отсутствие единства в программах обучения , отсюда – разноуровневая подготовка в разных типах школ (школы с углубленным изучением определённых предметов);

o отсутствие идейного единства среди школ.

Каждая школа (в зависимости от своих индивидуальных особенностей) требует строго определённого внутреннего порядка. На решение этих задач и направлено функционирование каждого взятого в отдельности Устава.

Так же, как Устав учебного заведения играет важную роль в организации жизни и развития школы, так рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении по определённому учебному курсу (дисциплине).

1. В соответствии с п. 2 ст. 32 закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

2. Основными документами, которыми необходимо руководствоваться при составлении рабочей программы являются:

§ Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;

§ Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322) или федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО РФ от 19.05.98 №1276) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;

§ Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98 №1276) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;

§ Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования (Приказ Минобразования России от 30.06.98 №56) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;

§ Приказ Департамента образования Тульской области от 05.06.2006 г. №625 «О введении регионального компонента в содержание общего образования в общеобразовательных учреждениях Тульской области, реализующих Базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322»;

§ Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

§ Базисный учебный план для образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Департамента образования Тульской области от 05.06..2006 г. №626;

§ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08..2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

§ Приказ Департамента образования Тульской области от 24.06.2011 г. №477 «О внесении изменений в приказ департамента образования Тульской области от 05.06..2006 г. №626 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего образования»;

§ Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

§ Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);

§ Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;

§ Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»:

§ Приказ департамента образования Тульской области от 07.08.2009 г. №1075 «Об утверждении примерных учебных планов для организации образовательного процесса для детей, нуждающихся в обучении на дому, временно по состоянию здоровья не посещающих общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования»;

§ Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10

4. Рабочая программа – нормативно-правовой документ, определяющий организацию образовательного процесса в образовательном учреждении по определённому учебному курсу (дисциплине).

5. Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения, определяющей содержание образования в образовательном учреждении на всех ступенях образования. Таким образом, рабочая программа по предмету, курсу (дисциплине) – это документ, составленный с учётом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса.

6. Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определённого класса содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

7. Рабочая программа разрабатывается на основе примерных (типовых) образовательных авторских программ.

8. Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана, рекомендуется МО и науки РФ.

9. Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы, имеющей авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины.

10. Рабочая программа – это документ, созданный на основе примерной или авторской программы с учётом целей и задач образовательной программы учреждения. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, а также учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении. Рабочая программа может иметь изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. (по сравнению с авторскими программами).

11. Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки. Для каждой формы обучения (очное, на дому и т. п.).

12. Рабочая программа рассчитана на один год или на одну ступень обучения (дополнительного образовательная программа может быть рассчитана на срок от 1 до 4 лет)

13. Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми она составлена.

14. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

§ целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;

§ состояние здоровья обучающихся;

§ характер учебной мотивации;

§ качество учебных достижений;

§ состояние учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного учреждения.

15. Рабочие программы рассматриваются на школьном методическом объединении учителей-предметников, согласовываются с заместителем директора по научно-методической работе, принимаются на педагогическом совете и представляются на утверждение руководителю образовательного учреждения.

16. Рабочие программы представляются на утверждение директору школы в конце предыдущего учебного года. Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям государственного стандарта.

17. Рабочие программы утверждаются приказом директора школы. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.