Квалификационные категории педагогических работников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Преподаватель, по своей природе, очень ответственная работа. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно–воспитательного процесса и собственной профессиональной компетентностью, способны удовлетворить потребности общества в саморазвивающейся личности выпускника школы.

При этом, прежде чем перейти непосредственно к учебной деятельности, идет долгий и важный процесс подготовки молодого специалиста. По окончании, которого молодой педагог должен обладать определенным набором качеств и компетенций, а также уровень их подготовки и состояние документов, подтверждающих право на преподавание, должны соответствовать основным нормативно-правовым актам, регламентирующих деятельности педагога. В данной работе будут рассмотрены вышеперечисленные вопросы об основных документах и компетенциях, необходимых как для начинающего преподавателя, так и преподавателей со стажем работы.

 

 

Требования к образованию учителя физики

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п.21 ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»).

52 Главой Трудового Кодекса (ТК) регулируется труд работников образования, то есть лиц, осуществляющих педагогическую деятельность на основании трудовых договоров в образовательных учреждениях, ведущих программы воспитания и обучения.

В соответствии с существующей нормативной базой подбор, прием сотрудников на работу осуществляется непосредственно образовательным учреждением. Порядок приема кадров и осуществление деятельности работниками определено его Уставом.

Основная особенность педагогической деятельности — ее высокая социальная значимость, ответственность и особенно психологические нагрузки, с которыми ежедневно связана работа педагогов.

В связи с этим законодательством предусмотрены дополнительные требования к сотрудникам данной сферы деятельности. Данные условия отражены в 331 статье Трудового Кодекса (ТК). В случае если работник им не соответствует, ему можно обоснованно дать отказ в приеме на работу в образовательное учреждение. Рассмотрим более подробно, какие же требования предъявляются к работникам сферы образования.

Первым и основным условием является наличие соответствующего образования, определяется Положениями об учреждениях образования различных типов, в частности:

· сотрудники дошкольного образования — обязательно высшего, среднее профессиональное образование.

· сотрудники учебных заведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста — требуется необходимая профессионально-педагогическая квалификация, которая бы соответствовала данным квалификационной характеристики должности и требованиям к специальности,

· сотрудники общеобразовательных учреждений — обязаны иметь требуемую профессионально-педагогическую квалификацию, которая бы соответствовала тарифно-квалификационной характеристике по должности и специальности,

· сотрудникам учебного заведения среднего профессионального и высшего образования — нужно иметь высшее проф. образование,

· сотрудники дополнительного образования детей — обязательно — высшее или среднее проф. образование, кроме того, сотрудник должен отвечать требованиям квалификационных характеристик к должности.

Конкретизируются общие требования к работникам образования и дополняются требованиями к стажу работы, определенной квалификации согласно Единому квалификационному справочнику.

 

 

Кто проводит аттестацию

Аттестация педработников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся.

Аттестация педработников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Регламент работы аттестационных комиссий должен обеспечивать педагогическим работникам право для обращения с заявлениями в аттестационную комиссию в любое время, обеспечивать рассмотрение их заявлений в срок не более 30 дней, а проведение аттестации — в течение периода, не превышающего 60 дней и с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории.

Как проходит аттестация

Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

§ определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

§ осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

Заявление рассматривается на заседании аттестационной комиссии, которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

§ установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

§ отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Оформление результатов аттестации

Аттестационный лист при аттестации, проводимой в целях установления квалификационных категорий, не оформляется.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

Об апелляции

Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Портфолио учителя.

 

Введение стандартов нового поколения ставит проблему компетентностного подхода к оцениванию профессиональных качеств и достижений учителя через оценивание достижений учащихся.

Учительское портфолио включает в себя описание и обоснование деятельности учителя, его рабочие программы, методические и дидактические материалы. На основе портфолио осуществляется оценка деятельности учителя при подведении итогов учебного года, процедуре аттестации.

Портфолио учителя рассматривается как реализация индивидуальной программы повышения профессионализма на основе рефлексивной оценки результатов своей деятельности. Портфолио должно содержать самопроектирование педагогической деятельности учителя, включающий обязательства, которые берет учитель на основе самоанализа своих профессиональных ресурсов, следовательно, является многофункциональным инструментом, как внешнего оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, понятно не только специалистам, но и гражданам.

Задачи портфолио:

- основание для аттестации педагогического работника, портфолио - предмет экспертизы при аттестации педагогического работника;

- основание для назначения стимулирующих выплат.

Портфолио учителя оформляется в электронном виде, размещается в сети-интернет и предполагает его моделирование учителем в зависимости от целей на данном этапе профессиональной деятельности.

 

 

Ответственность учителя


В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

· профессиональная направленность личности;

· профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;

· организованность;

· инициативность;

· требовательность;

· справедливость;

· гибкость;

· интеллектуальная активность;

· креативность;

· устойчивость нервной системы;

· высокий эмоционально – волевой тонус;

· хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

· способность делать учебный материал доступным;

· творчество в работе;

· педагогически-волевое влияние на учащихся;

· способность организовать коллектив учащихся;

· интерес и любовь к детям;

· содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

· педагогический такт;

· способность связать учебный предмет с жизнью;

· наблюдательность;

· педагогическая требовательность.

Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

· владение содержанием учебных дисциплин;

· владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

· знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя. Показателями профессионализма учителя можно считать:

· самокритичность;

· требовательность к себе;

· потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;

· склонность к инновационной деятельности;

· исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он ответственный человек.

Ответственность как личностная черта и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности - показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.

 


Заключение

 

Преподаватель выступает связующим звеном между учениками и всей вышестоящей системы образования, которая задает основные направления обучения, развития. Именно педагог реализует образовательный процесс и на его плечи ложится ответственность за качество этого самого образовательного процесса.

В работе были собраны материалы из основных законов и нормативно-правовых актов, регулирующих педагогическую деятельность, устанавливающих требования к образованию учителя физики, его компетенциям и способностям. Определено положение учителя в школьной иерархии его ответственности, правах и способах дальнейшего развития своих профессиональных способностей через повышение квалификации.

 

Список литературы.

1)  https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/05/15/v-pomoshch-molodomu-pedagogu

2) https://infourok.ru/dolzhnostnie-obyazannosti-uchitelya-fiziki-764357.html

3) http://tr777.ru/kvalifikatsionnye-trebovaniya-k-pedag/

4) https://studme.org/61137/pedagogika/povyshenie_kvalifikatsii_attestatsiya_rabotnikov_shkoly

5) http://eduinspector.ru/2016/02/28/18-ili-36-chasov-v-nedelyu-dolzhen-nahoditsya-uchitel-v-shkole/

6) Федеральный государственный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) (ФГОС НОО).

7) Федеральный государственный стандарт основного общего образования (5 – 9 кл.) (ФГОС ООО).

8) Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (10–11 кл.) (ФГОС СОО).

9) Шишкин, Ф. Т. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании [Текст] / Ф. Т. Шишкин // Наука и школа. – 2008. – №4.

10) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года

11) Методическое портфолио учителя физики / авт.-сост. М54 И. Ю. Фоминичева. – Волгоград : Учитель, 2013. – 193 с.

Введение

 

Преподаватель, по своей природе, очень ответственная работа. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно–воспитательного процесса и собственной профессиональной компетентностью, способны удовлетворить потребности общества в саморазвивающейся личности выпускника школы.

При этом, прежде чем перейти непосредственно к учебной деятельности, идет долгий и важный процесс подготовки молодого специалиста. По окончании, которого молодой педагог должен обладать определенным набором качеств и компетенций, а также уровень их подготовки и состояние документов, подтверждающих право на преподавание, должны соответствовать основным нормативно-правовым актам, регламентирующих деятельности педагога. В данной работе будут рассмотрены вышеперечисленные вопросы об основных документах и компетенциях, необходимых как для начинающего преподавателя, так и преподавателей со стажем работы.

 

 

Требования к образованию учителя физики

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п.21 ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»).

52 Главой Трудового Кодекса (ТК) регулируется труд работников образования, то есть лиц, осуществляющих педагогическую деятельность на основании трудовых договоров в образовательных учреждениях, ведущих программы воспитания и обучения.

В соответствии с существующей нормативной базой подбор, прием сотрудников на работу осуществляется непосредственно образовательным учреждением. Порядок приема кадров и осуществление деятельности работниками определено его Уставом.

Основная особенность педагогической деятельности — ее высокая социальная значимость, ответственность и особенно психологические нагрузки, с которыми ежедневно связана работа педагогов.

В связи с этим законодательством предусмотрены дополнительные требования к сотрудникам данной сферы деятельности. Данные условия отражены в 331 статье Трудового Кодекса (ТК). В случае если работник им не соответствует, ему можно обоснованно дать отказ в приеме на работу в образовательное учреждение. Рассмотрим более подробно, какие же требования предъявляются к работникам сферы образования.

Первым и основным условием является наличие соответствующего образования, определяется Положениями об учреждениях образования различных типов, в частности:

· сотрудники дошкольного образования — обязательно высшего, среднее профессиональное образование.

· сотрудники учебных заведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста — требуется необходимая профессионально-педагогическая квалификация, которая бы соответствовала данным квалификационной характеристики должности и требованиям к специальности,

· сотрудники общеобразовательных учреждений — обязаны иметь требуемую профессионально-педагогическую квалификацию, которая бы соответствовала тарифно-квалификационной характеристике по должности и специальности,

· сотрудникам учебного заведения среднего профессионального и высшего образования — нужно иметь высшее проф. образование,

· сотрудники дополнительного образования детей — обязательно — высшее или среднее проф. образование, кроме того, сотрудник должен отвечать требованиям квалификационных характеристик к должности.

Конкретизируются общие требования к работникам образования и дополняются требованиями к стажу работы, определенной квалификации согласно Единому квалификационному справочнику.

 

 

Квалификационные категории педагогических работников.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.