Учет лишь экономических законов в управлении недостаточно для эффективной работы организаций. Менеджмент - это специфический вид трудовой деятельности, поэтому его отношения и зависимости формируются под влиянием собственных законов.
Следует также подчеркнуть, что успешная деятельность предприятия зависит также от эффективного управления, которое предусматривает рациональное упорядочения в пространстве элементов производства и синхронизацию времени в производственных процессов, то есть базируется на рациональной организации производственной деятельности.
На управление производством влияют экономические законы, законы социологии, кибернетики и др. С целью повышения эффективности производства, решения социально-экономических задач любая организация должна учитывать объективные экономические законы.
Закон спроса. Известно, что между ценой товара и величиной покупательского спроса существует обратная связь. То есть, при снижены цены спрос имеет тенденцию к росту и за ее повышение - к уменьшению. С повышением спроса на отдельные товары растут цены на них, а следовательно, и прибыль товаропроизводителей.
Закон предложения свидетельствует о том, что предлагаемая для продажи количество товара зависит от цены на него.
Соотношение спроса и предложения отражает конкретные предложения производства и потребления с учетом стоимостно-ценовой определенности товаров (услуг). Спрос играет сложную и важную роль как стимул для развития производства и предложения. Соотношение совокупных спроса и предложения показывает возможности общественного производства относительно удовлетворения народнохозяйственных и личных потребностей, совокупное предложение не обязательно формируется только за счет внутреннего производства. Дополнительным источником удовольствия совокупного спроса является импорт продукции.
Рыночные спрос и предложение формируется под воздействием объективных и субъективных факторов непосредственно на рынке товаров, услуг, ценных бумаг, рабочей силы и т.д. Они определяют соответствие платежеспособной потребности в отдельных видах товаров, их наличии в обращении на рынке.
Закон экономии времени предусматривает рациональное размещение элементов управления в пространстве, которое обеспечивало бы минимизацию затрат времени на их взаимодействие.
Закон синергии утверждает, что существует такое сочетание элементов управления, которое обеспечивает получение результата большего за суммарный результат виокремленого функционирования этих элементов.
Закон синхронизации свидетельствует о важности слаженного взаимодействия элементов управления во времени для обеспечения его эффективности.
Закон доходности. Производственно-хозяйственная деятельность организаций должна быть прибыльной, то есть доход должен превышать расходы. Прибыль является основой перспективного развития организации. Сознательное использование этого закона требует анализа динамики дохода, постоянных и переменных затрат.
Кроме экономических законов, в управлении используются еще и законы социологии, так как каждый человек принадлежит одновременно до многих общественных сообществ.
Наука менеджмента исследует также закономерности поведения индивида и группы, которые выявляются в процессе совместной деятельности людей в пределах производственно-хозяйственной организации, на которые необходимо ориентироваться менеджеру для эффективного управления коллективом, отдельными работниками.
Д.э.н., проф. Хмель Ф. И. выделяет следующие законы.
Закон социализации личности. Его сущность заключается в том, что в течение трудовой жизни человека происходит сложный процесс усвоения социальных ролей и культурных потребностей. С одной стороны, без процесса социализации формирования личности невозможно, а с другой, поскольку организация заинтересована в эффективной деятельности социальных структур, которые существуют внутри ее, она способствует социальному развитию работников. Управление процессами социализации индивидов, преодоление элементов стихийности имеет социальную экономическую и стратегическую значимость для деятельности организации.
Закон социальной структуризации организации. Каждой организации свойственна множественность внутреннего структурного построения, которая отображается в существовании множества формальных и неформальных групп. Осознание этого дает возможность менеджеру построить эффективную структуру организации (достичь гармонии между формальной и неформальной структуры) совместить общие организационные и групповые цели, определить зоны конфликтов в организации, управлять конфликтными ситуациями и т.д.
Закон социального статуса (социальных ролей). Каждый человек имеет определенную позицию в социальной структуре организации, связанную с другими позициями через статус индивида как систему его прав и обязанностей. Статус в понимании места в иерархии организации является рангом. Кроме того, каждый индивид выполняет определенные роли, взаимодействуя с другими работниками организации, то есть с его статусом ассоциируется комплекс ролей.
Опираясь на закон социальных ролей можно утверждать, что для эффективной деятельности организации менеджер должен:
- способствовать глубоком внутреннем усвоению каждым индивидом мотивации и ориентиров поведения, признанных организацией;
- обеспечить условия для выполнения определенных индивиду (и им самим выбранных ролей);
- требовать от индивидов выполнения определенных для них ролей.
Закон социальной мобильности. Человек в процессе трудовой деятельности перемещается в социальном пространстве организации. Это связано с и квалификационным и служебным развитием (или деградацией), проявляется в росте или падении престижа), усилении или ослаблении власти над сотрудниками, изменении материального положения. Мобильность индивида (перемещение в пределах социальной иерархи) может быть восходящей и нисходящей, добровольной и принудительной. Восходящая мобильность активизирует его потенциал. Иногда интересы организации вызывают потребность в нисходящей мобильности индивида. Она тоже может быть добровольной и принудительной, вызванной структурными изменениями в организации.
Зная действие закона мобильности, менеджер имеет возможность предвидеть возникновение напряженных ситуаций, вызванных недостаточной мобильностью работников организации, а также управлять мобильностью индивидов в интересах организации.
Закон социального контроля. Контроль является целенаправленным воздействием организации на поведение индивида, который обеспечивает усвоение им организационных ценностей и норм культуры. Групповой давление с целью объединения интересов и целей побуждает индивида приспосабливаться к существующим в группе коллективных мнений, ценностей и норм. Социальный контроль реализуется сочетанием факторов склонности к подчинению, принуждения и преданности социальным ценностям, проявляющиеся в деятельности индивида.
Законы индивидуальной и социальной психологии человека описывают причины поведения человека в производственной среде как личности, наделенной индивидуальными психологическими характеристиками. Знание этих законов помогает менеджеру выстраивать стратегию и тактику своего поведения в процессе общения с конкретными работниками, вырабатывать эффективные этические нормы взаимоотношений, выбирать меры воздействия на людей с учетом их психологических характеристик.
Из всех видов законов, которые раскрываются в различных учебных пособиях, типовой программе дисциплины "Основы менеджмента", которая включена в стандарт, соответствующие законы, которые раскрывает д.э.н., проф. Мартыненко М.М.
Закон общности целей. Эффективная совместная деятельность людей в организации возможна только при наличии общей цели.
Люди создают организации и сознательно координируют свою деятельность только для того, чтобы достичь определенного конечного результата, то есть общей цели. Чем сложнее цель, тем больше людей участвует в ее достижении. Эффективной коллективная работа будет тогда, когда полученный результат удовлетворяет потребности каждого из участников. Если полученный результат не удовлетворяет кого-нибудь из членов организации, то эффективность его труда снижается, или же данная человек прекращает свою работу в коллективной деятельности.
Общая цель является основой создания организации. Именно цель определяет основное направление деятельности организации. Содержание общей цели определяет виды ресурсов, которые использует организация, а также функциональные области деятельности (средства и способы достижения цели) работников организации.
Необходимость достижения общей цели с помощью коллективного труда определяет смысл существования менеджмента во всех его проявлениях.
Общая цель определяет степень зависимости организации от внешней среды как источника ресурсов и условий ее деятельности. Формируя общую цель, работники организации вынуждены учитывать возможности внешней среды в обеспечении их необходимыми ресурсами, а также характер их работы в условиях, задаваемых внешней средой. Следовательно, общая цель отражает не только желаемый результат организации, но и условия, при которых она может быть достигнута.
Закон разделения труда. Этот закон отражает сущность менеджмента как вида деятельности человека. В содержание этого закона входит такая категория, как специализация управления.
Цели организации достигаются коллективным трудом. В этом процессе участвует труд как субъекта, так и объекта управления, их виды деятельности представляют собой результаты процесса разделения и специализации труда. Продуктом процесса разделения труда являются производственные (разделение физического труда) и управленческие функции (разделение умственной творческой работы).
Функциональное разделение труда в организации раскрывает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях менеджмента. Выделение в управлении отдельных функций - объективный процесс, порождаемый сложностью производства и процессов управления организацией. Функции управления как результат разделения и специализации труда менеджера не зависят от организационных форм управления. Содержание функций управления связан с содержанием производства, определяется им и отвечает ему. Содержание самого производства всегда конкретен. Однако сущность функций управления организацией остается неизменной при различных видов производства конкретных продуктов. Функции, в которых раскрывается сущность управления, универсальные, то есть они описывают любой процесс управления организацией. Содержание видов деятельности (специализация труда) в каждой функции конкретный и определяется содержанием производства. Функциональный вид деятельности наполняется конкретным содержанием в зависимости от специфики объекта управления. При этом сущность функции управления остается одинаковой (общей) и не зависит от специфики объекта управления. В этом проявляется инвариантность и конкретность функций управления.
Функции управления - особый специализированный вид деятельности, что отражает направление осуществления целенаправленного влияния на отношения людей в процессе производства и самого управления. В этом смысле функции управления образуют функциональные области деятельности.
Именно функции, отнесенные к функциональных областей, отвечают на вопрос, кто что делает или должен делать в системе управления в процессе достижения общей цели. Функции управления является связующим категорией с другими важными категориями науки управления. Будучи объективной основой любых процессов управления, обладая інваріантістю к любым организациям, функция обнаруживает свое влияние во всей управленческой деятельности и отражает общие устойчивые отношения людей в производстве. Применение большинства категорий управления предусматривает увязка их с функциями управления.
Каждая функция управления организацией отражает какой-либо конкретный вид управленческой деятельности, но в то же время они объективно взаимообусловленные единым процессом управления и поэтому должны рассматриваться во взаимосвязи.
Закон внешнего дополнения. Суть данного закона можно сформулировать следующим образом. Любая организация должна иметь потенциал, который способен компенсировать последствия, обусловленные разного рода внешними збурюваннями, влияние которых на организацию не может быть заранее предусмотрено.
Внешнее дополнение следует рассматривать с двух сторон:
- влияние факторов внешней среды на деятельность организации;
- влияние высших уровней управления на низшие уровни внутри самой организации.
В любой нормально функционирующей организации внешние и внутренние воздействия находятся в определенном связи: усиление внешнего воздействия в соответствии инициирует усиление мероприятия внутреннего воздействия, и наоборот.
Следовательно, развитие организации определяется соотношением и характером внешних и внутренних возмущений, которые нарушают условия нормального ее функционирования. Под влиянием возмущений организация вынуждена совершенствовать свой потенциал. Поскольку возмущения имеют постоянный характер, то и организация должна исповедовать принцип постоянного совершенствования. В силу этого организация приобретает способность сохранять свое основное качество в условиях внешней среды, что меняется, обеспечивать собственное воспроизведение, преемственность и стабильность.
Наличие уровней управления в организации порождает свойство внешнего дополнения. Один уровень управления в отношении другого является своеобразным внешней средой. В их взаимодействия всегда сохраняются факторы в достаточной мере не описаны, а значит и не регламентированы. Однако непредвиденные влияния одного уровня на другой должны быть управляемыми.
Закон инерции. Согласно этому закону, для эффективной деятельности любой организации, подверженного влиянию различного внешней среды, необходимо, чтобы информация о результатах ее собственных действий передавалась ей как часть той информации, согласно которой она должна продолжать функционировать, сохраняя свои свойства.
Суть этого закона в менеджменте заключается в том, что все организации обладают некоторыми общими признаками.
Инертность организации обеспечивается составом ее элементов и способами их взаимосвязи. Организация по своей структуре представляет собой конечный набор элементов, образующих единое целое и взаимодействуют друг с другом, а также с внешней средой. Особенности, место и назначение каждого элемента определяется собственной целях и способами разделения труда. Элементы в организации относительно автономные. Относительная автономность элементов определяется их функциями. Именно функции как результат специализации труда добавляют элемента свойства автономности, одновременно позволяют ему взаимодействовать с несколькими другими элементами и внешней средой.
Свойство взаимодействия служит признаком целостности организации и условием устойчивой целенаправленной ее жизнедеятельности. Внутреннее построение каждого элемента и организации как целого структурного образования есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия внешней среды и существующих в нем функциональных связей и информационных потоков.
Обладая свойством инерционности, каждый элемент, действуя в непосредственном связи с другими элементами, обеспечивает инерционность организации в целом.
Организации, способные к сохранению своего состояния и повышения степени своей инерции, приводят себя в соответствие с условиями внешней среды. Это происходит благодаря особому типу взаимодействия организации с внешней средой на основе обратных связей.
Таким образом, действенность закона инерции обеспечивает организации состоянии постоянного совершенствования.
Закон экономии времени. В менеджменте данный закон связан с производительностью, что показывает мере использования времени, затраченного на получение результата. Производительность является главным источником экономического роста организации. В современных условиях деятельности организации в составе производительности первое место занимает экономия живого труда. Следовательно, менеджмент организации должен быть сформирован таким образом, чтобы получение результатов каждым элементом требовало минимального количества времени.
Действие закона экономии времени, трансформированного через производительность организации, будет зависеть от менеджмента, то есть от качества рабочей силы, условий ее использования, от соответствия профессиональной структуры, форм организации и мотивации труда.
Если закон выражает существенные внутренние связи явлений, то закономерности - это частное проявление его действия.
Закономерности управления отражают объективно существующие, существенные взаимосвязи различных повторяющихся элементов, а также явлений в процессе управления. их разделяют на общие и единичные. Общие закономерности присущи всем системам управления, а единичные связанные с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.
К общих закономерностей управления можно отнести закономерность соответствии социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность подавляющего эффективности сознательного равномерного управления; закономерность соотношение управляющих и управляемых систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. Рассмотрим эти закономерности.
Закономерность соответствии социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных форм собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.
Подавляющее эффективность сознательного планомерного управления также закономерна, так как система управления с плановой регуляцией этих процессов, протекающих в ней, и потенциально, и фактически эффективнее системы управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому является широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.
Закономерность соотношение управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соотношение сферы управления требованиям объекта управления. Поскольку качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е годы, потребовали определенной трансформации всего аппарата управления в Китае, что получило свое отражение в комплексе реформ, осуществление которых началось с 1975 г. В результате китайская экономика и управление ею стали более благоприятные с требованиями научно-технического прогресса, нашли тенденцию устойчивого будущего развития, без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулированию рыночных отношений.
В общих закономерностей управления можно отнести усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, будущий горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, связанные с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обуславливает его координацию, то есть согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.
Закономерности менеджмента
Если общие закономерности, присущие управлению в целом, то частичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частичных закономерностей можно отнести закономерность изменения функций управления, закономерность оптимизации числа стадии управления, закономерность концентрации функций управления и закономерность распространенности контроля.
Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожения других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, которые связаны с реализацией товаров населению.
Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.
Закономерность концентрации функций управления заключается в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, то есть до расширения и роста численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, что наблюдается во всех странах.
Закономерность распространенности контроля отображает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7-Ю подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.
Хмель Ф.И. выделяет такую систему закономерностей менеджмента:
1. Соответствие организации и управления состояния развития общества. Эта закономерность отражает объективный характер формирования систем управления в соответствии с условиями функционирования экономики труда. Со становлением рыночных отношений в экономике Украины организация и управление предприятиями должны основываться на общепризнанных в мире принципах менеджмента.
2. Диверсификация производства и управления. Диверсификация производства оказывается в освоении новых отраслей и сфер, расширении ассортимента и преобразовании предприятий на многоотраслевые комплексы. Соответственно, диверсифицированное предприятие нуждается в диверсификации управления.
3. Соответствие управляющей и управляемой систем. Заключается она в достижении пропорции между всеми элементами управляемых и управляющих систем во время их формирования и в процессе функционирования.
Поскольку управляющая и управляемая системы непрерывно взаимодействуют, то структура и процессы управляемой системы определяют структуру и движение управляющего, что оказывается в совершенствовании форм и методов управления.
Обеспечение соответствия управляющих систем современному уровню развития производства, его требованиям является основной проблемой совершенствования систем управления. Суть ее заключается в том, чтобы управляющая система осуществляла такое влияние, которого требует производство как управляемая система. То есть необходимо соответствие сложности управляющей подсистемы требованиям оптимального функционирования управляемой, или многообразии управляемой системы должна соответствовать многообразие управляющего, которая должна не только реагировать на изменения в производстве, а создать систему управления, ориентированную на будущее, способную обеспечить переход управляемой системы в новое состояние.
4. Децентрализация и демократизация управления. Децентрализация управления предполагает передачу низовым уровням максимума полномочий и ответственности в осуществлении управленческих процессов ее преимущества заключаются в стимулировании инициативы низовых руководителей и исполнителей, лучшей соответствия особенностям функционирования объектов управления. Децентрализацию сопровождает демократизация управления, ведь чем больше полномочий и ответственности передано на низовые уровни, тем больше работников вовлекается в процесс их реализации.
5. Определяющая роль человеческого фактора в производстве и управлении. Одним из достижений мирового менеджмента является признание новой роли человека в производстве и управлении, создание соответствующего механизма ее активизации.
Закономерности управления имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 466.