Современная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто используются в практике управления фирмами в форме сочетания нескольких подходов.
Ниже приведены типы и краткие характеристики наиболее распространенных на современном этапе подходов к менеджменту.
Системный подход — система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь.
Комплексный подход — учет технических, экологических, экономических, организационных, социальных, психологических и других аспектов менеджмента и их взаимосвязи.
Интеграционный подход — исследование и усиление взаимосвязей между отдельными элементами (подсистемами) менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, Уровнями управления по вертикали, субъектами управления по горизонтали.
Маркетинговый подход — ориентация управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя (повышение качества, экономия ресурсов, использование научно-технического прогресса).
Функциональный подход — потребность рассматривается, как совокупность минимальных по затратам на единицу полезного эффекта функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.
Динамический подход - объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, на основе ретроспективного анализа и] перспективного прогноза.
Воспроизводственный подход — ориентация на постоянное возобновление воспроизводства товара для удовлетворения, потребностей конкретного рынка с меньшими затратами на единицу полезного эффекта (опережающее планирование, интеграция науки и производства и т.д.).
Процессный подход — процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.
Нормативный подход — установление рационально обоснованных нормативов управления по всем подсистемам менеджмента: целевой, функциональной, обеспечивающей.
Количественный подход — переход от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок и др.
Административный подход — регламентация функции прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.
Поведенческий подход - оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе концепции поведения в управлении фирмой.
Ситуационный подход — самым эффективным методом в конкретной ситуации (сочетания внутрифирменных и внешних факторов) является наиболее адаптированный к ней.
Исходя из вышеперечисленных подходов менеджмент – это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение целей современной организации (предприятия) c помощью функций: планирование, организация, мотивация и контроль.
Существуют и другие определения менеджмента, например:
Согласно Википедии менеджмент - управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или Управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.
По институциональным сферам ориентирован на: предпринимательство, государственные социально-экономические системы, некоммерческие организации и т. д.
Менеджмент также — академическая дисциплина, социальная наука, предметом которой является изучение социальной организации.
Термины «менеджер» и «менеджмент», в их сегодняшнем понимании, впервые стали применяться США. Английский язык, в свою очередь, заимствовал эти слова из латинского: «manus» по-латыни означает «рука». Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми».
Поначалу менеджмент имел значение, весьма далекое от современного: это слово применялось не для обозначения руководства организациями – так называли управление лошадьми, искусство верховой езды, а слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь. В современном значении понятия «менеджер», «менеджмент» появились лишь тогда, когда в связи с развитием и усложнением рыночных отношений владельцы предприятий поняли, что выгоднее не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Этим талантливым специалистам, работающим по найму на основе контракта, собственник стал поручать главную задачу предпринимательства – получение высокой прибыли, задачу ничуть не менее легкую, чем управление норовистой лошадью [1].
В настоящее время научная литература содержит огромное количество различных определений понятия «менеджмент», некоторые из которых представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Определения понятия «менеджмент»
Авторы | Понятие менеджмента |
Определения понятия «менеджмент», данные отдельными авторами | |
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. | процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения организационных целей |
Дафт Р.Л. | эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов |
Герчикова И.Н. | самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента |
Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление технологическими процессами, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 460.