Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.
Культурная жизнь общества. «Оттепель». Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.
Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.
Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.
2
Практическое занятие:
1) Разбор в изменении систему управления СССР
2) Таблица борьбы за власть между Хрущёвым, Маленковым и Берией
Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества.
Экономика СССР. Новые стройки советской эпохи. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.
Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».
Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.
СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.
Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
1)работа по вопросам самоконтроля ( Приложение №13).
Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
1)подготовить презентацию по теме урока,
2)выполнение тестовых заданий по материалам ЕГЭ.
Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
1)составить хронологию исторических событий по теме урока используя дополнительные источники и интернет-ресурсы,
2) подготовить электронные презентации к семинарскому занятию.
Россия на современном историческом этапе. Роль государства в укреплении общественного сознания и толерантности в обществе.
117 часов аудиторные; 59 часов самостоятельные
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по истории.
Оборудование учебного кабинета:
№ | Наименование | Количество |
1 | Столы ученические | 15 |
2 | Стулья ученические | 30 |
3 | Шкафы | 4 |
4 | Стол учительский | 1 |
5 | Доска | 1 |
6 | Стенды, иллюстративный материал | 4 |
7 | Тумбы | 2 |
8 | Часы | 1 |
9 | Мягкие кресла | 2 |
10 | Витрина для экспонатов | 3 |
11 | Стул для преподавателя | 1 |
Технические средства обучения:
№ | Название ТСО |
1. | Ноутбук (ПК) преподавателя |
2. | Мультимедиа-проектор |
3. | Экран |
4. | Аудиоколонки |
5. | Цифровые видеокамера, фотоаппарат |
6. | Принтер |
7. | Электронные образовательные ресурсы по истории 10,11 классы |
8. | Выход в сеть Интернет |
9. | Плазменный телевизор |
10. | DVD-проектор |
11. | Видеомагнитофон |
12. | Аудиомагнитофон |
3.2.Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
Основные источники:
1. Артемов В.В., История: учебник.-М.:Академия, 2011.
2. История России: Учебник для студ. Вузов ( А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина); МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2007.- 525с.
3. Самыгин П.С., История: учебник для СПО.- М.:Феникс,2009.
Дополнительные источники:
1. Валлерстайн И. Миро-системный анализ. Интернет-ресурс http:www/nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller/htm
2. Всемирная история в лицах – http: // rulers.narod.ru
3. Всемирная история в таблицах и аннотациях. / Автор – составитель Орлова Л.Б.М., 2010
4. Геосинхрония (Атлас всемирной истории) – http://www.ostu.ru
5. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история (базовый и профильный уровни) 10-11 класс.
6. Загладин Н.В., Симония Н.А. История (базовый уровень),10-11 класс.
7. История.Ру (хронология, карты) – http://www.istorya.ru
8. История на RIN.ru – http://history.rin.ru
9. Народы и религии мира. Интернет-ресурс: http:/www/cbook.ru/peoples/index/welcome/shtml
10. Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И., Зырянов П.Н. / Под ред. Сахарова А.Н. История России (профильный уровень).
11. Поляков Л.В. О методологии макрополитического анализа /Л.В. Поляков // Апология. – 2006. - №9. – С. 82-103. (Интернет-ресурс: http:www/gournal-apologia.ru/rnews/html?id= 482@id_issue =161)
12. Преподавание истории в школе: Научно-методический журнал. Учрежден Министерством образования РФ
13. Сурков В.Ю Национализация будущего: параграфы про суверенную демократию. Эксперт.– 2006. №43
14. Сурков В.Ю.Основные тенденции и перспективы развития современной России. – М.:2006.
15. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М.:2004.
16. Хронос (хронологические таблицы) – http://www.hrono/ru
17. Электронное учебное пособие. Компакт диск Электронные карты энциклопедия «Истории России»
Периодические издания:
1. Журнал «Вопросы истории» http://polezny-sovety.narod.ru/oglavleniya-history.htm
2. «Военно-исторический» журнал history.milportal.ru.
3. Журнал «Отечественная история» http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/oi.htm#
4. Журнал «Родина» http://www.istrodina.com/
5. Журнал «Наше наследие» http://www.nasledie-rus.ru/
Дидактические и методические материалы:
№ | Название | Содержание | Сфера использования |
1 | Технологические карты, конспекты занятий по истории для обучающихся 1 курсе | Конспекты занятий по всем темам курса | Занятия по истории на 1 курсе |
2 | Разработки внеклассных мероприятий | 1.Методическая разработка олимпиады по истории. 2.Методическая разработка викторины по истории. | Олимпиады, викторины, конкурсы по истории |
3 | Комплексный анализ текста | Карточки с текстами профессиональной направленности и заданиями для их анализа | Проведение занятий по комплексному анализу текста, индивидуальная работа с обучающимися. |
4 | Практикум по истории | Тесты по разделам курса. | Консультации и индивидуальные занятия с обучающимися. |
5 | Таблицы по истории | Таблицы по всем разделам курса: комплект «Наглядные пособия по истории» -М.:ООО «СПЕКТР-М»; авторские таблицы. | Занятия по истории для 1 курса, консультации и индивидуальные занятия с обучающимися |
6 | Карточки | Карточки с историческим материалом профессиональной направленности по всем темам курса | Занятия по истории для 1 курса, консультации и индивидуальные занятия с обучающимися |
7 | Комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине | Комплект раздаточных материалов по истории по всем темам курса. Учебно-методические пособия по преподаванию истории в старших классах | Занятия по истории для 1 курса, консультации и индивидуальные занятия с обучающимися |
Интернет-ресурсы:
1. (http://lesson-history.narod.ru )
2. (http://it-n.ru )
3. (http://som.fio.ru ).
4. (http://www.encyclopedia.ru )
5. (http://www.hermitaje.ru )
6. http://www.history.yar.ru )
7. (http://www.hist.msu.ru/ER )
8. http://www.shpl.ru .
Исторические карты:
1.«Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.»
2. «Россия в начале XIXвека»
3. «Первая мировая война 1914 – 1918гг.»
4. «Отечественная война 1812 г.»
5. «Российская империя XIXвек.1861 г.»
6. «Российское государство XVI век»
7. «Российское государство XVIII век»
8. «Революция 1905 – 1907гг.»
9. библиотека электронных уроков:
10. «Монголо-татарское иго – выдумка или реальность»
11. «Город Новошахтинск. Прошлое и настоящее»
12. «Николай I»
13. «Внутренняя и внешняя политика Павла I»
14. «Иван Грозный»
15. «Русская культура XIII -XV вв.»
16. «Великая Отечественная война»
17. «Гражданская война 1918 – 1920г.»
18. «Золотой век Екатерины II»
19. «Отечественная война 1812 г.»
20. «Петр I»
21. «Первые сведения о славянах»
22. «Объединение русских земель вокруг Москвы»
23. «Дворцовые перевороты»
24. «Государство Киевская Русь»
25. «Буржуазные реформы 60 – 70 гг.»
26. «Полководцы Победы»
27. «Политика военного коммунизма»
28. «Смута в России XVI – XVIIвв.»
29. «Хрущевская оттепель»
30. «Россия в XVII веке»
31. «Феодальная раздробленность»
Видеофильмы:
1. «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»
2. «История морских сражений»
3«История земли Российской»
4. «История России XX века»
5. «История государства Российского»
DVD фильмы:
1.«Древний мир», части 1,2
2.«Великие мастера»
3.«Частная жизнь шедевров»
4.«Чингиз - хан»
5«Крестовые походы»
6. «Дорога в Треблинку»
7. «План Барбаросса»
8. «Битва за Москву»
9. «Битва за Ленинград»
10. «Сталинградская битва»
11. «Петр I»
12. «Величайшие злодеи мира. Генералы Гитлера. Завоеватели. История умерших».
13. «Нацизм. Предостережение истории»
14. «Великая война. 8 серий»
15. «Крестовые походы. Тайна ордена тамплиеров. Мифы и герои»
16. «Древний Рим. Расцвет и падение культуры»
17. «Русский бунт» (Фильм Александра Прошкина)
18. «Тегеран 43» (Фильм Александра Алова, Владимира Наумова)
19. «Брестская крепость» (Фильм Александра Котта)
20. «Великая победа. Судьбы солдатские»
21. «Фильмы Победы: Разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Берлин. Обыкновенный фашизм».
22. «Древний Рим. Расцвет и падение империи. Древние затерянные города. Жизнь в средневековье».
23. «Древние цивилизации. Рим: Сила и величие. Византия: утраченная империя».
24. Дидактические материалы по предмету «История»
25. Задания по теме «История России с древнейших времен до начала XVIII века»
26. «Россия в правление Ивана IV»
27. «Смутное время»
28. «От Древней Руси к Московскому государству»
29. Гл 5. «Страны Европы, Азии, Америки в XVI – XVIII в.в.» (Великие географические открытия, Образование колониальных империй)
30. «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе»
31. «Возрождение и гуманизм в Западной Европе»
32. «Реформация и контрреформация»
33. «Становление абсолютизма в европейских странах»
34. «Англия в XVII – XVIII вв.»
35. «Страны Востока в XVII – XVIII вв.»
36. «Страны Востока и экспансия европейцев»
37. «Международные отношения в XVII – XVIII вв.»
38. «Развитие европейской культуры и науки в XVII – XVIII вв.»
39. «Эпоха Просвещения»
40. «Война за независимость и образование США»
41. «Французская революция конца XVIII века»
42. Гл. 6.«Россия в XVIII веке» (Россия в эпоху петровских преобразований)
43. «Экономическое и социальное развитие в XVIII веке»
44. «Народные движения»
45. «Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине XVIII века»
46. «Русская культура XVIII века»
47. Технические средства обучения:
48. Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор (переносной компьютерный класс)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 434.