Ударение в языках мира. Типы ударение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ударе́ние — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:

· слога в составе фонетического слова — словесное ударение,

· слова в составе синтагмы — синтагменное ударение,

· синтагмы в составе фразы — фразовое ударение,

· какого-либо слова для подчеркивания его особого значения — логическое ударение.

Типы словесного ударения

В соответствии с тем, какая произносительная единица выделяется ударением, различают следующие типы ударения:

1. Словесное ударение - выделение слога в слове. напр. работа

2. Синтагматическое (тактовое) ударение - выделение слова в составе синтагмы, речевого такта.

3. Фразовое (логическое, смысловое) ударение - выделение слова в составе фразы, предложения.

 

Фонетическое членение речи.

Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это:

1. фразы,

2. такты,

3. слоги и

4. звуки.

Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз.

1. Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.

Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации.

2. Фраза распадается на такты. Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением. Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение; слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется проклизий, а само примкнувшее спереди безударное слово – проклитикой. Примыкание сзади называется энклизой, а само примкнувшее сзади безударное слово – энклитикой .

3. Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими). Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т. е. взрывные и аффрикаты1. В русской речи постоянно встречаются слоговые согласные, и, прежде всего, сонорные. Но они не являются особыми единицами, а их слоговое свойство обычно замещает исчезнувшую слабую гласную, Определение слога представляет большие трудности, хотя каждый говорящий может произносить по слогам. Обычное определение слога «часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох» наталкивается на возражение, что можно произносить слоги и без выдоха (например, изображая звук поцелуя или почмокивания на лошадей), но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох.

 

 21. Понятие о фонетических процессах. Позиционные и комбинаторные изменение звуков.
 Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.
1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть [rpyc'т'].
2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в'иес'ти - в'иес'т'и] (везти - вести).
3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).
Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.
4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прЛс'ит'] - [проз'бъ], [мъллт'ит'] - [мълЛд'ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л']: [пол'ь] - [зЛпол'ныj] (поле, запольный).
5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

22. Позиционные изменение звуков в языках мира (редукция и его виды)
Позиционные изменения гласных звуков в русском литературном языке связаны с воздействием на них соседних - предшествующих и последующих – согласных, прежде всего – твердых и мягких. Особенно отчетливо видно воздействие в ударном слоге. К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относится редукция.
Редукцией называется ослабление гласных в безударной позиции, при этом изменения бывают количественные и качественные. При количественной редукции гласные теряют часть своей долготы и ослабевают, но не изменяют своих основных признаков. Например, в русском языке гласный звук [у] сохраняет свои основные свойства – огубленность, задний ряд – в любой позиции: под ударением.
Качественная редукция наблюдается тогда, когда безударные гласные изменяют артикуляционные признаки, например, в русском языке гласные звуки [а], [о] могут произноситься под ударением как [а] [мал] и [о] [нос]. Звуки [и] [е] четко звучат под ударением: [иглы].
В английском языке также возможна качественная редукция, например, гласный звук [о] под ударением произносится как [O] conflict [΄kOnflikt], в безударной позиции как [ә] conflict [kәn΄flikt].
Безударные гласные в конце слова могут редуцироваться до нуля, как это встречается в словах: чтобы > чтоб, или > иль; мама > мам (в разговорной речи при обращении); или происходит сокращение слова за счёт потери слогового сонорного: рубль > рупь. Такое отпадение конечного гласного или слогообразующиего сонорного называется апóкопа.
Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой отмечено в русском языке: труба – труб [труп]; везет – вез [в’oс] и т. п., английскому языку такое явление не свойственно.
К собственно позиционным изменениям относится такое явление, как проте́за – появление в абсолютном начале слова согласного звука. В качестве протетического согласного могут выступать звуки [j], [в], [γ]: ель [jэл»], яблоко [jаблъкъ], гусеница, где исторически присутствовал корень [ус]. Многие слова русского языка имеют протетический звук [j].
Во французском языке в конце слова после сочетания согласных «tr» вставляется гласный «e», так называя эпите́за: théâtre [teatrә] театр.
Одной из основных комбинаторных модификаций является аккомода́ция/от лат. accomodatio – приспособление/ – изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и наоборот. Аккомодация считается прогрессивной, когда начало артикуляции последующего звука приспосабливается к артикуляции предшествующего звука, например: история – предыстория (твердый конечный согласный приставки пред- требует замены гласного переднего ряда «и» на гласный среднего ряда «ы»). Примером аккомодации в английском языке может служить слово wall [wOl](cтена), где происходит приспособление артикуляции гласного «а» к артикуляции предшествующего согласного «w».
Если же окончание артикуляции предшествующего звука приспособляется к началу артикуляции последующего, то возникает регрессивная аккомодация: могу – можешь (историческое чередование г/ж первоначально вызвано приспособлением артикуляции согласного к артикуляции гласного переднего ряда)

 

23. Комбинаторные изменение звуков (ассимиляция, диссимиляция т др)
Комбинаторные изменения звуков речи Для обозначения типов комбинаторных изменений фонем применяются прежде всего три термина: аккомодация, ассимиляция и диссимиляция.
Аккомодация — это приспособление одних звуков к другим. Обычно, когда говорят об аккомодации, имеют в виду влияние гласных на произношение согласных и влияние согласных на произношение гласных: этот — эти (влияние твердого [т] и мягкого [т'] на произношение [э]), пел — пели (влияние гласного [и] на [л]); и т. д.
Ассимиляция — это уподобление одного звука другому в потоке речи, приобретение фонетического сходства.
Ассимиляция есть в немецком, французском, и многих других языках., Им обозначается уподобление гласных звуков в аффиксах гласному звуку корня; степень этого уподобления может быть различной, но, как правило, уподобление происходит по признаку принадлежности к переднему или заднему ряду
Диссимиляция — явление, обратное по сравнению с ассимиляцией: это расподобление звуков, т.е. утрата ими общих фонетических признаков.

24. Звук и фонема и их соотношение.
Звук речи - минимальная фонетическая единица, которая может быть описана в 3-ех аспектах: 1) с акустической стороны звук определяется с физиологической стороны 2) с артикуляционной стороны звук может быть охарактеризован по тому, с помощью каких произносительных органов он образуется 3) с функционально-лингвистической стороны звук может быть охарактеризован по своему особому назначению - выполнению смыслоразличительной функции. Для артикуляционной имеют значения признаки: a) наличие или отсутствие преграды для воздушной струи b)напряженность голосовых связок c) положение языка или губ d) характер преграды.

 Появление акустической фонетики стало возможным благодаря изобретению специальной техники. Исследованием звуков речи первых двух аспектов занимается фонетика, а изучением звуков речи с функциональной стороны - фонологии. Существует 3 положения: 1) звук как физическое явление и как знак определяющий лингвистическую сущность - это не одно и то же 2) каждый конкретный звук представляет одну из возможных реализаций этой сущности 3) звуки должны рассматриваться не сами по себе, а при соотношениями с этими сущностями.

 Звук не обладает самостоятельным значением, в противном случае значение слова складывалось бы из значений его звуков. Нельзя сказать, что звуки не имеют никакого отношения к смыслу, они связаны со смыслом, но не прямо, а посредственно. Звуки могут различать различные слова и формы. Кратчайшие звуковые единицы, способные выполнять различительную функцию в словах и формах слов называются фонемами. Лев Владимирович Щерба установил, что в русском языке четко слышится 4 звука [э]. В начале слова перед мягким/твердым согласным, между мягкой и твердой согласной, между 2-мя мягкими согласными. Различия между этими звуками для русского языка несущественны, они не противопоставлены друг к другу как самостоятельные фонемы. Именно различительная функция позволяет установить, какие звуки являются самостоятельными фонемами, а какие лишь разновидности этих же фонем. Все звуки в каждом конкретном языке объединяются в небольшое количество типов, которые способны дифференцировать слова и формы слов. Фонема - типовой звук речи, выполняющий смыслоразличительную функцию. Звук и фонема соотносятся так же как соотносятся понятия речь и язык. Звук речи - форма существования, форма выражения фонемы. Варианты одной и той же фонемы получили название аллофон.

**Каждая фонема определяется тем (по утверждению Щербы), что отличает ее от других фонем того же языка. Эти признаки, различающие фонемы - дифференциальные признаки. Дифференциальные признаки проявляются в противопоставлении фонем, а противопоставления этих фонем и их дифференциальных признаков. Наиболее системна была теория, разработанная Н.С.Трубецким, которая разработала фонологию как самостоятельную отрасль языкознания. "Основы фонологии" - с 1960 года на русском языке. По мнению Трубецкого, все оппозиции делятся на фонологическую и внефонологическую. Фонологическую оппозицию образуют любые звуки, при условии, что противопоставления в нашем сознанием связаны с разным смыслами. Признак, по которому противопоставляются фонемы - дифференциальный. Роман Якобсон, Буннарфанд и Моррис Хале, исходя из результатов спектрографических результатов, предприняли попытку создать дифференциальную типологию, она применима для всех типов языка, в основе - принцип бинарности. Американские ученые считали, что в разных языках мира используются 12 пар дифференциальных признаков: гласный - согласный, глухой - звонкий, долгий - краткий, мягкий - твердый, носовой - ротовой, смычный - щелевой. Не каждый язык располагает всеми парами. Признаки, которые не используются для разграничения фонем, называются интегральными. Функции фонем обнаруживаются не всегда и не везде одинаково отчетливо, в зависимости от занимаемой позиции фонемы. Фонемы выполняют свою смыслоразличительную функцию, когда они находятся в сильной позиции. Для гласных это ударность слога, для согласных - начало слова. Трубецкой под нейтрализацией понимал позиционное снятие противопоставления 2-ух фонем, их неразличимость в слабой позиции. В позиции нейтрализации используются фонемы более высокого класса, которые он назвал архифонемами. Архифонемы - совокупность дифференциальных признаков общих для двух нейтрализованных фонем. Архифонема – не звуковое явление, а понятие, отвлеченное от реального звучания. По выделенным дифференциальным признакам возможно моделирование фонологической системы любого языка мира. Фонологические системы отличаются по количеству фонем, по специфическим законам сочетаемости звуков в речи. В лингвистике существуют различные методы моделирования фонологических систем.

25. Понятие о фонеме и ее дифференциальных признаках. Фонология.
 
ФОНОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка в его современном состоянии) и в истории. В отличие от фонетики (см.), изучающей речь в её артикуля-ционно-акустическом аспекте, Ф. сосредоточивается не на физических, а на функциональных характеристиках звуковых единиц, но термин «фонетика» как более старый иногда употребляется как родовой, покрывая и то, что относится к Ф. Подобно другим терминам, обозначающим разделы языкознания, термин «Ф.» одновременно означает и определённый фрагмент (ярус) языковой системы, т. е. применяется и к объекту изучения, и к его научной модели.
Фонология охватывает явления, относимые к двум подуровням звукового строя — сегментному и суперсегментному.
Сегментные единицы (фонемы и звуки) описываются комплексами (матрицами) различительных признаков, представляющих собой обобщение конкретных артикуляционных и/или акустических свойств, набор которых для каждого языка должен устанавливаться посредством особой процедуры фонемной идентификации, предполагающей разделение признаков на дифференциальные (независимые) и интегральные (автоматически предсказываемые). Это разграничение связано с положением фонем в системе (фонологическая парадигматика), где они находятся в отношении противопоставления (оппозиции): дифференциальные признаки обеспечивают противопоставленность фонем, интегральные в этой функции не используются, но создают почву для потенциальной оппозиции.

26. Лексикология как наука, ее предмет.
Лексикология – наука о словарном составе языка. Словарный состав, т.е. совокупность всех слов языка, называется лексикой, или вокабуляром. Термин "лексикология" в дословном переводе – «наука о словах», «слово о слове». Этим как бы подчёркивается, что основной предмет лексикологии – слово.
Следовательно, главный вопрос лексикологии – это вопрос о том, что такое слово. Лексика любого языка представляет собой совокупность лексических единиц – слов, или лексем, вокабул, этого языка.
Таким образом, лексикология – это лингвистическая наука, изучающая лексику того или иного языка; лексикология изучает как всю лексическую систему в целом, так и отдельные единицы этой системы – лексемы (слова). Следовательно, предметом курса лексикологии современного русского литературного языка является словарный состав языка, системные отношения между словами. Основная задача – изучение сущности слова, его лексических значений и их типов, а также рассмотрение слов с точки зрения происхождения, особенностей их употребления и т.д.
В зависимости от характера лексических единиц и целей их исследования в состав лексикологии включают следующие разделы языкознания: семасиологию –(от греческого semasia – смысл, обозначение; logos – понятие, учение), рассматривающую смысловую сторону слов – их лексическое значение и изменение;ономасиологию (от греческого onoma – имя и logos – понятие, учение), изучающую принцип номинации (называния имён), выбор имён вещей; этимологию (от греческого etymos – истинный и logos – учение), изучающую происхождение слов. К лексикологии тесно примыкает фразеология (от греческого phrasis – род. п. отphraseos – выражение; logos – учение), изучающая лексически неделимые сочетания слов, т.е. особые фразеологические единицы (фразеологизмы).

27.Слово и его лексическое значение.
Слово является основной единицей языка и речи, связанной со всеми другими языковыми единицами. В отличие от меньших единиц языка (звуков, морфем), слово характеризуется самостоятельностью и повнозначнистю. Время слово является строительным материалом для более крупных единиц - словосочетания и предложения.
Слово может иметь одно или несколько лексических значений. Однозначные слова - это слова, которые имеют только одно лексическое значение, т.е. называют какой-то один предмет, существо, признак, действие, явление. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Многозначные слова имеют прямое значение и одно или несколько переносных (большой - 1) значительный по размеру, 2) взрослый, 3) гениальный, общеизвестный). Прямое значение слова - это его первоначальное, основное лексическое значение. Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Слово в прямом смысле - это обычная, повседневная название чего-то. Слово в переносном значении - очень часто название образная, перенесена из одних предметов и явлений на другие. Переносных значений в слове может быть несколько. В каком смысле употреблено многозначное слово, становится понятным из контекста.


































Дата: 2019-02-02, просмотров: 499.