Взгляды: в методологии Гегель представитель 1) консерватизма, 2) объективного идеализма, 3) диалектики.
Сущность вселенной – саморазвивающийся абсолют, проходящий в своем развитии 3 последовательные ступени: логика, философия природы, философия духа.
Идеи государства и права существуют в 3ей ступени. Философия духа состоит из трех сменяющихся фаз: субъективный дух (индивидуальное сознание), объективный дух (институты, созданные обществом), абсолютный дух (познание абсолютом самого себя в формах искусства, религии и философии).
Понимает право в трех аспектах: как свобода; как определенная ступень и форма свободы; как закон. Содержание права может быть искажено в процессе законодательства, не все, данное в законе – право. Три основные ступени развития свободной воли (права): абстрактное право (противопоставляется личности, имеющей свободную волю требовать восстановления своих прав при их нарушении); мораль (субъективна и не фиксирована); нравственность (публична).
Под гражданским обществом Гегель понимает связь людей через систему их материальных потребностей, через разделение труда, через правовые учреждения, через внешний порядок.
Гражд. общество состоит из трех сословий: землевладельцы, промышленное и всеобщее (чиновники). К гражд обществу относятся такие гос институты как положительное право, правосудие, деятельность полиции, который призваны гарантировать частную собственность. Гражд общество – эмпирическое, а не разумное, это сфера противоречий и конфликтов, а государство – истинная гармония, призванная обеспечить подлинную свободу индивидов.
Отвергает теорию общественного договора. Государство не является искусственным образованием, оно духовный организм. Государство закономерно, органически едино и обладает собственными интересами, волей, представляет собой индивидуальность, обладающую правосознанием. Основная задача государства – общее благо.
Государство в действительности проявляется в: 1) как индивидуальное государство; 2) в отношениях между государствами; 3) во всемирной истории. Наилучшее индивидуальным государством является просвещенная монархия, основанная на распределении власти (законной, правительственной, княжеской). Критикует идею народовластия и обосновывает суверенитет наследственного монарха. Законная власть состоит из двух палат: палата пэров (наследственная) и палата депутатов (выборная). Задача правит-ой власти – выполнение решений монарха, существующих законов – судебная власть. Княжеская власть принадлежит монарху , который придает юридическую силу всем законам, принимаемым парламентом. Именно монарху принадлежит суверенитет. Наилучший путь совершенствования гос прав институтов – постепенное проведение реформ сверху. Договорно-правовые отношения в международном праве.
Выделяет следующие исторические периоды: восточный мир, греческий мир, римский, германский. Формы правления: теократия, демократия или аристократия, конституционная монархия.
Утверждал, что вечный мир невозможен. Основоположник диалектики.
УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ПРАВЕ
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – гениальный немецкий мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политико-правовой мысли.
Право, по Г.В.Ф. Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна.
Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: право как свобода («идея права»); право как определенная ступень и форма свободы («особое право»); право как закон («позитивное право»).
Превращение права в себе в закон путем законотворчества придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера. Различая право и закон, Г.В.Ф. Гегель стремится исключить их противопоставление. Содержание права Может быть искажено в процессе законодательства; не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно.
Тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.
Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это право абстрактно свободной личности, которая подразумевает прежде всего правоспособность, т.е. действует формально-правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Свою реализацию свобода личности находит, по Г.В.Ф. Гегелю, прежде всего в праве частной собственности, которое, в свою очередь, выражается через договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица, обоюдно являющиеся частными собственниками.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПО ГЕГЕЛЮ
Г.В.Ф. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом, по существу, имеется в виду современное Г.В.Ф. Гегелю буржуазное западноевропейское общество. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Г.В.Ф. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.
Основными моментами гражданского общества, по Г.В.Ф. Гегелю, являются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Гражданское общество в освещении Г.В.Ф. Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формально-правовом равенстве людей.
В структуре гражданского общества Г.В.Ф. Гегель выделяет три сословия: субстанциональное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники).
В ходе освещения социально-экономической проблематики Г.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду чрезвычайно обедневшую часть населения. Для решения таких социальных задач уже необходимо государство.
Общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается Г.В.Ф. Гегелем как момент государства, как то, что «снимается» в государстве.
ГОСУДАРСТВО В ФИЛОСОФИИ Г. ГЕГЕЛЯ
Государство представляет собой, по Г.В.Ф. Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. «Государство – это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Г.В.Ф. Гегель признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но недействительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, оно остается вне рамок его философии права, которая исходит из идеи действительного разумного государства.
Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достижение такой ситуации правового государства.
Государственное как нравственное целое в трактовке Г.В.Ф. Гегеля – живой организм. Гегель говорит об органически целостной свободе – свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни. Различные трактовки государства – государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» и т.д. – взаимосвязанные аспекты единой идеи государства.
Идея государства проявляется трояко: как непосредственная действительность в виде индивидуального государства, речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве; в отношениях между государствами как внешнее государственное право; во всемирной истории.
Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, являются законодательная власть, правительственная (исполнительная) власть и власть государя (главы государства).
Самой разумной формой государства Г.В.Ф. Гегель считал конституционную монархию. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.
Высший момент идеи государства, по Г.В.Ф. Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. В межгосударственных отношениях государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности, т.е. оказываются в отношениях между собой как бы в естественном состоянии.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.