Виды законов, сущности государства, формы правление, учение о монархии, государство и церковь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методологический подход Аквинского – схоластика, выступает за активное вторжение церкви в философию и науку. Во главе стоит бог, духовный мир возглавляется папой как наместником бога. Поэтому же иерархическому признаку основано и общество.

Рабство установлено природой, оно необходимо для обеспечения досуга.

Большое внимание уделял обоснованию классификации законов и их соотношение. Закон – общее правило для достижения цели, правило которым кто-либо побуждается к действию или воздерживается от него. Делил все законы на 4 вида: вечный - лежит в основе всего мирового порядка; естественный, человеческий – действующее право; божественный – Библия.

Предписания действующего закона вытекают их воли разума бога, поэтому нарушение феодального закона не только влечет наказание, но и является грехом.

Когда произвол правителя направляется против церкви или ее учения – правителю нельзя повиноваться, в таких случаях церковь может освободить правителя. Но если естественные и человеческие законы противоречат, то надо подчиниться человеческому закону, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении.

Главный способ борьбы против ересей – физическое уничтожение еретиков.

Теократическая теория образования государства, приоритет церковной власти над светской. Светская власть распространяется только на земные цели, а церковная охватывает не только земные, но и духовные дела. Духовная и светская власть соединяются в лице папы, который стоит на вершине обоих властей.

Повторяет классификацию форм государства Аристотеля на справедливые, где правление осуществляется в интересах всех, и несправедливые, где правление в интересах себя (тирания, олигархия, демократия)

2 формы монархии: абсолютная и монархического устройства. Основные задачи царя: забота о преемственности людей и назначении тех, кто возглавляет различные службы; создание законов; поддержание обороноспособности государства.

Фома Аквинский (Аквинат)(XIII в.), философ и теолог, крупнейший представитель средневековой схоластики, его основной задачей было доказывание истинности догматов религиозного учения римско-католической церкви. Фома Аквинский воспринял идеи Аристотеля, направив их на служение церкви.

Представления Ф. Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики».

Основные труды:

1. «О правлении властителей», (или О правлении князей)

2. «Сумма теологии».

3. «Комментарии к «Политике» Аристотеля»,

4. «Комментарии к «Этике» Аристотеля»,

5. «Сумма против язычников».

Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере.

Фома Аквинский подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры.

Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни.

По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собой государство.

Фома Аквинский видел задачу государства в том, что государство должно, прежде всего, охранять веру, католическую церковь.

При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский допускал возможность народного антиправительственного восстания против богомерзкого режима.

Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал Божественную сущность государственной власти, но не отдельного правителя, который может быть греховен.

Гос. власть распространяется только на земные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, так как римский папа – наместник Бога на земле (переработанная идея Августина Блаженного о двух градах).

Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допуская их казнь, поэтому оправдывалась необходимость инквизиции.

Выделяются три элемента государственной власти:

1. сущность государственной власти;

2. формы (происхождения);

3. использования.

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения.

Формы правления:

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (в каждой посправедливой и несправедливой):

монархия – тирания,

аристократия – олигархия,

полития – демократия.

Наиболее естественная форма правления – монархия: монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем.

ПРАВО

Согласно Ф. Аквинскому, все законы связаны между собой нитями субординации.

 Право издания общеобязательных законов – основной признак гос. власти.

Подразделял законы на категории (пирамида законов):

1. Вечный закон – главный, управляющий миром и естественными склонностями живых существ Божественный разум.

Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной.

2. Естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах, фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали.

Естественный закон схоластики понимают как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ.

Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей.

3. Человеческий закон – позитивное право, основанное на естественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквинский, не совпадает с нормами естественного закона.

В отличие от закона естественного человеческий (позитивный) закон – это императив с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах весьма несхожими.

4. Божественный закон – Священное Писание.

Нарушение любого закона наказуемо.

Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина и конечная цель сущего. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, Фома Аквинский утверждал, что природа завершается в Божественной благодати, разум – в вере.

6. Политические воззрения Н. Макиавелли. Учение о государстве, формы правления, политика и мораль.

Макиавелли  «Государь»

Исключает религиозные точки зрения, основа – исторический опыт. Политические события происходят не по воле Божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно.

Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства.

Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти служат хорошие законы и хорошее войско. Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Государственная власть должна быть твердой и решительной.

В государстве должен быть аппарат, который включает государя, министров и чиновников, советников. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя. Симпатии свои Макиавелли отдает единолично управляемым государствам. Государь просто поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его воли.

Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса.

В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой.

По отношению к управляемым советует государю выступать в облике опекуна народа. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их.

Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами.

Опекая подданных, воздерживаясь (при отсутствии экстраординарных обстоятельств) от «притеснения» народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и рассчитанные на их восприятие именно как благодеяния.

Макиавелли сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Завоевывать расположение народа — вот его задача. Есть два способа достижения повиновения. Первый — любовь к государю. Второй — страх перед ним. С точки зрения Макиавелли, лучше всего, «когда боятся и любят одновременно. Делая выбор в пользу страха Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии — аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей — существ эгоистичных и злобных.

В «Государе» от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами.

Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей «в суде не спросишь».

Наилучшая форма правления - умеренная республика, сочетающая монархический, аристократический, демократические элементы и основанная на договоре.

В словаре Макиавелли нет понятия «государственный суверенитет».

Государство – определенное соотношение между правительством и подданными, опирающееся на любовь и страх последних.
Люди избрали в руководители самого сильного и стали ему повиноваться. Впоследствии для регулирования жизни появились законы и правосудие.
Выделяет шесть форм государства, разделяя их на правильные (монархия, аристократия, демократия), неправильные (тирания, олигархия и охлократия). Достигнув совершенства, клонится к упадку, переходя в противоположность. За умеренную республику – сочетание монархии, аристократии и демократии.

 

 

7. Жан Боден и учение о государственном суверенитете. Понятие и содержание государственного суверенитета, учение о законе, формы правления, концепция монархии и виды монархических государств.

Боден-юрист обоснование абсолютизма и критика монархомахов.суверенитет. (1530-1596)

«Шесть книг о республике» «метод легкого познания истории». Под «республикой» понимает государство вообще.

Государство есть управление множеством семейств, осуществляемое суверенной властью сообразно праву. Ячейкой государства у Бодена выступает семья. По своему статусу глава семьи представляет собой прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства, оно суверенно. Признаки государства: право и наличие аппарата управления.

Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть. Абсолютность - суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества(но:бог и законы природы). Постоянство суверенитета - суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая.

Выделяет пять отличительных признаков суверенитета. 1) издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. 2) решение вопросов войны и мира. 3) назначение должностных лиц. 4) действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. 5) помилование.

Суверенной власти вменяется блюсти законы божественные и естественные. Вместе с тем суверенной государственной власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать подати с подданных без их согласия, помимо воли собственника.

Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым должностным лицам.

Суверен издает законы, но не создает право. Различает право и закон. Право «несет с собой справедливость, а закон — приказ».

Боден — сторонник действительно суверенной абсолютистской монархической власти. Аристократические элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным индивидам.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные, тиранические. Законное - подданные повинуются законам суверена, а сам суверен — законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные - суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей.

Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится Бога, «милостив к провинившимся, благоразумен, смел, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных.

Право - цель бытия государства.

Возникновение гос-ва: 1) путем постепенного расширения общества из семьи; 2) путем единовременной сознательной договоренности людей
+ распад крупных гос-в. Большинство были основаны путем насилия, тирании. Однако любое государство неминуемо приходит в упадок.
Основой правильно организованного гос-ва - защита частной собственности.
В правильно организованном гос-ве суверенная власть принадлежит 1 чел-ку. В чьих руках суверенитет – 3 формы государства – демократию, аристократию и монархию. Смешанную форму отвергал, т.к. суверенитет неделим.
Симпатия - наследственная монархии. Но хороши не все, а лишь законные.
Республиканское устройство и демократию он критиковал.
Государство, прежде всего, аппарат управления. Три признака государства: суверенитет, наличие права, гарантия собственности. 

Законы бывают: божественные, естественные и человеческие. Позитивное право, устанав.суверенной властью не должно противоречить этим законам.

8. Правовое учение Гуго Гроция. Учение о естественном праве, соотношение естественного и позитивного права, общественный договор и государство, пределы власти государства, вопросы международного права.

Гроций Голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей международного права.

«О праве войны и мира», трактат «О праве добычи», «Введение в изучение права Голландии».

Предмет юриспруденции — это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки — целесообразность и польза.

Признавал деление права на естественное и волеустановленное. Естественное право - «предписание здравого разума». Естественное право - критерий для различения должного и недолжного. Естественное право — это и есть «право в собственном смысле слова. Источником этого права является вовсе не чья-либо выгода, а сама разумная природа человека. Соблюдение общих правил общежития и есть «источник права в собственном смысле. Волеустан. право: божеств.

Cам Бог законодательствует в соответствии с принципом естественно-правовой справедливости. Естественное право «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом.

Возражал против представлений о том, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия. Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права является логически неизбежным следствием бытия естественного права. Причина возникновения и бытия политических явлений выступает естественное право, а польза и целесообразность — лишь как повод.

Выделяет международное право – взаимное соглашение государств в интересах всех сообществ.

Проблема соотношения права и силы — это в концепции. Сила трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права.

Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как «естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой простоте. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В процессе такого развития появилась частная собственность, происхождение которой Гроций также связывал с «неким соглашением. Потом люди объединились в государство. 

Государство, следовательно, является чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено Богом как благодетельное для человечества. Государство - соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных. (народ,власть,террит,право)

Сущность верховной власти состоит в том, что это — власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Главный признак – суверенность. Общим носителем верховной власти является государство в целом, носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц — сообразно законам и нравам того или иного народа.

Гроций упоминает царскую власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику. Форма правления не имеет существенного значения. Вместе с тем отрицательно относился к тирании, предпочтение - монархия и аристократия.

Считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти.

Народ может сопротивляться правителю только в исключительных случаях.

Обосновывал необходимость правового оформления и регулирования м/н отношений, и прежде всего проблем войны и мира, критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом.

9. Политико-правовая концепция Гоббса. Естественное состояние и общественный договор, концепция государства, характеристика гос. Власти, формы правления, естественный закон и позитивное право.

    Гоббс  «Левиафан», «о гражданине».

Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». В обществе «война всех против всех». – естеств состояние.

Страх смерти и инстинкт самосохранения, естественный разум побудили людей искать выход из естественного состояния и заключить договор о создании государства. Роль сыграли 3 естеств закона: необходимо стремиться к миру и следовать ему; отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты; люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. 19 законов. 20тый- о пьянстве в «гражданине»

Именно обмен и договор выступают предпосылками установления мира в человеческом общежитии.

Абсолютная власть государства — вот гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские опираются на силу. Всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те же естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства.

Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех». Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу верховную власть над собой. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции.

Иной путь — приобретение верховной власти силой. Выделяет государства, образованные на основе договора - политическое государство; и государства, основанные на приобретении.

О каких бы разновидностях и формах государства ни шла речь, власть суверена в нем всегда абсолютна. Тот, кому вручена верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир. Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому.

Государство должно выполнять полицейско-охранительные функции, воспитательно-просветительские.

Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является (у Гоббса) правом делать все то, что не запрещено гражданским законом.

Для него единственное мерило добра и зла — гражданский закон, единственный судья — законодатель

 Долг суверена хорошо управлять народом, ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан.

Может быть лишь три формы государства: монархия, демократия и аристократия. И все же глубинные симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверена.

10. Политико-правовая концепция Монтескье. Естественное и позитивное право, факторы, влияющие на характер государственных законов, «учение о духе законов», происхождение государства, формы правления и их принципы, учение о разделение властей.

  Шарль Луи Монтескье(1689—1755) — один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.

Договорная теория. Продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди выйдя из естественного состояния (догосуд.) объединялись в государство, на определенных условиях оговоренных в заключенном ими общественном договоре.

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обусловливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства: ≪Общество не может существовать без правительства. ≪Соединение всех отдельных сил, — как прекрасно говорит Гравина, — образует то, что называется политическим состоянием (государством) ≫ . Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т. е. гражданское состояние. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо, таким образом, достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, которое Монтескье (со ссылкой на Джанвинченцо Гравину) называет гражданским состоянием.

Да и при умеренных правлениях политическая свобода имеет место лишь там, где исключена возможность злоупотребления властью, для чего необходимо достичь в государстве разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое умеренное правление характеризуется как ≪государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет≫.

Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, ≪необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга≫. Подобное взаимное сдерживание властей — необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. ≪Казалось бы, — пишет он, - эти три власти должны прийти в состояние покоя и бездействия. Но так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будут вынуждены действовать согласованно≫. Причем ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. ≪Если, — замечает он, — власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц≫.

Учение о формах правления и факторы, влияющие на исторические формы государства и права в работах Ш.Л. Монтескье.

Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия — это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из которой вытекают ≪основные краеугольные законы≫ данной формы правления.

От этой природы правления он отличает присущий каждой форме принцип правления, тоже играющий существенную законообразующую роль. Поясняя это отличие, он писал: ≪Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип — это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй — человеческие страсти, которые двигают им≫.

Говоря о законах, вытекающих непосредственно из природы различных форм правления, Монтескье применительно к демократии отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Народ, утверждает он, способен контролировать деятельность других лиц, ноне способен вести дела сам. В соответствии с этим законы в условиях демократии должны предусматривать право народа избирать своих уполномоченных(должностных лиц государства) и контролировать их деятельность. К числу основных в демократии относится и закон, определяющий саму форму подачи избирательных бюллетеней, включая вопросы об открытом или тайном голосовании и т. д. Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов, подчеркивает Монтескье необходимы и постановления сената, которые относятся им к актам временного действия. Он отмечает, что подобные акты полезны и в том отношении, что появляется возможность в течение определенного срока проверить их действие, прежде чем установить окончательно. В обоснование этого законотворческого принципа, получившего в дальнейшем свою конкретизацию в идее законодательного эксперимента, Монтескье ссылается на поучительный опыт Рима и Афин, где постановления сената имели силу закона в продолжение года и только по воле народа превращались в постоянный закон.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескье отмечает, что аристократия будет тем лучше, чем более она приближается к демократии, что, естественно, и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.

Основные законы монархии, где источником всякой политической и гражданской власти является сам государь, — это законы, которые определяют ≪существование посредствующих каналов, по которым движется власть≫, т. е. наличие ≪посредствующих, подчиненных и зависимых≫ властей, их правомочий.

Основным законом деспотического правления, где, собственно, нет законов и их место занимают произвол и прихоть деспота, религия и обычаи, является установление должности полновластного визиря.

Природа каждой формы правления, таким образом, определяет основные, конституирующие данный строй (и в этом смысле — конституционные) законы.

Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, — особый для данного политического строя.

В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии — честь, в деспотии — страх.

11. Ж.Ж. Руссо- учение об общественном договоре и народном суверенитете. Общественный договор и государство, учение о народном суверенитете.

  Одним из самых ярких мыслителей во всей истории общественных и политических учений является Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский политический писатель и философ.









Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.