Источники права.Спартанское право не знает письменной правовой традиции, оно испытало влияние обычного права, а также законодательного опыта других стран, обобщенного Ликургом. В его основе лежат четыре ретры(законодательные изречения), приписываемые Ликургу и древним царям Феопомпу и Полидору. Предание насчитывает четыре ретры: одну большую и три малых. Одна из малых ретр запрещает издавать письменные законы. Это отражало стремление правящей родовой аристократии, настроенной против записи законов. В противном случае писаные законы ограничивали бы ее власть и уравнивали в правах с новыми, разбогатевшими рабовладельцами. Ретры Ликурга жесткорегламентировали все сферы частной и публичной жизни спартанской общины. Их главная цель состояла в достижении мира и согласия. Основные правовые институты: Имущественные отношения не были развитыми. Господствовал натуральный обмен, и отсутствовали товарно-денежные отношения. Специальные законы запрещали сделки с землей. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить и какую пищу употреблять. Это делалось для того, чтобы препятствовать возникновению имущественного неравенства. Периэкам было строжайше запрещено производить предметы роскоши (а спартиатам их носить), разрешалось производить только простую посуду, одежду и оружие для спартиатов. Главной ценностью для спартиата Ликург считал изобилие досуга, которое тот должен был посвящать военному делу и воспитанию детей. Семейно-брачные отношения Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община, однако еще долгое время молодые мужчины проводили вдалеке от семьи в своих военных подразделениях. Домой к семьям они приходили только ночевать. Дети не принадлежали родителям. С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах), учили читать и писать, подолгу молчать и говорить кратко. Публичное право. Значительное место в ретрах Ликурга уделено публичному праву – совокупность норм, определяющих организацию и функционирование институтов государственной власти. Во-первых, определяется структура государственных учреждений (два царя, герусия, народное собрание и коллегия эфоров), порядок их формирования и компетенция. Во-вторых, Ликург впервые создал государство, форму правления в котором можно называть умеренной: аристократизм (правление знатных и богатых) дополняется демократией (народным избранием должностных лиц, всенародное утверждение законов). В случае, если народ в аппеле (народном собрании) принял неверное решение, цари и геронты должны были распустить народное собрание и отменить решение.
11. Возникновение Древнеримского государства. Общественный и государственный строй.
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Развитие привело к превращению Рима в могущественную державу, в состав которой вошли значительная часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малая Азия и Сирия.
В истории римского государства выделяются периоды .
1)Царский период (753-509гг. до н.э.).
7 царей. Период становления государственности.
Основатель Рима – Ромул.
Сервий Туллий – реформатор.
Тарквиний Гордый- последний, 7 царь.
Первая система права римлян – Квиритское право. Регулирует отношения только между гражданами Рима.
2)Период Римской республики (509г. -1в. До н.э.).
Республика – общее достояние.
Изменение соц.структуры общества
Формирование основных институтов государства
Классическая система права (3 правовых системы)
3)Имперский период (1в – 476г. н.э.)
Принципат – первый говорящий. 27г. до н.э. – сер. 3в. Н.э.
Доминат.
Римская община состояла из двух основных социальных групп:
♦ патрициев (от лат . pater — «отец») коренное население Древнего Рима.\
♦ плебеев (от лат .plebs — «простой народ») \\
Царский период. Соц.состав: Знать – патриции (сын знатного отца), функции управления. Плебеи – свободные, находящиеся вне родов. Клиенты – зависимые, находятся под покровительством знатной семьи.
Власть осуществлялась: Царем, Сенатом, Народным Собранием.
Царь-военный вождь,власть ограничивалась сенатом и народным собранием.
Сенат – совет старейшин. В составе 100 человек. Представители наиболее знатных родов.
Народное собрание – входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. Обладало правом наделять царя властью, утверждать законы, объявлять войну.
Реформа Сервия Туллия. Огромное значение для эволюции общественного строя и развития римской государственности имели реформы середины VI в . до н . э . \
Деление общества по имущественному принципу. 6 разрядов. Каждый разряд поставлял определенное кол-во воинов. Воины объединялись в центурии – сотни.
Территориальное деление. Образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов - трибы. В трибу входили патриции и плебеи.
Народное собрание.
Равные права патрициев и плебеев. Консул – высшее должностное лицо. Один консул избирался из плебеев.
Должности в Риме – Магистраты.
12.Орг. упр.в цар.период. Реформы С.Туллия. В цар.период власть осущ. три учр-ния: царь, сенат и народ. собрание. Царь команд. войсками, осущ. рук-во повседнев. управ-ем в общине и считался посредником между богами и рим. народом. В его деят. присутствовали элементы дух. и светской власти, однако самой важной здесь была власть воен. командования и власть с правом принуждения. Будучи посредником между богами и своим народом, царь был облечен спец. функциями верх. жреца. В др. период царя избирали, поэтому нa время вакантного состояния царской власти верх. управление переходило к сенату. На период междуцарствия из числа сенаторов избир. 10 чел., кот. поочередно в течение 5 дней каждый осущ-ли верх. власть в стране. Царь избирался спец. уполномоч. народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т.е. выс. властные полномочия в рим. общине. Сенат в царский период являлся формально совещательным учр-ем власти при царе. Он также был выборным, и первоначально его членами были главы рим. родов. Позднее членов сената стали назначать по усмотрению царя, кот. в то же время нe мог игнор. знатность и влияние отд. патрицианских родов. Практ. заботой сената в царс. период стали совещ. заключения по упpавл. вопросам, кот. были названы сенатус-консультам. Самые крупные перемены в истории цар. периода связывают с правлением предпосл. царя С. Туллия. Реформы С. Тулия: Эта реформа была 1 этапом борьбы плебеев с патрициями. Она удовлетворила одно из осн. требований плебеев: они были включены в состав рим. народа и получ. право участв. в народ. собрании наряду с патрициями. Патриции и плебеи были разделены по имуществ. принципу на пять разрядов. Рим. ополчение тоже стало строиться в зависимости от нового деления на разряды.
13.Общ. Гос. строй Рима в период Респ.Выс гос. органами в Римской республике являлись народ. собрания, сенат и магистратуры. Сущ-ли 3 вида народ.х собраний: центуриатные; трибутные; куриатные.Гл. роль играли центуриатные собрания, обеспеч. принятие решений преобладающих аристокра. и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов госу-ва и увелич. числа свободных изменилась структура собрания: каждый из 5 разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание выс. должн. лиц республики объяв. войны и рассм. жалоб на приговоры к смертной казни.
Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должн.х лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в полит. жизни Рима.Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избр. др. собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Важное значение в гос. механизме Рим. республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан.
14. Рим. гос. в период империи (принципат, доминат)В 27 г. до н.э. после распада 2 триумвирата сенат вручил Октавиану Августу верх2 власть над Римом и провинциями. С этого вр установился гос. строй, кот.й называют принципатом, или первой половиной Рим. империи; принцепс означает «первый гражданин рим. гос-ва». Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех гл. магистратур: консула, диктатора, претора, народного трибуна. При этом фор-но сохран. видимость республики с правлением Сената. Нар. собрания продолжали собираться, но утратили попул-ть. Армия с этого времени становится пост. и наемной. Риме устанавл. доминат - режим неогр. монархии. Управление гос. осущ. чиновники, назнач. императором. Из органов управ. этого периода необходимо выделить: гос. совет при императоре, финан. и воен. ведомства. Во время прав. императора Диоклетиана (284-305г. н.э.) была учреждена тетрархия (правление четырех), когда каждой из двух частей империи (запад. и восточ.) управлял один август и его соправитель -- цезарь. Армия была раздел. на две части: одна часть размещ. на границах, а др. -- внутри гос. -- для обеспечения внутр. безоп-ти. Император Диоклетиан ввел новое администр.- террит. деление провинций -- их стало 100, причем последней был назван Рим. Диоклетиан ввел прямой налог в натур. виде, установил макс. размеры зараб. платы для различ. категорий населения. Император Константин (285-337г. н.э.), хотя и отменил правление тетрархов, но в основном продолжил начатые Диоклетианом реформы: завершил админ.- терр. преобразование страны (разделение Рима на префектуры, диоцезы, провинции и округа), окончательно запретил переход прежде свободного земельного арендатора – колона – из одного имения в другое. Однако в противоположность Диоклетиану Константин разрешил христианам свобод. вероисповедание (313 г.). Римская империя просуществовала до 476 г. н.э.
15.Общ. хар-ка и осн. этапы развтия древнерим. права. римское право прошло довольно длительный период развития от правовых обычаев и не многочисленных законов рексов до достаточно совершенных правовых норм, отражающих новые общественные потребности. Право преодолело былой формализм и достигло высокого для своего времени уровня юридической техники. Это на ряду со слиянием квиритского, преторского и общенародного права создало возможность для проведения обширных кодификационных работ, завершившихся составлением в VI веке кодификации императора Юстиниана. Именно в Др.Риме впервые сформулир. основные понятия и положения права, разработана логически выверенная система правового регулир. тех или иных вопросов и прав, сущ-ла высокая юр .техника НПА. Данные факторы и стали причиной, по кот. Рим. пр. оказалось основным базисом, на кот. веками формировались правовые системы разл. стран мира..Эпоха формирования и развития «цивильного права(квиритского)». Хар-ные черты; 1. пережитки первообщин. строя 2.влияние религии на правовую систему. 3.примитивность прав.институтов 4.строг.национальн.хар-р и формализм. 2.сер.3-го-кон.3-го в.н.э. этап классическ.римского права- наряду с цивильн. появляется преторское право, из котор.выделяется общенародное право, регулирующее отношен.между римск.гражданами и чужестранцами. 3 .3-5в. н.э. постклассическ, этап развития древнеримского пр. систематизация рим.права, котор.испытала на себе влияние нов.феодальн-х отнош.и церкви. Перв.источник права-обычаи. Закон стан.источником права со времен изданичя сборников законов-12 таблиц. След ист пр.-эдикты магистратов., преторские эдикты( из кот-х выросла новая ветвь-преторское пр.) для иностранцев-особ.магистратура-претор по делам перегринов. Принцепсы изд –ют акты- законы,именуем.конституциями(4 вида - эдикты-решения импер, мандаты—инструкции, декреты-судебн.реш., рескрипты-ответы на юрид-кие вопр.частных лиц). Систематизация пр. выражается в своде гражд. права –учебник римского пр.; содержащий-дигесты(выдержки из произведен.известн.юристов).кодекс-собрание императ-х контитуций .
16. Источники права др. Рима. Источниками права а Др. Риме служили традиции, обычаи, законы, законные иски, судебный прецедент, постановление сената и тд.В процессе становления и укреп. государства важным источником права был закон. К числу важнейших законов можно отнести закон 12 таблиц. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической жизни республиканского Рима. Знание данных Законов было обязательным а, следовательно, с их принятием стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан. В "Законах XII таблиц" было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. Законы двенадцати таблиц содержали постановления, относившиеся к судопроизводствуву, уголовному и гражданскому праву, семейным и иным правилам.
При Диоклетиане начали появляться частные сборники императорских конституций. Все эти конституции были объединены позже в кодекс Юстиниана.
Законы 12 таблиц
Важнейшим памятником рим.права, нормы кот. охватили все важнейшие сферы юрид. практики, стали Законы XII таблиц. Издание законов в серед. 5в. До рожд.христова стало принципиальным моментом в становлении рим.права.Этот период даже спустя неск. Веков признавался «источников всего публичного и частного.Сами законы до н.вр. не дошли.Их нормы известны лишь по отрывкам из сочинений древних авторов, в особенности юристов Цицерона, Ульпиана, Гая. Табл. 1-2-положение о гражд-ом судопроизв-ве,3- нормы процес-го права против недобросовестных должников,4-семейное право (полож. об отцовской влати), 5-6-опека, полож-е о собственности, 7-8-обязат-ва из договоров, гражд-е право, 9-10-публичное и сокральное право, угол-ое право, 11-12-дополнения, юрид.сила решений народного собрания.Тексты законов, напис-ые на 12 дерев.досках, были выставлены на городской площади, чтобы все граждане ознакомил. с ними и никто не мог «отговариваться незнанием закона». От всякого вступающего в ряды римских граждан юноши требовалось знание законов наизусть: считалось, что без этого нельзя должным образом исполнять обязанности гражданина.В силу времени своего создания З-ны весьма несовершенны, им присущи многие из недостатков древнего права. Казуист-ть — изложение предпис. не в общем виде, а применит. к конкретным случаям, Неполнота — многие полож-я закона подразумев., поэтому не оспаривались и, не требовали записи, Недостат. системность — нормы частного и публич. нрава, процесс-ые нормы м.б. изложены подряд, Формализм — жесткое требование произнесения некоторых фраз, запинка в котором влекла за собой проигрыш дела в суде.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 411.