Деспотия как основная форма древневосточных государств
древневосточная деспотия, характерные черты : 1. Наследственный верховный правитель (деспот) государства с юрид. точки зрения обладал неограниченной властью. Ему всецело принадлежали закон-ные, военные, админ-ные и судебные полномочия. Власть отождествлялась с личностью одного человека. Важным правомочием деспота являлось право верховной собственности на всю землю в государстве, а следовательно, и существование большого царского (государственного) земельно-водного хозяйства.2. Деспотия – теократическая монархия. Деспотическая власть выступала здесь как божественная, а царь рассматривался как бог или как представитель бога на земле.3. Строгая централизация и бюрократизация многочисленного и разветвленного государственного аппарата, полностью подчиненного верховной власти деспота. Государственный аппарат довольно примитивен с точки зрения разграничения сфер управления, находящихся в компетенции отдельных государственных органов и чиновников.4. Жесткий тоталитарный режим, воплощающийся во всемерном подавлении личности, отсутствии гражданских и политических прав и свобод подданных, всеобщем надзоре и контроле.Древневосточной деспотии были присущи три главные отрасли управления: финансовая, военная и общественных работ.
Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла.
Реформы Солона:
1.сисахфия - долговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Установление максимального размера земельного владения. 2. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. провозглашалась свобода завещаний. 3. Закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. 4.Создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания. Ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд присяжных. 5.учрежден новый орган управления - Совет четырехсот.
Реформы Клисфена:
1.распределил всех граждан между десятью филами. 2.Учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы). 3.Разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии. 4. Ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами - черепками для голосования) лица, пользующегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство
Реформы Эфиальта:
1.Лишение ареопага политической власти; 2.Вето на постановления народного собрания получила гелиэя; 3.Право контроля за магистратами - Совету 500 и экклесии; 4.По окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу; 5.Законы стали выставляться для всеобщего обозрения.
Реформы Перикла:
1.Разделение властей (законодательная - экклесии, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе); 2.Жеребьёвка на выборах всех должностей; 3.Введение оплаты должностей; 4.Гражданская реформа (полноправным гражданином Афин являлся тот, чьи родители - афиняне).
Законы 12 таблиц
Важнейшим памятником рим.права, нормы кот. охватили все важнейшие сферы юрид. практики, стали Законы XII таблиц. Издание законов в серед. 5в. До рожд.христова стало принципиальным моментом в становлении рим.права.Этот период даже спустя неск. Веков признавался «источников всего публичного и частного.Сами законы до н.вр. не дошли.Их нормы известны лишь по отрывкам из сочинений древних авторов, в особенности юристов Цицерона, Ульпиана, Гая. Табл. 1-2-положение о гражд-ом судопроизв-ве,3- нормы процес-го права против недобросовестных должников,4-семейное право (полож. об отцовской влати), 5-6-опека, полож-е о собственности, 7-8-обязат-ва из договоров, гражд-е право, 9-10-публичное и сокральное право, угол-ое право, 11-12-дополнения, юрид.сила решений народного собрания.Тексты законов, напис-ые на 12 дерев.досках, были выставлены на городской площади, чтобы все граждане ознакомил. с ними и никто не мог «отговариваться незнанием закона». От всякого вступающего в ряды римских граждан юноши требовалось знание законов наизусть: считалось, что без этого нельзя должным образом исполнять обязанности гражданина.В силу времени своего создания З-ны весьма несовершенны, им присущи многие из недостатков древнего права. Казуист-ть — изложение предпис. не в общем виде, а применит. к конкретным случаям, Неполнота — многие полож-я закона подразумев., поэтому не оспаривались и, не требовали записи, Недостат. системность — нормы частного и публич. нрава, процесс-ые нормы м.б. изложены подряд, Формализм — жесткое требование произнесения некоторых фраз, запинка в котором влекла за собой проигрыш дела в суде.
Хабеас корпус акт 1679г.
Этапом установления монархии нового типа в XVII - начале XVIII вв. стало принятие в 1679 году «Акта о лучшем обеспечении свободы подданных и предупреждении заточению за морями» (Хабеас Корпус Акт). Он был принят по инициативе партии вигов-либералов с целью защиты от судебного произвола. Его основные положения:
а) любой арестованный (за исключением случаев ареста за государственную измену, тяжкое уголовное преступление и гражданское правонарушение - неуплату долга) имеет право обратиться в суд с требованием в кратчайшие сроки рассмотреть дело;
б) тюремщик или шериф, в ведении которого находится арестованный, получив приказ «Хабеас корпус» должен доставить арестованного в суд (выдавший приказ) для проверки законности задержания;
в) судье, к которому доставлен арестованный, может либо оставить его под стражей либо освободить (не найдя в его действиях состава преступления), либо отпустить до суда под залог;
г) в течение 6-ти часов после задержания задержанный может требовать от шерифа или тюремщика письменную копию предписания об аресте, где указывается основания задержания и помещения под стражу;
д) должностные лица (тюремщик, шериф, судья) не исполняющие требований данного акта наказываются высоким (до 500 ф. ст.) штрафом в пользу арестованного, а при повторном нарушении платят еще более высокий штраф и отстраняются от должности.
Положительное значение закона 1679 года, несомненно, поскольку он заключает в себе требования возможно более скорого уголовного суда и некоторые гарантии против незаконных арестов (презумпция невиновности).
При всем этом для правильной оценки закона 1679 года немаловажное значение имеют три обстоятельства:
1. неопределенность английского понятия государственной измены и тяжкого уголовного преступления (свободное судейское усмотрение);
2. право парламента приостанавливать действие закона 1679 года (бунт, вторжение и т.д.);
3. сугубо классовый характер денежного залога (бедняк не мог его внести и до суда вынужден был находиться в предварительном заключении).
Право Англии в Новое время
Характерной особенностью английского права является его архаизм, который остался от предшествующей эпохи. Законодательство Англии не кодифицировано. Право делится на две части: общее право и право справедливости. Возникновение и развитие общего права приходится на период XI—XIII вв. В дальнейшем оно прекратило своё развитие и это вызвало к жизни право справедливости, сложившееся в XIV—XV вв.
Важным этапом в окончательном оформлении английского прецедентного права явилась вторая половина XIX в., когда в Англии окончательно утвердилась парламентарная система, что потребовало упрочения и упрощения правовой системы. В 1854 г. был принят Акт о процедуре по “общему праву”. По этому акту отменялась крайне казуистическая, средневековая система королевских судебных “приказов” и вводилась единая система иска
Огромную роль как источник права играла судебная практика. В середине XIX в. собрание судебных прецедентов составили 1200 томов, а к 1890 г. их насчитывалось уже 1800.
Несмотря на глубокие изменения в экономической и политической жизни страны, её правовая система во многом оставалась без изменения, даже после того как Англия вступила в монополистическую стадию развития.
В XIX в. в Англии, когда гражданское право в целом в своем содержании модернизировалось, такой важнейший его институт, как право собственности, знал еще специфическое средневековое деление имущества на “реальную” и “личную” собственность. Это деление было связано с исторически сложившимися в Англии формами защиты имущественных интересов — “реальными” и “личными” исками.
Характерной особенностью для гражданского права Англии является использование института доверительной собственности, который применяют юридические лица.
Вещные права в Англии рассматриваются как разновидность права собственности.
Для английского договорного права характерным является точное определение прав и обязанностей сторон, требование от должника добросовестного выполнения обязательств.
Постепенно, но неуклонно проникали демократические нововведения и в английское семейное право. В 1836 г. получил признание гражданский брак (при сохранении по желанию и церковной формы брака), в 1857 г. — развод.
В уголовном праве длительное время проявляется консерватизм, который был вызван компромиссным характером английской буржуазной революции. Особенно это касалось вопроса о наказании. Даже в начале XIX в. применялись такие виды наказания, как четвертование, колесование и т.д. В отличие от континентальных стран, государственная власть Англии продолжала применять жестокие меры устрашения, не желая проводить реформу уголовного законодательства.
Образование ФРГ. Гос строй по Конституции 1949.
23 мая 1949 года в западной оккупационной зоне была основана Федеративная Республика Германии. В этот день Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу Основного закона страны. Первоначально документ носил временный характер, что обосновывалось тем, что существовала надежда на создание единого немецкого государства. Поэтому вместо "Конституции" он получил название "Основной закон". Основной закон провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство.
Конституция ФРГ, выработанная в 1948‑1949 годах только для Западной Германии, в 1990 году стала Основным законом для всей Германии. Новое государство получило утвержденную оккупационными властями новую Конституцию, названную Боннской по столичному городу Западной Германии. Она восстановила демократические институты власти и управления и в ряде отношений походила на Веймарскую конституцию. Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов,которые действовали по указаниям премьер-министров западногерманскихземель, избранных лантагами. Принятая в1949 году Конституция ФРГ стала компромиссом между оккупационными войсками, под контролем которых проходила выработка проекта Основного закона, и землями ФРГ.
Объединение Германии
После 2 мировой войны Германия разделена на 12 территорий (2 территории отошли к СССР и Польше) , 1 территория (независимый Саар) , 5 территорий — Зоны оккупации СССР, США (Бремен и Южная Германия) , Англия и Франция, и 4 Берлинских зоны. В 1948 3 зоны Англии и США объединились в Бизонию, затем присоединилась Франция (Тризония) , провозглашена ФРГ. В 1949 на территории советских зон провозглашена ГДР.
В результате объединения на территории ГДР появились 5 земель, и на части ГДР и Западного Берлина -земля Берлин. Число земель ФРГ не изменилось. После первых многопартийных выборов 1990, отношения между ГДР и ФРГ привели к соглашению , которое позволило создать единое германское государство. Объединение Германии состоялось 3 октября 1990, к ФРГ присоединилась ГДР и Западный Берлин. После первых многопартийных выборов 1990, отношения между ГДР и ФРГ привели к соглашению , которое позволило создать единое германское государство.
деспотия как основная форма древневосточных государств
древневосточная деспотия, характерные черты : 1. Наследственный верховный правитель (деспот) государства с юрид. точки зрения обладал неограниченной властью. Ему всецело принадлежали закон-ные, военные, админ-ные и судебные полномочия. Власть отождествлялась с личностью одного человека. Важным правомочием деспота являлось право верховной собственности на всю землю в государстве, а следовательно, и существование большого царского (государственного) земельно-водного хозяйства.2. Деспотия – теократическая монархия. Деспотическая власть выступала здесь как божественная, а царь рассматривался как бог или как представитель бога на земле.3. Строгая централизация и бюрократизация многочисленного и разветвленного государственного аппарата, полностью подчиненного верховной власти деспота. Государственный аппарат довольно примитивен с точки зрения разграничения сфер управления, находящихся в компетенции отдельных государственных органов и чиновников.4. Жесткий тоталитарный режим, воплощающийся во всемерном подавлении личности, отсутствии гражданских и политических прав и свобод подданных, всеобщем надзоре и контроле.Древневосточной деспотии были присущи три главные отрасли управления: финансовая, военная и общественных работ.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 321.