С деятельности Долгого парламента начинается первый этап революции -- конституционный . Выборы в Долгий парламент не дали благоприятного для короля состава парламента: господствующее положение в нем заняли пресвитериане.
В течение 1640-1641гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Петиция 1628 . просили короля Карла I о том, чтобы «впредь ни один человек не был принуждаем уплачивать пожертвования, налоги без общего согласия посредством Акта Парламента, и чтобы никто не был призываем к ответу или приводим к присяге или принуждаем к службе или заключен в тюрьму или иным образом стеснен или обеспокоен в связи со всем этим или за отказ от этого». Кроме того, парламентарии просили Его Величество не обременять население постоями солдат и матросов.1 декабря 1641г. парламент принял Великую Ремонстрацию. Ремонстрация начиналась с указания на опасность, нависшую над королевством, источником которой была «злонамеренная партия» в своем стремлении изменить религию и государственный строй Англии. В Ремонстрации выдвигались требования удалить епископов из палаты лордов и уменьшить их власть над подданными. С этой целью предлагалось произвести полную реформацию церкви. Многие статьи Ремонстрации посвящены вопросам неприкосновенности собственности как движимой, так и недвижимой. Ряд статей указывал на уничтожение и невозможность впредь произвола во взимании налогов со стороны королевской власти и беспарламентского правления. Палата общин утвердила Великую Ремонстрацию большинством всего в 11 голосов. Обсуждение этого документа в парламенте показало, насколько были глубоки расхождения в самой палате общин. Великая Ремонстрация содержала новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию. В указанный период провозглашается независимость судей от короны и их несменяемость. В отчаянной попытке остановить революцию Карл I самолично является в нижнюю палату с требованием выдачи лидеров оппозиции, но терпит неудачу. С середины 1641г. ввиду всё усиливающейся конфронтации сил Долгий парламент берёт на себя исполнение правительственных функций. Парламент самовольно распоряжается казной и военными делами. Долгий парламент объявляет распущенной королевскую армию и создаёт парламентскую. Акты парламента 1641г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии.
Гражданская война и буржуазно-демократический этап Английской буржуазной революции XVII в.
Первая гражданская война
Во время войны в стране установились две враждующие и независимые власти, которые контролировали различные территории Английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой территории, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. В 1642г. парламент несколько раз утверждал так и не подписанный королем «Ордонанс о милиции», согласно которому командующие народным ополчением назначались только с согласия парламента и несли всю полноту ответственности перед парламентом. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля. В так называемой «Протестации», принятой летом 1642г., парламент вновь потребовал утверждения королем «Ордонанса о милиции» и своих требований, выдвигаемых ранее относительно осуществления некоторых прерогатив исполнительной власти: о назначении всех высших должностных лиц с согласия парламента, о несменяемости судей «до тех пор, пока они не поведут себя ненадлежащим образом», о расширении судебной компетенции парламента в области уголовного правосудия. Отказ короля принять все эти предложения привел к началу непосредственно военных действий.
На первом этапе войны преимущество оказывается на стороне королевской армии, лучше обученной и вооруженной. Неудачи парламентской армии вынудили осуществить ее реорганизацию по плану, предложенному генералом О.Кромвелем. В результате реформы была создана армия, названная «новой моделью».
В ходе гражданской войны Долгим парламентом был принят Ордонанс о новой модели 1645г., который был направлен на образование вместо ополчения отдельных графств постоянной армии. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников, армия была подчинена единому командованию. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Кромвель, будучи индепендентом, обеспечил руководящую роль в армии членам индепендентских общин. Для устранения аристократов от военного руководства был принят «Билль о самоотречении», согласно которому члены парламента не могли занимать командные должности в армии (исключение было сделано для Кромвеля). Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля.
В 1646г. королевские войска потерпели поражение, а король бежал в Шотландию, где и был выдан парламенту.
Вторая гражданская война
После первой гражданской войны парламент, в лице пресвитерианского большинства, продолжил свои попытки добиться соглашения с королём. Эти переговоры с полностью себя дискредитировавшим монархом оживили крайние настроения в армии, где было сильно влияние левеллеров, и привели к обострению отношений с парламентом (движение в армии, целями которого были наказание короля и окончательное свержение монархии). В попытке столкнуть между собой две основные группы своих противников - левеллеров и индепендентов - парламент выпускает из лондонской тюрьмы Тауэр лидера левеллеров Джона Лильберна в надежде, что он подвергнет критике действия индепендентской армейской верхушки и тем самым внесёт раскол в ряды оппонентов пресвитериан. Но эти ожидания не оправдались: Лильберн заявил о своей поддержке Кромвелю в его действиях, тем самым, значительно ухудшив положение парламента.
К этому времени все отчетливее становились расхождения между парламентом и армией. Для заседавших в парламенте пресвитериан революция, по сути, была завершена. Их вполне устраивала идея верховенства парламента, который осуществляет власть в стране вместе с королем, т.е. идея политического строя по типу конституционной монархии. Индепенденты и особенно левеллеры требовали более радикальных реформ.
Борьба между индепендентами и пресвитерианами обострилась весной 1648г. - вспыхнула вторая гражданская война, развязанная королем и пресвитерианским парламентом. Только поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии, внутри которой произошел раскол между командующей верхушкой (грандами) и рядовым составом.
16 ноября 1648г. была опубликована «Ремонстрация армии», составленная при непосредственном участии зятя Кромвеля Генри Айртона (1611-1651), бывшего одним из его ближайших соратников. В этом документе указывались как экономические требования, касавшиеся армии (выплата жалования и т.д.), так и политические, касавшиеся уже всего населения страны (права и свободы всем жителям Англии).
В декабре 1648г. армия оккупирует Лондон. И следующим ее шагом стала так называемая «Прайдова чистка» (6 декабря), когда с помощью военного отряда под руководством полковника Прайда из палаты общин были насильно выдворены все пресвитериане, власть в стране перешла в руки индепендентов. Из 143 членов палаты осталось всего порядка 80 человек или «охвостье» Долгого парламента, просуществовавшее до самого его закрытия в 1653 году. Кромвель, всё это время находившийся на севере, вернувшись в столицу, одобрил «чистку». Его отсутствие объяснялось тем, что Кромвель не знал какую позицию занять по политическим вопросам.
23 декабря 1648г. палата общин выпускает постановление, в котором говорится, что король является главным виновником всех несчастий страны. 1 января 1649 года своим решением она объявляет короля главным виновником гражданской войны против парламента, союзником ирландцев и шотландцев в борьбе с английским государством. Но палата лордов в свою очередь отвергает это решение, что в течение нескольких дней приводит к её роспуску. 4 января палата общин принимает при закрытых дверях постановление, передававшее ей всю полноту власти: она становится носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. В документе было написано «…общины Англии, заседающие в парламенте, объявляют, что народ после бога является первоисточником (the original) всякой справедливой власти. Они также объявляют, что общины Англии, заседающие в парламенте, будучи избранными и представляя народ, имеют высшую власть в этой стране. Они также объявляют: что постановлено или объявлено как закон общинами, заседающими в парламенте, имеет силу закона и обязательно для народа этой страны, хотя бы и не было на это согласия или подтверждения короля и палаты лордов».
47.Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы в парламенте между просвитерианами и основной массой индепендентов. Открытое выступление просвитериан в поддержку короля привело ко второй гражданской войне. В декабре 1648 г., учитывая "левеллерские" настроения основной части армии, индепендентское руководство провело чистку парламента от активных пресвитериан. Политическая власть перешла в руки индепендентов.
4 января 1649 г. палата общин объявила себя носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. После суда над королем и его казни в конце марта 1649 г, королевское звание и верхняя палата были упразднены.
Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 г. В нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялись "представители народа в Парламенте" (индепенденты, представители интересов средней городской буржуазии и части дворянства - джентри). Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем. Таким образом, столь торжественно провозглашенная республика на деле была диктатурой индепендентских генералов, лишь прикрытой парламентским фасадом.
По мере развития революции иссякало «свободолюбие» одной прослойки буржуазии за другой. Если пресвитериане еще были в состоянии начать гражданскую войну против короля, то они оказались абсолютно неспособными закрепить одержанную в ней народными массами победу, и движение этих масс смело их самих со сцены. Пришедшие на смену им индепенденты под давлением народа отважились на казнь короля и провозглашение республики, но это был предел их революционных возможностей. Далее началась индепендентская буржуазная реакция.
Однако народные низы не хотели остановиться на этом. Революция была и теперь для них далеко еще не завершенной. Их экономическое положение становилось с каждым годом все более тяжелым. Продолжавшийся застой в торговле и промышленности означал массовую безработицу в Лондоне и других промышленных районах. Неурожаи 1647 и 1648 гг. сделали для многих хлеб недоступной роскошью. Многочисленные петиции, обращенные к Государственному совету, отмечали низкий уровень заработной платы, дороговизну продовольствия и топлива. Гражданская война закончилась, но на плечах народных масс продолжало лежать непосильное бремя налогов. За исключением провозглашения республики, не было осуществлено ни одно из многочисленных требований «Народного соглашения». Массовая распродажа коронных и церковных владений лишь обогащала богатых покупщиков и земельных спекулянтов, крестьянское же землевладение не только не было ограждено от «воли лордов», но подвергалось усиленному гнету со стороны «новых собственников». Республика 1649 г. не только не запретила огораживание общинных земель, но дала им новый толчок. Реформа права и суда так и не была осуществлена правосудие из-за дороговизны и волокиты осталось недоступным для бедняков. Наконец, ничего не было сделано, чтобы обеспечить работой тысячи пауперов, погибавших от нужды. Индепендентская республика оказалась «раем» только для богатых.
Установление республики в наиболее демократической в существующих условиях формы правления, стало вершиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значительную часть индепендентов в крупных земельных собственников, стремившихся к прекращению революции. Напротив, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований. В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением "протектората".
В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного «Орудие управления». Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалась в лице лорда-протектора и народа, представленного в парламенте. Чтобы в однопалатный парламент попали только представители буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий имущественный ценз для избирателей (200 ф. ст.). Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля.
Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями.
48.Реставрация монархии. Основные конституционные акты.
Личная власть представителя индепендентов по своей сути и форме не могла обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к "законной власти". Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюартов. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. Действительно, в так называемой Бредской декларации 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.
Стремление Карла II и его преемника Якова II восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.
Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки. Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию "тори". Оппозиция - купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, - образовала партию "вигов". Обе группировки были еще не оформлены в организационном отношении; и виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежеваний и переходов части их членов из одной группировки в другую. Тем не менее их политические взаимоотношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны.
Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процедуру получения судебного приказа о предварительной доставке арестованного лица в суд для решения вопроса о пребывании под стражей. Любой подданный, задержанный за "уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ "habeas corpus", адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказ "habeas corpus", шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задержания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела по существу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, "habeas corpus" не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождении на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу "habeas corpus", нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить задержанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.
Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.
Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с "надлежащей судебной процедурой" и по месту совершения проступка. В то же время можно отметить и историческую ограниченность этого закона. Во-первых, ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголовных преступлениях или соучастии в них. Во-вторых, для освобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.
Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. с целью замены Якова II более "удобным" монархом. Этот переворот получил название "Славная революция". Она, по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой английской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разногласия между этими силами не должны были носить "принципиального" характера, способного нарушить такое соглашение и политическую стабильность в английском обществе.
Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.
Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента; 2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем - 7 лет.
Акт об устроении, именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Дальнейшее ограничение королевской прерогативы выразилось в том, что судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, "пока ведут себя хорошо", и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность палаты, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты. Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.
Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство XVII-XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться: не случайно государственный строй Англии XVII-XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия. Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, прошедших через парламент, безраздельное право на формирование своего правительства и осуществление с его помощью своей политики. Представление о триедином парламенте (король и две палаты) оставалось теоретически неизменным. Никакой ответственности перед парламентом король не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который выделился из Тайного совета в составе коллегии из 5-7 наиболее важных министров-советников короля.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 573.