В Семейном кодексе сформулированы права ребенка. В основе кодекса лежат стандарты международного права. Согласно им ребенок имеет право:
1) жить и воспитываться в семье;
2) на всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
3) общаться с обоими родителями, дедушками, бабушками, братьями, сестрами и другими родственниками даже тогда, когда ребенок живет с одним из родителей;
4) на защиту своих прав и законных интересов – он может самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, а с 14 лет в суд.
Ребенок имеет не только личные, но и имущественные права:
Все дети независимо от того, родились ли они у родителей, состоящих в зарегистрированном браке или нет, проживают ли они с обоими родителями или живут в неполной семье имеют право на содержание от родителей. А в случае невозможности получить содержание от родителей закон предусматривает право получения алиментов от других членов семьи (бабушки, дедушки, сестер, братьев).
Ребенку в возрасте от 14 лет принадлежит право на заработанные им средства (доходы). Этими средствами (стипендия, заработанная плата) он может распоряжаться самостоятельно.
Ребенок может быть собственником любого имущества, которое он получил по наследству или приобрел на собственные средства. Однако закон не разрешает несовершеннолетнему ребенку самостоятельно распоряжаться этим имуществом. С 14 до 18 лет для распоряжения своим имуществом (продажа, сдача в аренду) ребенку необходимо получить письменное согласие своих законных представителей (родителей или лиц, их заменяющих). Возможность самостоятельно, без разрешения взрослых, распоряжаться этим имуществом появляется после достижения 18 лет или ранее – при вступлении несовершеннолетнего в брак или признании его полностью дееспособным (эмансипация).
Имущество родителей и детей раздельно. При жизни родителей дети не имеют прав на их имущество, а родители не имеют прав на имущество детей, хотя они и могут взаимно пользоваться вещами друг друга.
Обязанности детей:
1. Совершенннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся родителей, заботиться о них. у обязанность добровольно, нетрудоспособные, нуждающиеся родители имеют право в суде принудительно взыскать с детей средства на свое содержание (алименты).
2. Если престарелым родителям в силу обстоятельств необходима помощь в уходе, а дети не заботятся, не ухаживают за своими родителями, они, кроме алиментов, должны выплачивать родителям средства, необходимые для оплаты постороннего ухода (например, оплачивать труд сиделки).
59. Правовые основы защиты государственной тайны
Объект: государственная тайна.
Предмет: законодательные и нормативно – правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
В зависимости от режима доступа бывает:
1) открытая информация (общедоступные и просто открытые сведения);
2) и информация ограниченного доступа.
Открытой информацией являются сведения, которые не отнесены законодательством к информации ограниченного доступа либо не ограничены в доступе обладателем информации на условиях и в порядке, предусмотренными действующим законодательством.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В то же время в Конституции указано (ч. 4 ст. 29), что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Основными законодательными и нормативно-правовыми актами в области защиты информации и государственной тайны являются Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.), Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" от 6 марта 1997 г. № 188, Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с изменениями от 24 января 1998 г.), Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам" от 2 августа 1997 г. № 973, Постановление Правительства РФ "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" от 28 октября 1995 г. № 1050, Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" от 4 сентября 1995 г. № 870, Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333) (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 30 апреля 1997 г., 29 июля 1998 г.), Постановление Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. № 35, Постановление Правления ПФР "Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию" от 30 августа 1996 г. № 123.
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (далее - Закон об информации) определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Защита информации.
1. Закон Российской Федерации “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”.
2. Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации.
Защита государственной тайны.
1. Статья 20. Органы защиты государственной тайны
2. Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне.
3. Статья 21(1). Особый порядок допуска к государственной тайне.
4. Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
5. Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне.
6. Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.
7. Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
60. Понятие международного права, его нормы и источники
Международное право — это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.
Нормы международного права — это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов. Для норм международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.
Международно-правовые нормы отличаются от норм внутригосударственных. Основными их особенностями являются:
· Предметом регулирования являются межгосударственные и иные международные отношения.
· Международно-правовые нормы создаются в результате согласования позиций и интересов государств (метод «согласования воли»). Достижение подобного согласования нередко связано с компромиссом, соразмерными уступками государств друг другу по определенным вопросам.
· Формой закрепления норм международного права являются не властные предписания (закон), а источники, соответствующие согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций).
· Нормы международного права создаются самими государствами (индивидуально или коллективно) и адресованы они также самим государствам. Особое значение имеет добровольный характер их реализации.
Международно-правовые нормы обычно не сочетают в себе классическую структуру из гипотезы, диспозиции и санкции.
Формирование
Нормы международного права, вне зависимости от формы закрепления (международный договор или обычай), формируются самими субъектами международного права (и прежде всего государствами) посредством согласования интересов и позиций. При этом сам процесс согласования воли проходит через два этапа:
· Субъекты достигают согласия относительно содержания правила поведения;
· Субъекты выражают свою волю на обязательность данного правила поведения для них. Такое согласие на обязательность может выражаться заключением договора или же постоянной всеобщей практикой — единообразной деятельностью субъектов (обычай).
Виды
По форме:
· Договорные (документально закреплённые).
· Обычные (документально не закреплённые).
По предмету регулирования:
· Нормы права международных договоров;
· Нормы космического права;
· Нормы международного воздушного права;
· Нормы международного уголовного права и др. в зависимости от конкретной подотрасли международного права.
По сфере действия:
· Универсальные — нормы, регулирующие отношения между подавляющим большинством субъектов международного права.
· Локальные — нормы, регулирующие отношения между субъектами международного права в рамках одного региона или, касающиеся ограниченного числа субъектов международного права.
По юридической силе:
· Императивные— универсальные нормы, отклонение от которых признаётся недопустимым всем мировым сообществом.
· Диспозитивные - возможность свободного распоряжения субъекта права его правами.
Источники международного права
Источники международного права – это формы существования международных правовых норм.
К источникам международного права применяются все характеристики, которые применяются к источникам в теории права.
В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права.
Данные акты должны отвечать требованиям нормо-образования.
Наряду с вышеперечисленными источниками международного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН.
Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:
1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.
К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.
К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.
61. Правовой анализ нормативно-правовых актов (примерный перечень – прилагается).
1. Конституция Российской Федерации [12 декабря 1993]
Конституция Российской Федерации – основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений государства и личности, организации и деятельности механизма государственной власти местного самоуправления.
Юридические свойства: 1. Верховенство Конституции;
2. Высшая юридическая сила;
3. Прямое действие;
4. Конституция — ядро правовой системы;
5. Учредительный характер;
6. Стабильность.
Функции К.: 1. Учредительная;
2. Организационная;
3. Внешнеполитическая;
4. Идеологическая;
5. Специально-юридическая.
Принципы К.: 1. Демократизм и полновластие народа;
2. Законность;
3. Равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод;
4. Гуманизм;
5. Государственное единство;
6. Равноправие и самоопределение народов;
7. Разделение властей;
8. Идеологическое многообразие, многопартийность.
Структура : 1. Преамбула;
2. 1 раздел (9 глав, 137 статей);
3. 2 раздел («Заключительные и переходные положения»).
Главы: 1. Основы конституционного строя;
2. Права и свободы человека и гражданина;
3. Федеративное устройство;
4. Президент РФ;
5. Федеральное собрание;
6. Правительство РФ;
7. Судебная власть;
8. Местное самоуправление;
9. конституционные поправки и пересмотр конституции.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 240.