Юридическая ответственность классифицируется на виды в зависимости от целей, которые преследует то или иное наказание, установленное санкцией нарушенной юридической нормы, а также от отношения к той или иной отрасли права. Если первое деление носит более или менее объективный характер, то второе, весьма условно и подвержено изменениям, обусловленным соответствующим этапом в развитии общества и государства. Развитие общественных отношений и изменение действующего законодательства обусловило появление финансовой, уголовно-процессуальной, конституционной юридической ответственности.
Одним из видов юридической ответственности, целиком и полностью зависящим от цели, которую преследует санкция нормы, устанавливающей ответственность, является конституционная ответственность. Это ответственность, наступающая за ненадлежащее осуществление публичной власти.
Конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов юридической ответственности по следующим признакам:
а) специфическое основание для установления конкретной ответственности органа или должностного лица (основанием конституционно-правовой ответственности является конституционный деликт, например, совершение определенных действий, повлекших утрату доверия избирателей: издание противоречащих Конституции РФ нормативных актов, невыполнение планов экономического развития территории, нецелевое расходование бюджетных средств и так далее);
б) специальный субъект ответственности (должностные лица органов публичной власти и сами органы публичной власти);
в) отсутствие единого нормативно-правового акта, в котором закреплялись бы основания ответственности (актами, устанавливающими конституционно-правовую ответственность, являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы);
В отличие от конституционной ответственности, все остальные виды ответственности делятся на две группы: правовосстановительные, то есть направленные на устранение вреда, нанесенного правам и законным интересам участников правовых отношений, и карательные, то есть имеющие целью общую и частную превенцию правонарушений.
Названные основные виды юридической ответственности делятся на отраслевые виды ответственности, которые предусмотрены различного рода материальными и процессуальными нормативно-правовыми актами, образующими, в конечном счете, нормативную конструкцию ответственности.
Наиболее ярким проявлением карательной юридической ответственности является уголовная ответственность. Она применяется за правонарушения, имеющие наибольшую общественную опасность, и отличается наиболее жесткой по форме и содержанию карой, начиная от высоких штрафов и кончая лишением свободы на длительные сроки и применением исключител меры наказания в виде смертной казни.
Особенность юридической ответственности этого вида состоит в относительно определенном характере ее санкций, которые устанавливают высший и низший пределы наказания, а также в специфическом способе определения деяний, подпадающих под действие этого вида ответственности. Специфика этого способа состоит в том, что под данный вид юридической ответственности подпадают деяния, состав которых определен УК РФ.
Следует подчеркнуть, что уголовное наказание может назначить только суд. В назначении такого наказания реализуется не только карательная функция уголовного наказания, но, как упоминалось, восстановительная. Она имеет предупредительный характер - общепревентивный и частнопревентивный. Иными словами, наказание конкретного преступника содержит двух адресатов – самого правонарушителя и общество, которому подается сигнал о неблагополучии, неустойчивости в конкретном случае и о возможных неблагоприятных последствиях для общества. Иногда можно встретить упования на расширение и ужесточения уголовной ответственности как на панацею от всех зол, как на главный инструмент наведения в обществе «порядка». Предлагается, например, привлекать к уголовной ответственности лиц, не исполняющих договорные обязательства. Разумеется, такие попытки уже имели место в истории. Так, в XVIII веке один из королей в африканском государстве ввел закон, в силу которого невозврат долга рассматривался как кража. Но от этого состояние имущественных отношений не улучшилось. Подобная криминализация ответственности в имущественной сфере – это, в общем, пройденный этап в правовом развитии человечества. Однако это вовсе не исключает в определенных случаях (мошенничество, и злоупотребление доверием) и применение уголовно-правовых мер.
В отличие от уголовной ответственности административная ответственность имеет следующие особенности:
- административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания;
- субъектами, правомочными возбуждать дела об административных правонарушениях и привлечении к административной ответственности, кроме судов, являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления, в частности органы внутренних дел, государственные инспекции, налоговые, таможенные органы, другие государственные органы и должностные лица;
- особый порядок привлечения к административной ответственности, который предусматривает одновременно применение мер обеспечения производства по делу: административное задержание, досмотр вещей и личный досмотр и другое;
- административная ответственность не влечет судимости.
Субъектами административной ответственности являются физические лица, достигшие 16 лет, а также юридические лица по некоторым видам административных правонарушений (налоговым, экологическим).
Административные правонарушения имеют общий с преступлениями объект посягательства, однако степень их общественной опасности меньше, чем преступлений.
Мерами административной ответственности являются предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения проступка, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация.
Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины. Она наступает за проступки, которые совершаются виновными лицами в процессе исполнения своих служебных обязанностей. Взыскания за эти проступки налагается руководителями, где работают, служат лица, совершившие их, и выражаются они в форме замечания, выговора и т.д.
Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
Гражданско-правовая (правовосстановительная) ответственность заключается в восстановлении нарушенных прав или в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Она предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба.
60. Понятие и основные принципы законности. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении законности, правопорядка и государственной дисциплины.
Законность - это принцип, режим и метод функционирования общества и государства, в основе которых лежит точное исполнение законов и иных нормативных правовых актов государством, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.
К структурным элементам законности относятся:
1. Цель - достижение строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения всеми субъектами права его норм;
2. Взгляды и принципы - содержание и теоретическая основа законности;
3. Система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;
4. Мотивированная деятельность человека - связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;
5. Критерии оценки поведения субъектов общественных отношений - действующее законодательство;
6. Юридическая основа законности - право и правомерное поведение участников отношений.
С учетом изложенного можно выделить основные свойства законности:
1. Ее взаимозависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов;
2. Общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
3. Объективность как следствие перечисленных черт законности
Сущность законности составляет неуклонное соблюдение и исполнении всеми субъектами права действующего законодательства. Рассматривая наряду с этим законность как целевую установку общественного развития, можно ее характеризовать как процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости.
Принципы законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые обретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов. В числе наиболее важных принципов законности можно назвать следующие: единство, всеобщность законности; гарантированность основных прав и свобод граждан; неотвратимость ответственности; равенство всех перед законом. Содержание указанных принципов раскрывает значение законности в жизни общества и в функционировании государства.
Принцип единства и всеобщности законности означает общеобязательность требований действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений, единообразное понимание юридических критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения. Данный принцип также состоит в выравнивании правового регулирования общественных отношений независимо от видов нормативных актов, субъектов правоотношений и характера объектов воздействия. Речь идет о стремлении достичь социально-правового равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения его в жизнь зависит реальное состояние законности.
Гарантированность основных прав и свобод человека - один из важнейших принципов не только законности, но и права. Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. Задача состоит в том, чтобы найти разумное сочетание интересов во взаимоотношениях человек - общество, гражданин - государство определить пределы их правового регулирования.
Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватное содеянному наказание. Причем государство применяет меры принуждения в строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству. Тем самым достигается и воспитательная роль.
Принцип равенства всех перед законом означает, что у всех субъектов права должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, а в равных условиях все должны быть одинаково защищенными. Равенство всех перед законом касается не только граждан, но и иных субъектов права - коллективных образований, государственных органов, должностных лиц и предполагает равный правовой статус однотипных субъектов права, находящихся в одинаковых социально-экономических условиях.
В юридической литературе выделяют и другие принципы законности: динамизм; связь культурности и законности; недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
Существование и укрепление законности не происходит само по себе, без целенаправленной деятельности субъектов общественных отношений, без наличия соответствующих условий и средств, комплекса экономических, политических и идеологических и юридических мер, обеспечивающих точное и неуклонное претворение в жизнь законов и иных нормативных правовых актов. Для этого необходима соответствующая система обеспечения законности.
Система обеспечения законности представляет собой структуру мер направленную на профилактику нарушений законности и упрочение законности, то есть состоит из двух блоков: а) профилактика нарушений законности; б) упрочение законности.
Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, их устранение, а также ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого рода факторов - экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и так далее.
Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Гарантии законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.
В юридической литературе гарантии законности классифицируются на две большие группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные гарантии; ко второму - собственно юридические.
Определяющее значение имеют экономические и политико-идеологические гарантии: материальные условия жизни общества, разнообразие форм собственности, хозяйственная самостоятельность субъектов, бескризисное развитие хозяйственного комплекса; демократическое устройство государственного и общественного строя, отражаемого в функционировании политической системы в целом, с характерным для нее политическим плюрализмом, реальным разделением властей, наличием тенденций к построению правового государства. Основным политическим условием законности выступает сильная государственная власть, определяющаяся способностью обеспечить соблюдение законов, безопасность населения и пользующаяся поддержкой и уважением населения.
Особое место занимают идеологические гарантии. Состояние законности во много определяется уровнем правовой, политической и общей культуры населения. При наличии в обществе дефицита культуры, духовности, научное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. Забвение этических основ развития страны ведет к ее экономическому, политическому и социальному обнищанию. Поэтому нравственно-духовные начала в любом процессе имеют функциональное первенство по отношению к экономике и политике.
Юридические гарантии - это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.
В монографической и учебной литературе рассматривается многообразный спектр юридических гарантий. К наиболее существенным из них относятся:
1. полнота и эффективность юридических норм, адекватно отражающие тенденции развития общества;
2. высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений;
3. эффективность юридической ответственности и защиты;
4. качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;
5. постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;
6. развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения.
Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Необходимо отметить, что в разрозненном виде они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности. Только целенаправленная работа по совершенствованию общих условий, эффективное применение специальных средств позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок – основу гармоничной жизни общества.
КС РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством соответствующего судопроизводства.
В части обеспечения законности государственного управления:
1. КС РФ разрешает дела в соответствии и о соответствии К РФ:
a. Федеральных законов, нормативных актов президента, совета федерации, государственной думы и правительства РФ
b. К и уставов субъектов РФ, иных НПА регионального уровня, изданных по вопросам федерального и совместного ведения РФ и ее субъектов, ведения субъектов (регионов)
c. Договоров между федеральными и региональными органами государственной власти и договоров между региональными органами
d. Не вступивших в силу международных договоров РФ
2. Разрешает споры о компетенции:
a. Между федеральными органами государственной власти
b. Между федеральными и региональными государственными органами
c. Между высшими государственными органами регионов РФ
3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле
В случае, если решением КС РФ нормативный акт признан несоответствующим К РФ полностью или частично либо из решения вытекает необходимость устранения пробелов в правовом регулировании, органа государственной власти должны принять следующие меры к устранению противоречий:
1. Правительство РФ в течение 3 месяцев с момента опубликования решения суда вносит проект нового ФКЗ, ФЗ и иного нормативного акта либо проект закона, либо ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений или дополнений в части, в которой он признан неконституционным
2. Президент и Правительство РФ в течение 2 месяцев после опубликования решения КС отменяют принятые ими нормативные акты или дополнения, принимают новый н/п акт или внося соответствующие изменения
3. Законодательные органы субъектов РФ в течение 6 месяцев со дня опубликования решения Кс вносят необходимые изменения в неконституционные акты, отменяет неконституционные законы, принимает новый закон или систему нормативных актов.
4. Высшее должностное лицо субъекта РФ в течение 2 месяцев отменяет неконституционный акт, принимает новый или инициирует соответствующие изменения.
5. Федеральные и региональные органы государственной власти, заключившие признанный полностью или частично противоречащий К договор, не позднее 2 месяцев вносят в соответствующие договор изменения или прекращают его действие.
«Гражданское право» и «Гражданский процесс»
Дата: 2019-02-02, просмотров: 286.