Формирование оборотной ведомости средствами MS Excel
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Механизм составления оборотно-сальдовой ведомости традиционным образом производится в несколько этапов:

1. Выбирается группа объектов, по которым необходимо составить оборотно-сальдовую ведомость.

2. Последовательно по каждому элементу данной группы производится выборка операций в рамках определенного периода. При этом операции по поступлению вписываются в графу приход, операции по выбытию (отпуску) – в графу расход. После этого производится суммирование по графам «Приход» и «Расход».

3. Агрегированные (суммированные) данные по каждому элементу выписываются в отдельную таблицу.

4. Если нет входящий остатков, то необходимо выполнить шаги 1-3 для периода <Начало деятельности> - <Начальная дата - 1>.

При изменении периода такую последовательность операций необходимо производить снова и снова, что многократно увеличивает трудозатраты на составление такого вида отчетов. Таким образом, процесс составления оборотно-сальдовой ведомости традиционным способом является чрезвычайно трудоемкой задачей. Рассмотрим автоматизацию этого процесса средствами MS Excel.

Автоматизированная информационная технология предполагает для выполнения операций по обработке данных применения специальных средств. Источником данных для оборотно-сальдовой ведомости является набор данных, реализованный в виде таблицы Excel и представляющий собой журнал регистрации операций. Например, на листе Лист1.

 

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ОПЕРАЦИЙ

№ п.п. Дата Кому (от кого), Ф.И.О. или название организации Наименование материала Ед. изм. Приход, ед. Расход, ед.
1 2 3 4 5 6 7
1 12.03.2001 Иванов Гвозди кг 10  
2 13.03.2001 Петров Гвозди кг   5
3 15.03.2001 Сидоров Гвозди кг 34  
4 15.03.2001 Петров Гвозди кг   6
5 15.03.2001 Иванов Порошок пач 10  
6 16.03.2001 Иванов Порошок пач 15  
7 19.03.2001 Иванов Гвозди кг 15  
8 20.03.2001 Сидоров Гвозди кг   5
9 25.03.2001 Сидоров Порошок пач   15

Из указанных исходных данных на листе Лист2 необходимо получить таблицу вида:

 

ОБОРОТНО-САЛЬДОВАЯ ВЕДОМОСТЬ
ПО ДВИЖЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ НА СКЛАДЕ

с 15.03.2001 по 20.03.2001

Склад: СКЛАД №1

Группа товаров: Разное

№ п.п. Наименование Ед. изм. Остаток на начало, ед. Приход, ед. Расход, ед. Остаток на конец, ед.
1 2 3 4 5 6 7
1 Гвозди кг. ? ? ? ?
2 Порошок пач. ? ? ? ?

 

Причем данная форма должна автоматически пересчитываться при
изменении периода расчета.

 

? Пример выполнения работы

 

1. Необходимо создать форму (создать книгу Excel и набрать таблицу) в соответствии с вариантом на листе Лист1 новой книги Excel.

2. Необходимо поименовать (присвоить имена) диапазоны ячеек во всех столбцах таблицы, содержащих какую-либо информацию:

- выделить диапазон ячеек-значений определенного столбца;

- Вставка ® Имя ® Присвоить… ® В поле имя указать имя (например, НаимТовар) ® Ok.

- Горячая клавиша для присвоения имен ячейкам: Ctrl+F3.

- Таким образом, мы получим имена НомерП, ДатаРег, НаимТовар, ЕдИзм, ПриходКолво, РасходКолво.

3. Переходим на Лист2 и создаем форму оборотно-сальдовой ведомости в соответствии с заданием.

4. Присвоить имена ячейкам, в которых хранятся дата начало периода и дата конца отчетного периода.

- Выделяем ячейку, которая содержит начальную дату периода;

- Ctrl + F3 ® Имя: НачДата ® Ok.

- Выделяем ячейку, которая содержит конечную дату периода;

- Ctrl + F3 ® Имя: КонДата ® Ok.

Вводим в первую строку, после шапки оборотно-сальдовой ведомости в графу Остаток на начало следующую формулу

 

=СУММ((ЕСЛИ($B8=НаимТовар;1;0)) * (ЕСЛИ(ДатаРег<НачДата;1;0)) *
(ПриходКолво - РасходКолво))

и, не выходя из режима редактирования, нажать Ctrl + Shift + Enter для того, чтобы Excel идентифицировала данную формулу как формулу обработки массива.  Формула примет вид:

 

{=СУММ((ЕСЛИ($B8=НаимТовар;1;0)) * (ЕСЛИ(ДатаРег<НачДата;1;0)) *
(ПриходКолво - РасходКолво))}

Рассмотрим составляющие данной формулы.

(ПриходКолво-РасходКолво) – означает, что от каждого элемента массива ПриходКолво необходимо отнять элемент массива РасходКолво.

={СУММ((ПриходКолво-РасходКолво))} - означает, что необходимо произвести суммирование всех элементов указанных массивов.

(ЕСЛИ($B8=НаимТовар;1;0))означает наложение ограничения на суммирование выражения (ПриходКолво-РасходКолво), а именно: товар должен быть равен товару, указанному в ячейке B8. Таким осуществляется косвенная выборка, т.е. суммируются только те элементы массивов, у которых наименование товара равно B8.

(ЕСЛИ(ДатаРег<НачДата;1;0))ограничения по дате совершения операции.

Выражения внутри операции СУММ соединены операцией умножения, т.к. только в случае выполнения всех условий произведение условий будет давать единицу, и, следовательно, данный элемент будет учитываться при суммировании.

 

 

Вводим в первую строку, после шапки оборотно-сальдовой ведомости в графу Приход следующую формулу

{=СУММ((ЕСЛИ($B8=НаимТовар;1;0)) * (ЕСЛИ(ДатаРег>=НачДата;1;0)) *
(ЕСЛИ(ДатаРег<=КонДата;1;0)) * ПриходКолво)}

в графу Расход следующую формулу

 

{=СУММ((ЕСЛИ($B8=НаимТовар;1;0)) * (ЕСЛИ(ДатаРег>=НачДата;1;0))
* (ЕСЛИ(ДатаРег<=КонДата;1;0)) * РасходКолво)}

 

в графу Остаток следующую формулу =D8+E8-F8, т.е. (Остаток на начало + Приход – Расход).

 

Далее необходимо выделить ячейки граф Остаток на начало, Приход, Расход, Остаток на конец и скопировать содержащиеся в них формулы вниз, в каждую строку с наименованием. В результате получим таблицу:

 

 

 

è Порядок выполнения работы

 

1. Изучение теоретического материала.

2. Выполнение вариантов заданий с помощью рассмотренных инструментов, средств, приемов и технологий

3. Составление отчета о проделанной работе. Отчет должен содержать следующие разделы:

- наименование работы;

- цель работы;

- пошаговое последовательное описание процесса выполнения варианта задания по видам выполняемых действий.

4. Результат выполнения варианта задания должен быть сохранен под именем ФИО_Работа№_Вариант№ (например, «ИвановНН_Работа8 _Вариант1. xls») на жесткий диск в папку «Мои документы\ИТ в экономике» и на дискету – в двух копиях (две копии одной и той же информации в разных папках на дискете).

5. Представление результатов выполнения работы (отчета и файлов на дискете) для проверки преподавателю.

6. Защита выполненной работы: ответ на контрольные вопросы к теоретическому материалу занятия и ответ на замечания преподавателя по выполненной работе.

7. Оценка преподавателем выполненной работы.

 

s Контрольные вопросы

 

1. Что такое формула массива?

2. Для чего используются формулы массива?

3. Опишите состав и порядок использования формул массива в вычислениях?

4. Как задаются фигурные скобки, ограничивающие формулу массива.

5. Опишите механизм, который лежит в основе технологии формул массива. Что делает формула массива?

6. Почему при использовании формул массива необходимо именовать диапазоны ячеек?

7. Как создать формулы массива, использующие диапазоны ячеек в других книгах Excel?

8. Что представляет собой оборотно-сальдовая ведомость? Опишите ее назначение. Почему такого вида расчеты необходимо выполнять с применением формул массива?

9. Опишите порядок выполнения работы. Как должна быть оформлена работа? Как необходимо представлять результаты проделанной работы?


 

Вариант 1   20 - 30 мин.

 

Произведена предоплата товаров и услуг:

 

Дата операции Кому (организация или Ф.И.О.) Сумма, руб. Примечание
1 10.03.2001 ООО "СИГМА" 20 000 за доску
2 13.03.2001 ООО "Альбион" 80 000 за Кафель белый 20 х 20
3 15.03.2001 ОАО "Металлоконструкции" 59 3000 за арматуру
4 19.03.2001 ООО "Стройматериалы" 50 000 за стройматериалы
5 26.03.2001 ООО "СИГМА" 100 000 за стройматериалы

 

Поступление продукции на склад:

 

Дата операции Наименование товара Ед. изм. От кого (организация или Ф.И.О.) Кол-во Цена, руб. Сумма, руб.
1 15.03.2001 Доска обрезная 25 см м3 ООО "СИГМА" 10 2 000 20 000
2 16.03.2001 Кафель белый 20 х 20 M-500 тн ООО "Альбион" 68 700 47 600
3 16.03.2001 Кафель белый 20 х 20 M-400 тн ООО "Альбион" 68 600 40 800
4 18.03.2001 Арматура d12 тн ОАО "Металлоконструкции" 30 9 000 270 000
5 18.03.2001 Арматура d16 тн ОАО "Металлоконструкции" 38 8 500 323 000
6 20.03.2001 Кирпич тыс. шт ООО "Стройматериалы" 10 960 9 600
7 20.03.2001 Доска обрезная 25 см м3 ООО "СИГМА" 50 1 900 95 000
8 22.03.2001 Песок маш. ООО "Стройматериалы" 20 750 15 000
9 25.03.2001 Шифер 12-волн. шт. ООО "СИГМА" 300 30 9 000
10 30.03.2001 Кирпич тыс. шт. ООО "Стройматериалы" 20 960 19 200

 

Требуется с использованием технологии обработки массивов определить cостав дебиторской (нам должны) и кредиторской (мы должны) задолженности перед поставщиками (по каждой организации) за период и свести в таблицу следующего вида.

 

СОСТАВ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

с «___» __________ 2001г. по «___» __________ 2001г.

 

№ п/п Наименование организации Дебиторская задолженность, руб Кредиторская задолженность, руб.
? ? ? ?

 

Составленная форма должна автоматически пересчитываться при изменении периода расчета и состава исходных данных.


 

Вариант 2   20 - 30 мин.

 

Исходная информация представлена в нижеследующей таблице.
С использованием технологии формул массива составить оборотно-сальдовую ведомость количественного учета.

 

№ п.п. Дата Кому (от кого), Ф.И.О. или название организации Наименование материала Ед. изм. Приход, ед. Расход, ед.
1. 12.03.2001 Иванов Гвозди кг 10  
2. 13.03.2001 Петров Гвозди кг   5
3. 15.03.2001 Сидоров Гвозди кг 34  
4. 15.03.2001 Петров Гвозди кг   6
5. 15.03.2001 Иванов Порошок пач 10  
6. 16.03.2001 Иванов Порошок пач 15  
7. 19.03.2001 Иванов Гвозди кг 15  
8. 20.03.2001 Сидоров Гвозди кг   5
9. 25.03.2001 Сидоров Порошок пач   15
10. 12.04.2001 Иванов Гвозди кг 10  
11. 13.04.2001 Петров Гвозди кг   5
12. 15.05.2001 Сидоров Гвозди кг 34  
13. 15.06.2001 Петров Гвозди кг   6
14. 15.06.2001 Иванов Порошок пач 10  
15. 16.06.2001 Иванов Порошок пач 15  
16. 19.06.2001 Иванов Гвозди кг 15  
17. 20.07.2001 Сидоров Гвозди кг   5
18. 15.05.2001 Сидоров Гвозди кг 34  
19. 15.06.2001 Петров Гвозди кг   6
20. 15.06.2001 Иванов Порошок пач 10  
21. 16.06.2001 Иванов Порошок пач 15  
22. 19.06.2001 Иванов Гвозди кг 15  
23. 20.07.2001 Сидоров Гвозди кг   5

 

 

Вариант 3   20 - 30 мин.

 

Исходная информация представлена в нижеследующей таблице. Ячейки, отмеченные знаком вопроса необходимо рассчитать (Кол-во * Цена). Требуется с использованием технологии формул массива на основе исходных данных составить:

- оборотно-сальдовую ведомость количественного учета;

- форму для определения прибыли от реализации (метод оценки товарно-материальных запасов – «по средней»).


ПОСТУПЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ ОАО "Торговля+"

 











Дата: 2018-12-28, просмотров: 403.