Подготовка и осуществление большевистского восстания в Петрограде.
10 октября ЦК РСДРП(б) принял резолюцию о вооруженном восстании. Против нее выступили Л. Б. Каменев и Г. Е. Зиновьев. Они полагали, что подготовка восстания преждевременна и что необходимо бороться за увеличение влияния большевиков в будущем Учредительном собрании. В. И. Ленин настаивал на немедленном взятии власти путем вооруженного восстания. Победила его точка зрения.
12 октября при Петроградском Совете был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК). (Председателем стал левый эсер П. Е. Лазимир, а фактическим руководителем — Л. Д. Троцкий, председатель Петросовета с сентября 1917 г.) ВРК создавался для защиты Советов от военного путча и Петрограда и от возможной' немецкого наступления. На практике же он стал центром подготовки восстания. 16 октября ЦК РСДРП(б) создал большевистский Воемнореволюционный центр (ВРЦ). Он влился в ВРК и стал направлять его деятельность.
Временное правительство пыталось противостоять большевикам. Но его авторитет настолько упал, что оно не получило никакой поддержки. Петроградский гарнизон перешел на сторону ВРК. 24 октября солдаты и матросы, рабочие-красногвардейцы начали занимать ключевые места в городе (мосты, вокзалы, телеграф и электростанцию). К вечеру 24 октября правительство было блокировано в Зимнем дворце. А. Ф. Керенский еще днем покинул Петроград и отправился за подкреплением на Северный фронт. Утром 25 октября было опубликовано воззвание ВРК «К гражданам России!». В нем объявлялось о низложении Временного правительства и переходе власти к Петроградскому ВРК. В ночь с 25 на 26 октября в Зимнем дворце-были арестованы министры Временного правительства.
Политическая жизнь страны в 1920 гг. Образование СССР.
С новой экономической политикой в советское государство пришел период либерального политического оживления. Если сравнивать эпоху НЭПа с предшествующим ей периодом гражданской войны и последующим массовым репрессиям 30-х, то вполне объективно будет назвать политическую жизнь «оттепелью».
Либерализация политической жизни
Несмотря на то, что идейная пропаганда носила все тот же драматический и напряженный характер, либеральные движения получали возможность свободомыслия и простор для развития. Положительные перемены в экономической жизни государства вдохновили большевиков на реформирование политической системы.
Политические реформы
В первую очередь изменения коснулись структуры самих Советов. За годы гражданского противостояния, Советы утратили в глазах народа былой авторитет и казались исключительно номинальными структурами. Уже в 1921 году большевики значительно увеличили количество бюджетных средств для деятельности Советов и наделили их более широкими полномочиями.
Чтобы стабилизировать работу этих органов, с 1922 года продлевалось время функционирования составов с одного года на пять лет. Состав президиума местных Советов был представлен исключительно членами РКП(б). Чтобы максимально приблизить Советы к населению, был значительно расширен их кадровый состав и общее количество.
Этим нововведением большевики не только делали шаг навстречу людям, но и усиливали государственный контроль над жизнью общества. В 1923 году состоялось реформирование административно территориального устройства СССР. Губернии и волости были заменены областями и районами, это позволяло значительно демократизировать всю вертикаль власти.
Во время проведения судебной реформы (1922г.), военные, транспортные и гражданские трибуналы были объединены в единую судебную структуру. До начала 1924 года были ликвидированы революционные трибуналы. В этот период окончательно оформилась система гражданских судов народный, губернский и Верховный суд.
Верховный суд исполнял одновременно функции Конституционного суда рассматривал споры между союзными республиками и соответствие нормативно правовой базы с общими правовыми нормами. В это же период были созданы первые коллегии адвокатов, помощью которых, могли пользоваться все граждане государства.
Политическая борьба
Почувствовав некоторое ослабление большевистского террора, в 20-х годах заметно оживилось антикоммунистическое движение. Некоторые общественные деятели, которые спешно эмигрировали заграницу после Великого Октября, начали постепенно возвращаться на родину, желая найти компромиссы с советской властью.
Однако закостенелые идейные противники большевиков не спешили принимать скоропалительных решений. В 1925 году они начали создавать первые тайные организации, целью деятельности которых было свержение большевиков и возвращение к старой монархической системе.
Это вызвало молниеносную реакцию членов и верхушки РКП(б) в общественно политическую жизнь пролетарского государства опять вернулись массовые репрессии. Политика относительного либерализма потихоньку начала свертываться, как и сам НЭП.
Уже в начале 1928 года все вернулось на круги своя: представители оппозиции были физически уничтожены, свободомыслие ликвидировано. Вместе с началом первой хозяйственной пятилетки, большевики вернулись на привычный для себя тоталитарный путь развития.
Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов. В соответствии с договором, все республики формально считались независимыми. Год образования СССР ознаменовался окончанием гражданской войны. Советские республики находились в тяжелейшей экономической ситуации.
Причинами образования СССР стали:
· пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской (при этом создавалась видимость национальных большевистских движений);
· исторические традиции;
· участие в совместной защите от внешних врагов.
Важно отметить, что сама форма нового государственного образования, представлявшего именно Союз Советских Социалистических Республик, предполагала наднациональный характер и потенциальную возможность объединения множества равноправных республик. Если вспомнить тезисы большевиков о грядущей мировой революции, то становится очевидно, что подобная форма объединения являлась единственно возможной. Молодая страна была объявлена государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Первая конституция СССР была принята уже в январе 1924 г. Она во многом копировала, принятую еще в 1918 г., конституцию РСФСР.
Говоря об образовании СССР кратко следует отметить, что высшим органом власти в стране стал Всесоюзный Съезд Советов, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Такова краткая история образования СССР. Конституция страны будет изменена только в 1936 г. К тому времени в состав СССР войдут новые республики, так же, изменится внешнеполитическая ситуация, будут, в результате введения НЭПа, восстановлены промышленность и сельское хозяйство, разрушенные гражданской войной.
Индустриализация страны.
Начиная с 1925 г. правительством СССР был взят курс на индустриализацию страны. Индустриализацией называется создание во всех отраслях промышленности, а так же, других сферах народного хозяйства, крупного машинного производства. Причины проведения индустриализации.
· Ликвидация отставания СССР от западных стран. К моменту проведения 14 съезда партии отставание СССР от Франции, США, Германии заметно усилилось. Это не позволяло на равных вести диалог с западными странами.
· Обеспечение развития СССР в военной сфере. Без мощной промышленности и науки невозможно было наращивание военного потенциала. Но только сильная армия способна сохранить территориальную целостность и независимость любой страны.
· Улучшение уровня жизни рабочих в стране. Высокий уровень безработицы низкая зарплата рабочих могли спровоцировать волнения. Фактически положение рабочего класса в тот период было на много более тяжелым, чем до революции.
Для проведения индустриализации в СССР требовались немалые средства. И, в условиях практически полного отсутствия иностранных инвестиций, их дала коллективизация. Коллективизация, на следующем, 15 съезде, провозглашена основной задачей партии в деревне. Она проводилась жесткими, часто насильственными методами. Сегодня индустриализация и коллективизация в СССР именуются великим переломом.
Первая пятилетка была объявлена в 1929 г. Планы ее, как и последующих пятилеток, были часто завышенными. Наиболее известные стройки 20-х – 30-х годов это: Днепрогэс, Магнитка, Беломорканал, ТуркСиб, Челябинский, Харьковский, Сталинградский тракторные заводы. Немалую роль в проведении форсированной индустриализации сыграл и народный энтузиазм.
Политика индустриализации привела к заметному снижению уровня жизни населения, особенно крестьянства. Однако уже к концу 30-х годов стали очевидны итоги индустриализации – появилась мощнейшая промышленность (в том числе и новые для СССР отрасли), была увеличена добыча угля и выплавка металла и так далее. Только наличие подобной индустрии позволило СССР победить в грядущей Второй мировой войне.
Коллективизация страны.
Первые попытки проведения коллективизации были предприняты Советской властью сразу после революции. Однако в тот период существовало немало более серьезных проблем. Решение о проведении коллективизации в СССР принято на 15 съезда партии в 1927 г. Причинами коллективизации стали, прежде всего:
· необходимость крупных капиталовложений в промышленность для проведения индустриализации страны;
· и «кризис хлебозаготовок», с которым столкнулись власти в конце 20-х годов.
Начало коллективизации крестьянских хозяйств приходится на 1929 г. В этот период были заметно увеличены налоги на единоличные хозяйства. Начался процесс раскулачивания – лишения имущества и, часто, высылки зажиточных крестьян. Шел массовый забой скота – крестьяне не желали отдавать его в колхозы. Члены Политбюро, возражавшие против жесткого давления на крестьянство (Рыков, Бухарин) обвинялись в правом уклоне.
Но, по мнению Сталина, процесс шел недостаточно быстро. Зимой 1930 г. ВЦИКом было принято решение о проведении сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР в максимально сжатые сроки, за 1 – 2 года. Крестьян принуждали вступать в колхозы, угрожая раскулачиванием. Изъятие из деревни хлеба привело к страшному голоду 1932 – 33 гг., разразившемуся во многих районах СССР. В тот период, по минимальным подсчетам, погибло 2,5 млн. человек.
В итоге коллективизация нанесла ощутимый удар по сельскому хозяйству. Снизилось производство зерна, количество коров и лошадей уменьшилось более чем в 2 раза. От массового раскулачивания (за период с 1929 по 33 гг. было раскулачено не менее 10 млн.) и вступления в колхозы выиграли только самые неимущие слои крестьян. Несколько улучшилось положение на селе только в период 2 пятилетки. Проведение коллективизации стало одним из важных этапов утверждения нового режима.
Ход коренного перелома
В 1942 году зимой советское командование предприняло несколько попыток перехватить инициативу и начать контрнаступление, однако и зимнее и весеннее наступления были неудачными – немцы все еще полностью владели ситуацией, а советские войска теряли все большие территории. В этот же период германия получила серьезное подкрепление, что только усилило ее мощь.
В конце июня 1942 года немцы начали наступать на юге со стороны Сталинграда, где развернулись протяжные и очень жестокие бои за город. Сталин, видя ситуацию, издал знаменитый приказ «Ни шагу назад», в котором говорил о том, что город не должен быть взят ни в коем случае. Необходимо было организовать оборону, чем советское командование и занялось, перебросив к Сталинграду все силы. Битва за город продолжалась несколько месяцев, однако взять Сталинград немцам так и не удалось, несмотря на огромные потери со стороны советской армии.
Начало коренному перелому было положено во второй период Сталинградской битвы вместе с операцией «Уран», согласно которой планировалось объединить несколько советских фронтов и взять с их помощью немецкую армию в кольцо, вынуждая ее капитулировать, или же просто уничтожить противника. Руководили операцией генералы Г.К. Жуков и А.М. Василевский. 23 ноября немцы были полностью окружены, а ко 2 февраля уничтожены. Сталинградская битва закончилась триумфальной победой Советского Союза.
С этого момента стратегическая инициатива перешла к СССР, на фронт начало активно поступать новое оружие и обмундирование, что в короткие сроки обеспечило техническое превосходство. Зимой-весной 1943 года СССР укрепил свою позиции, отвоевав Ленинград и начав наступление на Кавказе и Доне.
Окончательный перелом произошел вместе с битвой на Курской дуге (5 июля – 23 августа 1943 года). В начале года немцам удалось добиться определенных успехов на южном направлении, поэтому командование приняло решение начать наступательную операцию на Курском выступе, чтобы снова перехватить инициативу в свои руки. 12 июля состоялось крупное танковое сражение, которое закончилось полным разгромом немецкой армии. Советский Союз смог отвоевать Белгород, Орел и Харьков, а также нанести серьезные потери армии Гитлера.
Битва на Курской дуге стала последним этапом коренного перелома. С этого момента и до самого окончания войны инициатива больше никогда не переходила в руки Германии. Советский Союз смог не только отвоевать собственные территории, но и дойти до Берлина.
Ситуация
В 80-е годы экономика СССР переживала кризис. Были необходимы серьезные реформы, чтобы преодолеть торможение хозяйственного механизма, оздоровить и обновить экономику.
В 1985 году к власти пришли люди, понимавшие необходимость таких перемен. Страна вступала в эпоху глобальных преобразований, названных перестройкой. Они начинались с малого, а закончились крушением СССР.
Ускорение (1985-1986)
В апреле 1985 на пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Добиться ускорения предполагалось путем широкого внедрения результатов научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора».
Горбачев призвал укреплять трудовую дисциплину на предприятиях, максимально загружать производственные мощности, широко использовать рационализаторское предложения, повышать качество продукции, развивать соцсоревнование.
В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить всеобщую трезвость и повысить производительность труда. К трезвости кампания не привела, зато появились огромные очереди за спиртными напитками. Резко выросли объемы незаконного производства и продажи самогона; возникли проблемы с сахаром, который является важным компонентом самогоноварения. Усилилась социальная напряженность в обществе.
Для контроля за качеством продукции был введен новый контролирующий орган – госприемка. Это привело к увеличению чиновничьего аппарата и материальных затрат. При этом качество выпускаемой продукции не улучшилось.
Научно-технический прогресс тоже не пришел в советскую экономику: для этого одного призыва к сознательности оказалось недостаточно. У предприятий не было материальных и экономических стимулов к тому, чтобы обновлять и совершенствовать производство.
Вскоре руководству страны стало ясно, что политика ускорения, во многом опирающаяся на красивые призывы, не имеет реальных перспектив и для полноценного роста экономики нужны другие, более кардинальные меры.
Переход к рынку (1990-1991).
В 1990 году были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию и разгосударствление собственности, стимулировали развитие частного предпринимательства, разрешали трудовым коллективам брать предприятия в аренду, позволяли создавать акционерные общества и т.п.
Однако власти не решились немедленно ввести эти законы в действие. Осуществление большинства разработанных мер откладывалось до 1991 года, а перевод предприятий в аренду было решено растянуть до 1995 года. Кроме того, Горбачев, боясь социального взрыва и возмущения консерваторов, отказался от реформы кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Поэтому ожидаемых результатов реформы вновь не принесли. Нерешительность вела лишь к дезорганизации производства, нарушению системы перераспределения. Сложилась драматическая ситуация: старое разрушалось, а новое не появлялось. Все это привело к тому, что положение в экономике стало еще хуже. Кризис перерастал в катастрофу.
Половинчатыми были реформы и в сельском хозяйстве. С одной стороны, крестьяне получили право брать землю в аренду на 50 лет и самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Но с другой стороны, право выделять крестьянам землю, определять площадь участка, поголовье скота было передано колхозам, которые были антагонистами свободного труда на селе. Не удивительно, что к 1991 году на условиях аренды в стране обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель.
Таким образом, половинчатые меры давали обратный результат. Ситуация в стране обострялась. С прилавков стало исчезать многое из того, что в прежние времена немыслимо было назвать дефицитом. На полках продовольственных магазинов зачастую оставались только рыбные консервы.
В 1989 году состоялись первые забастовки рабочих. Вскоре выступления масс стали обычным, повседневным явлением.
Программа «500 дней» (1990)
В 1990 году руководство РСФСР предприняло собственные шаги по реформированию экономики. Группа ведущих экономистов страны во главе с Явлинским и Шаталиным разработала программу «500 дней». Она предусматривала за 500 дней провести основные экономические реформы, которые должны были кардинально изменить к лучшему положение в экономике. Программа предполагала приватизацию государственных предприятий и ограничение экономической власти центральных властей СССР. Однако Горбачев под давлением консерваторов отказался от поддержки этой программы. Ее так и не удалось реализовать.
Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики. Советский Союз был обречен. После неудачной попытки ГКЧП вернуть прежние порядки СССР развалился с удивительной легкостью. Правопреемником СССР стала Россия, которая решительно повернулась к рынку. Ей и пришлось в 90-е годы вытаскивать экономику страны из пропасти.
Проблема Восток-Запад
В международных отношениях
2.1. Советско-американские отношения. На новом этапе советской дипломатии двусторонние отношения между государствами успешно развивались с помощью ежегодных личных встреч М.С. Горбачева с президентами США (1985г. - в Женеве; 1986 - в Рейкьявике; 1987 - в Вашингтоне, 1988 - в Москве, 1989 - на Мальте).
Результатом переговоров стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская - 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей между СССР и США.
2.2. Курс на разрядку. СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению (в том числе о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.)
В мае 1987 г. страны-участницы Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их военных организаций (распущен был лишь ОВД). В 1989 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в 1989-1990 гг., по которому численность армии уменьшалась на 500 тыс. человек, а расходы на оборону - на 14,2%. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты (без учета французских и английских ракет) средней и меньшей дальности, причем они уничтожались и не могли быть перебазированы в другие регионы. СССР ликвидировал также часть ракет средней дальности в Сибири, на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая.
После этого СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имел ядерное превосходство. Свидетельством нового подхода к международным делам стало согласие СССР на объединение Германии (1990 г.).
2.3. Экономические связи со странами Запада. Сложное экономическое положение заставляло руководство СССР искать экономической помощи и политической поддержки у стран большой семерки (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).
Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для нормализации отношений с нетрадиционными партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано в развитии технико-экономических связей, надеясь получить кредиты и технологии.
2.3.1. Гуманитарные контакты.Западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В январе 1989 г. СССР подписал Венскую декларацию СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с международными. Был принят Закон о свободе совести и религиозных организаций, указ о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.
Европы
3.1. Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы. Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, СССР продолжал следовать принципам социалистического интернационализма. С 1986-1989 гг. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составлял почти 56 млрд. инвалютных рублей (свыше 1% валового национального продукта). 47% этой помощи приходилось на долю Кубы. Советское руководство с целью сохранения содружества продолжало сотрудничество даже руководителями ГДР и Румынии, неодобрительно относившимися к перестройке в СССР.
В конце 80-х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В результате резко сократились возможности советского давления на реформаторское движение и вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских странах. Прекратилась активная политика СССР в отношении этих стран и, наоборот, усилилась и расширилась американская поддержка реформистских сил в Восточной Европе.
3.2. Распад социалистического лагеря. В конечном итоге советский внешний фактор сыграл решающую роль в развитии антикоммунистических революций в данном регионе, направленных против существовавших политических режимов. В 1989-1990 гг. произошли бархатные революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии.
В 1990 г. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в состав ФРГ. Радикальные изменения в странах Восточной Европы стали одним из факторов окончания холодной войны. Разрыв традиционных экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионУ Вуход СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
СССР и страны третьего мира
4.1. Разблокирование региональных конфликтов. Советская дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.
СССР отказался от поддержки диктаторских режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.
Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые последствия. С одной стороны, он способстовал началу поисков национального согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им помощи заметно ослабили геополитический позиции СССР в регионах мира. В то время, как США, преследуя собственные интересы и используя экономические преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на освобождавшееся геополитическое пространство в странах третьего мира.
4.2. Конец войны в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В 1987 г. в ходе переговоров М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.
15 февраля 1989 г. вывод войск завершился. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых.
4.3. Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем, для которого прекращение советского вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из Камбоджи. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М.С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г.
Выводы
5.1. За годы перестройки и нового политического мышления произошло ослабление международной напряженности, и, в первую очередь, противостояния СССР и США. Инициатива прекращения холодной войны принадлежала Советскому Союзу.
5.2. Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии осажденной крепости, отказ от упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности.
5.3. Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.
5.4. Однако внешнеполитический курс М.С. Горбачева не был прямым и легким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство СССР идти на уступки Западу, в надежде получить финансовую помощь и политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций СССР, утратившего в конце 80-х гг. положение сверхдержавы.
5.5. Подобная политика встречала усиленное недовольство и даже сопротивление со стороны определенных кругов общества. Основательно подорвала внутриполитические позиции Горбачева и потеря господствующего положения СССР в Восточной Европе, а также уход из третьего мира.
Обстановка в России после Февральской революции 1917 года. Первые действия временного правительства.
Победа Февральской революции в России привела к кардинальным изменениям в государственном строе. Уже в ходе революции 27 февраля 1917 г. императором был издан указ о перерыве в заседаниях Государственной Думы и Государственного Совета.
В этот же день Совет министров, послав императору просьбу о своей коллективной отставке, перестал существовать. 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Тот, отказавшись принять престол, Манифестом от 3 марта 1917 г. предоставил право решить вопрос о форме власти в России будущему Учредительному собранию. Монархия в России перестала существовать.
После победы Февральской революции в России установилось двоевластие, когда после падения самодержавия на политической арене оказались два самостоятельных органа власти – Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.
Временное правительство было образовано 2 марта 1917 г. по соглашению между Временным Комитетом и Петроградским Советом.
Временное правительство, связанное рядом обязательств с Петросоветом, объявило полную политическую амнистию; провозгласило основные права и свободы граждан; равноправие солдат с гражданами; отмену всех сословных, религиозных и национальных ограничений; создание вместо полиции народной милиции; начало подготовки к созыву Учредительного собрания.
С февраля по июль 1917 г. Временное правительство осуществляло высшую власть совместно с Петроградским Советом.
За время своей деятельности Временное правительство сформировало и включило в свой состав: Министерство труда, Министерство продовольствия, Министерство государственного призрения, Министерство по делам вероисповеданий и др. Создавались новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание. Совещание по реформе местного самоуправления. Были упразднены жандармерия, полиция и Управление по печати.
Правительство испытывало ряд политических кризисов, которые приводили к формированию коалиционных правительств: 2–3 мая, 24 июля и 25 сентября 1917 г. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет) стал конкурентом Временного правительства в борьбе за власть.
В первые дни революции стали создаваться Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На Всероссийском совещании Советов в марте – апреле 1917 г. была определена территориальная система Советов: областные, губернские, уездные, районные объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). В деятельности Советов действовали принципы выборности, коллегиальности, сменяемости членов и др. Советы располагали собственными вооруженными формированиями: милицией и Красной гвардией. В экономической сфере в ходе революции Советы установили рабочий контроль на предприятиях, ввели восьмичасовой рабочий день, регулировали земельные отношения.
В июне 1917 г. прошел I Всероссийский съезд Советов. Эсеро-меньшевистское большинство в целом выразило поддержку правительству. Большевики же требовали передачи всей власти Советам.
После февральской революции 1917 г. в России установилось двоевластие, когда после падения самодержавия на политической арене оказались два самостоятельных органа власти: Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Советы на местах.
В стране функционировали два правительства. Областные, губернские городские, уездные и волостные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов составили систему органов, претендовавших на исполнительную власть. Временное правительство, его уездные и губернские комиссары, земства, Городские Думы и управы, местный правительственный аппарат составляли другую систему органов. В приоритетном положении оказалась система, возглавляемая Временным правительством, потому что у него были опытные кадры, связи, знания, поддержка зарубежных стран и отечественного капитала и т.д.
Отношения между Временным правительством и Петроградским Советом колебались от сотрудничества до соперничества.
После неудачной попытки Петросовета 4–5 июля установить единовластие, ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦК Всероссийского совета крестьянских депутатов 9 июля объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства. Таким образом, Временное правительство сосредоточило в своих руках высшую законодательную и исполнительную власть.
Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 марта, а затем в обращении к гражданам России 6 марта. В этих документах провозглашался курс на широкую демократизацию страны и подготовку выборов в Учредительное собрание на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.
Правительство отменило смертную казнь и военно-полевые суды. Был узаконен разгром народными массами аппарата полиции, политического надзора, сыска, арест членов царского Совета министров. Упразднялись каторга и ссылка, объявлялась амнистия «всех страдальцев за благо Родины». 12 апреля был принят закон о свободе собраний и союзов.
Обязанности местной администрации (генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников) возлагались на председателей губернских и уездных земских управ, получивших ранг комиссаров Временного правительства. Правительственные комиссары были направлены и в действующую армию, где они занимались укреплением дисциплины и власти офицеров.
Вместе с тем Временное правительство провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права». Это выражалось в сохранении большинства старых государственных учреждений, действия основных положений 16-томного свода законов Российской империи.
В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских и удельных земель, составляющих собственность царской фамилии. Одновременно было отдано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в аграрных беспорядках. 19 марта правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило самочинные захваты земли противозаконными. В апреле был издан закон «Об охране посевов», гарантировавший землевладельцам возмещение убытков в случае народных волнений. В целях подготовки материалов по аграрному вопросу для Учредительного собрания создавалась система земельных комитетов.
Столь же неспешными и ограниченными были меры по рабочему вопросу. Временное правительство под давлением пролетариата одобрило в апреле закон о фабрично-заводских комитетах и объявило о начале разработки законопроектов о профессиональных союзах, продолжительности рабочего дня, охране труда, страховании и т. п. Вновь образованное министерство труда пыталось регулировать взаимоотношения между трудом и капиталом. Министерство продовольствия было призвано обеспечивать поддержание твердых цен на продукты питания и перераспределение продовольственных запасов. Все это было бы шагом вперед до февральских событий, сейчас же рабочие справедливо считали проводимые преобразования запоздалыми и недостаточными. Пролетариат и его организации шли гораздо дальше в своих требованиях.
Петроградский Совет добился в марте введения на предприятиях столицы 8-часового рабочего дня; этому примеру последовали Советы в Москве, Харькове и других промышленных центрах страны. Правительством же так и не был принят закон о 8-часовом рабочем дне. Более того, оно усмотрело в этом требовании еще один шаг к усилению разрухи в экономике. Зато без колебаний проводило реформы, расширяющие свободу действий фабрикантов и заводчиков (разрешение на открытие явочным порядком акционерных обществ, политика протекционизма и финансовых льгот по отношению к частному предпринимательству и т. п.). Одним из первых актов Временного правительства было подтверждение всех кредитных обязательств царизма, а также казенных заказов.
Некоторые меры были осуществлены в области межнациональных отношений. 20 марта правительство приняло закон «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Для всех граждан провозглашались одинаковые права при поступлении на государственную службу и в учебные заведения, для передвижения и жительства, приобретения собственности, занятия торговлей и ремеслом, участия в акционерных и других обществах. Закон разрешал также употребление родного языка в частных учебных заведениях, частично — в делопроизводстве. Были сняты со своих постов наиболее одиозные фигуры царской администрации в национальных районах.
17 марта Временное правительство опубликовало декларацию, в которой объявило о согласии на создание в будущем независимой Польши (в то время полностью оккупированной германскими войсками) при условии, что она будет находиться в «свободном военном союзе» с Россией. Обсуждение национально-политических требований других народов бывшей империи откладывалось до Учредительного собрания. Под влиянием этой медлительности центральной власти национальные движения на местах продолжали оформляться организационно, среди их участников крепли сепаратистские настроения. На Украине представителями различных политических сил учреждена Центральная Рада; прошли организационные собрания и съезды мусульман России; заметно усилились национальные партии в Закавказье и Средней Азии.
Тем временем выборы в Учредительное собрание затягивались. Обычного в таких ситуациях срока (три-четыре месяца) новой власти хватило лишь на учреждение Особого совещания по составлению проекта избирательного закона. Как писал впоследствии кадет В. Д. Набоков, «если бы Временное правительство чувствовало подлинную реальную силу, оно могло бы сразу объявить, что созыв Учредительного собрания произойдет по окончании войны». Но такая сила отсутствовала, и власти прибегли к тактике проволочек.
2. Апрельский кризис Временного правительства. Первый Всероссийский съезд Советов и развитие ситуации в стране к лету 1917 года.
Свержение самодержавия лишь на некоторое время успокоило народные массы. Страна по-прежнему находилась в глубоком кризисе. Очень скоро Временное правительство столкнулось с неразрешимыми проблемами, что привело к возникновению Апрельского кризиса.
Причины и повод Апрельского кризиса
Одной из главных причин, приведших страну к Февральской революции, была Первая мировая война. Подавляющее большинство населения настойчиво требовало прекратить войну.
С пришедшим к власти Временным правительством многие связывали наступление долгожданного мира. Но 6 марта 1917 г. в правительственной программе появился ряд дополнений. В одном из них правительство заявляло, что одной из главных задач остается доведение войны до победного конца.
Ситуация осложнялась тем, что в стране существовало двоевластие. Формально власть принадлежала Временному правительству, но фактически - Исполнительному комитету Петроградского Совета. Большинство в нем составляли эсеры и меньшевики. Позиция Петроградского Совета в глазах простых солдат выглядела предпочтительнее. 14 марта он издал Манифест "К народам мира", в котором было объявлено, что Россия ведет сугубо оборонительную войну.
В Манифесте содержался призыв ко всем странам, призывающий немедленно заключить мирный договор без аннексий и контрибуций. Временное правительство было вынуждено согласиться с этим требованием в опубликованной 27 марта Декларации о целях России в войне, в которой в обтекаемых и осторожных формулировках повторило положения Манифеста. Но Совет требовал донести это заявление до союзников. К тому же Декларацию не подписал П. Н. Милюков.
Апрельский кризис
Союзники России были встревожены обострившейся борьбой между правительством и Советом. Устные заверения Милюкова о верности России союзническому долгу не могли успокоить иностранных послов. 18 апреля к союзникам была отправлена Нота Милюкова. Через два дня она была опубликована в "Вестнике Временного правительства". Вопреки ожиданиям народа Милюков заверял союзников, что Россия придерживается всех обязательств и будет продолжать войну до победы.
Эта публикация была встречена с огромным негодованием. Наибольшую ярость она вызвала среди солдат, которые считали, что мир уже практически заключен. Случаи дезертирства и отказа от выполнения приказов стали массовым явлением. Сразу же после появления Ноты в печати перед резиденцией Временного правительства (Мариинский дворец) собралась большая толпа вооруженных солдат, настойчиво требующих отставки министров.
Петроградский Совет занял выжидательную позицию. Не осмеливаясь взять власть в свои руки, члены Совета поддержали требование об отставке Милюкова и Гучкова. Активную пропагандистскую деятельность развернули большевики. Они прямо призывали к свержению Временного правительства. Ленин признавал, что выступление носило стихийный характер, а большевики лишь примкнули к нему. Однако известен один из главных организаторов выступления.
Вольноопределяющийся Ф. Ф. Линде первым вывел на улицу Финляндский полк, к которому вскоре присоединились другие солдаты. После обеда рабочие демонстрации были организованы по всему Петрограду. Среди требований об отставке министров появились лозунги "Долой Временное правительство". Это воззвание исходило целиком от большевиков. Демонстранты находились у Мариинского дворца до самого вечера, пока не прибыли представители Петроградского Совета, которые уговорили солдат разойтись.
На экстренном вечернем заседании собрались члены правительства и Совета. После долгого обсуждения было решено опубликовать разъяснения по поводу Ноты Милюкова. 21 апреля столицу наводнили толпы людей, которые требовали передачи всей власти Петроградскому Совету. Им противостояли защитники Временного правительства. Начались беспорядки и вооруженные столкновения. Против демонстрантов были выдвинуты войска, но солдаты отказались выполнять приказ. Появилась реальная угроза начала гражданской войны.
По воспоминаниям Гучкова, Временному правительству подчинялось лишь "три с половиной тысячи надежных войск против ста с лишним тысяч солдат остального гарнизона". Большинство Петроградского Совета не захотело обострять конфликт. После обсуждения разъяснений Ноты Милюкова была принята резолюция о доверии Временному правительству. На нескольких общих заседаниях обсуждались пути выхода из кризиса.
Решающим считается заседание 24 апреля. На нем было решено создать коалиционное правительство с участием социалистов. 30 апреля подал в отставку Гучков. Милюков некоторое время пытался сохранить свой пост, но 3 мая также сложил с себя все полномочия. Через два дня было образовано коалиционное правительство (10 представителей буржуазных партий, 6 социалистов).
Итоги Апрельского кризиса
Апрельский правительственный кризис привел к образованию нового правительства. Отставка двух влиятельных министров и приход к власти социалистов на некоторые время успокоил народные массы. Но главная причина кризиса была не устранена. Война продолжалась и грозила новыми, еще более серьезными потрясениями.
Первый всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов проходил с 3 (16) июня по 24 июня (7 июля) в Петрограде в здании I кадетского корпуса на Васильевском острове. Всего было избрано 1090 депутатов, в том числе 285 эсеров, 248 меньшевиков, 105 большевиков, 32 меньшевика-интернационалиста и др. Основное внимание на съезде было уделено вопросам о правительственной власти и отношению к Первой мировой войне. Съезд избрал постоянно действующий орган – Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов рабочих и солдатских депутатов (ВЦИК), председателем которого был избран меньшевик Н. С. Чхеидзе. По итогам съезда было принято решение поддерживать министров-социалистов в правительстве и продолжать «революционную войну» без аннексий и контрибуций. Против выступила партия большевиков, В. И. Ленин назвал эсеров и меньшевиков «соглашателями» и призвал передать всю власть советам. Советская историческая традиция приписывает В. И. Ленину произнесение на съезде крылатой фразы «Есть такая партия». Во время съезда состоялась демонстрация, организованная Съездом Советов, которая прошла, вопреки ожиданиям, под большевистскими лозунгами.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 225.