Методы построения экспозиций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Иногда он воспроизводит интерьер усадьбы или фрагмент природной среды, а иногда определенным расположением предметов экспозиционеры стремятся раскрыть какой-то сюжет или, например, наглядно продемонстрировать многообразие форм и других характеристик однородных предметов.

В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. Этим методам соответствуют систематическая, ансамблевая, ландшафтная и тематическая экспозиции.

Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали систематические экспозиции. Их появление в конце XVIII – первой половине XIX вв. было связано с бурным развитием процесса дифференциации в сфере науки и созданием профильных музеев. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства. Основная структурная единица систематической экспозиции – типологический (системный) ряд; он позволяет показать биологическую, технологическую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естественнонаучных, научно-технических, археологических и этнографических музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей.

Примерно с середины XIX в. в этнографические экспозиции, построенные на основе систематического метода, стали включаться ансамбли, получившие в музейном обиходе название «жизненные комплексы», потому что они стремились отразить реальные связи между предметами. Таковыми были, например, этнографические комплексы «жилище», «мастерская», «сенокос», «свадьба», которые наглядно демонстрировали домашнюю обстановку, трудовой процесс, праздничные и религиозные ритуалы, при этом музейный предмет показывался как бы в среде своего бытования. В конце XIX – начале XX вв. в Западной Европе появились первые экспозиции, состоящие исключительно из ансамблей. Это были экспозиции музеев под открытым небом.

Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры – дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее примером могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях не только гуманитарного, но и естественнонаучного профиля.

Структурной единицей ансамблевого показа является экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытования музейных предметов. Он может состоять из различных экспонатов – орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, изобразительных и письменных материалов. Поскольку в этом комплексе воспроизводятся реальные или типичные связи и отношения между предметами, по своему содержанию и в зрительном восприятии он представляет собой законченное целое.

При воссоздании художественной ансамблевой экспозиции в качестве связующего звена, которое позволяет объединить в единое целое картины, скульптуру, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, обычно выступают стилистические особенности экспонатов. По такому принципу построена, например, экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века» в Большом дворце Павловска (Ленинградская область). В ее 16 залах на основе литературных, документальных и изобразительных источников (картин, акварелей, рисунков) воссозданы наиболее типичные интерьеры усадебных и городских домов состоятельной части российского общества. Расстановка мебели, развеска картин и портретов, размещение предметов из фарфора и бронзы строго продуманы, подчинены четкому ритму и единому стилю. Экспозиция позволяет проследить, как на протяжении столетия менялись условия жизни и художественные вкусы, представления о красоте и уюте.

В мировой музейной практике именно ансамблевые экспозиции получили наибольшее распространение, поскольку они легко воспринимаются посетителями, вызывают непосредственный интерес и оказывают сильное эмоциональное воздействие. Многие музеи почти все свои экспозиционные площади используют под воспроизведения жилых и производственных интерьеров.

Параллельно с ансамблевыми формировались и ландшафтные экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица – биогруппы и ландшафтные диорамы.

Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественно-научных музеях в середине XIX в. Биогруппа(биологическая группа) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира.

Тематической называют экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет, проблему, создает музейный образ отражаемых событий или явлений. В структурном отношении она представляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обосновано концепцией. В исторических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Основной структурной единицей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные материалы. В отличие от систематической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или типичные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сторона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.

Следует иметь в виду, что все перечисленные методы экспонирования нередко интегрируются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от многих факторов, в том числе от профиля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспозиционных площадей.

 

Ведущий методист Ставропольского государственного музея-заповедника Елена Николаевна Елагина



Интерактивные истории музея

Интерактивные экскурсии и лекции с показом предметов из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника, проведением игр, выполнением заданий индивидуально или в группе (кроссворды, викторины, раскраски и пр.) проводятся для малых групп (10-15 чел.).

Интерактивная экскурсия «Чей нос лучше?» (7+) проходит в зале открытого показа фондов (зоология) (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Экскурсовод показывает птиц и млекопитающих с необычной формой носа и объясняет, почему он такой. Затем вниманию детей предлагаются фотографии носа муравьеда, клювов колпицы, пеликана, колибри, фламинго и др. Детям надо угадать птиц и животных, найти их чучела в экспозиции и вспомнить назначение особой формы носа или клюва.

Интерактивная экскурсия «Цветик-семицветик» (7+) проходит в зале минералогии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Экскурсовод расскажет о полезных ископаемых Ставрополья. Затем экскурсантам будет предложено найти в экспозиции минералы, цвет которых соответствует лепесткам цветика-семицветика (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135, зал минералогии)

Интерактивная экскурсия «Рекордсмены животного мира» (7+) проходит в зале зоологии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Экскурсовод покажет животных-рекордсменов по скорости движения, росту: самый быстрый, самый большой, самый глубоко ныряющий (сокол-сапсан, белый медведь, императорский пингвин и др.). В ходе викторины дети вспоминают названия и особенности животных.

Интерактивная лекция «Популярная археология» (8+) проходит в зале археологии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135) возле импровизированного раскопа. Участники лекции получают ящички с песком и кисти, как инструменты археолога с помощью которых будут обнаружены фрагменты древнего предмета. Сотрудник музея научит проводить раскопки и поможет разгадать тайну находки.

Интерактивная экскурсия «Ставропольские крестьяне в XIX – начале XX веков» (8+) проходит в зале этнографии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Экскурсовод покажет крестьянские костюмы и предметы быта, расскажет об особенностях жизни, занятиях людей. У экскурсантов будет возможность погладить ткать рубелем, «поработать» ручной маслобойкой, косой и другими предметами, вышедшими из употребления в современной жизни.

Интерактивная лекция «Летописец Ставропольской земли» (8+) проходит в главном здании музея-заповедника (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135) с показом 15 – 20 коллекции рисунков художника В. Клёнова, основателя первой художественной школы в Ставрополе. Рисунки расскажут о Большом Ставропольском и Невинномысском каналах, о Ставрополе военного периода и других периодах истории Ставрополья.

Интерактивная лекция «Алтын, полушка и другие…» (9+) проходит в главном здании музея-заповедника (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135) в зале истории. Сотрудник отдела фордов покажет подлинные монеты Боспорского царства, Византии; Сасанидских правителей VI в. н.э., клад золотоордынских серебряных монет XIV века; русские «проволочные» деньги XIV-XVII веков, клад из 795-ти пятикопеечных монет времён Екатерины II; бумажные денежные знаки территориальных северо-кавказских выпусков времен интервенции и Гражданской войны 1918 – 1920-х годов. В завершение лекции слушатели поработают с муляжами старинных монет.

Интерактивная лекция «Карнавал бабочек» (9+) проходит в экспозиционном зале отдела природы (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135) и знакомит с видами бабочек нашего региона. Лектор покажет коллекцию, в которой 150 дневных и ночных бабочек и расскажет о них. Слушатели получат цветные принты с изображением бабочек и с помощью таблицы определят название вида бабочки и получат дополнительную информацию о ней.

Интерактивная лекция «Визит к фотографу»(9+) посвящена традиции коллекционирования фотографий и проходит в главном здании музея-заповедника (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135) с показом коллекции старинных фотографий (около 30 ед.) конца XIX – начала XX века. Под руководством научного сотрудника музея можно будет рассмотреть на фотографиях некоторые малозаметные, но удивительные детали. Фотографии интересны тем, что изображают людей разных сословий в прошлом и сопровождаются памятными подписями. В ходе лекции будут даны рекомендации по хранению старых семейных фотографий.

Интерактивная лекция «Военные треугольники» (10+) проходит в главном здании музея-заповедника, в зале истории (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135) с показом музейной коллекции, находящейся в фондах. Слушатели познакомятся с эпистолярным жанром времен Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Около 30 подлинных писем участников событий и мастер-класс по складыванию письма в форме треугольника помогут воссоздать картину военного лихолетья.

Интерактивная лекция «Что в имени твоем?»(10+) проходит в зале открытого показа фондов (зоология) (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Экскурсовод покажет медведя, зимородка, пеликана, других животных и расскажет, как их названия связаны с особенностями внешнего вида или поведения. В ходе викторины детям предлагается соотнести фотографическое изображение с музейными экспонатами и объяснить название животного.

Интерактивная лекция «Малахитовая шкатулка (потрогай минералы)» (10+) проходит в зале минералогии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Лектор достает из шкатулки горные породы и минералы, обладающими особыми свойствами. Каждый участник лекции сможет взять их в руки и проверить их свойства. Насколько запомнились названия, свойства, применение минералов и горных пород поможет проверить викторина.

Интерактивная лекция «Колокольчик звонкий»(10+) проходит в главном здании музея-заповедника, в зале истории (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Коллекция поддужных колокольчиков (показ около 20 ед.) из собрания Ставропольского государственного музея-заповедника рассказывает о русской почтовой службе, знаменитых валдайских колокольчиках и надписях на них и значении этих надписей.

Интерактивная экскурсия «Ставрополье – родина слонов» (11+) проходит в зале палеонтологии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Экскурсовод расскажет об животных, обитавших на нашей Земле в доисторический период, покажет уникальные скелеты южных слонов, которые были найдены на территории Ставропольского края и представлены в палеонтологической экспозиции музея. Буклет-путеводитель с кроссвордами по материалам экспозиции поможет узнать о разных видах слонов.

Интерактивная экскурсия «Гигантская ракушка, или Ловушка смерти» (11+) проходит в залах палеонтологии и зоологии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Экскурсовод расскажет о моллюсках и других обитателях Древнего Сарматского моря. Экскурсантам будут предложены буклеты с заданиями. Разгадать их можно опираясь на рассказ экскурсовода и используя материалы экспозиций.

Интерактивная лекция «Из истории предприятия «Кисловодский фарфор «Феникс» (11+) проходит с показом около 30 предметов из коллекции кисловодского фарфора в главном здании музея-заповедника, в зале истории (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Лектор расскажет о производстве фарфора, специфике формообразования, художественных особенностях изделий. В завершение лекции слушателям будут предложены цветные принты с изображением элементов коллекционных изделий: можно будет попробовать себя в роли художника по росписи фарфора.

Интерактивная лекция «Memoru» (11+) проходит в зале археологии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Перед участниками раскладываются карточки, на обороте которых фотографии музейных экспонатов с разных ракурсов. Задача участников состоит в поиске фотографий одного и того же предмета и нахождении его экспозиции. Сотрудник музея расскажет о предмете, его датировке, культурной принадлежности, назначении и другие интересные факты.

Интерактивная экскурсия «Добрых дел мастера» (12+) проходит в зале этнографии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135) и знакомит с историей ремесел на Ставрополье. Экскурсанты увидят инструменты ремесленников не только в экспозиции, но и в производственном процессе. Аудиовикторина расширит представления об инструментах и поможет запомнить их названия и применение.

Интерактивная экскурсия «В пещере горного короля» (12+) проходит в зале минералогии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Краткий рассказ об экспонатах зала минералогии познакомит с названиями, свойствами минералов и горных пород. Экскурсанты узнают об использовании их человеком. Викторина позволит закрепить новые знания в игровой форме.

Интерактивная экскурсия «Тринадцать скелетов на сундук мертвеца» (13+) проходит в зале археологии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135) в форме командной игры. Экскурсанты получают карту с зашифрованным маршрутом. Сопровождаемые рассказом экскурсовода, они постигнут 13 тайн и откроют археологический сундучок.

Интерактивная экскурсия «Что нам стоит дом построить?» (13+) проходит в зале этнографии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Экскурсовод рассказывает о быте кочевников, горцев, крестьян-переселенцев и городских жителей. Далее команды экскурсантов получают буклет с кроссвордами, которые смогут разгадать, используя материалы экспозиции.

Интерактивная экскурсия«История российских наград» (13+) проходит в главном здании музея-заповедника (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135) в зале истории с показом предметов нумизматики (около 30 ед.). Лектор расскажет о появлении первых наград: медалей и орденов, о советских наградах, наградной системе современной России.

Лекция «Историю рассказывают деньги» (14+) проходит в главном здании музея-заповедника (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135) в зале истории с показом фондовых коллекций. Сотрудник отдела фондов покажет подлинные монеты Боспорского царства, Византии; Сасанидских правителей VI в. н.э., клад золотоордынских серебряных монет XIV века; русские «проволочные» деньги XIV-XVII веков, клад из 795-ти пятикопеечных монет времён Екатерины II; бумажные денежные знаки территориальных северо-кавказских выпусков времен интервенции и Гражданской войны 1918-1920-х годов

Интерактивная лекция «Алгоритм Цицерона»(14+) проходит в зале археологии (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135). Игроки получают возможность визуально исследовать древние предметы и должны угадать их назначение. Лектор расскажет о каждом из предметов: уточнит датировку, культурную принадлежность, особенности использования. Лекция проходит в увлекательной форме благодаря состязательному моменту

Интерактивная лекция «Радуга меха. О пушных зверях Ставрополья» (14+) проходит в главном здании музея-заповедника (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135) с показом коллекции шкурок пушных зверей (около 30 ед.) и рассказом о пушном звероводстве. Слушатели смогут не только полюбоваться мехом черно-бурой лисы, лисы-огнёвки, но и познакомиться со схемами скрещивания животных с целью получения оттенков меха.

Интерактивная экскурсия «Индийский вояж Гречишкина» (6+) проходит в зале зарубежного искусства Картинной галерее пейзажей П.М. Гречишкина. Экскурсовод знакомит посетителей с бытом и традициями индийской культуры через картины и дневники художника. Экскурсанты могут принять образ индийской невесты и потанцевать, порисовать традиционные индийские мандалы. Шуточный мини-тест по мотивам путевых заметок П.М. Гречишкина завершит экскурсию.

Интерактивная экскурсия «Жемчужина Сибири – Байкал» (11+) проходит в Картинной галерее пейзажей П.М. Гречишкина.  В ходе экскурсии рассказывается об истории и природных особенностях озера Байкал, его месте в творческой судьбе художника П. М. Гречишкина. Экскурсовод научит видеть и распознавать в пейзажах, какой именно ветер, бурхан, или калтыгей гонит волны и многое другое. Экскурсия включает просмотр видеофрагментов из кинохроники путешествий П. М. Гречишкина на Байкал.



История в выставках

(октябрь 2018 года)

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 602.